pakt
23-10-2015 18:35 интересная книжка будет
Как известно, именно психиатрия взяла на себя роль самого объективного оценщика поступков человека. Она же претендует и на роль последней инстанции в оценке его помыслов.На первый взгляд, психиатрия кажется недурным арбитром религии и религиозности, но это впечатление обманчиво. Дело в том, что очень многое в жизни и культуре человека она, не задумываясь, клеймит как «патологию».

Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор.

W. Hellpach строго заявляет, что «религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке. Он распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни» (W. Hellpah. Die geistien epidemien Frankfurt am Main: Rutten & Loening, 1907).

Другой классик психиатрии E. Kraepelin отмечает: «У больных, при религиозном направлении мыслей под влиянием «откровений» дело может дойти до бреда пророчества, до представления, что они избранники божии и мессии, причем обнаруживается стремление совершать публичные богослужения, приобретать сторонников» (цит. по книге Пашковского В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями, 2006).

Р. Крафт-Эбинг (не нуждающийся в представлении и рекомендациях) рассматривал все основные религиозные проявления как «бред о таинственном соединении с богом», «чувственный бред религиозно-мистического характера» и не допускал никакого другого происхождения религиозной веры, кроме патологического.

Столпы русской школы (В. П. Сербский, С. С. Корсаков) для характеристики религиозных проявлений использовали только клиническую терминологию.

В. П. Сербский вообще «сгреб» все вопросы веры под термин paranoia religiosa (религиозное помешательство), отметив, что «в сфере восприятия начинают доминировать галлюцинации, содержащие лики Христа, святых, возникают слуховые галлюцинации, повествующие больному о его высокой миссии, основным содержанием мышления становится религиозный бред о божественном призвании» (Сербский В. П. Психиатрия. Руководство к изучению душевных болезней, 1912).

При этом следует отметить, что никто из классиков почти никогда не выделяет «религиозную веру» в какую-то особенную категорию помешательств. Такого заболевания, как «религиозная вера», не существует. По клиническим меркам, это лишь одно из проявлений «бредообразующих аффективных психозов и галлюцинозов, типичных при фазофрениях, парафрениях и шизофазиях» (по Kleist). Иными словами, это симптом болезни, но не сама болезнь.

В зависимости от национально-культурной специфики среды обитания больного, этот симптом тяжелого поражения ЦНС может «окрашиваться в цвета» любой религии. К примеру, чукча, страдающий острой формой шизофазии, сконцентрирует свою страсть на крохотном боге Пивчунине, обитатель русского мира или католической Европы — на И. Христе, а житель Индии — на слонолицем Ганеше.

На этом мы закончим краткое изложение «классического взгляда». Как видим, фундаментальная психиатрия была не расположена разбираться с нюансами, а сразу и сурово «закрывала вопрос». По ее мнению, следует изучать не один из симптомов, а проблему шизофазии или парафрении в целом.

Категоризм классики мог бы лишить нас всякой свободы маневра, но, по счастью, ситуация изменилась. Сегодняшний статус «веры» позволяет использовать для ее изучения как параметры, так и логический инструментарий современной психиатрии. Веру можно поздравить. Всего за сто лет она сделала блестящую карьеру. От простого симптома — в отдельное явление.

Несложно заметить, что современная психиатрия не только приседает в реверансах перед верой, но порой и умиляется ей. Конечно, психиатрия «держит в уме» формулировки Сербского, Клейста и Крепелина, но дифференцирует проявления религиозной веры на «патологические» и «вполне здоровые», а иногда и даже «целительные».

Это умиление — еще одна загадка, которую мы попробуем разгадать в нашем кратком очерке. >>>>
Комментарии:
23-10-2015 18:38
Камрад
Пашо, я так... Чисто поинтересоваться... А чего тебя так эта тема волнует и бесит?

23-10-2015 18:56
мичман<br>в отставке
Terra я разве как-то дал понять, что волнует или бесит? Если и бесит, то как и любая навязчиво декларируемая деятельность - ну, не больше, чем веганство, например. Ну, раньше дураки социально ориентированные личности упарывались по кашпировскому, потом по курпатову, сейчас вот модно упарываться по православию - а как его избежать-то, общения с такими личностями? Остается только быть готовым )

23-10-2015 19:01
Камрад
pakt Ну типа дал понять тем, что постоянно что-то на эту тему постишь обличающее

23-10-2015 19:09
мичман<br>в отставке
Terra ну так что читаю, о том и вкладываю. Кроме литературно-исторической темы (а где литература с историей, там и религия - куда деваться), в общем-то, ничем и не интересуюсь больше. Басовскую слушаю, Быкова. Лекции Агранович вот послушал, про языческие корни русской сказки и всё такое. А до кучи аудиоблог "скептик" скачал, а там в основном про религию как раз, точнее критика конечно же, антирелигиозная. Ну вот так и совпало всё одно к одному.

23-10-2015 19:53
Камрад
pakt ну будем считать, что отмазался ; ))))

ять - нечего вз
сейчас вот модно упарываться по православию - а как его избежать-то, общения с такими личностями
Ну как избежать, если сам на эту тему плотно упарываешься больше месяца уже. Чуть ли ни каждый день по нескольку записей. Соседний постинг я было начал разбирать, но рукой махнул после "общаться вежливо и не провоцировать истерики". Вспомнив "пгм, тупые, шизофрения" и истерику "я ухожу". Смешно же. Действуешь как самые нелюбимые из церковников, только полярность другая.

Ну окей, мне в принципе конкретно с тобой тему закрыть труда не составит. Что разбираться в поповской жизни тебе не интересно, я понял, и что-то писал пока думал, что ты интересуешься. Нет так нет, мне ни тепло с того, ни холодно. Больше вызывать баттхерт церквушкой не буду.

23-10-2015 20:23
the_Dark_One кроме постов есть ещё что-то0

23-10-2015 21:12
мичман<br>в отставке
the_Dark_One плотно упарываешься больше месяца (пролистывает страницы дневника за месяц) шта? Это у тебя просто пригорело, оттого и кажется, что "упарываюсь плотно больше месяца". Месяц назад было видео про пидорское лобби, и вот сегодня-вчера. Собственно и всё.

пока думал, что ты интересуешься.

Я интересовался когда-то. После прочтённых "очерков бурсы" понял, что ну его нахуй, в выгребной яме ковыряться.
Кураева вполне хватает.

ять - нечего вз
Это не та тема, с которой у меня не пригорает, я как раз веротерпимый человек крайне. А вот ты выступаешь зачётно, в старые времена я б поглумился конечно.

23-10-2015 21:49
мичман<br>в отставке
the_Dark_One вот над этим поглумись http://www.svoboda.org/content/article/26970006.html

и вот этим http://www.ng.ru/faith/2015-05-27/6_ural.html

что там насчет "церковь не преследует инакомыслящих"? Какую отмазку выберешь - "перегибы на местах" или "всё врут"?

какое блять вообще дело этим полупокерам до неоязыческих культов, пусть даже там на самом деле они есть - нахуй бы они не пошли со своими доёбками?

про третирование учителей промолчу, т.к. мне уже этого одного за глаза достаточно, чтоб прибить все поползновения пгмнутых к образованию на корню.

отредактировано: 23-10-2015 22:00 - pakt


ять - нечего вз
Не-не, я ж тему закрыл. А то тебе общаться приходится.

23-10-2015 22:01
мичман<br>в отставке
the_Dark_One а, ты третий путь избрал - "божья роса". Окей, закрыли тему.

А вообще очень интересно за твоим ходом мысли наблюдать. Это ж надо было так мозги себе промыть, да ещё добровольно и с песней.

ять - нечего вз
Нет, просто божью росу больше с тобой не обсуждаю. Чот ты бесишсо.

23-10-2015 22:14
мичман<br>в отставке
the_Dark_One я бешусь, ага ) окей )

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть