Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
19-07-2004 21:06 Антиромантизм
Классицисты и модернисты всех мастей единодушны в осуждении романтизма. С художественной точки зрения эта неприязнь абсурдна, а потому нуждается в социологическом объяснении.

С "романтизмом" обычно ассоциируют следующие три установки:

1. Принятие чувств как высшей художественной ценности
2. Неприятие существующего мира как подавляющего чувства
3. Создание художественными средствами альтернативной реальности удовлетворяющей запросам чувств

Естественно, все эти установки существовали задолго до официального объявления о рождении романтизма и продолжают существовать после всех некрологов по нему, в т. ч. и в творчестве отъявленных антиромантистов.

Очевидным образом установки романтизма отражают смысл искусства как такового, поскольку:

1. Чувства, т. е. наши желания, стремления, потребности, являются высшей ценностью не только в искусстве, но и в жизни вообще. Все ценности искусства – ценности жизни.

2. Гармония в отношениях с миром несовместима с искусством. Тот кого целиком удовлетворяет мир – не будет искать в искусстве его замену.

3. Любое искусство есть создание воображаемой реальности. Даже если оно строго реалистично, "клонирование" реальности в художественном произведении уже есть конструирование виртуального мира.

Таким образом, возражения против романтизма есть возражения против искусства-вообще, которые крайне странно слышать из уст деятелей искусства.

Естественно, за этими возражениями не может стоять никаких вменяемых аргументов. Чаще всего апеллируют к истории. Вы разве не знаете что ещё в XIX в. романтизм уступил место реализму? Нет, я знаю другое. Что, например, современниками Достоевского и Толстого были Тютчев и Фет. Что смена стилистических вывесок и искусствоведческих теорий не имеет ничего общего с реальной творческой жизнью, подчиняющейся непреходящим художественным принципам.

Или другой расхожий довод. Романтизм-де не уважает хороший стиль. Лишь бы чувства излить, а как неважно. Интересно, встречали ли вы хоть одного романтиста который изъявлял столь нелепое мнение. Может, не стоит приписывать оппонентам свои пренебрежительные представления о них? Как будто среди классицистов или модернистов халтурщиков меньше.

Антиромантизм – идеология власти, общегражданской и внутрилитературной.

Романтик социально опасен, поскольку его недовольство миром имеет следствием не только эскапизм, но и социальный протест. Поощрять романтизм невыгодно для любой власти, а тем более – для тоталитарной. Реализм (читай "антиромантизм") советской идеологии искусства, даже без приставки "соц-", есть выражение тоталитаризма советского общества. Псевдодемократический арт-истеблишмент последних полутора десятилетий воспитан на тех же самых тоталитарных принципах и продолжает проводить их в жизнь, хотя и и позицинирует себя как оппозицию советской культуре.

Антиромантизм – идеология бывшего искусства. Исчерпавшие творческий потенциал, погрязшие в бытовухе, успокоенные достигнутым социальным положением деятели, пользуясь своим статусом, объявляют такое состояние дел художественной нормой, а подлинное искусство, практикуемое более молодыми или менее удачливыми в карьерном отношении, инфантилизмом и дилетанством.

Антиромантизм – идеология варваров. Раскрытие чувств – раскрытие слабостей. Варвары спекулируют на этом аспекте, в том числе варвары внутри искусства. Они не просто подменяют критику произведений критикой авторов, но вообще игнорируют художественную сторону дела. Легко выяснив что автор дегенерат они объявляют дегенеративными и его произведения.

Романтизму может быть противопоставлен только один аргумент, но именно его почему-то оставляют без внимания. По мере улучшения общества, исправления пороков социальной системы, степень неприятия мира, а следовательно приятия искусства, снижается. Идеальное общество – общество без искусства (не потому что искусство запрещено, а потому что в нём нет нужды). Но такое общество – утопия. Это общество в котором реализованы все человеческие мечты, в котором нет смерти, старости, болезней, бедности, одиночества, неразделённых чувств. Такого общества никогда не будет, поэтому искусство будет всегда. Романтизм безусловно нуждается в перманентном реформировании сообразно требованиям времени, что выражается главным образом в смягчении накала противоречий между Я и миром. Но идеология антиромантизма предполагает что рай уже наступил, что индивид и окружающая его реальность находятся уже в идеальной гармонии.
Закрыть