08:23 20-04-2018
Never »
Два типа культуры
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия и художественного творчества: "аполлоническое " и "дионисическое".
В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис — противоположные символические типы. Аполлон — это небесное, солнечное существо, сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало; он —источник света, носитель божественного откровения: "Аполлон как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее". Дионис же, напротив — олицетворение земного, бог плодородия, покровитель растительности, земледелия, виноградной лозы и виноделия. Дионис — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. "Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз человека с человеком: сама отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном — человеком".
Чтобы показать, в чем состоят различия "аполлонического" и необходимо обратиться к дионисического начал культуры, понятиям и принципам, образным выражением которых выступают боги Аполлон и Дионис.
Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — "полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов", то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, "в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость "иллюзии", вместе со всей ее красотой". Дионис символизирует ужас и восторг: "чудовищный ужас", охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и "блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы", когда нарушен принцип индивидуализма, "разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и "дерзкой модой".., каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним".
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность
ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как "аполлоническое" и "дионисическое". Эти начала прорываются из самой природы "без посредства художника-человека". Человек в концепции Ф. Ницше - только "подражатель" и проводник имеющихся в природе сил: "...каждый художник является только "подражателем" и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, ... одновременно художником и опьянения и сна". С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).
"Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.
Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как рашичие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: "аполлонического" и "дионисического". Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, ".. как рождение стоит в зависимости от двойственности полов при непрестанной борьбе и лишь периодически наступающем примирении.
15:37 24-03-2017
Never »
Принципы системного подхода в методике преподавания мастерства актера
Тезисы
Принято считать, что целью преподавания дисциплины “Мастерство актера” является индивидуальное обучение студента профессиональным навыкам актера драматического театра и кино. При такой формулировке основной цели учебного процесса упускаются из вида несколько важных обстоятельств.
Во-первых, профессиональный актер на сцене работает в составе артистической группы, результат работы которой – успех или неудача постановки, определяется взаимодействием участников спектакля в большей мере, нежели индивидуальными качествами артистов.
Во вторых, при оценке качества подготовки актера следует учитывать не только (или не столько) индивидуальные навыки и особенности, но и способность применить их в совместной работе в качестве участника артистического ансамбля.
В третьих, исходя из приведенного ранее, целью и смыслом методической работы в курсе “Мастерство актера” следует принять создание полноценного репертуарного спектакля вместо одно – двукратного показа “дипломных” спектаклей.
Общеизвестно, что “дипломные” спектакли пользуются особой благосклонностью театральной публики, которая за обаяние молодости охотно прощает огрехи и недочеты как в изображении отдельных персонажей, так и постановки в целом. Нерастраченная энергетика начинающих профессиональную карьеру актеров обычно с лихвой покрывает изъяны постановки и награждается щедрыми аплодисментами друзей и родственников дипломантов.
При всем уважении к режиссерам и участникам дипломных спектаклей нельзя не отметить, что, несмотря на обилие профессиональных атрибутов и аксессуаров в дипломных спектаклях (музыкальное оформление, костюмы, свет, и т.д.), такой порядок больше подходит театру любительскому, нежели профессиональному. Для состоявшегося актера существует единственный профессиональный критерий - это работа в репертуарном спектакле, пользующимся успехом у зрителей.
В предлагаемой постановке методики преподавания актерского мастерства на первое место выходит процесс подготовки полноценного репертуарного спектакля для профессионального театра, а акценты учебного процесса с индивидуальной подготовки артиста смещаются в сторону формирования актерского ансамбля.
Методы управления процессом, при котором все действия и участвующие в них компоненты (или их участники) направлены на достижение максимального результата (цель процесса) обычно называется системным подходом и имеет собственную аксиоматику.
Принцип задания цели
Принцип целенаправленности
Принцип накопления результатов
Принцип выполнения действия для достижения цели
Принцип задания цели полагает, что все процессы системы и свойства ее элементов подчинены достижению единой цели. Соответственно, поставленная цель должна быть достижима за приемлемое время при допустимом уровне издержек. Цель должна быть реальна, измеряема и должна иметь четкие критерии ее достижения. Цель системы (или методики) определяет последовательность и локальные цели составляющих ее процессов и свойства входящих в нее элементов.
В данном контексте термины “система” и “методика” синонимичны, так как “методика” так же, как и “система”, объединяет процессы и элементы (педагогического процесса) таким образом, при котором результат их взаимодействия недостижим для отдельных и независимых действий каждого из этих элементов и процессов. Таким образом, цель определяет и саму систему и свойства ее элементов.
Принцип целенаправленности. Все входящие в систему элементы имеют свойства, способствующие достижению цели. Элементы, не удовлетворяющие этим критериям, исключаются из системы
Принцип выполнения действия. Любое действие или процесс выполняется только в том случае, если он направлен на достижение поставленной цели. Действия или процессы могут иметь собственные, вспомогательные цели. В этом случае локальные цели должны образовывать дерево целей, являющееся декомпозицией цели системы. Действия или процессы, имеющие локальные цели, не являющиеся результатам декомпозиции цели системы, не выполняются.
Принцип накопления результата. Результаты всех процессов системы дополняют и усиливают результаты, полученные в предыдущих процессах. Процессы, не соответствующие требованиям аддитивности результатов, исключаются из системы.
При традиционном подходе, не использующем мерологию системного подхода, для достижения заданной цели, выбирается некоторая последовательность процессов, в отношении которых априори предполагается, что совокупность их локальных целей и позволяет достигнуть заданной общей цели или же такая совокупность (локальных целей), собственно, и является общей целью.
Методология системного подхода предполагает обратный подход – определяется главная цель и критерии ее достижения, затем общая цель раскладывается на вспомогательные или локальные цели, для достижения которых выбираются определенные процессы и порядок их реализации.
Графически разницу подходов можно представить в игровой форме: первый больше всего похож на набор кубиков, позволяющих собрать некую произвольную конструкцию, второй больше всего похож на ханойские башни, в которой разноцветные диски различного диаметра собираются на стержень, изначально задающий форму полученной конструкции.
Таким образом, особенности приведенной методики преподавания актерского мастерства заключаются в том, что ее целью является создание полноценного репертуарного спектакля, в котором из ее элементов (студентов курса) создается актерский ансамбль, исполняющий спектакль на профессиональной сцене.
Такая постановка учебного процесса позволяет не только сформировать у студентов основные профессиональные навыки и продемонстрировать их на сцене качестве “обязательной программы” дипломного спектакля, но и определиться с выбором актерского амплуа, вывить сильные стороны актерского дарования и ретушировать слабые, привить навыки психологической устойчивости – способность играть на сцене в реальных условиях и чувство сценического партнерства.
То, что спектакль должен быть репертуарным, с одной стороны, является оценкой качества самой системы (или методики) – правильно сконструированная системы должна обеспечивать стабильность результата, полученного при достижении цели и с другой - позволяет выпускникам с наименьшими издержками адаптироваться к любой профессиональной театральной труппе.
Подобный подход не отрицает, но лишь дополняет традиционный учебный процесс переносом его акцентов с формирования индивидуальных профессиональных навыков на
умение существовать в сценическом пространстве в составе актерского ансамбля. Соответственно, основными элементами предлагаемой системы или методики являются
репертуарный спектакль
актерский ансамбль
режиссер - педагог
профессиональный театр
С изложенной точки зрения формирование актерского ансамбля начинается уже на этапе профессионального обора претендентов на обучение. Необходимость формирования ансамбля вызывается следующими обстоятельствами.
В провинциальные вузы поступают абитуриенты с заниженной самооценкой. Те, что по разным причинам считают для себя невозможным обучение профессии в столичных ВУЗах. В приведенных обстоятельствах на первый план выходит психологическая задача – убрать негатив (заниженную самооценку) из личностных оценок профессиональных возможностей (способностей). И самый эффективный способ решить поставленную задачу - сформировать ансамбль, в котором установки педагогов дополняются взаимодействием участников, создавая синергетический психологический эффект, обуславливающий изменение профессиональной самооценки.
Системой может быть только такое сочетание процессов и элементов, в котором результат их общего взаимодействия отличается от результатов действия каждого из этих элементов в отдельности. Он может отличаться как количественно, так и качественно.
В отличие от классических трактовок системного анализа в данной методике кроме количественных параметров цели особое значение приобретают ее качественные характеристики. Изначальная трактовка термина “сверхзадача” предполагает доведение до зрителя основной идеи сценического произведения. Качественное достижение поставленной цели предполагает контакт актера со зрителем, при котором доведение до зрителя основной идеи осуществляется на максимально достижимом эмоциональном уровне.
Константин Аркадиевич Райкин как-то заметил, что зритель приходит в театр для того, что - бы прожить два часа другой жизнью.
Перефразируем классиков для иной формулировки актерской сверхзадачи.
Если человеку, хотя бы на два часа, нужна другая жизнь, дай ему эту жизнь. Другая душа будет у него, другая душа будет у тебя.
)))
01. Снисходительность. Все люди уроды и эгоисты по своей сути, прими это и не требуй от них большего.
02. Береги колени, спину. Они не лечатся, просто, береги.
03. НЕ спорь. НЕ трать время на доказательство правоты. Ищи ее, но НЕ доказывай.
04. Молчи. Говори лишь в уши жаждущие слов.
05. Держи паузы. Умей выслушать собеседника. Замолкай, если тебя перебивают.
06. Говори лишь о том, что знаешь. НЕ передавай чужие слова, если НЕ видел это сам.
07. Просвещай. НЕ будь эгоистом, делись знаниями безвозмездно.
08. Каждый день в одном из дел делай шаг вперед. НЕ питай иллюзий, что можно свершить что-то одним действие.
09. Радуйся. В жизни нет радости кроме той, что внутри нас. Хочешь праздника - сделай.
10. Будь реалистом, но мысли позитивно. Все равно на сколько наполнена или пуста кружка, но НЕ будь против войны, будь всегда за мир.
11. НЕ брюзжи. Брюзжание есть желание высказать мнение и боязнь последствий. Высказывай открыто или молчи.
12. Дари женщинам цветы. Хоть один цветок, хоть ромашку, но дари все время.
13. Делай малые шаги, но каждый день. Пропуская не нагоняй.
14. Веди дневник не своих переживаний, но дел.
Поэты пишут стихи, я же правила.
1. Ставь первым товар со средними характеристиками по завышеной цене.
2. Скрывай естественный свет за искусственным.
3. Прячь часы.