С удивлением замечаю, что в ряде статей, даже вполне себе патриотических, отсчёт становления отечественной космонавтики начинается с того, как группа Королёва (по заданию сверху и несмотря на сильное сопротивление самого Сергея Павловича) скопировала немецкую V-2 ("фау-2") под названием Р-1. Безусловно, это стало важным шагом, и действием, позволившем избежать некоторых "детских" болезней при создании больших ракет. Тут весьма кстати подвернулся опыт "наших зарубежных коллег". Но это не значит, что V-2/Р-1 одинокой непонятной диковинкой возникла посреди расейских березок.
И дело даже не в теоретических трудах Циолковского, которые к тому времени уже прогремели посюду и человечество грезило космосом. В 30-е годы был настоящий бум увлечения ракетной техникой, как и авиацией. Уже запускались первые геофизические ракеты, в Москве и Ленинграде были экспериментальные институты с вполне себе приличным обеспечением. Это был сверхсовременный "тренд" всего мира, и в СССР, где вовсю реализовывалась доктрина "движение к коммунизму = острие прогресса во всем", ракетные исследования получили самую широкую поддержку. Без работы в ГИРД, Группе исследования реактивного движения, мы, возможно, получили бы совершенно другого Королёва. ГИРД была сравнима с теми фанатичными молодежными программерскими группами и компаниями 80-х, про которые сейчас снимают фильмы и сериалы вида "как создавался современный мир". И точно такой же современный ракетный мир создавался в ГИРД, где болезненный и чудаковатый гений Фридрих Цандер, каждый день приходя на рабочее место и погружаясь в сложнейшие математические расчёты, неизменно начинал рабочее утро с возгласа "На Марс!!" Вы что-то хотели сказать про "мечтателя" Илона Маска?.. А каково это, среди постоянных неудач, взрывов, пожаров, травм и трагедий, создавать "мотор" нового типа, невиданного доселе?
А Королев уже тогда занимался... конценцией космических ракетопланов. Удивительное было время. Потом, конечно, всё изменилось. Были "чистки", за связи с Тухачевским и "растрату народных средств" (причём, насколько я знаю, так до сих пор и нет современного научного исследования вопроса, насколько ЭКОНОМИЧЕСКИ обоснованы были эти обвинения, по отчётностям, по распределению средств, по выполнению планов - лишь сплошное "имхо" публицистов). Была война. Было создание структуры и взлёт Королёва. Была Р-1. И была Р-7.
Наверное, это самое выдающееся "средство передвижения" в истории. Да, когда-то человечество додумалось до колеса, и с тех пор на его основе было создано несметное количество самых разных агрегатов. Появился паровоз Черепановых - и вскоре был вытеснен более совершенными паровозами. То же самое с пароходом. Первые аэропланы сменяли друг друга с бешеной скоростью, эволюция везде была неумолима.
Р-7 же до сих пор, 60 лет спустя, отправляет космонавтов на Международную космическую станцию.
Изначально она появилась, как двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (сзади на предыдущем фото). Стартовав с полигона в Тюратаме (ныне космодром Байконур), она поднималась на высоту в 600-800 километров и достигала цели на полигоне Кура на Камчатке, за несколько тысяч километров. Первые массо-габаритные макеты боеголовок просто разрушались в атмосфере, входя в плотные слои атмосферы с ужасающей скоростью. Потом "нос" несколько затупили и задача по созданию ядерной ракеты была выполнена. Но также стало ясно, что небольшой объект по низкой (150-300 км) сильно наклоненной траектории такая ракета может разогнать до 7,8 км/с. До первой космической скорости. Вывести на ОРБИТУ. Так появилась первая КОСМИЧЕСКАЯ ракета. Та, что на переднем плане на снимке выше. Именно под таким крошечным (по сравнению с остальной ракетой, конечно же) конусом и находилась полезная космическая нагрузка.
Тут же пошла подготовка научного аппарата - СПУТНИКА Земли! (обратите внимание, рассекречено только в апреле 2018-го года)
В 1957-м году уже все "наверху" знали, что полёт спутника состоится в ближайшее время. Вопрос только был - когда? Как часто у нас, полезная нагрузка сильно запаздывала. Стало известно, что Штаты могут опередить. В итоге было принято решение запустить тот самый, бесполезный с научной точки зрения, но такой дорогой сердцу каждого любителя космоса, металлический мячик с "пищалкой" внутри. Этот спутник видели (на самом деле - летящую рядом вторую ступень ракеты) люди всей Земли. (Рекомендую неплохой американский художественный фильм "October Sky"). Эра космоса началась.
А дальше... Дальше предстояло празднование 40-летия Октября. Требовалось ещё что-то значительное. "
И в жертву этому чудовищному культу мучителями была принесена безвинная собачка Лайка". Конечно, всё не совсем так. Такой полёт был нужен. До пилотируемых, возвращаемых кораблей было ещё далеко. Прежде чем вообще их строить, надо было понять - а есть ли смысл? сможет ли функционировать живой организм в невесомости? Никак на Земле это проверить было невозможно.
Кстати, многие думают, что Лайка - это и порода собаки. Нет, конечно. Собачка была бездомной московской дворняжкой. Цель была найти максимально легкую и мелкую собачку. А беспородные собаки демонстрировали куда лучшую устойчивость психики, чем любые породистые, потому и в дальнейшем всегда предпочитали их. Так что если Лайка и была принесена в жертву чему-то, то науке, как уже не раз бывало с животными. Спутник был очень простой, он даже не отделялся от второй ступени, так и летал вместе, только носовой обтекатель спадал при выводе в космос. Телекамеры внутри не было, только куча датчиков. Вот тут передняя стенка снята, но в ней был иллюминатор для Лайки.
Учёные ошиблись в расчётах терморегуляции, и Лайка погибла от перегрева намного раньше расчётного срока, уже через несколько витков. Но главное было доказано - земное существо может выживать в условиях орбитального полета. Конечно, полёт вызвал и негативную реакцию во многих странах мира. Больше безвозвратных полётов собак у нас не проводилось. Ну а третьим спутником, большим и тяжелым, с кучей научной аппаратуры, в 1958-м году, наконец-то стал тот, что должен был лететь первым.
Научное исследование космоса началось. И тут же началась работа над двумя параллельными направлениями - полёт человека, и полёт автоматов к другим небесным телам.
Stay tuned
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул