Всё, что попадает в паутину
Тарантул
дневник заведен 26-03-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Ногинск
[5] 04-06-2019 20:54
Let's Krok!

[Print]
Тарантул
Пятница, 17 Мая 2019 г.
03:27 Новости космонавтики
Давайте немного наверное инфы о космосе поведаю, ничего такого сенсационного, но просто какие-то реальные сведения, которые несведущему зачастую сложно выловить в потоке мутной дряни.

Сначала о наших.

- В этом году будет сразу несколько пусков "Протона", в том числе крайне важный запуск нашего крутого телескопа "Спектр-РГ" в июне и коммерческий пуск зарубежного спутника. Такая явно интенсивная реанимация будет либо, хоть всё равно непростым, но всё же возвращением "Протона" на рынок международных пусков как конкурента Falcon 9, снова долгое завоевание репутации надежного носителя, либо, в случае ещё хоть одной аварии... Ну, плюс ещё пристрелка для запуска "Науки" к МКС, но там уже столько переносов было, что дело ясное что дело тёмное. О "Науке" - сплошные спекуляции.

- Будет беспилотный пуск корабля "Союз" на РН "Союз 2.1" летом, она давно уже выводит беспилотные аппараты, а теперь будет выводить и пилотируемые, в частности, именно она нужна для пилотируемых запусков с Восточного, если таковые будут реализованы. Думаю, тут всё пройдёт без проблем.

- По множеству косвенных признаков и по "сведениям из компетентных источников" Рогозин с должности главы Роскосмоса будет переведен на должность советника Президента по космосу. Вроде как вопрос уже решенный в апреле, а официально будет объявлено летом. Что это значит - опять-таки пока сплошные спекуляции, зачастую с противоположным смыслом.

- Профильным предприятием получен заказ на изготовление корпуса "Федерации" (или "Орла", или хз уже как его хотят назвать... "Eagle has landed, Houston" ага). Из алюминия, как в остальных современных пилотируемых проектах, а не из композитных материалов, как было заявлено сначала и с которыми выявился ряд принципиальных проблем. Текущий срок летной готовности корабля - 2024. Уверен, ещё сдвинется на год-другой даже без серьёзных пертурбаций.

О США.

- С приближением выборов всё интенсивней звучит риторика о том, чтобы высадить астронавтов на Луну в 2024-м году. Что интересно, финансирование при этом не особо повышается. Скорее урезается финансирование беспилотных миссий, тех же будущих орбитальных телескопов, как менее приоритетных. Схема - корабль Орион (который пока на стадии испытаний) доставляет астронавтов к лунной орбитальной станции, там они пересаживаются на лунный посадочный модуль. Посадочного модуля пока нет и к 2024 году его сделать с нуля точно не успеют...

- Но тут Джефф Безос, глава Blue Origin, на недавней пресс-конференции уже показал макет в натуральную величину посадочного лунного модуля, над которым его компания работает несколько лет. Заявлен как беспилотный, для строительства лунной базы. Ну, лунная база - дело более отдаленного будущего, а модуль тем не менее достаточно грузоподъемный и для систем жизнеобеспечения человека. Так что будем с нетерпением следить за финансово-брачными игрищами любовного треугольника Безос-НАСА-Маск.

- У Маска с пилотируемым "Дрэгоном" пока проблемы. Вернувшийся с орбиты экземпляр взорвался при испытаниях двигателей аварийной системы, официальные причины до сих пор не озвучены. Плюс на недавних испытаниях возникли проблемы с парашютами. На какой срок откладывается пилотируемый полёт - неизвестно. На днях НАСА согласовала с Роскосмосом ещё пару мест в Союзах для астронавтов в этом и следующем году.

- Окололунная станция, вокруг которой сломано так много копей уже и в России и в США, сильно уменьшилась в размерах. Бюджеты становятся всё реалистичней, сроки (пока) сдвигать категорически не хотят, пришлось выкинуть пару модулей. В текущем варианте она пока рядом с МКС и близко не валялась по амбициозности и офигенности. Да и вообще её необходимость исключительно как перевалочного пункта из "маршрутного" в спускаемый аппарат (а на большее она в текущем варианте не особо тянет) сильно сомнительна. У меня плохие предчувствия, во что превратится этот проект после президентских выборов в США в 2020-м году... США уже даже намекает, что и Китай в числе партнеров не прочь увидеть (o my god, а как же санкции?!), но Китай, засучив рукава, работает над собственной многомодульной станцией а-ля "Мир", и если это получится, то есть мнение, США упустила момент, когда может с пилотируемой космонавтикой Китая разговаривать с позиции явного лидера.

- Вот в чём США до сих пор безоговорочный лидер - беспилотная космонавтика для иссследования Солнечной системы. Европа и Япония конкурируют, но не столь широко, проекты у них крайне классные, одна Хаябуса чего стоит, но НАСА "бьёт по площадям". Ох, как бы это всё резко не сократилось на волне популизма и "всё для возврата человека на Луну!"

Ну и в заключении несколько каналов на ютубе, которые я лично рекомендую (а смотрю я их тоже великое множество, так что ниже - лучшие).

Роскосмос: https://www.youtube.com/user/tvroscosmos/videos По средам - дайджест "Космическая среда", новости за неделю, лаконично, профессионально, доходчиво. Есть и другие интересные материалы.
Альфа Центавра: https://www.youtube.com/user/threedaysfaq/videos Также авторские дайджесты космонавтики и интересные западные материалы в переводе.
Улица Шкловского: https://www.youtube.com/channel/UCU...OHUEUU2A/videos Тут уже больше про астрономию, но интересно, и очень вдумчиво, несмотря на веселую подачу.
Космос Просто: https://www.youtube.com/channel/UCE...ojL75B-Q/videos Тоже про интересные астрономические темы, подача чуть серьёзней, но над наглядностью роликов тоже парень хорошо работает, и выходит это регулярней предыдущего товарища.

Вроде пока всё. Ну, на самом деле, в космонавтике происходит всего, конечно, больше, постоянно какие-то частники сверхлегкие ракеты испытывают, интересные спутники запускаются, у Роскосмоса планов на целую фантастическую сагу, а у НАСА и с текущих проектов постоянно новые научные результаты, но пост не резиновый.
Пятница, 12 Апреля 2019 г.
10:06 Что мы празднуем 12-го апреля
Может быть, не все чётко понимают, что именно с формальной точки зрения мы отмечаем в этот день, хочу пояснить.

12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин стал первым человеком, преодолевшим высоту 100 км - условную границу космоса, принятую Международной федерацией аэронавтики. Теоретически считается, что это минимальная высота, выше которой возможно совершить хотя бы один виток вокруг Земли на первой космической скорости, не затормозившись атмосферой. У американцев принята другая граница космоса - 50 миль (примерно 80 км), выше которой, опять-таки теоретически, невозможно совершать управляемый аэродинамический полет "по-самолетному". В любом случае, и выше 50 миль до Гагарина никто не забирался.

Кроме того, Гагарин стал первым человеком, совершившим именно орбитальный полёт, то есть разогнавшийся до первой космической скорости (7,9 км/с). Орбитальные полеты до Гагарина совершали и советские и американские беспилотные спутники, но разогнать ракетой до такой скорости тяжелую капсулу с системой жизнеобеспечения и человеком на борту - такое американцам не удавалось ещё довольно долго. Совершать "подпрыги" выше 100 км американцы принялись сразу после Гагарина - первым был Алан Шепард 5 мая 1961 года. Но вот первый орбитальный полет Джон Гленн совершил только 20 февраля 1962 года, уже после Титова.

Ну и, раз Гагарин разогнался до первой космической, то был зафиксирован и рекорд скорости пилотируемого аппарата - примерно 28 000 км/ч, с этой скоростью движутся все орбитальные аппараты по низкой околоземной орбите, включая МКС.

Кроме того, так уж совпало, 12 апреля 1981 года состоялся первый (и сразу орбитальный пилотируемый) полёт самого, пожалуй, впечатляющего космического корабля в истории - Space Shuttle, это была "Columbia".

P.S. Фотография подлинная. Гагарин с товарищами по Первому отряду космонавтов также разрабатывали проект орбитального ракетоплана в качестве дипломной работы в академии Жуковского.

Вторник, 26 Февраля 2019 г.
16:33 Жизнь и удивительные приключения долгосрочных планов
Если долго смотреть этот ролик, то можно заметить в нём Бориса Юлина.



Но, отбрасывая шутки в сторону, поговорить хочу снова про космос, а данный ролик отлично перекликается с темой.

Я человек не сильно милитаристских увлечений, мне больше нравится гражданская авиация, мне больше нравится гражданский космос, что-то, что расширяет горизонты познания или улучшает посведневную жизнь, нежели гениально сделанная вундервафля, которая будет стоять на вечном приколе в ожидании неслучившийся войны и которую в итоге заменят на вундервафлю следующего поколения. Безусловно, значимость поддержания оборонной мощи сложно переоценить, и всё-таки на чисто человеческом уровне я всегда немного ревновал к оборонке, особенно в последние годы, полагая что именно туда вносятся все средства, постоянно урезаемого у того же Роскосмоса. И ведь успех финансовых вливаний налицо! По Красной площади ездят Арматы, в новостях вовсю летают самолеты нового поколения, на вооружение ставится принципиально новое ракетное оружие... Эх, такие бы усилия на межпланетную автоматическую программу!

Я не сильно вникал в суть оборонного вопроса, но постепенно в разных материалах стало всплывать, что не всё так радужно. В частности, в данном ролике, зная другие выступления Юлина, можно предположить, что он порядком сгущает краски и размашисто обходит многие нюансы. Но это же не единичный такой ролик и такой материал, данные и выводы перекликаются! И прежде всего тут, конечно, возникает вопрос - "Где деньги, Лебовски?" Это вопрос на миллион. Вернее, на триллионы. Но также истории "скорректированных и оптимизированных" планов очень хорошо перекликаются с таковыми космическими.

Вот намедни, например, Рогозин заявил, что разрабатывающийся корабль "Федерация" не будет летать к МКС - он будет летать к Луне, окололунным станциям и в прочий более дальний космос, а к МКС продолжит летать проверенная рабочая лошадка "Союз", потому что почему бы и не, зачем бить из пушки по воробьям? Ну в самом деле. Но, как в анекдоте - "есть нюанс!"

Сменить "Союз" чем-то другим пытаются уже давно. Если брать новейшую историю, то после монструозного "Буран-Энергия", для которого не нашли прикладных задач, эти технологии пытались применить уже для более экономически обоснованного проекта. Концепция и названия проектов менялись бессчетное количество раз. Ну, можно взять, например, "Клипер" - небольшой кораблик на несколько человек, с аэродинамическим маневрированием в атмосфере, приземляющийся по-самолетному прямо на Байконуре, многоразовый естественно. Но снова не то - снова дорого, снова пересмотр планов, итерации, упрощение, и теперь "Федерация" - всё ещё многоразовый, но уже куда более традиционный корабль с парашютным спуском. Окей. Предполагалось, что он полностью заменит "Союз" во всех направлениях. А теперь выясняется, что "Федерация" - только для т.н. "дальнего космоса", для Луны. Что это значит?

Нюанс в том, что этот дальний космос, эта Луна у Роскосмоса в самом-самом зачаточном состоянии, предзародыш, на уровне концепций, таймлайна 2030+ и карандашных набросков. Можно абсолютно не сомневаться, что планы будут ещё много раз скорректированы. Отодвинуты. И что многие будут отменены. Где-нибудь году в 2022-м выяснится, что нам не нужна Луна, нам нужен Марс и корабль нового поколения. А значит, согласно свежему заявлению Рогозина... не нужна будет и "Федерация", ведь к МКС продолжит летать "Союз"! "Федерация" окажется очередным "Бураном", кораблем без задач. И значит, на какой-то стадии проект можно будет просто закрыть. И возможно, это берется в расчёт уже сейчас.

Да, разработка и испытания узлов "Федерации" уже, казалось бы, зашли слишком далеко, чтобы останавливать проект, но разве не было в истории примеров покруче? Во-первых, конечно, спросите у "Бурана". Во-вторых, спросите у разработанной в 70-е системы ТКС, которая даже успела в беспилотном варианте слетать к "Салюту", но ряд минусов, прежде всего старты на "ядовитых" и ненадежных "Протонах", заставили отказаться и от неё. Вот это, я понимаю, "своевременный пересмотр планов", вот это вот просранные средства! По сравнению с этим работы над "Федерацией" - так, шалости.

Бывает ли такое у американцев? Да, хотя там редко именно закрывают полностью. Самый фееричный пример "оптимизации планов" - это разрабатываемая в 70-е система огромных орбитальных станций, для постройки которых и заселения нужны были грузоподъемные многоместные многоразовые челноки. Сеть станций зарубили в планах, а челнок... оставили! Тот самый шаттл. Для чего - тогда ещё не совсем было ясно. Потом для него мучительно придумывали миссии, некоторые блестящие - это и Хаббл, и оборонные спутники, и краткосрочные орбитальные лаборатории, и постройка МКС. Но в целом это всё равно - из пушки по воробьям.
Или взять грандиозную программу Буша-младшего "Constellations". Первое, что сделал Обама, став президентом - закрыл её. Ну, вернее - оптимизировал. В итоге корабль "Орион" до сих пор испытывается, для тяжелой ракеты SLS до сих пор прожигаются двигатели, а Илон Маск с тоже небеспроблемным "Дрэгоном" стал надеждой нации для полетов хотя бы к МКС.

***

Ну и в завершении этого невеселого поста - комментарий по недавней фразе Рогозина: "Корабль раньше назывался «Федерация», теперь будет называться более мужским названием, всё-таки корабль должен не как девочка называться, мужским именем."

Я не был в восторге от названия, это выглядит как неуместная калька с "Союза", хотя и покатит, но... ёптыть, "как девочка"? Какого хрена?

Рогозину напомнить про космические ракеты "Энергия", "Ангара"?
Про ракетный крейсер "Москва", атомный ледокол "Арктика", подводные атомные ракетоносцы серии "Акула"?
Про героических "девочек"-лётчиц, про Терешкову, Савицкую, Кондакову и т.д.?

А самое главное, теперь благодаря Рогозину мы знаем, что слова: Москва, Россия, Родина, победа, доблесть, честь, отвага, ракета, авиация, космонавтика - это всё, видимо, тоже "девочковые" слова, ведь они все женского рода, как и "федерация".

Пипец, бл.
Вторник, 11 Декабря 2018 г.
23:04 Наши дырявят "Союз"!!!11
...в прямом эфире.

Понедельник, 10 Декабря 2018 г.
17:17 Avengers 4
Глазам не верю, по-моему, первый раз на моей памяти, когда пиарщики Роскосмоса сработали лучше НАСА в сходной ситуации.

Тут вышел трейлер очередных уже вусмерть задолбавших "Мстителей", и там Тони Старк дрейфует на корабле в космосе без еды-воды-смысла. И пиарщики англо- и русскоязычных групп Marvel в соцсетях кинули шутливый призыв НАСА и Роскосмосу соответственно помочь спасти Старка. Ну понятно что оба агентства не на шутках специализируются, но тем не менее ответ НАСА каким-то блеклым вышел. У Роскосмоса красивей и по делу, и инфоповод подтянули)

И да, завтра Прокопьев с Кононенко на самом деле выходят для ВКД, будут обследовать ту самую дырку в БО "Союза".
Четверг, 1 Ноября 2018 г.
18:40 Выводы аварийной комиссии по "Союзу"
Короче, ракету погнули при сборке) А именно - датчик отделения ступени, который должен открывать клапан реактивной струи для её увода. Клапан не открылся, ступень не отпрыгнула и прочертила по ракете.



Следующий пилотируемый "Союз" отправится раньше запланированного, 3-го декабря, выход в космос российских космонавтов для обследования дырявого "Союза" - всё ещё в программе. Все готовые "Союзы" разбираются, специально на предмет проверки этого датчика, дополнена процедура контроля, персонал Байконура, судя по всему, ждёт переаттестация. Одна РН уже улетела с Плесецка, до конца года ещё будут пуски со всех 4-х космодромов - Плесецка, Байконура, Гвианы, Восточного.

Видео с рокеткама.



Моделирование (и в целом рекомендую канал данного автора).



В общем что сказать - старт, это самый опасный участок. Когда неполадки одной ступени приводят к соударению или другому взаимному воздействию - такое не редкость в аварийных стартах и привести могут чёрт знает к чему. Например, прогар бокового бустера "Челленджера" превратил весь комплекс в огненный шар. В данном случае и взрыва РН не было, и САС сработала штатно. Но, надеюсь, больше подобных проверок САС не будет.
Суббота, 27 Октября 2018 г.
03:02 Ну хоть костёр не разожгли
Грушинский фестиваль захватывает вселенское господство!



(снято в сентябре)
Четверг, 18 Октября 2018 г.
16:24 Для удобства
Среда, 17 Октября 2018 г.
14:25 От нас скрывают
Вся правда о системе аварийного спасения "Союза"!

Вторник, 16 Октября 2018 г.
15:20 "Космос". Часть 11, заключительная. Ожидания/реальность.


В целом музей создаёт отличное представление о том, как на грандиозном пути покорения космоса менялись планы, цели, задачи, какие открывались новые возможности, и как отбрасывались целые направления, о непрерывности процесса и постоянном поиске, поиске идей, решений, вариантов. Даже эта фотография выше, на которой запечатлено всё семейство ракет Р-7, за время, прошедшее с апреля сего года, уже стала неактуальной, так как крайний справа "Союз-5", который было начали разрабатывать вместо "Ангары", уже вроде как не разрабатывается, а вместо него разрабатывается... обновленная "Ангара".

Читать подробнее >>>
В общем, несмотря на многочисленные проблемы отрасли, тщательно (и чаще всего некомпетентно) обсасываемые в СМИ, видно, что Россия всё ещё не зря считается космической державой. Наши блоки являются основой МКС.



Наши инженеры за последнее время построили два больших объекта - стартовые сооружения для "Союзов" на экваториальном космодроме Куру...



...и космодром "Восточный".



Выведена в космос и штатно функционирует группировка ГЛОНАСС.



В 2000-е годы созданы модификации РН "Союз-ФГ" и "Союз 2.1", переведен на "цифру" КК "Союз".

Разрабатывается семейство РН "Ангара", разрабатывается КК "Федерация".



Всё это в условиях постоянного общественного скепсиса, язвительных шуток, пристальнейшего внимания к любым неудачам. Атмосферка для работы та ещё! Пожалуй, только оборонная отрасль в этом плане может посоперничать.

И это, конечно, объяснимо. Когда человек с детства вырос на книгах Азимова, Кларка, Стругацких, в подростковом возрасте смотрел "Звездные войны", "Стар Трек", а сейчас любуется на Ютубе красивыми рендерами покорения Марса Илоном Маском, ему, привыкшему мыслить и мечтать размашистыми мазками, трудно представить сложность всей этой технической возни, в чём проблема сделать не заклинивающий клапан двигателя, почему столько лет не могли очистить недра "Науки" и всё такое прочее.

Кстати, часто в сознании обывателя ракета с космическим кораблём - это самое дорогое современное транспортное изделие, летающее по крайней мере. Это совсем не так, любой пассажирский лайнер стоит во много раз дороже ракеты. Просто потому, что там совершенно другие требования к безопасности, к срокам эксплуатации. А ведь авиалайнеры тоже "ловят" отказы сплошь и рядом. Поэтому когда в следующий раз будут раздаваться возмущенные возгласы "Доколе, за такие деньги!...", следует помнить, что космическая техника - это всегда штучное производство, в жёстких финансовых рамках, только этим и объясняется современный слабый прогресс отечественной космонавтики. А мечта... мечта в отрасли присутствовала всегда, пусть часто и не выходила за границы бумаги и макетов. Мечта о лунных городах и межпланетных экспедициях. Без мечты космонавтика немыслима!





Суббота, 6 Октября 2018 г.
14:46 "Космос". Часть 10. Многоразовые системы и "Энергия".
Со временем туго было последний период, сорри. Продолжаем.



Осваивать космос не с помощью самоуничтожающихся бочек-ракет и падающих на кусках тряпки консервных банок, а с помощью полноценных самолётов, да ещё желательно одноступенчатых - об этом люди начали думать ещё задолго до начала практического освоения космоса. Ещё молодой Королёв в 30-е годы создавал наброски проектов ракетных самолетов, в 60-е системы орбитального самолета были темой дипломной работы Гагарина, люди всегда грезили очертаниями звездолетов будущего и старались претворить это в жизнь. Но реальность, особенно в нашей стране, оказалась несколько сложнее...

Читать подробнее >>>
Кто бы что ни говорил, в СССР наработки по крылатым многоразовым кораблям всегда делались с оглядкой на США. Если хотите увидеть действительно многообразие обликов в предлагаемых проектах, сумасшедшие идеи, горячие споры конструкторских школ - изучайте космонавтику США. В СССР те проекты, которое доходили хоть до какой-то значимой стадии, делались по системе "посмотрим, что делают американцы, выявим достоинства и недостатки, адаптируем под себя и дадим более лучший ответ". И в США и в СССР в таких проектах прежде всего были заинтересованы Министерства обороны. Корабли с возможностью глубокого маневра в атмосфере, с хорошей массой возвращаемого с орбиты груза, с возможностью быстрого обслуживания и повторного запуска - мечта военных. Да ещё и с сулившей большие экономические выгоды многоразовостью! Правда, не все эти мечты оправдались на практике.

В Советском Союзе практически все работы по таким проектам связаны с именем Г.Е. Лозино-Лозинского, от "Спирали" до МАКСа, это поистине отец отечественных космических крыльев. Проект "Спираль" родился в 60-х на базе анализа американской системы Dyna Soar, он представлял собой малый орбитальный аппарат, стартующий с гиперзвукового самолёта-разгонщика.



Это был один из немногих проектов, дошедших до стадии полноценных испытаний, аппарат совершил даже орбитальный полет с приводнением в Индийском океане (стартовал на ракете). Множество других проектов так и осталось лишь на бумаге.



Ситуация стала меняться, когда американцы стали создавать Спэйс Шаттл. Наши решили ответить, выбирали из многих проектов, но опять-таки решили просто скопировать очертания и общие принципиальные вещи, доработав и улучшив. Так появился "Буран".



Уже тогда, в 80-х, на излете военно-космической гонки, да ещё при наличии собственных орбитальных станций, необходимость "Бурана" вызывала вопросы, но дать адекватный ответ американцам было необходимо. Уж не знаю, насколько впечатлил американцев "Буран", но вот РН "Энергия", сделавшая возможным полёт "Бурана", впечатлила всех. В отличии от цистерны с двумя петардами у Спэйс Шаттла, эта самая мощная отечественная ракета, хотя и делала запуски "Бурана" несравнимо дороже американских, могла использоваться для целого спектра задач, она не создавалась чисто под "Буран". Предусматривалась лёгкая модификация с двумя боковыми блоками (слева), в 4-блоковой конфигурации (справа) она могла вывозить какой угодно автономный боковой груз, а в перспективной 8-блоковой убер-конфигурации ("Вулкан") могла кого-нибудь, пожалуй, что и на Татуин закинуть!



Но ни мощная оборона, ни сверхдорогие исследования дальнего космоса в конце 80-х - начале 90-х, как мы знаем, уже не были в тренде. "Энергия" совершила пару стартов, "Буран" же и вовсе совершил лишь один полёт в автоматическом режиме, блестяще приземлившись при сильнейшем боковом ветре, на этом история полётов отечественных крылатых аппаратов была окончена. Кстати, "Буран", естественно, был приспособлен и под ручное управление, на тестовых экземплярах лётчики-испытатели совершили десятки посадок и очень хорошо отзывались об управляемости (как и американцы о шаттле). Использовалась вот такая РУС, явно списанная с наработок по военной технике. Только что кнопки залпового огня не хватает.



Специально для транспортировки "Бурана" и частей "Энергии" на базе стратегического бомбардировщика "3М" был создан тяжелый транспортный самолёт "Атлант".



Транспортировка всей системы на стартовую позицию, в отличии от американцев, осуществлялась в горизонтальном положении, сразу по двум рельсовым путям с помощью нескольких тепловозов.



Парочка публикаций тех лет.





Итак, история полётов крылатых космолётов была окончена, но не была окончена история разработок. Ещё в 80-е начали вестись работы над многоцелевой авиационно-космической системой - МАКС.



По задумке, система могла стартовать с любого подходящего аэродрома, а вместо супер-пупер-гиперносителя использовался бы незначительно модифицированный Ан-225.



В пилотируемом варианте орбитальный аппарат для выхода на орбиту использовал бы внешний топливный бак (как Спэйс Шаттл), а в беспилотном с малой нагрузкой - баки были бы прямо внутри орбитера.



Разработка проекта в полукоматозном состоянии то прерывалась то возобновлялась несколько раз, и, по-моему, ведется до сих пор, на этот раз для туристического использования. Вот полноразмерный макет задней части.



Ну и в качестве финального аккорда можно упомянуть корабль "Клипер", разрабатывавшийся уже в 2000-е, совсем недавно.



Разрабатывался он на смену "Союзу", выводить на орбиту должен был до 6 человек и в несколько раз больше груза, приземляться мог на аэродромы, по самолётному, а в качестве ракеты-носителя должна была использоваться "Онега". Хех. Клипер, Онега... Кто сейчас помнит эти, совсем ещё недавние названия? Сейчас мысли о том, что хорошо бы, чтобы через 10 лет "Федерация" и "Ангара" были у всех на слуху, а не канули так же в Лету...

Окончание следует, stay tuned
Пятница, 7 Сентября 2018 г.
17:36 Первым делом мы испортим самолеты
На прошлых выходных камрад Darth Kenoby и я наведывались полетать на аэродром Ватулино, что близ подмосковной Рузы.

Darth Kenoby, будучи там не впервые, на этот раз сел за штурвал 182-й Цессны.



Интересно после авиасимов было увидеть этот знакомый/незнакомый самолёт живьём.



Поразглядывать детали типа такого понтового выхлопа))



Пока товарищ управлял самолетом, плавно выписывая развороты над шикарными виллами, я наслаждался видами местности на пассажирском сиденье.



Места там под Рузой красивейшие - много водоёмов, водохранилища...

Сам же я опробовал Аэропракт А-22.



Сверхлёгкий, сверхкомпактный, сверхчувствительный к управлению, с отличной обзорностью, ловящий все порывы ветра - лучший агрегат для того, чтобы почувствовать себя птицей (не считая дельтапланов/парапланов).

На земле разворачивается одной человеческой единицей, настолько лёгок.



Тут я гордо восседаю один, но вообще справа, конечно, место инструктора, он же показал в воздухе маневровые возможности крафта: развороты с креном под 60 градусов, перегрузки, горки с невесомостью. Впечатляет.



Ну а так самолётик очень отзывчивый и предсказуемый в управлении, я думал будет хуже. Тут сказалась та же вещь, что ощутил, в своё время после автосимов впервые попробовав картинг: все те проблемы, с которыми сталкивался в симах и на их устранение уходило множество времени практики, и которых опасался у реального гоночного агрегата, исчезли, даже не возникнув - точки вхождения в повороты, ощущение срыва моста, предел нагрузки шин и всё такое прочее. То, что в автосимах приводило к множеству вылетов и разворотов, оказалось полностью устранено "чувством пятой точки". Здесь то же самое - в авиасимах сверхлёгкую авиацию часто вводит в полный расколбас теми же порывами ветра и ты не сразу понимаешь, что происходит и что именно нужно корректировать. Взгляд не отрывается от приборов. Наяву же ты производишь коррекцию ещё в самой ранней стадии, и ощущения тебя не подводят, даже если не смотреть на приборы.

Теперь тоже надо Цессну попробовать. Управление Аэропрактом всё же основано на привычной для меня моторике, джойстик по правую руку, РУД слева. Штурвал будет новым экспириенсом)

P.S. Фотки мобильные, претензии по балансу белого не принимаются)
Вторник, 14 Августа 2018 г.
12:34 "Космос". Часть 9. Автоматические межпланетные станции


Пожалуй, самый верный эпитет, который можно применить к этой главе - ошеломляюще! Если одиночные успехи нашей ранней пилотируемой космонавтики заставляют, как и другие исторические подвиги, относиться к ним с уважением, если всегда останется горечь от нереализованной высадки на Луну, если орбитальные станции - это уверенное, качественное, но - повторение пройденного, вновь и вновь, то история наших АМС - это постоянные эпитеты "первый", "впервые", "первые"... И это уже отнюдь не единичные подвиги. Размах, масштабность исследований, интенсивность запусков кажутся просто невероятными, сказочными из сегодняшнего дня, когда за всё время "новой России" не запущено ни одного успешного межпланетного аппарата. Техническая проработка, тщательность подготовки и уверенность в успехе поражают нас из нашего "нового каменного века" не меньше, чем пилотируемая высадка на Луну. О каждой программе можно рассказывать долго и восторженно, но я только выложу картинки, а заинтересовавшимся смогу посоветовать неплохие книги.

Читать подробнее >>>
Конкретные проекты АМС начали разрабатывать сразу же после запуска первого спутника. Горячим сторонником развития беспилотного исследования других небесных тел был Королёв и он всегда яростно отстаивал это "бесполезное" направление перед военными, заинтересованными лишь в околоземном космосе. Первый небесный аппарат к другому небесному телу, "Луна-1", был отправлен 2 января 1959 года.



Аппарат должен был врезаться в Луну, но промахнулся и ушёл на гелиоцентрическую орбиту. Советские газеты вышли с заголовками: Запущена первая искусственная планета Солнечной системы - "Мечта"!
"Луна-2", запущенная через полгода, успешно попала (впервые) и разбросала по поверхности сотни советских значков-вымпелов (то-то будет сокровище для кладоискателей будущего!)

Но настоящее исследование Луны началось с появлением "Молнии" (на фото ниже - слева). Это уникальная, ЧЕТЫРЁХступенчатая модификация Р-7, изначально была создана для запуска одноименных спутников связи на их вытянутые орбиты. Но также она оказалась неоценимой в качестве РН лунных аппаратов. Справа - первый искусственный спутник Луны, "Луна-10", в числе прочих функций также передававший с орбиты Луны звуки "Интернационала".



"Банно-прачечный комбинат" "Луна-3", впервые облетевший Луну с обратной стороны, впервые сфотографировавший, прямо в ходе полета в соответствующих хим.растворах проявивший снимки, отсканировавший их и передавший на Землю при сближении. 1959-й год, на минуточку.



"Луна-9". Первая мягкая посадка на поверхность другого небесного тела, первая переданная панорама лунной поверхности.



Первые годы советских исследований Луны глазами СССР и США.



Возвращаемый аппарат "Луны-16", впервые автоматическим путём доставивший грунт с поверхности другого небесного тела.



Вот этот.



"Луна-17". Тут, я думаю, можно даже без пояснений.



"Марс-3". Первый аппарат, мягко приземлившийся на красную планету. Первая передача (частичная) панорамы Марса.



ПрОП-М. Первый марсоход, доставленный на поверхность планеты. Интересная система передвижения - отталкивание одновременно обоими лыжами от поверхности, гребками, как при плавании брассом.



Вообще советская программа исследования Марса, хотя потом и оказалась в тени американской, в своё время была обширна и глобальна, развившись до таких вот орбитальных гигантов типа "Марс-5".



Не устали ещё от эпитетов "впервые"? Впереди ведь ещё Венера.



"Венера-1". Первая АМС, отправленная к утренней звезде. Связь оборвалась на расстоянии 2 млн. км (уже первая межпланетная станция, отправленная в далёком 1961-м году, пролетела куда дальше, чем Фобос-Грунт!).



"Венера-4". С неё впервые в атмосферу планеты спущен зонд (был раздавлен на высоте 30 км крепкими объятиями планеты, успев передать ряд данных).



Спускаемый модуль "Венера-7". Первый аппарат, совершивший посадку на поверхность этой планеты.



"Венера-9". Первый в мире искусственный спутник Венеры, а её посадочный аппарат передал первые панорамы с поверхности планеты.



Аппарат садился без всяких парашютов и двигателей, в вязкой атмосфере планеты для условно мягкой посадки оказалось достаточно вот такой конструкции с силовым конусом внизу!



А это уже "Вега", фантастически прекрасный проект под самый закат СССР - две станции прошли мимо Венеры, сбросив на поверхность успешные посадочные модули и аэростатные зонды, после чего отправились на сближение с кометой Галлея, впервые передав снимки ядра кометы, позволив определить хим.состав шлейфа и получить другие научные результаты. Закончили работу в 1987-м году.



Грандиозная и поставленная на поток программа исследований, в которой для реализации только одного запуска требовалась вот такая кооперация:



Что могло двигать всё это вперёд, какие прагматичные цели, какие бизнес-расчёты, что ещё, кроме как не мечта, подобная той, что заставляла учёных на борту американских аппаратов размещать такие объекты?





Вот она, настоящая жажда космоса, жажда исследований, истинная романтика науки и неизведанного! Вот такой вот "серый угрюмый Совок".



То ли дело ныне...

Ну а нам ещё предстоит ознакомиться с последним мощным всплеском отечественной новаторской космической мысли - многоразовыми космическими системами и "Энергией".

Stay tuned
Суббота, 28 Июля 2018 г.
03:31 Об Украине и не только
Вот только что сидели с приятелями обсуждали сетевые баталии и их адекватность)) И вот тут я ща сам выступлю...

Просто формулировки и повод для возмущения понравились.

Выпущенный на Украине учебник географии стал объектом для шуток

https://rg.ru/2018/07/28/vypushchen...lia-shutok.html

"Непреодолимая тяга к звездам - это особенность украинского характера, - смело заявляют авторы этого школьного опуса Петр Масляк и Светлана Капирулина. - Украинцы в этой области сделали больше, чем все другие народы мира вместе взятые. Теорию космических полетов разработали и воплотили в жизнь этнические украинцы О. Засядько, М. Кибальчич, К. Циолковский-Наливайко, Ю. Кондратюк, С. Королев, В. Глушко, В. Челомей, М. Яримович, С. Дудчак, М. Янгель, Г. Лозино-Лозинский, И. Сикорский. Наша нация дала миру Крылья".

А что не так? Если появилась формулировка "русский космос", и появилось намерение меряться, чей сколько крови было в тех или иных деятелях, то в ответ будет и такое, и всё тут верно по биологии, в общем-то. Если признать, что освоение космоса, как и многие другие великие дела, было делом - многонациональным, с участием многих народов, тогда да, местечковый украинский национализм будет чуждым. А если противопоставлять точно такую же не имеющую общего с реальностью "сугубо национальную гордость" - то получатся одного поля ягоды. Если скатываться до биологии и гаданий на крови.

Из той же серии и отрицание американских высадок на Луну. Армстронг сказал, что это был "огромный скачок для ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА". А кто-то отрицает - не было никакого скачка человечества! И вместо того, чтобы гордиться общим наследием всего Советского Союза, объединяющего людей невзирая на национальности, вместо того, чтобы гордиться международными проектами, такими как Союз-Аполлон, Мир-Шаттл, МКС, и даже достижениями НАСА, ЕКА и Джакса, кто-то продолжает спорить, чья условная вышиванка расписана богаче. Происходит такое, конечно, везде, и в США, и на Украине, и в России. Но за свою страну особенно горько, ибо - своя.
Понедельник, 16 Июля 2018 г.
22:02 Паро
Одним из самых опасных аэропортов мира является аэропорт Паро в Бутане (это в районе Гималаев).

Расположен на высоте 7300 футов над уровнем моря, окружен горами, да причём как! На его ВПП не зайти по-нормальному ни с одной стороны, везде надо огибать холмы, маневрируя в долине реки, причём до самого последнего момента. Туда летают аирбасы A319, оборудованные двигателями повышенной мощности (из-за превышения аэропорта) и специальными шасси повышенной прочности (т.к. уклон получающейся глиссады безумный и можно хорошо так о полосу грохнуться). Естественно, никакой курсо-глиссадной системы тут нет. Нет и должных посадочных огней на ВПП, т.к. всё равно посадка сюда не будет безумием только в светлое время суток и при хорошей погоде. Во всём мире только два десятка пилотов допущены к полётам в Паро.

Если бы я, не будучи в курсе, увидел эту запись своей посадки, то подумал бы, что это просто надуманный бред из компьютерных игрушек. Не может так лайнер заходить на посадку, жить-то всем хочется.



Но в реальности происходит всё то же самое.



Бутан - единственное в мире государство, в котором существует Министерство счастья.
Ну, оказаться невредимым на земле после такой посадки - это уже счастье!
Пятница, 13 Июля 2018 г.
20:36 Немного о кино
А шо это я всё только наши космические фильмы обласкиваю, надо и по нашим западным партнерам пройтись!

Скрытые фигуры



С одной стороны космос в проблематике фильма несколько на втором плане. Этот фильм, как водится "по реальным событиям", про расовую сегрегацию, на примере того, как чернокожие расчётчицы были задействованы в расчётах орбит первых американских астронавтов в 1961-62 годах. Тем не менее, всё-таки это и производственная драма, и тематики космоса тут хватает. В отличии от наших "Салюта-7" и "Времени первых" тут сделали кино не про героев-космонавтов, а про некоторых из тех тысяч мало кому известных работников, что также причастны к космическим победам. С одной стороны, похвальная идея, а с другой - она накладывает отпечаток на реализм. Если в случае героических космонавтов претензии можно предъявлять к их бесшабашности и к увесистости кувалд на орбитальных станциях, то тут претензии можно предъявлять... ко всему!

В фильме постоянно фигурирует теория космоса, расчёты, орбиты, точки схода с орбиты и прочее такое. И там такая ярая чушь везде! Фокс, тебе после KSP понравится. Какие там Керманы - тут сборище имбецилов, непрерывно с серьёзным видом рассказывающих друг другу элементарнейшие истины вперемешку с махровой чушью, ну и тоже посылающие астронавтов, особенно Глена, хер знает куда и хер знает как)

Все белые в фильме вообще выглядят неприглядно: тупят в простейших космических темах (своих!), оскорбляют черных и русских, заносчивы, хвастливы. Черные тоже с "тухлинкой", так как играют их, естественно, современные актёры и актрисы, и не шибко хорошие, как видно, потому что как только роль позволяет, в их глазах и лицах начинает читаться абсолютно уже современный вызов и злость за все эти многие годы угнетения. Чёрный человек жаждал справедливости, но слишком много смотрел на белого хозяина и зачастую перенял не самые лучшие черты. Вплоть до желания стать чёрным властелином хозяином. Повторюсь, это не к тому, что все негры - говно, это к тому, что роли сыграны плохо, сопереживания не вызывают, слишком много "мазафаки" во взглядах и манерах, хотя вроде бы работников интеллигентного труда играют. В том же "12 лет рабства", например, отличнейшие актерские работы, заставляющие сопереживать, в отличии от этого номинанта на "Оскар".

Пожалуй, лучше других в фильме показаны русские. Они всего лишь вывели на орбиту Чернушку (причём запуск Четвертого корабля-спутника показан едва ли не эффектней долгожданного американца, лучший момент фильма!), затем приветливо улыбающийся Гагарин, ну и почему-то советский плакат с Хрущевым и призывом в космос на стене кабинета в НАСА. Всё это под непрерывные вопли белых американцев, что "они нас разбомбят, надо готовиться к ядерной войне, эти долбаные русские, наша долбаная Америка..."

Интересно было в фильме ровно одно - эта самая расовая сегрегация. Не видел бы своими глазами документальные фото (в том числе и на титрах) - подумал бы, что это какая-то фентэзи-версия 1961 года. Ну, типа наших фентези-версий прошлого в последних фильмах. Места для черных в транспорте, туалеты для черных, фонтанчики для питья для черных, залы библиотеки для черных, места в зале суда для черных, кофейник для черных, естественно отдельное образование, запрет на работу во многих местах... Офигеть, и эти недавние дикари снимали и продолжают снимать фильмы про кровавый совок! Сильно.

Но, чтобы завершение поста вышло хорошим, порекомендую отличный фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Гонку за Оскар он проиграл "Форме воды", и, когда я посмотрел "Форму...", я был шокирован. Как?! "Три билборда..." просто на голову выше. Сюжет, актерские работы, музыка - всё на высоте, фильм держит до последнего кадра, а персонажи не перестают удивлять. В отличии от насквозь клишированной и вторичной "Формы воды". Киноакадемики реально окончательно долбанулись. Не будьте киноакадемиками) Всем хороших выходных!
Четверг, 12 Июля 2018 г.
17:03 Первушин 2.0
В гостях у Гоблина снова историк-фантаст Первушин. "Про полёт американцев на Луну".

На первых минутах он высказал сожаление, что да, вот в прошлый раз (о котором я писал) местами дилетантизм высказал, касательно обстоятельств гибели Гагарина, много справедливых замечаний ему было высказано. Хорошо если человек понял, что надо осторожнее толкать публичные речи и тщательней сверяться с источниками.

А дальше сразу рассказывает про секретность. Ну в общем, кто бы спорил, что она в космонавтике была очень высокой и иногда излишней, скрывающей преодоление трудностей, подвиги, героический путь... Но опять - "факты из головы". "Всё меняться стало в конце 80-х, 90-х, а а наконец-то подлинный облик корабля "Восток" был рассекречен в 2011 году", говорит Первушин в защиту своей версии, что в космонавтике всё только через 50 лет рассекречивается. Гм, облик "Востока"?..

В подтверждение своей теории, что все эти долгие десятки лет обыватели жили в неведении, Первушин демонстрирует книги... 1961 и 1968 года изданий, где и правда многое скрыто. "Вот видите, в СССР всё было секретным десятки лет!" Далее автор демонстрирует замечательное издание 2005-го года "Мировая пилотируемая космонавтика", о котором я тоже рассказывал. Думаю, ну уж в 2005-то году всё нормально уже стало с информативностью? "Ну вот здесь уже реконструкция больше похожа на правду, не знаю откуда авторы брали, видимо какие-то макеты, фото там и сям, но получилось неплохо..." А потом стало ясно, куда всё это ведет. "И вот только я в своей книге наконец-то, впервые..."

Могу сообщить, что в 1985-м году (это как, всё ещё достаточно советские времена?) вышла энциклопедия "Космонавтика" под редакцией аж Валентина Петровича Глушко (что заступил на пост руководителя нашей космонавтики после Королева и Мишина), наполненная различными схемами, спецификациями, устройствами космической техники. Вот три страницы оттуда:



Какой ещё облик "Востока" можно было скрывать от общественности, ума не приложу. Ну и, надо понимать, "Космонавтика" 1985-го года - это уже позднейший пример.

И вроде и знает человек про космонавтику много, и мысли в целом правильные в данном развед.опросе высказывал, но вот такое высказывание вида "никто не знал, а я знаю!" - оно в самом начале было очень зря, сразу на негативный лад настроило. При том, что у самого-то по-прежнему ошибочки в фактах встречаются. Например, в его высказывании, что американцы с гибелью "Челленджера" потеряли один из пяти шаттлов. Из четырёх. "Индевор" как раз на замену "Челленджеру" был построен.

В целом же посмотреть эту передачу можно, но не нужно. Очень много воды. В отличии от заявленного названия - тут скорее беседа о теориях заговора, опять оправдания перед "заговорщиками", всякие детали и мелочи - словом, всё то, чего и так хватает в инете. Про полёты американцев на Луну системно и упорядоченно неплохо рассказано как раз в той же "Мировой пилотируемой космонавтике", или в книге Голованова "Правда о программе Apollo". А если уж заодно отвечать и на все эти теории заговора, то ставить вопрос надо так: "Почему американцы смогли высадиться на Луну, а СССР нет?" Почему нашу космонавтику в конце 60-х ждал, будем говорить прямо, провал. Уж явно не из-за того, что у американцев удача была прокачана на +100, а у нас всё делалось с помощью кувалды и какой-то матери. Причины куда весомей, а факты дают нам интереснейшую картину. Но об этом, как ни странно, нигде в инете не видел хоть сколько-нибудь развернуто. Однажды соберусь и сам накатаю. В этой же передаче - как и везде, уже сто раз обмусоленные развевающиеся флаги, сигналы с Луны, снимки и прочее. Ничего нового и очень размазанно, аж на два часа пустого.

https://youtu.be/ZmuKHNMqAFQ
Вторник, 3 Июля 2018 г.
12:32 "Космос". Часть 8. Орбитальные станции и ТКС


После "черного" окончания 60-х в советской космонавтике наступил своеобразный ренессанс - годы впечатляющего развития орбитальных станций. Хотя, как водится в освоении космоса, и здесь всё было очень непросто.

Читать подробнее >>>
ЦКБЭМ (бывшее "королёвское" ОКБ-1) до последнего пыталось заставить летать "лунную" Н-1, пуская на неё все ресурсы, отодвигая на второй план другие затратные проекты. Одним из этих проектов уже тогда были долговременные орбитальные станции (ДОС). На этом проекте особенно настаивали военные. Передавать данные дистанционного зондирования со спутников в режиме реального времени тогда было проблематично. То ли дело пилотируемая станция! Нужно было изучить возможности быстрой обработки и дешифрирования данных непосредственно на орбите, возможности космонавтов по съемке определенных участков поверхности, да и вообще способности человека пребывать месяц и более на орбите, оценка последствий для здоровья. Не говоря уже о перспективных экспериментах с оружием.

Окончательно убедившись, что ЦКБЭМ в тот период никак не было заинтересовано в продвижении ДОС, МинОбороны само выступило заказчиком проекта и начала работу с КБ Челомея. И результатом стала военная орбитальная станция "Алмаз".



Для военных это был идеальный вариант. В разной степени готовности было аж несколько корпусов, которые предполагалось по полной напичкать оборудованием для военных экспериментов, но... ЦКБЭМ в лучших традициях Королёва продолжало подминать всё под себя. По распоряжению ЦК несколько корпусов военных станций было передано в ЦКБЭМ! И в 1971 году в космос отправилась первая в мире орбитальная станция... "Салют-1"!

"Алмаз" тоже потом летал в космос в трёх экземплярах (последовательно). На первом даже была установлена пушка для баллистических экспериментов! В открытой прессе они тоже именовались "Салютами" и летали вперемешку с гражданскими, "настоящими" "Салютами". Первые из которых были сделаны на основе "Алмазов", а последующие - уже более отличающиеся проекты. В общем, если вы уже запутались, то ничего страшного, там сам чёрт ногу сломит (о нашей космонавтике, в отличии от американской, вообще из-за этого зачастую рассказывать сложно - огромная куча дублирующих друг друга проектов, со временем перетекающих один в другой, и это мы ещё до "Ангары" не добрались, муа-ха-ха!!)

В целом же все "Алмазы" и "Салюты" (вплоть до знаменитого "Салют-7", последней станции этой серии) были похожи - один большой модуль с переменным объёмом по длине, и пристыкованные к нему дополнительные транспортные корабли. Вот, например, "Салют" с пристыкованным к нему "Союзом".



А вот к "Салюту-6" готовится причалить грузовик "Прогресс".



Внешне "Прогресс" от "Союза" отличить очень просто - у него нет спускаемого аппарата, он весь сгорает в атмосфере на обратном пути, потому вместо изящного "колокола" в центре у него эдакий толстый бочонок. Запускаются "Прогрессы" с помощью тех же "семерок", что и "Союзы" (только других модификаций).



Но именно с военными "Алмазами" был связан один очень важный проект - в качестве транспортных кораблей там планировалось использовать не "Союзы" и "Прогрессы", а ТКС - "транспортный корабль снабжения". Новый пилотируемый проект. Можно сказать, что это была предтеча философии... американского "шаттла"! В том плане, что одновременно планировалось запускать и пилотируемый трёхместный модуль (возвращаемый аппарат ВА), и функционально-грузовой блок с существенной полезной нагрузкой. Причём они всё равно соединялись по модульному принципу, и ФГБ мог оставаться в составе станции и после схода с орбиты ВА. Естественно, Р-7 такое не потянули бы, и в качестве РН выступал "Протон". Была проведена пара беспилотных полётов, успешная пристыковка к станции и... проект закрыли. Проект, превосходивший систему "Союзов"-"Прогрессов" по всем параметрам.

Вот так выглядит возвращаемый аппарат ТКС (и рядом спускаемый аппарат "Союза").



Что же касается ФГБ, то два из изготовленных блоков вы можете видеть до сих пор в новостях. Один в космосе - это российский модуль "Заря" на МКС. А второй на земле - это... многострадальная "Наука".

Подобный "вторичный" рынок не уникален для орбитальных станций. Например, для американской орбитальной станции "Скайлэб" использовался... бак третьей ступени "Сатурна-5". А блоки, ведущие своё начало аж от первого "Алмаза", также получили длительное продолжение. Очередной изготовленный блок стал Базовым Блоком (ББ) постоянной орбитальной станции "Мир".



ПОС стала и первой в мире многомодульной станцией.



Далее несколько фото уже полноразмерного макета станции "Мир", установленного в павильоне.













Он использовался для наземной отработки операций, внутри установлена аппаратура, но когда я был, ещё только планировалось открыть доступ внутрь, не знаю как сейчас. Сквозь стеклянные врезы в тёмных недрах было видно немного.



А ещё один "алмазный" блок стал модулем "Звезда" российского сегмента МКС.

Все орбитальные модули, для "Алмазов", "Салютов", "Мира", и нашего МКС, выводились челомеевскими "Протонами", сделанными на основе УР-500, о которой я рассказывал ранее.



Такие вот причудливые извивы истории отечественной космонавтики. Впрочем, прямо в настоящее время на наших глазах их творится ничуть не меньше. Ну а мы ещё ненадолго задержимся в 60-80-х - взглянем на ещё один советский триумф, который как раз, увы, целиком остался в прошлом - беспилотные исследования дальнего космоса.

Stay tuned.
Вторник, 19 Июня 2018 г.
21:33 Сидней
В X-Plane (да и в других симах) обязательным правилом считается устанавливать дополнительные сцены (наборы объектов) и фотоподложки для городов, аэропортов и прочих мест, где совершаешь полёт. Иногда это создаётся энтузиастами, а иногда и вполне себе платное. Считается, что всё, что есть по дефолту - хрень и срань. И обычно так оно и есть. Но вот, например, в дефолтном XP появилось несколько достопримечательностей для Сиднея, включая знаменитое здание оперы.

Решил записать немного вечерней красоты, пролетев на Aerolite 103.

Суббота, 9 Июня 2018 г.
15:07 "Космос". Часть 7. "Союзы"


Среди всех лунных проектов Советского Союза, и неудачных пилотируемых, и удачных, но ныне ушедших в прошлое автоматических, есть одна жемчужина, что ярко сиет и по сей день, и эти обгоревшие очертания очередного удачно приземлившегося спускаемого аппарата знакомы каждому по телетрансляциям и фотографиям.

Космический корабль "Союз".

Читать подробнее >>>

Как и американцы, мы также планировали, конечно же, поэтапное исследование Луны пилотируемыми экспедициями. Важной вехой должен был стать пилотируемый облёт Луны. Но если США использовали для этого всё тот же корабль "Аполлон", то советская программа, как это частенько было в те годы с космосом, была переусложнена и запутана. С ракетами-носителями вообще всё было сложно, а в качестве корабля для пилотируемого облёта Луны разрабатывался корабль под индексом "7К". Важным отличием его от "Востока"/"Восхода" должны были стать:
а) система жизнеобеспечения, позволяющая нескольким космонавтам провести в полете как минимум 12 суток, а то и более;
б) система маневрирования, позволяющая производить стыковку в космосе;
в) система управляемого спуска, которая позволяла бы в нужном месте навесить дополнительную абляционную защиту для торможения в атмосфере со второй космической скорости, и при этом снизила бы перегрузки с 9 до 4 g.

Где в итоге закончила вся советская пилотируемая лунная программа, не буду ругаться матом, но от корабля "7К" были взяты приборно-агрегатный отсек и спускаемый аппарат, и несколько переделан бытовой отсек - теперь он был сделан в виде шарика, там помещались невозвращаемые грузы, некоторое научное оборудование, туалет, ну и дополнительное пространство для сна. Этот трёхместный корабль получил индекс "7К-ОК" ("Орбитальный Корабль") и стал использоваться для, вы не поверите, орбитальных полетов. И выглядеть он стал примерно так:



Окей, не совсем так. Это уже модификация под названием "Союз-Т" (Транспортный), что в 80-х доставлял космонавтов на "Салюты" и "Мир", и почти такие же "Союзы-МС" ныне доставляют людей на МКС. Но уже первые "Союзы" отличались от современных лишь деталями. Исчезали и вновь появлялись солнечные батареи. А, скажем, первые "Союзы", предназначавшиеся для стыковки друг с другом, а не для причаливания к станциям, не имели переходных люков - у них были штырь и гнездо "папа-мама" для жесткой стыковки, а переход осуществлялся через открытый космос в скафандрах "Ястреб". Для этого был взят за основу леоновский скафандр "Беркут" и доработан - например узкий люк был неудобен для выхода с заплечным ранцем, и ранец переехал... на ноги спереди! Ну а не всё ли равно в невесомости?



Выводила на орбиту такой корабль всё та же "семерка", которая получила увеличенную третью ступень и систему аварийного спасения в виде штанги с пороховыми двигателями, уводившими корабль в случае аварии ракеты на старте (один раз эта система спасла космонавтам жизнь). Эта ракета, ныне уже в модификации "Союз-ФГ", также по очертаниям уже знакома всем и каждому.



С "Союзом" связаны и все трагические моменты нашей космонавтики, произошедшие именно в ходе космических полётов. На первом же "Союзе" из-за конструктивных ошибок в парашютной системе погиб Владимир Комаров. А ещё на первых "Союзах" экипажи летали без скафандров (как и потом американцы на шаттлах с 1981 по 1986 годы). И однажды это "шарахнуло" - при возвращении "Союза" в 1971 году из-за разгерметизации погибли Добровольский, Пацаев и Волков. С тех пор внутри корабля на опасных участках полета космонавты находятся в скафандрах "Сокол", которые в нынешней модификации выглядят так:



Конечно, первые корабли существенно отличаются от нынешних по приборной части. Сначала приборные доски, как и на "Востоках", были тёплыми и ламповыми.



На "цифру" корабль переводился очень неохотно - тонкая электроника более привередлива к перепадам температур, перегрузок, давлений и радиации. Но тем не менее сейчас корабль "Союз-МС" полностью цифровой.



Но снаружи, сразу после приземления, не думаю что можно легко отличить приземлившийся "колокол" "Союза-МС-07" 2018-го года от какого-нибудь "Союза-3" далеких 60-х.



На снимке ниже хорошо видны обгоревшие слои абляционной защиты, один за другим принимающие на себя тепловую нагрузку во время торможения в атмосфере.



А ещё этот корабль участвовал в эпохальном, не побоюсь этого слова, проекте 1975 года "Союз-Аполлон".



На снимке выше сразу видно, какой корабль предназначался для доставки комплекса с высадкой на Луну, а какой - лишь орбитальный околоземный корабль. Но вообще если сложить спускаемый и бытовой отсек "Союза", то видно, что с обитаемым пространством на этих кораблях всё примерно одинаково. А вот агрегатный отсек, топливные баки и двигатель корабля, конечно...

Переходный шлюз, что между кораблями, также "летел" с "Аполлоном", несмотря на то, что стартовало всё это на сильно "усеченном" "Сатурне". Но всё же "Сатурн" - это не Р-7...

Интересно решён стыковочный узел. Если использовать стандартный "папа-мама", то СССР и США, думаю, долго бы договаривались на высшем уровне, кому что. Был разработан андрогинный стыковочный узел с лепестками, который выглядел одинаково на обоих кораблях. Очень оригинальная по сути конструкция.



Позже на основе неё был разработан стыковочный узел с таким же принципом для причаливания "спэйс шаттлов" к "Миру", но это уже совсем другая история, и про орбитальные станции - в следующий раз.

Stay tuned.
123...5