Книга 2003 года, что ок. Я чуть не взялся за двухтомник 1946, но вовремя покрутил пальцем у виска перед зеркалом.
Автор книги - заведующий кафедрой истории России в МГУ, автор тех самых учебников для школьников, против подхода которых я так выступаю. В любом случае - на вид крайне приличный медиевист. Посмотрим.
Вообще в пятнадцатом веке на Руси было всего два правителя, это Иван Третий и Василий Третий, причем Василий уже частично правил в шестнадцатом.
Для начала напомню
свою общую схемку с генеалогическим древом всех вообще русских правителей за всю историю
Так же процитирую себя самого, что я писал про Ивана Третьего когда читал о нем в книге "Рюриковичи" Володихина.
"
Старший сын Василия II - Иван III Великий избегает внешних конфликтов, сконцентрировавшись на внутреннем развитии Московской Руси. Он отделяет русскую православную церковь от византийской и ставит ее в большее подчинение верховной власти. Это начало пятнадцатого века, идет развитие огнестрельного оружия, которое позволяет сравнительно небольшими войсками контролировать большие территории, что можно считать началом позднего феодализма - которое избавляется от раздробленности. Это начало власти самодержцев по всему миру.
К началу 15 века под властью Москвы уже половина Руси. Иван III впервые за столетия апгрейдит законы - при нем появляется знаменитый Судебник. Государство снова чувствует себя государством, единой системой.
В это время наследником Киевской Руси можно считать Литовскую Русь, и это основной внутренний друг-враг. Москва непрерывно с Литвой воюет, что скоро вынуждает ее влиться в польскую Речь Посполитую.
С ордынцами Москва продолжает вести себя неоднозначно, с одними ханами воюет, с другими договаривается, с третьими выступает совместно против четвертых. Используя изменившиеся военные технологии, Иван III составляет завещание так, чтобы не дать наследникам никакой возможности начать войну, старший сын всех просто перестреляет пушками."
Не везде согласен с этой своей же цитатой, сейчас значительно глубже в теме. Вырос над собой, ты посмотри на него.
Там у Ивана Третьего еще интересная жена - Софья Палеолог, возможно даже более интересна чем ее муж. Она кстати самая ранняя женщина в русской истории, про которую имеет смысл читать, интересующимся темой, а не сборники баек про Княгиню Ольгу. Я пока не уверен, хочу ли читать про нее отдельную книгу. Возможно. Софья прямо очень очень непроста. Решу после прочтения сабжа.
Кстати у Борисова еще есть книга "Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света", про 1492 год (7000 год от сотворения мира если по Библии считать, что кстати сильно расходится с моими личными подсчетами), это чуть позднее Ивана Третьего, время его сына.
Итак, к книге. Автор сразу замечает, что как Петербург - творение Петра Первого, так де Московский Кремль - создание Ивана Третьего. Понятно, что крепость в Москве была и до пятнадцатого века, однако до четырнадцатого века он был деревянным, тогда Дмитрий Донской, тот самый, заменил его на каменный и уже Иван Третий заменил его на кирпичный, известный нам до сих пор.
Для истории московского княжества - Иван Третий (он же Иван Великий, кстати, один из трех "великих" в нашей истории) интересен сразу после Калиты, который начинает восход Москвы в четырнадцатом веке, превращая город из замкадья в мкадье. До Калиты все московские правители, если они параллельно не владели чем-то более приличным - это хрен знает кто и звать их никак. Но мне история Москвы не интересна, мне интересна история Руси, поэтому про Калиту я отдельно читать не буду.
Иван Третий - сын Василия Темного, который тоже интереснейшая личность, мужик побывал в плену у татар и уже после плена - его собственные братья его ослепили, и уже будучи слепым он вернул себе власть и всех покарал, шекспировский совершенно герой. При этом в глобальном смысле Василий Темный это просто правитель внутритатарского московского княжества, его усилиями это княжество гасит своего главного конкурента - Новгород - однако княжеством быть не перестает. А при Иване Третьем - перестает.
Иван был всегда при своем отце, часто его поводырем, и в целом прекрасно знал, с какой предстоит работать публикой.
Правление Ивана Третьего пришлось на интересный период, когда оба прародителя Московской Руси - Византия и Золотая Орда - окончательно развалились, практически одновременно. Это же совпало с образованием Турции (кстати ровно по тем же причинам что и Московской Руси) и образованием исламского мира скажемтак, в современном понимании, ислама как глобального централизованного политического движения, в отличие от изначального арабского ислама, который можно скорее сравнить с Киевской Русью.
Это было время смерти средневековья, начало нового мира, возникновение централизованных национальных государств. И Русь с Турцией, обе что характерно наследники и Византии и Чингизидов - были на переднем крае этого процесса. И безусловно Иван Третий прекрасно понимал в какое время живет. Он понимал, что весь мир меняется, и никогда уже не будет прежним.
Родился Иван третий практически одновременно со смертью своего старшего брата в 1440 году. У Московского княжества в то время было три главных политических партнера - это Золотая Орда (разваливающаяся и воюющая между собой и скорее заинтересованная в этой войне чем в любых отношениях с Русью), Литва (которая фактически была прямым наследником Киевской Руси в то время и совместно с Польшей держала оборону от тевтонцев, так что Русь особо не парилась крестовыми походами и всем таким прочим) и киевский патриарх, который в связи в византийским развалом был прямым аналогом Папы Римского для Руси, и вообще Киев того времени сильно напоминал Ватикан.
Москва при этом была центром, вы будете смеяться, Владимирского Княжества, даже не Московского. Кстати это еще было время черной смерти, Руси оно коснулось меньше, потому что в ней были значительно слабее развиты города чем в Европе и Орде (вот Тамерлана страшно подкосило например), однако ряды князей и их детей заметно прорядило, что сильно способствовало народному единству. Кто бы мог подумать - массово поубивать правящее сословие, и как сразу всем лучше жить стало, заставляет задуматься.
Автор проходится по феодальной войне, которая привела к возвышению Москвы над другими княжествами и ссылается на книгу "Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в" 1991 года. Не уверен что хочу ее читать, но название схороню.
Далее автор подробно описывает жизнь Василия Темного, что очень интересно, но я пропускаю, может как-нибудь в другой раз. Перехожу сразу к 1440 году - когда наш герой родился.
Автор приводит строку летописи, идущую сразу же за сообщением о рождении Ивана Великого, цитирую: "
Тое же весны Федко Блудов Сука Василья убил да Ивана Григорьевича Протасьева утопил. Того же лета и самого Федка, поймав, повесили на Коломне на осокори"
Кто все эти люди - летопись не уточняет. Одновременно идет переход власти в Литве, и Москва естественно активно раскачивает там лодку, поддерживая свои кандидатов, желательно готовых устроить гражданскую войну. Вообще когда пишешь об истории, особенно средневековой - очень легко выставить любую страну как злодеем так и жертвой. К примеру очень легко писать о том, что вот дескать все соседи россиюшку несчастную пытались со света извести, постоянно выступали за всех самозванцев и странных личностей и страна постоянно от этого нажима со всех сторон отбивалось. И это будет полной правдой.
Точно так же очень легко писать что вот россиюшка оплот зла с самого начала начал, поддерживала самозванцев у всех соседей и пыталась их со света извесчь(?) и очень многих что характерно - извела. И это тоже будет полной правдой.
Но самая правдивая правда из всех состоит в том, что в средневековье все постоянно были в состоянии войны против всех - против врагов, против друзей, против своей семьи, своих вассалов, своей армии, своего народа, сами против себя. Иногда это была прямо вот настоящая военная война с массовыми убийствами, но чаще всего это была невоенная холодная война, когда стороны оказывали поддержку тем, кто готов начать войну везде на свете только не у тебя. Время было такое. Я могу долго разглагольствовать, почему оно таким было, если в двух словах - это был логичный этап развития цивилизации, развития технологий, когда центробежная сила превышала центростремительную. Есть и другие теории, но факт в том, что время было - вот такое. Иначе жить было невозможно. Во всяком случае ни у кого не получалось. Даже в супер упорядоченных империях типо чингизидской - все было в порядке с непрерывной войной всех со всеми.
Факт в том, что Русь пятнадцатого века совершенно ничем не отличалась ни от Литвы с Польшей ни от кусков Орды ни от Турции скажем, разве что географическим положением, где-то размерами, местами религией - но это в то время определяло только с кем ты в условном альянсе, скажем католики на католиков крестовым походом скорее всего не пойдут, хотя были и такие случаи конечно. Там если прямо с лупой искать, наверное можно найти какие-то локальные особенности, но это надо постараться.
Автор описывает сложные отношения русской церкви с византийской, это отдельная огромная супер запутанная тема, где все стороны постоянно всех прощупывают, Византия слабела, русская церковь изначально вообще с поддержкой татар все больше отсоединялась, при этом никто не хотел делать резких движений, если бы Византия объявила анафему киевскому патриарху - пострадали бы все. Это похоже на современные санкционные войны, когда каждый думает, как бы так хитро стрельнуть себе в ногу, чтобы окружающим было больнее чем тебе самому.
Дилемма влияния в том, что чем больше ты пользуешься своим влиянием на других людей против их воли - тем меньше влияния на них у тебя остается. Это не бесконечный ресурс, и часто невосполнимый.
Вобщем там хитрые схематозы, к примеру в какой-то момент москвичи сажают в тюрьму посланников патриарха, а потом сами же помогают им из этой тюрьмы сбежать, и много всего такого.
Еще вот деталь, иллюстрирующая хаос и пиздец средневековых отношений - в 1442 году ордынский царевич Мустафа грабит Рязань, угоняет кучу народа в плен. После чего - успешно продает этих пленных самим же рязанцам. После чего, немедленно просит у рязанцев разрешения перезимовать у них в городе. И они - согласились и спокойно позволили Мустафе с его войском жить у них в городе, который вот только что этим же войском был ограблен. И закончилась бы эта история прекрасно, но она закончилась еще прекраснее, потому что посреди зимы вдруг прибежало другое войско - Василия Темного - из Москвы и порубило Мустафу в капусту. Но порубило не потому, что Мустафа был татарин и часть заклятого русского врага, а потому что Мустафа был татарин и часть уже давно не врага а хер знает кого, полудохлых осколков империи, которые сдачи дать уже не могли, и даже сами были больше всех рады, что кто-то с Мустафой этим расправился. Это от них Мустафа в Рязани и прятался и никаких Василина ни темных ни светлых знать не знал, ты кто такой, я твой король.
Это все еще до того как Василий Темный попал в плен к татарам сам. Но уже к другим. Как говорится вот кайнд от татарс ар ю?
Кстати ослепление, которому подвергли Василия Темного - это был излюбленный способ наказания, который до этого сам же Василий и применял, мужик вообще знал толк в пытках. Правда в отличие от него, его жертвы обычно потом не возвращались и не мстили самыми злодейскими способами. А он еще как.
Автор отдельно поясняет что его прозвище "темный" это не синоним слова "слепой". Слепых и ослепленных в средневековье был вагон, а Темный только один - Василий Второй. Современники его считали реальным живым Волдемортом короче. Блин надо про него всетаки отдельную книгу прочесть.
Ивану Великому во время ослепления отца шесть лет, он с младшим братом в монастыре, их все не любят (см дети волдеморта) и они вынуждены прятаться в том числе и от монахов, чтобы их не сдали и не убили. Ловят их монахи когда враги уже задолбались искать, так что святые люди просто пинками выгоняют маленьких детей из монастыря и отправляют в Москву, которая занята теми самыми людьми которые только что ослепили их отца. (Понятно что с ними еще какие-то люди были, которые видимо их и прятали, но)
Найти великого русского правителя с минимально не чудовищным детством нереально.
Чуть ли не единственным спасением для детей оказываются татары. Минус средневековья что все твои враги, плюс - что все враги твоих врагов. Достаточно оказаться не главным врагом всех на свете, а так же не в совсем неправильном месте в совсем неправильное время (см монастырь) и сторонников ты найдешь.
Шесть лет кстати возраст еще недостаточный чтобы оказывать довление на престол, но уже близкий к. Дмитрий Донской например включился в борьбу за власть в девять лет.
На побеге приключения детей только начинаются, потому что к ним тут же приезжает епископ с заданием вернуть детей в Москву, клятвенно обещая защиту. Чему конечно никто не верит. Идут сложные переговоры, в результате соглашаются на переправку детей какбы в нейтральный город, который какбы под властью врагов, но не совсем. Чувства детей можете представить сами.
Справедливости ради именно епископ успешно работает последним барьером, защищающим детей.
Ждать долго не приходится, в том же году враги вынуждены публично примириться с Василием Темным. Которым, напомню, вот только что ослепили. Сделано это было не от хорошей жизни, опять же см бурления говн и вражду всех со всеми, то чувство когда ослепленный тобой же волдеморт - еще не самое худшее для тебя зло. По сравнению ну скажем с ебучими московскими боярами (что совершенно за пять веков не поменялось).
Одновременно число детей увеличивается, к этому моменту братьев уже трое.
Василий Темный тут же кидается в восстановление власти, в частности договаривается о будущей свадьбе своего семилетнего сына. Все в том же 1446 году все стороны собирают армии и принимаются воевать, то есть все страшно бодрые, ни дня отдыха. Темный очень быстро захватывает Москву и ровно через год после ослепления возвращается на трон. Что за год, как говорится, что за год.
В 1452 Ивана (двенадцатилетнего) женят в процессе налаживания отношений Москвы с Тверью. В остальном там идет феодальное бурление говн, все против всех, как обычно. У Ивана к этому времени уже три младших брата, родители без дела не сидят.
В 1453 Константинополь захватывают Турки, полтуратысячелетнее существование Римской Империи на этом окончательно завершено. Последний римский император Константин Палеолог гибнет от рук турок. Будущая жена Ивана - его племянница. Василий Темный успешно подсылает отравителей к своему главному врагу - ослепителю Шемяке - и тот помирает. Темный так кстати не первый раз делает. Отдельно Василий добивается, чтобы над Шемякой не читали заупокойных молитв, чтобы гарантированно отправить его душу в ад. Такие вот магические битвы колдунов идут в нарождающейся Руси.
Другое дело что идет средневековье, никто толком никем не управляет, так что церковь сопротивляется.
Сам Шемяка был ни секунды не лучше своего убийцы, разве что менее умелым дипломатом, что в результате его и погубило. А так там все были хороши.
Тут автор замечает что при всей своей злобности жестокости подлости и коварстве - Василий Темный нес порядок и единение русских земель. Собственно это и позволяло такому откровенно ненавидимому всеми персонажу набирать силу. Он был не так чтобы злом, но не добром точно, но он был меньшим злом. Вообще я не люблю когда в политике обращают внимание на то, что вот вы посмотрите вот эти люди [впишите сюда имена] не так и хороши. Я говорю окей, предположим, мы тут все не ангелы, в зеркало посмотрите але, вопрос - они меньшее зло или нет?
Собственно смерть Шемяки была финальным аккордом в многолетней гражданской войне, которая решала, кто возглавит Русь с уходом татар. Заметьте, что при всей своей жестокости она даже близко не приближалась к тому пиздецу, в которую страну погрузит правление Грозного через сто лет.
Темному оставалось править девять лет. В это время идет уже финальная зачистка, враги Темного разбегаются, в основном в Литву. И я здесь хочу повториться - то что мы называем Литвой в пятнадцатом веке это на самом деле не Литва современная даже не близко. Это Киевская Русь, вот полностью сохранившаяся, ровно та же с Киевом, Русской Православной Церковью и всем прочим. И Московская Русь вот выяснила кто поведет всех к успеху, и теперь дым рассеялся - время выяснять отношения с дедушкой.
При этом вас не должно смущать, что митрополит сидел в Киеве, то есть в Литве, и одновременно был ставленником Москвы - такие расклады для средневековья были совершенно нормальными. Ровно в то же время шли скажем итальянские войны, где за Италию воевали Франция, Германия и Испания (и много еще кто) все формально вассалы Папы Римского, и в этой войне отдельно была Италия, отдельно Ватикан, отдельно Папа, отдельно прочие акторы, жуткий клубок гнидогадоидов, где черт ногу сломит.
И на Руси к этому плюс добавлялось только что прошедшее уничтожение Византии, поставившее русскую церковь в совершенно неясное положение, впервые за тысячу с лишним лет цезарем называет себя (и фактически является) вообще даже не христианин, турок какой-то, что делать, куда бежать, ты теперь главный или нет, хрен знает.
При этом оставался еще и Новгород, не так чтобы претендовавший на власть в Руси, скорее пытавшийся сохранить независимость отдельного торгового города государства, вообще-то остатка Ганзы (которую к этому времени уже почти раздолбали ровно такие же правители как Темный, только европейские, и ровно с теми же целями и ровно по тем же причинам).
К пятнадцатому веку время городов-государства (как минимум за пределами Италии) прошло, Темный легко захватывает Новгород в 1456 году, но там не все просто и додавливать город нарождающаяся империя будет еще век, завершит процесс уже Грозный, кстати чудовищной резней, которая его прадеду (Волдеморту) даже не снилась.
В 1458 году семнадцатилетний Иван становится отцом. Он к этому времени уже владелец собственного надела и вовсю учится средневековому менджменту. Судя по всему так же сопровождает отца в походах, служит его руками и глазами. Его сын, Иван Молодой, проживет 33 года и умрет от подагры. Там у него будет специфический тандем вместе с отцом с рокировкой туда-сюда на троне, я про это отдельно расскажу ниже.
Василий Темный очень хорошо понимает главную проблему Киевской Руси, которая позже, под нажимом татар, переехала и в московскую - постоянная раздача территорий детям, которые потом со смертью родителя принимаются воевать. Хотя к середине пятнадцатого века Русь еще формально в составе Орды (хотя и неясно какой, орд к тому времени уже как говна разных) - но впервые в состоянии изменить порядок престолонаследия. Правило это было не так просто поменять даже и без татар, потому что средневековые крестьянски-рыцарские армии невозможно было концентрировать в одном месте и под одним началом, постоянно требовалось собирать людей со всех княжеств. Другое дело армии пятнадцатого века, в которых уже появился огнестрел, отряд пушкарей как два пальца развалит любую крепость, и хрена с два ктото кроме царя сможет их собрать. И это еще нарезное оружие не появилось, и прочий короткоствол.
Василий Темный одним из первых применяет идею прямой передачи полной власти старшему сыну. Идея эта безусловно ключевая для истории России на следующие ну скажем пять тысяч лет. На мой взгляд одновременно появившаяся турецкая система, где сенат выбирает одного из сыновей - лучше. Но я понимаю, почему Темный его не выбрал, бояр он видел в гробу, ранее они же его и сдали Шемяке, срать ебал он этот сенат, мягко говоря.
Если есть у русских какая-то национальная особенность - так это неспособность формировать сенаты, которые бы работали совместно с правителем, не скатываясь до полного уничтожения/подчинения друг друга, но при этом были бы независимой силой. Однажды придут нео-нео-нацисты с циркулями и начнут ее выискивать.
В девятнадцать лет Темный дает сыну финальный экзамен перед вступлением на престол - отбить очередное татарское нашествие, пока отец разбирается с остатками внутренних врагов. Там вообще впечатляющие картины, старый слепой король едет в Новгород, который какбы подчинен, но вообще хрен знает, фактически в стан врагов, там с черной повязкой на глазах спокойно карает неугодных. Чувак с чугунными яйцами чисто дарт вейдер. И у нас нет ни одного ни фильма ни сериала про этого человека, но зато миллиард сюжетов про вторую мировую, каждый день которой уже истоптан вдоль и поперек, и еще два миллиарда в производстве.
Кстати другой сын Темного - Юрий - в это время там ходит с отдельной армией по заданиям отца, то есть мужик гонял детей влево и вправо.
В 1462 Василий Темный умирает. Последние месяцы перед смертью - он устраивает самые жестокие расправы в жизни, понимая что еще не возникшая, но вот-вот готовая возникнуть империя с его смертью может свалиться в новую гражданскую войну, похоронив все что он сделал в жизни, и требуется нагнать на врагов максимального ужаса, чтобы они даже не думали восставать против его сына, пока тот не укрепится сам.
Вы можете сказать - дак Грозный же тоже под конец зверствовал, и какбы да. Но во-первых это уже была совершенно другая страна при Грозном. А во вторых, что значительно важнее, Грозный забил на самое важное царское дело - неусыпное стругание детей мужского пола, мало того одного сам же удавил, в то время как Темный оставил после себя целый отряд прожженых боевых генералов, уже даже с собственными детьми. Вася конечно своему правнучку ремня бы врезал, если бы мог.
Умирает Темный в возрасте 47 лет (из которых 37 правил) из-за заражения крови в процессе самолечения, которое он сам же себе назначил. Автор характеризует это словосочетанием "слепое упрямство".
Это неоднозначный человек, глубоко ненавидимый как современниками так и последователями, и судя по всему добивавшийся ненависти сознательно, однако заложивший фундамент всей истории России. Роль личности в истории обычно сомнительна, но в случае с Василием Вторым однозначно - будь вместо него другой человек, и Россия была бы совершенно кардинально другой.
Таким образом, 1462 год. Руси еще фактически не существует. Есть Московское Княжество, оно вышло из-под формальной протекции Византии, в связи с ее уничтожением, однако до сих пор вассал Золотой Орды, хотя и успешно воюет как с ней так и против ней (так и с одними татарами против других, так и с другими татарами против русов, во всех комбинациях). На трон вступает двадцати двухлетний Иван Великий.
Это была первая четверть книги. На этом месте я остановлюсь, продолжение в следующем посте.
Все очень очень круто, читаю запоем.
(с) Луис Фон Ан - основател...
[Print]
Акша Таквааш