Я решила взять будущее в свои руки и поговорить со своим боссом. Из собственного опыта я уже знаю: если что-то хочешь, первым делом надо это конкретно себе представить. А потом пойти и недвусмысленно сказать кому надо: пришло время мне повысить зарплату. Или, скажем, хочу новую должность. Или уволиться. Альтернатива активным действиям - недовольное бухтение себе под нос, шептание с сослуживцами в кулуарах на тему как все зае#@ло, и мечты на теплом диване, что вот однажды все вдруг будет иначе.
Для начала я назначила с Барухом встречу в неформальной обстановке.
Поскольку все вечера он был занят, то встретиться он предложил за завтраком в пятницу, то есть в выходной. Как-то Барух меня подвозил домой (он живет в соседнем городке), и по дороге я ему предложила посмотреть земли на предмет вложения денег. По-моему, Неве Амаль, где я живу - чудно перспективное место: дешевая деревня в центре дорогого города.
- Да ну, - сказал Барух, - что за глупости. Сюда деньги вкладывать неумно. Даже если эти земли и повысятся в цене, то не раньше, чем лет через 10. Если у тебя есть сумма купить здесь дом, лучше положи ее в банк и живи на проценты.
Поскольку деньги купить хоть какой завалящийся дом в Герцлии у меня не вряд ли будут, я только пожала плечами.
В пятницу, когда Барух приехал меня забрать на своем джипе, он проскочил мой дом - не заметил. Пришлось пилить метров 300 по жарище. Первым делом сказал:
- Какое интересное место, твой Неве Амаль! А ты не видела, где тут участки продаются?
Я сказала, что видела - через дом таблички "На продажу".
- Я бы тут купил... Найди мне хороший участок, а я тебе заплачу проценты.
Хм. Хо-хо!
Мы поехали в "Террасу", ресторанчик на море. Я слегка нервничала, потому что не успела сформулировать, что же я хочу. Море успокаивало. Белый плаж. Деревянные грибки. Люди бегают туда-сюда, с собаками и без. Официанты в черных передничках.
- Ну, о чем ты хотела со мной поговорить? - спросил Барух.
- А ты не догадываешься? У тебя ведь такая острая интуиция... - понадеялась я.
- Честно говоря, нет. Есть вещи о которых я предпочитаю не думать. Так что если пришло время... - грустно вздохнул Барух.
"Он думает, что я собираюсь уволиться," - догадалась я. Мы заказали завтрак. Официантка принесла мне гору гранолы в озере йогурта. Рядом поставила чайник с медом. Барух получил гигантский омлет и ведерко с салатом, которое пошло бы впрок молодой лошади. У израильтян все-таки нет чувства меры.
- Я работаю у тебя уже четыре года, - начала я, размахивая вилкой. - У меня замечательные проекты, самые интересные в студии...
Барух кивнул и слегка ковырнул свой омлет. Он сосредоточенно молчал. И жевал. "Только вот чего-то хочется, сама не знаю чего," - подумала я.
- Этот год для меня критический, - сказала я вслух. - Я ищу новые горизонты, чем себя занять. Так что если ты мне хочешь предложить что-то интересное, то пришло время. Конечно, я понимаю, что ты не начнешь сейчас выдергивать кроликов из за пазухи... Я просто хотела бы, чтобы ты знал, куда ветер дует. Да, я не про деньги говорю, кстати. Наверное, я единственный человек в студии, которого зарплата устраивает...
- Поговори с Нили и с нашим бухгалтером о новых возможностях, - быстро сказал Барух, как бы не слыша. Он явно обрадовался, что я не увольняюсь.
Здесь я сделаю маленькое лирическое отступление, чтобы поговорить о зарплате. Деньги - штука очень важная. Я никогда не забываю, что работаю я не из одной только любви к дизайну. Но когда все опостылело и хочется настоящих изменений, то очень легко попасть в ловушку - тебе повышают зарплату и ты сидишь на заднице еще долгое время, спрашивая себя, на что уходят драгоценные годы.
Я развела философию на тему, что если б не было Мишель, то я бы поехала путешествовать и подумала, что хочу...
- Лена, скажи конкретно, что ты хочешь. Я должен знать.
Ну вот.
Я вздохнула. Поставила перечницу посреди стола.
- Вот это, - говорю, - Барух... - рядом поставила блюдечко с косточками от зеленых оливков и шкурками колбасы: - Это, - говорю, - брендинг-студия и дизайн, а это, - я подвинула другое блюдце так, что перечница-барух оказалась точно посередине, - студия, которая занимается развитием новых трехмерных проектов, промышленным дизайном и аксессуарами.
После этого я доверчиво заглянула Баруху в глаза, проверить, понял ли он, кто именно будет командовать этой замечательной новой студией. Видно было, что он понял, и что мой план ему очень понравился. Самому Баруху уже тоже брендинг с дизайном упаковок в печенках сидят. Он заверил меня, что будущее движется именно в сторону моего плана, и что если я хочу взять какие-нибудь курсы, типа трехмерных программ, то он мне все оплатит. Я даже на секундочку захотела взять такой курс, потому что в Израиле он стоит бешенные деньги, но потом вспомнила, что как раз техническая часть меня интересует меньше всего. Лучше я что-нибудь получше за его счет поучу.
Теперь можно было расслабиться и выпить кофе. Полбадьи с гранолой я сдала официантке. Слишком питательно.
Баруху звонила Нили и что-то кричала в трубку. Каждый раз он зеленел и был не в себе. Мне стало неловко слушать их перепалки, и я отлучилась в туалет. Когда я вернулась, Барух все еще кричал в трубку: "Она должна понять, что это не из-за денег, это принцип! Один день, проведенный мною в суде - и мне эта история уже в убыток!"
Отдышавшись, он расказал мне в чем дело.
Оказывается, наши такциваиёт (ответственные за связи с клиентами), спелись и устроили совершенно идиотскую штуку: первая из них, кто приходит, проводит карточки за всех, и то же самое последняя, кто уходит. Но у нас в студии ведь всего 35 человек - все на виду, и их, естесственно, заловили. Барух обиделся насмерть, потому что одной из них он как раз оплатил 2 недели ее отсутствия, потому что ее мама в больнице, а маме даже послал цветы. Кроме того, эти девицы сидят на деньгах, поэтому такие вещи ставят под вопрос лояльность и честность всей их работы. Барух спросил, что я думаю по этому поводу. Я не нашлась, что ответить - девицы-то мои подруги в какой-то мере. Сказала: "Во дуры!" и что у него есть все поводы ругаться и обижаться. Тогда он спросил, сказала ли бы я ему, если бы видела, что такое происходит. Вот каверзный вопрос! Я сказала, что точно сказала бы им, что это свинство, но что ему - вряд ли, потому что такие вещи каждый решает со своей совестью. И что я очень рада, что не знала заранее.
Сегодня весь день были крики. Одну девицу уволили на 8 месяце беременности. Другая (у которой мама в больнице) - рыдала. Еще одна утверждает, что невиновна, а одной не предъявили претензий вообще. Работать в такой обстановке - невозможно...