Под катом длиннющий текст с замуторенными размышлениями, при этом жутко невнятно записанный))
Вопщем я предупредил)
Что такое - знание?
Что значит - знать?
Знать некий объект - значит знать достаточное количество связей этого объекта с другими.
К примеру: Когда человек узнаёт, что можно получить удовольствие, съев яблоко - он начинает знать о яблоке больше. В его голове появляется связка между яблоком, процессом съедения и удовольствием.
Когда человек узнаёт, что со временем яблоко становится несъедобным - в его голове выстраиваются новые связки между яблоком и другими объектами. Он считает, что теперь знает о яблоках больше.
Тоже самое действует ко всему. Что значит "я знаю своих друзей"? Это значит "Я могу с достаточно большой долей вероятности предсказать, как они поведут себя в необходимом количестве ситуаций."
Можно возразить: Так же это значит "Я знаю, как они будут чувствовать себя в тех или иных ситуациях", но в конце концов любые их чувства будут сводиться к тому, как они себя поведут и как нужно вести себя по отношению к ним, то есть это в конечном итоге - одно и тоже.
Далее.
Кроме связок - у объектов есть признаки, благодаря которым мы понимаем, какой объект перед нами. Признаки объекта - это последовательности между сигналами, поступающими в мозг, пр нахождении которых мозг может идентифицировать объект.
То есть в конечном итоге - всё что мы знаем об объектах - это из связи.
Невозможно сказать - что такое яблоко, потому что мы этого не знаем. Мы можем сказать, что яблоко это набор молекул и атомов, расположенных в определённой последовательности, следуя определённым законам. Но этим мы просто сообщаем, что знаем связку между объектом "яблоко" и объектами "атомы" и "молекулы".
Как бы глубоко мы не копали, как бы много мы не пытались узнать об объекте - мы не способны получить ничего кроме новых и новых связок его с другими объектами.
Потому что так работает наш мозг.
Далее.
Единственная вещь, которую мы знаем - кроме связок между объектами - это наши желания.
При этом желания других людей - мы можем воспринимать только как связки между людьми и объектами.
Точно так же любую связку можно воспринимать как желание объекта и ничего не изменится. К примеру можно считать, что яблоко хочет протухнуть со временем, и поэтому оно протухает. И этот тезис никаким образом не может (и никогда не сможет) опровергнуть наука, так как желание это проявление воли, а доказать что у я блока нет воли - невозможно.
Отсюда (от идентичности желания/воли любым другим связям между объектами) можно сделать и обратный вывод - невозможно доказать, что у окружающих нас живых существ есть воля.
Точнее, можно привести разве что одно доказательство - "я чувствую свободную волю у себя, а так как окружающие существа кажутся мне в общих чертах похожими на меня, то можно с высокой долей вероятности предположить, что они от меня не отличаются, и следовательно свободная воля есть и у них".
При этом (если считать наличие свободной воли - необходимым условием для того, чтобы считаться "живым") при любых попытках предсказать поведение других людей - приходится мысленно отнимать у них право выбора между вариантами поведения (то есть невозможно считать их живыми). Иначе - любые попытки предсказать поведение становятся невозможными, так как свободная воля по определению непредсказуема.
А если убрать свободную волю - то любого человека можно воспринимать как любой другой объект, и тогда его реакции можно свести к вероятностям.
К примеру: Если считать сотрудника не обладающим свободной волей, то можно предположить, что после получения выговора он с большой долей вероятности станет лучше работать.
Точно так же, как если подбросить стул - с высокой долей вероятности он приземлится не на ножки.
При этом - в любых размышлениях касающихся самого себя - действуют ровно обратные законы.
Невозможно даже мысленно отнять у самого себя свободу воли. Невозможно предположить самого себя не живым.
И отсюда следует как раз то единственное, что мы знаем, кроме связок между объектами - это свои желания (повторюсь - желания окружающих можно воспринимать исключительно как связки), которые, благодаря свободе воли становится чем-то большим, чем просто вероятностью, с которой вы выберите то или иное действие.
К примеру, невозможно размышлять так: Я получил выговор на работе, а значит, с высокой долей вероятности я должен теперь работать лучше.
Потому что это не даёт вам ответа - как работать?
Для себя можно рассуждать либо "Я получил выговор и остался на этой работе, так что буду работать лучше", либо "Я получил выговор, но мне наплевать, так что буду работать как работал".
То есть невозможно считать вероятностями в отношении себя (если не подкидывать кубик конечно, что приведёт к необходимости подчиняться его выбору, даже если вам это кажется неправильным).
Желание наполняет любые объекты и связки смыслом. К примеру желание пить моментально выстраивает окружающие связки в логическую систему, которая в результате сводится к последовательности движений, необходимых для получения воды (тут надо заметить, что мозгу свойственно масштабировать события, и делить любые цепочки на части, последовательно работая то с одной частью то с другой).
Никогда не бывает такого, чтобы у человека одномоментно было только желание. Он одновременно может хотеть: дышать, пить, получить зарплату, не забыть позвонить другу и как-нибудь сходить в кино.
Анализируя силу, срочность, выполнимость, рискованность и другие характеристики этих желаний - человек постепенно выстраивает путь, по которому он движется всю жизнь.
Кому-то удобно планировать этот путь, пытаясь заглядывать далеко вперёд, а кому-то достаточно лишь краткосрочных намёток на будущее. Это не меняет основного смысла - путь всегда есть и смысл человеческой жизни - выстроить этот путь таким образом, чтобы он наиболее соответствовал желаемому.
Далее.
При анализе любого пути легко заметить наличие в нём множества одинаковых повторяющихся элементов. Основные элементы любого пути следующие:
1) Развилки (с планками или без)
2) Потоки
3) Срывные характеристики
4) Узкие моменты.
По очереди расскажу о каждом
Развилки
Как очевидно из названия - это относительно кратковременные эпизоды, в течение которых можно кардинально поменять путь.
Если развилка с планкой - значит один или несколько вариантов пути закрыты, до тех пор, пока та или иная характеристика не будет находиться выше определённой планки.
Например: Вступительные экзамены в институт для большинства людей это очевидная развилка с планкой.
Потоки
Это часто продолжительные участки пути, позволяющие ослабить контроль за характеристиками и при этом не слететь с пути.
К примеру: Когда человек учится в институте - он в потоке. До экзаменов он может ничего не учить и вообще ни разу не посетить ни одного занятия. До тех пор, пока он в этом потоке - он из института не вылетит.
Срывные характеристики
Характеристики, которые нужно постоянно держат выше необходимого минимума, чтобы держать в потоке.
К примеру: Желательно соблюдать некоторую опрятность и гигиену при посещении института, иначе, в случае рецидива - могут и отчислить т.е. если постараться то таки можно сорваться.
Срывные характеристики могут работать в две стороны, а не только "на понижение". К примеру, если во время учёбы в институте получить нобелевскую премию - есть вероятность что произойдёт преждевременный срыв на другой путь, к примеру, могут сразу же предложить работать в этом же институте.
Узкие моменты
Узкие моменты в любом потоке - это такие моменты, где срывные характеристики становятся высокими и легко сорваться с потока, не удержав ту или иную характеристику выше планки.
Фактически - узкий момент это частный случай развилки, с тем лишь различием, что после развилки меняешь поток, а после узкого момента - остаёшься на том же (если не сорвался).
К примеру любые промежуточные экзамены в институте - это узкий момент в потоке.
Очевидно, что задача любого человека - выбрать наименее затратный (в первую очередь имеются ввиду временные затраты), приносящий как можно больше удовольствия и наименее рискованный путь через развилки к цели.
В случае, если глобальная цель отсутствует, то задача становится проще:
1) Остаётся только необходимость удерживаться в текущем потоке, стараясь держать характеристики достаточно высоко, чтобы не сорваться на узком месте
2) И, при появлении развилки, ведущей на более приятный поток - делать попытку перехода.
Далее.
Существует два способа планирования пути. Это краткосрочное планирование и долгосрочное.
Чаще всего человек одновременно пользуется обоими.
Начну с краткосрочного, как с более простого.
Прохождение жизненного пути - это всегда конвертация времени в удовольствие.
Небольшое пояснение: Под удовольствием я имею ввиду не только физическое удовольствие, но и моральное, эстетическое и любые другие желаемые ощущения.
При краткосрочном планировании у человека для конвертации есть то время, которое осталось от выполнения долгосрочных планов (чаще в сего - в потоке, т.к. на развилках и узких моментах чаще всего всё доступное время мобилизовано на долгосрочные цели).
Если долгосрочные планы отсутствуют - в распоряжении краткосрочных есть всё доступное время.
Чаще всего конвертация времени происходит при помощи промежуточных инструментов. Этими инструментами могут быть деньги, отношения, связи, физическое сложение и т.п.
Часть инструментов есть у человека изначально наряду со временем. Часть из них тратится или становится менее действенной после использования, часть нет. Часть инструментов наоборот после каждого использования начинают потреблять всё меньше времени и приносить всё больше удовольствия.
Соответственно первая задача человека при краткосрочном планировании - выбрать инструменты, получение которых требует как можно меньших временных затрат и приносит как можно больше удовольствия в результате (и с наименьшим риском).
Вторая задача при краткосрочном планировании - следить, чтобы действия кратковременной важности не сбивали долгосрочных планов и не увеличивали риск срыва на долгосрочных развилках.
Далее.
Долгосрочное планирование.
Можно считать его стратегией жизни.
Первая и ключевая задача стратегии - выставить основную цель (или цели).
Ключевые цели бывают двух типов - цели на удержание, и цели на достижение.
К примеру - "Не угробить своё здоровье", "Содержать семью", "Заботиться о престарелых родителях" - это глобальные цели на удержание.
А "Стать чемпионом мира по плаванью", "Написать книгу" - цели на достижение.
Цель может быть многоэтапной, где за этапами на удержание следуют этапы на достижение. Например "Сбросить десять килограмм и потом не толстеть".
Такая цель рассматривается как две различных, следующих друг после друга.
У любой глобальной цели могут быть под-цели. Эти под-цели определяются чисто логически.
НО:
Не существует логического способа выбрать глобальную цель, не являющуюся частью другой цели.
Единственный способ сделать такой выбор - интуитивно прислушаться к себе и понять, что ты хочешь.
Естественно, при выборе цели можно и ошибиться, и в процессе как движения по пути, так и получения информации о пути - можно понять, что совершена ошибка (так же, можно и банально измениться в процессе).
Отсюда следует, что желательно собрать информацию о цели и пути, прежде чем делать выбор.
Сколько времени стоит тратить на сбор информации (и на какие риски при этом стоит идти) - так же можно определить исключительно интуитивно.
Идеальный вариант - движение по пучку смежных поток, с возможностью комфортного перескока с одного на другой, в случае, если в процессе обнаружатся ошибки и одновременным с движением сбором информации, так что достаточное количество инфы оказывается собрано к моменту развилки и нет необходимости останавливаться.
Так конечно получается не всегда.
Однако в общем случае - наиболее удобный поток тот, который даёт больше вариантов и инструментов на выходе (с наименьшим риском).
Далее
Удобнее всего подробно планировать на один поток вперёд. Как максимум - до развилки, как минимум - до ближайшего узкого момента.
Планировать можно сознательно, можно интуитивно. В любом случае как-либо придётся.
Планировать более чем на поток вперёд интересно но чаще всего бесполезно, так как потоки имеют тенденцию меняться со временем.
Дальше потока есть смысл держать только примерные прикидки потоков/развилок.
Что включает в себя сбора информации о потоке.
Ответы на следующие вопросы:
Сколько времени есть в потоке?
Сколько времени требуется тратить, чтобы не сорваться вниз?
Сколько времени нужно, чтобы поднять/поддержать характеристики до прогнозируемых узких мест и развилок.
Какие инструменты даёт поток и какие позволяет получить по "льготной цене"?
Какие есть срывные характеристики вверх?
Как есть вероятности перехода на другие приятные потоки в процессе движения по текущему?
В результате анализа ответов получается главный вывод - процент времени, который вы готовы потратить на глобальную цель, к которой ведёт поток.
Оставшееся время тратится на кратковременные цели, либо на "срывы вверх".
О них отдельно:
"Срывы вверх"
Практически к любой цели есть ряд длинных путей, идущих через потоки и развилки.
И есть более короткие пути, идущие через "срывы вверх".
Особенность таких срывов - что они срабатывают с крайне маленькой вероятностью, часто сопровождаются большими дополнительными рисками и требует огромных временных затрат (не редко - на них оказывается недостаточно даже всего доступного времени).
При этом - на многие потоки банально не попасть, без удачного "срыва вверх".
К сожалению, логически невозможно определить - стоит ли двигаться к тому или иному "срыву вверх". Это тоже определяется исключительно интуитивно и никогда нельзя с уверенностью сказать, правильное или нет решение.
Фактически, это интуитивное желание выбрать одну цель, а не другую, собирать информацию или нет пойти или не пойти на тот или иной "срыв вверх" - говорит о вашем характере.
Bloodborne вкратце
[Print]
Акша Таквааш