ter
12-11-2004 12:51 "Лунная соната"
Сначала я хотел послать историю на mountain.ru, но передумал. Почему — это уже другая тема...
Кому интересно узнать что там было, прошу "под кат".

Маршрут:

Всё началось с того, что мы (команда из пяти альпинистов севастопольского клуба) решили пойти новый маршрут на вершину Кильсе-Бурун. Вторая 2Б на Кильсе-Буруне с неромантичным названием "По левому краю центральной части массива" ждала своего покорения. Маршрут по описанию не сложный, но длинный. Команда у нас была разношёрстная: от новичков до более-менее способных, посему категория сложности была выбрана невысокой. День был прохладным, но холод особенно не напрягал. Безусловно у нас с собой было описание маршрута от самого автора (днепропетровец А. Брынза), старательно скаченное с общеизвестного http://www.mountain.ru, мы были полны решимости и боевого духа...
Не могу сказать, что я много маршрутов прошел по их описаниям, но всё же, некоторое количество есть в копилке опыта, но _такого_ я ещё не помню. Это было похоже на одну большую шутку, только нам там было совсем не до шуток.
Итак, что же собой представлял маршрут: (описание на м-ру) подход под него должен был начинаться "примерно в 200 м западнее кемпинга". Это достаточно оригинальный указатель, поскольку кроме домика лесника, что находится примерно в указанное расстояние от подхода, других "кемпингов" мы не знаем. Впрочем, нам, жителям этих мест, не нужны такие "ценные" указания и пусть кемпинги ищут приезжие, а мы им посочувствуем. Дальше шла добавка: "дополнительным ориентиром служит то, что маршрут начинается под скальным цирком, расположенным между западной и центральной частями массива" так вот, это не дополнительный, это основной ориентир! :) Это не так и важно, но это всё предвещает дальнейшие события, развернувшиеся на маршруте.
Протяжённость основной части маршрута составляет 340 метров и это около 8 веревок лазания.
Дальше повествование пойдет по верёвкам...
"На участке R1-R2 - вверх 40 м по простым скалам. Далее (уч-к R2-R3) вверх и вправо по расщелине к группе деревьев ( R1-R2: 40 м, 65°, I; R2-R3: 40 м, 70°, II)." Ага, вроде всё понятно, легкий выход по "единичным" скалам, а потом по расщелине к группе деревьев. Я видел уже много маршрутов вплоть до категории 4Б, но _такие_ единичные скалы мне встретились в первый раз. Но, сил много, идем в две связки: первыми, так сказать, штурмовой бригадой, идут ваш покорный слуга и Андрей Арсенюк, второй: Дима Скичко, Лада Арсенюк и Сережа (прости Серега, у меня очень плохая память на фамилии :) ). Идём, ругаемся, но скалы вполне "пролазные", а значит нас не остановишь. Веревки я бы квалифицировал как II+, а кое-где и как тройки. Базу на конце R4 я лепил на большом камне, который можно было только охватить лентой и то с большой натяжкой, а до другого пункта страховки я дойти физически не мог, поскольку закончилась веревка, я же в это время находился на мелкой каменной крошке и хоть зубами кусай, а заложиться некуда. (Судя по картинке, автор маршрута сделал базу на правой стене цирка, что говорит о том, что он выбрал для базы на R3 другую точку... или же чертил линию наобум).
"На участке R3-R4 - вверх и вправо 40 м до выхода в правую часть скального цирка. Здесь необходимо преодолеть большой разлом в стене (R3-R4 40 м, 70°, II)". А тут ошибка: R3-R4... мы уже пролезли третью верёвку и эту надпись правильнее было бы назвать "на участке R4-R5...".
Вверх и вправо. Как я не смотрел, но пути вверх и вправо я не заметил. Надо мной нависали скалы, достойные шестой категории сложности и единственным путем оттуда был траверс в обход нависания на другую сторону гребня, дальше по не очень сложному, внутреннему углу подход к громадному разлому в стене. (Разлом - это похоже единственная точка, которая ярко совпала с описанием...) Разлом не перепрыгнешь, схватиться на другой стороне почти не за что, но справа через него проходит небольшая куча камней, а слева завален громадный камень, почти соединяющий две грани разлома. С той груды камней можно было перелезть на противоположную стену, но единственным путем оттуда был ход по небольшой расщелине, забитой травой и землей, а это не самое приятное занятие, тем более, что застраховаться там практически негде. Рисковать над разломом я не стал, поэтому выбрал путь через громадный камень, перевалив через который я оказался перед внутренним углом, где-то под тройку сложности, но делать уже нечего, возвращаться неохота, посему лезу дальше. Я выкарабкиваюсь на дерево и креплю перила (про новичков никто не забыл...). Постепенно вылезают все, вспоминая все двойки, что были до этой :)
"На участке R4-R5 [R5-R6] - вверх и вправо к большому внутреннему углу, расположенному на левом крае т части массива (R4-R5 [R5-R6] 40 м, 60°, I; 40 м, 45°, I)."
Что такое "т" мы так и не поняли, но на "единички" уже не смотрели... веревка оказалась где-то двоечной. И как мы не шурились, но 45 градусов нигде не нашли, лезли по стене градусов в 65-70.
Где-то в этом районе нам звонит руководитель клуба и спрашивает как у нас дела... дела у нас идут прекрасно, впереди ещё три веревки (так мы думали), дух всё так же боевой и мы продолжаем восхождение.
"Остальная часть маршрута полностью совпадает с маршрутом №6". Я потом специально просмотрел описание того маршрута... маршрут №6: (R1-R2: 20 м, 60°, I; R2-R3: 40 м, 70°, II; R3-R4: 40 м, 70°, II; R4-R5: 20 м, 70°, III) и тут (R5-R6: 40 м, 60°, I; R6-R7 40 м, 70°, II; R7-R8 40 м, 70°, II; R8-R9: 20 м, 70°, II). Впрочем, пусть это будет опечаткой, "II" - "III" разница ведь в одну черточку...
"Наиболее сложным является выход на террасу. Здесь нужно двигаться по правой стороне угла. На террасе заканчивается основная часть маршрута"
В точку, действительно, оказалось очень сложным участком и не в плане лазания, а в живости маршрута.
Как говорил Задорнов "смеркалось", ушедший вперед на разведку Дима, сообщил, что залез немного не туда и, кажется, видит куда нужно двигаться и предложил другому траверснуть туда и выйти на эту "сложновыходную террасу". Пошел я, переходя через гребень постучал по валуну, затем схватился за него двумя руками и этот "чемодан" сорвался... Дальше всё было как в замедленной съемке: я падаю, Андрей, что страховал меня, тоже падает, чтобы натянуть верёвку (это бы не очень бы и помогло, поскольку траверс есть траверс и я прополз достаточный участок вправо и почти нигде не оставил страховки, ибо ни трещинки... ). Камень, прокатившись со мной, срывается вниз, разламываясь в ударах и распространяя запах кремния, я же застреваю на неизвестно откуда взявшихся ветках чего-то похожего на кусты. Все в шоке, рывка не было, верёвка висит подо мною, я же выкарабкиваюсь обратно на скалу и перевожу дыхание. Кругом уже совсем темно и только Луна (как же мы были ей за это благодарны) светила достаточно ярко. Добираюсь на террасу, делаю базу, креплю перила. Отхожу. Всё хорошо, что хорошо кончается, а я помню из описания "На террасе заканчивается основная часть маршрута".
Наивный...
"С террасы войти в широкий кулуар (уч-к R9-яйла) и по нему вверх 200 м по простым скалам до выхода на вершинное плато (R9-яйла: 200 м, 45°, б/к)."
Нет смысла говорить насколько все были рады тому, что всё хорошо закончилось, ведь полёт вниз имел бы очень разные варианты продолжения... особенно когда я руками нащупал около узла на системе громадную дырку в верёвке (у верёвки первое восхождение... я купил её неделю назад :) ), оставленную мне на память тем "чемоданом"... впрочем, про них не будем.

Ведь дальше "б/к", без категории, участки, названные нами "без комментариев". Вряд ли кто-нибудь встречал безкатегорийные участки, в которых проходишь через громадную щель, упираясь спиной в одну сторону и ногами в другую. Да и участки проложенных перил на "безкатегорийных" тропках в "45°"...
Дальше были еще четыре (!) веревки микса лазания, пробивания через лес и всё в темноте. Именно тогда придумалось название маршрута "Лунная соната".
В этих дебрях нашел ленту тёмного цвета, впоследствии оказавшейся красной, с большой надписью "Выпускник 2004". Надпись мы сочли знаковой, поскольку я выпустил ТАКОЙ "чемодан", что просто обязан получить на память что-то подобное ;)
Вылезли на яйлу в пол второго ночи (!) итого с учетом, что мы начали восхождение в пол одиннадцатого, восхождение заняло около 14 часов. "Восхождение занимает 3 часа." - такова надпись в конце текста описания... что ж, может быть, может быть...

Впечатления: маршрут производит впечатление "девственной чистоты", как будто после первопрохода на нём никого не было, впрочем, нашли там один крюк, но столь ржавый, что, кажется, его забил сам Брынза в 90-м году.
Очень живой! От земли с травой на достаточно серьезных участках, до громадных "чемоданов", которые как мы не сторонились их, всё же сыграли свою шутку. Категория маршрута, по моему мнению, должна быть поднята до 3А.
Замечания: Фонарик! Полцарства за фонарик! ;) Плюс, нельзя забывать про аптечку, тёплую одежду (осенне-зимний сезон) и телефоны МЧС ;) И обязательно друзей, что имеют машину и доброе сердце :) Косте, что приехал за нами в два ночи из Севастополя, отдельное спасибо и добрых ночей отныне. ;)