Личный зоопарк
дневник заведен 16-06-2016
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
Понедельник, 23 Апреля 2018 г.
16:49
А еще интересны книги с подробностями быта. Вот пример, многие не воспринимают всерьез книги 90-х, когда там упоминаются пейджеры, видаки, и прочие предметы роскоши того времени. Хорошие произведения - это когда о вечном, а такой вот материализм - этакое фу. При этом такие же точно подробности времен НЭПа, к примеру, идут просто на ура. Или картины, скажем, роспись под лубок с чаепитием и самоварами. Хотя самовар в то время - такой же признак материального благополучия.

Луиза Олкотт, "Роза и семь братьев".
Автор "Маленьких женщин", культовой книги о взрослении и женском предназначении, окончательно приходит к выводу, зачем нужны девочки:

- Дядя, я поняла, для чего на свете девочки существуют, - сказала Роза на следующий день после примирения Арчи и Принца.
- И для чего же, моя дорогая? - поинтересовался доктор Алек, который прохаживался взад и вперед по комнате.
- Для того, чтобы заботиться о мальчиках!

И так славно и последовательно объясняет, что прямо так и хочется с ней согласиться.

Немного смущает, что дядя-доктор так стремится добиться любви племянницы, особенно в конце, где вдруг выясняется, что любви ее матери он в свое время так и не добился. К чести дяди, сам он ни сном ни духом, и даже готов девчонку в штаны нарядить. Но все же смиряется с модой и приходит к компромиссу с тетушками. Некоторые тетушки, как понятно из контекста, скорее не тетушки, а двоюродные бабки. В начале это немного запутывает. Племянники-мальчики не примечательны абсолютно ничем, и, как и герои предыдущей книги, забываются сразу после прочтения.

Есть одна интересная сцена, мальчик, испортивший глаза долгим чтением на ярком солнце. Доктор объявляет, что ему грозит слепота, и заставляет в качестве лечения лежать в комнате с зашторенными окнами. Когда шторы раздергивают, его глазам становится больно, и гулять он может только по вечерам, надвинув на глаза повязку. Читать ему, конечно же, строжайше запрещено, и в этом его главное страдание. Самоотверженный уход двоюродной сестры постепенно приводит к тому, что опасность уменьшается, и доктор объявляет, что отныне он может выходить днем, но не иначе, чем надев синие очки.

Синие. После засветки сетчатки ультрафиолетом. Я пошла гуглить, и ничего не нашла. Все сведения о напыляемых фильтрах только в новейших моделях. А синие стекла, конечно, не могут иметься в виду, они же не психи, в самом-то деле. Может какие-нибудь черные стекла с синеватым отливом, какой-то особенный минерал? Ну вот просто ничего, вообще никакой информации.

А потом читаю Хаггарда, про лечение верой, и там:
Лечение приспособлениями, основанное на вере, больше, чем другие виды подобной практики, требует постоянных изменений в духе времени. В середине XIX века новшеством стали синие оконные стекла, и их широко продавали как лечебное средство. Больных направляли принимать солнечные ванны, лежа под экраном из синего стекла. Синее стекло перестало излечивать, когда его стали продавать в каждом магазине.

То есть там действительно были синие очки. И вот это лучше всего прочего говорит об авторе и том времени.
Закрыть