О жизни, о смерти и о любви ...
дневник заведен 18-07-2007
постоянные читатели [2]
chaykayf, vvol
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Владимир, Клин, Лобня, Россия, Тула, Узловая, Чебоксары
интересы [3]
логические игры
[1] 19-01-2023 22:56
***

[Print]
Гость
Среда, 28 Февраля 2024 г.
13:26 Афоризмы-05
1. Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот. Гераклит Эфесский.
***
2. Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними. Анна Элеонора Рузвельт.
***
3. Вы бы поняли, насколько вы яркие и красивые, если бы увидели себя в те моменты, когда вы действительно являетесь собой. Альфред Лэнгле.
***
4. Когда ты родился, ты плакал, а мир улыбался. Проживи жизнь так, чтобы умирая, ты улыбался, а мир плакал. Индейские пословицы и поговорки.
***
5. Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать. Марлен Дитрих.
***
6. Когда мы отказываемся от своих требований к другим людям, от своего желания переделать их под себя, мы ощущаем их уникальность и испытываем счастье! Анхель де Куатьэ.
***
7. Несвободный человек всегда идеализирует свою неволю. «Доктор Живаго».
***
8. Написаны тысячи книг о способах сделать женщин счастливыми. Всё в пустую. Будьте честными — этого достаточно. Эрсин Тезджан.
***
9. Друг — это тот, кто каждый раз, когда в нем нуждаешься, об этом догадывается. Жюль Габриэль Верн.
***
10. Не бывать сосновой шишке на рябине. Русские пословицы и поговорки.
***
11. Оправдания – это ложь. Арабские пословицы и поговорки.
***
12. Алкоголь – это то, что обычно соединяет мужчину и женщину, но разъединяет мужа и жену. Константин Мелихан.
***
13. Он сделал для нее, кажется, все, что можно, за исключением одного: забыл спросить — способны ли все эти его старания сделать ее счастливой. Габриэль Гарсиа Маркес.
***
14. Сохранить достоинство в такое время труднее, потому что сильно́ желание громко хлопнуть дверью самой жизни. «Жизнь, рассказанная ею самой».
***
15. На тысячу человек, обрубающих ветви зла, приходится только один, бьющий в самый корень его. «Как обрести индивидуальную свободу».
***
16. Одним из главных признаков счастья и гармонии является полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать. Нельсон Мандела.
***
17. Тайна власти состоит в том, чтобы знать: другие еще трусливее нас. Карл Людвиг Бёрне.
***
18. В каждом из нас заложена сила нашего согласия на здоровье и болезнь, на богатство и бедность, на свободу и рабство. И это мы управляем этой великой силой, и никто иной. «Иллюзии».
***
19. Жизнь — это тебе не супермаркет, дружище. Любовь найти нельзя. Её можно только встретить. «Асфальт».
***
20. Нет любви — не добудешь. Есть любовь — не забудешь. Лучшая в мире первая любовь.
***
21. Характер заставляет нас вставать с постели, приверженность помогает нам действовать, а дисциплина позволяет идти до конца. Зиг Зиглар.
***
22. Не верь отговоркам - если у человека есть желание, он сделает это при любых обстоятельствах. Неизвестный автор.
***
23. Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать. Джордж Бернард Шоу.
***
24. Свобода — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять. Вольте.
***
25. Сколько ни читай, каких умозаключений не выстраивай, ничто не заменит собственного опыта. «Башня из чёрного дерева»
***
26. В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. Чарльз Диккенс.
***
27. Если ты проиграл самому себе, тогда ты проиграл всем. Тупак Шакур.
***
28. Не гонись за деньгами — иди им навстречу. Аристотель Онассис.
***
29. Наши сомнения — это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать. Уильям Шекспир.
***
30. Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: «Что-то не то происходит» или: «Она меня бросит» или: «Я уже раз обжёгся, а потому» Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз. Рэй Брэдбери.
***
31. Только пепел знает, что значит сгореть дотла. Иосиф Бродский.
***
32. Всё, что раздражает в других, может вести к пониманию себя. Карл Густав Юнг.
***
33. Так и не узнаешь, что твоё, пока не потеряешь. «Завтрак у Тиффани».
***
34. Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы. Генри Уорд Бичер.
***
35. Верная любовь помогает переносить все тяготы. Иоганн Фридрих Шиллер.
***
36. Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни. Индейские пословицы и поговорки.
***
37. Как только вы перестанете принимать все близко к сердцу, вы тут же ощутите необычайный прилив свободы. Мигель Руис.
***
38. Залог хороших отношений помимо собственно любви – способность обсуждать проблемы. Джессика Альба.
***
39. Давай себе свободу быть собой, а другим — быть другими. Помни, что у каждого свой путь и свои уроки. Если ваши пути пересекаются — прекрасно, но если они разойдутся, это тоже хорошо, потому что всё всегда во благо. Шри Шри Рави Шанкар.
***
40. Пусть внешний мир будет таким, какой он есть. Создавай свой внутренний мир таким, каким ты хотел бы его видеть. Это мастерство жизни. Нил Дональд Уолш.
***
41. Всё течёт, всё меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот. Гераклит Эфесский.
***
42. Мы хотим всем завладеть, как будто у нас есть время всем обладать. Фридрих Великий.
***
43. В любом деле самое важное — начать. Помните: никому еще не удалось добиться успеха планированием! Неизвестный автор.
***
44. Запомни раз и навсегда: во вселенной всё происходит вовремя. Прошу тебя всегда принимай с радостью и благодарностью то, что с тобой происходило, происходит и будет происходить. Такая благодарность есть еще один мощный источник силы и оптимизма. 1000 лет после смерти.
***
45. Не смотри в прошлое с тоской, оно не вернется! Мудро распорядись настоящим! Джордж Сантаяна.
***
46. Познание Бога без осознания своей ничтожности ведет к гордости. Познание своей ничтожности без познания Бога ведет к безысходности. Блез Паскаль.
***
47. Мир полон порушенных судеб. Шины, гипс, чудодейственные снадобья и время не могут залечить разбитое сердце, помутившийся разум, загубленную душу. «До рая подать рукой».
***
48. Человек, не знающий, что ему делать со своим временем, бессовестно отнимает чужое. Джейн Остин.
***
49. Унижает тот, кто низок сам. «Цитадель».
***
50. Пусть же тот, кто брезгует поднять упавшего, содрогнется при мысли о том, что когда-нибудь и он упадет, и никто не протянет ему руки, чтобы помочь ему подняться. Саади.
***
51. Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся. Виктор Эмиль Франкл.
***
52. Банк — это такое место, где вам дадут зонтик в ясную погоду и попросят вернуть его, когда начнётся дождь. Роберт Фрост.
***
53. Единственным чего действительно стоит бояться, является сам страх. Джеки Чан.
***
54. Относись ко всем с добром и уважением, даже к тем, кто с тобой груб. Не потому, что они достойные люди, а потому, что ты — достойный человек. Неизвестный автор.
***
55. Единственная разница между трагедией и комедией состоит в том, что в комедии люди находят способ справиться с трагедией. Конечно, юмор не может быть ответом на все жизненные проблемы, но он служит чем-то вроде лейкопластыря. Это уж точно лучше, чем все время ходить разбитым. Вуди Аллен.
***
56. У того, кто бросается грязью, руки не могут быть чистыми. Неизвестный автор.
***
57. Лучше идти к цели со скоростью черепахи, чем со скоростью света придумывать оправдания почему Ты стоишь на месте. Бодо Шефер.
***
58. Cчастье не зависит от того, кто вы есть или что у вас есть. Оно зависит исключительно от того, что вы думаете. Будда Шакьямуни.
***
59. Каждое утро, просыпаясь, мы выбираем себе настроение сами, так же, как и одежду. Одевайся в счастье, оно всегда в моде. Неизвестный автор.
***
60. Бывает, ты хочешь сказать что-то важное, и думаешь - подожду. А потом ты понимаешь, что, наверное, говорить уже ничего и не надо. Каждое слово и чувство имеют своё время. Неизвестный автор.
***
61. В каждой ситуации, в любом событии есть две стороны — положительная и отрицательная. Не сосредоточивайтесь на темной стороне жизни, не под­давайтесь отчаянию даже в самые тяжелые ми­нуты.´Мать Тереза.
***
62. Большое сердце, как океан, никогда не замерзает. Карл Людвиг Бёрне.
***
63. Приятели — не всегда друзья. Михаил Юрьевич Лермонтов.
***
64. Деньги не приносят счастья. У меня сейчас 50 миллионов, а счастлив я ровно также, как и тогда, когда у меня было 48 миллионов. Арнольд Шварценеггер.
***
65. Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик. «Человек в футляре»
***
66. Высота горы, на которую ты поднялся, определяется глубиной ямы, из которой ты выбрался. Сократ
***
67. Быть умным и хорошо учиться — две разные вещи!!! Бакуман, TV.
***
68. Для того чтобы растопить сердце, достаточно просто до него дотронуться! Неизвестный автор.
***
69. Опять стою, понурив плечи, не отводя застывших глаз:
***
70. Как вкус у смерти безупречен в отборе лучших среди нас. Игорь Губерман.
***
71. Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо. Уинстон Черчилль.
***
72. Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников. Лао-Цзы.
***
73. Люди, у которых нет собственной жизни, всегда вмешиваются в чужую. «Тень ветра»
***
74. Все, что важно, не бывает срочно. Все, что срочно — только суета!!! Хань Сян-цзы.
***
75. Незаменимых нет, но есть неповторимые. Пабло Пикассо.
***
76. Если бы от выборов хоть что-то зависело, нам бы не позволили в них участвовать. Марк Твен.
***
77. Примеряя свое пальто другому человеку, не удивляйтесь, что оно ему не идет. Константин Пи.
***
78. Чувства — самая яркая часть нашей жизни. Оноре де Бальзак.
***
79. Среди беспорядка найдите простоту; среди раздора найдите гармонию; в трудности найдите возможность. Альберт Эйнштейн.
***
80. В одном колесе тридцать спиц, но пользуются колесницей из-за пустоты между ними. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. В доме пробивают окна и двери, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия. Лао-Цзы.
***
81. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает. Никколо Макиавелли.
***
Понедельник, 26 Февраля 2024 г.
23:44 Трансформационная игра
##1
В этой модели трансформационная игра рассматривается как многослойный пирог:

- техники
- методология
- игровое пространство (поле игры)
- игровые механики
- генераторы случайных событий
- атмосфера и дизайн

Последовательно работаем с каждым слоем, и из готовых компонентов собираем игру.

И самый первый слой в нашем пироге - это техники.

Техники, в свою очередь могут быть:
- работа с телом;
- образные;
- драматические (ролевые);
- коммуникативные;
- креативные;
- когнитивные.

##2
Хорошо, а для кого подойдет создание трансформационных игр?

Итак, по порядку:
1. Психологам, коучам. Я сам активно использую игры в психологической практике. Настолько быстрые результаты даёт, часто сам изумляюсь.

2. Бизнес-консультантам, финансовым консультантам, бизнес-тренерам. Деловые игры помогают разобраться в том, что с бизнесом.

3. Преподавателям, учителям. Языков, музыки, физики, химии. Вообще, для обучения игра — это незаменимая находка, потому что в игре обучение происходит быстрее! К тому же вовлечь в обучение через игру гораздо проще. Соответственно и результаты учеников будут выше.

4. Карьерным консультантам, HR специалистам. Здесь огромное поле для использования игр в этом направлении, потому что игра позволяет многие моменты взаимодействия в команде проиграть.

5. Ведущим тренингов. Частая причина выгорания у тренеров в том, что угасает творческий потенциал, нового мало. С трансформационной игрой творчество начинает заряжать участников с новой силой!

6. Тарологам, эзотерикам, нумерологам, астрологам. Через игру донести свою систему, свой подход, показать свою экспертность легко!

7. Юристам, журналистам, дизайнерам, таргетологам, мастерам по флористике, мастерам рукоделия и другим экспертам, которые хотят создать свою авторскую игру и для привлечения клиентов!

##3
Все, кто так или иначе связан с геймдизайном, знают эту модель.

PBL – это аббревиатура первых букв от слов:

P – Points (баллы)
B — Badges (награды)
L – leaderboards (доски почета)

Баллы даются за получение опыта в игре, за действия. Баллы показывают насколько я продвинулся в игре. Ещё можно начислять баллы по разным категориям. Например, за силу отдельно, за выносливость отдельно, как в ролевых играх.

Когда игрок набирает определенное количество баллов, то его ждёт награда (Badges). Наградами можно хвастаться. Плюс награды получать приятно всегда, тем более, что наш мозг не очень отличает реальные награды от виртуальных.

Но помним, что награды работают не для всех типов игроков. Например, если использовать типологию игроков по Ричарду Бартлу, в которой: социальщик, доминатор (киллер), ачивщик (собиратель призов), исследователь, то модель PBL больше будет влиять на ачивщиков, то есть собирателей призов. А ещё на киллеров (доминаторов).

Да, она будет работать и на остальных типы игроков, но в меньшей мере. Но помним, что мы обычно включаем в себя несколько типов.

И, наконец, доски почета. Игрок может посмотреть кто на первом месте, кто на втором, кто 5000-ном. Для новых игроков может быть демотивирующим фактором. Потому что зашел в игру и вдруг понимаешь, что до первого места карабкаться всю жизнь.

Вы можете использовать модель PBL и для трансформационных игр. Использовать баллы, награды и доски почета. И на своём сайте публиковать результаты участников.

##4
Давайте посмотрим, как внешне устроена трансформационная игра?

В трансформационной игре есть:
- игровое поле,
- генераторы случайности (кубик игральный, например),
- колоды с метафорическими картами;
- разные артефакты;
- игровые карточки.

Игровые карточки могут выглядеть примерно вот так:

Наиболее часто используемый размер карточек 60х90 мм, но могут быть карточки и больше.
Для чего используются игровые карточки?

- Для описания хода. Что происходит на очередном ходу. Например "Пошел снег. Скорость передвижения игроков снизилась в 2 раза".

- Для выбора персонажа, которым будете играть.

- Для получения подсказки или инсайта.

- Есть карточки с техниками.

- Карточки с выбором вариантов решения.

Карточки - важный инструмент в игре. И здесь действительно где есть развернуться вашей креативности!

##5
Как легко привлекать клиентов на трансформационные игры?

Проведение трансформационной игры - это всегда маленькое представление, волшебное действо!

Потому что во время игры происходит удивительные вещи - участники находят вдохновение, инсайты, решают свои запросы.

Но сначала надо организовать трансформационную игру. И одним из ключевых пунктов в успешной организации является привлечение участников на игру.

Предварительно желательно протестировать тему игры - а на самом деле она интересна вашей аудитории?

Один из способов, простых и эффективных протестировать тему, это - прямое предложение клиентам на платной или бесплатной консультации.

Можно сделать предложение по своей аудитории. Обычно, до 80% людей ко мне на игры приходят из моей аудитории, с которой я контактирую.

Они могут быть подписаны на социальные сети, рассылки. и они уже знакомы со мной.
Для этого способа не нужно тратить деньги на рекламу.

Привлечь участников с помощью рекламы
Если вы проводите игры “вживую”, то рекламируете игру как мероприятие с привязкой к своему географическому месту (городу, где вы проводите игру).

И если тема игры “цепляет”, то обычно нет необходимости в дополнительном утеплении клиента, чтобы тот принял решение прийти на игру.

А что же, все-таки необходимо сделать для того, чтобы повысить конверсию (эффективность) рекламы?

Понадобится хорошо проработанная страница с описанием трансформационной игры, на которой должна быть следующая информация:
а) Название игры. Это - самый главный элемент. Если название не цепляет, то ничего дальше не работает.
б) Второй элемент - обещание игры. Например: "На игре вы научитесь как убрать конфликты из отношений".
Совсем конфликты из отношений убрать, конечно же, нельзя. И надо будет это далее расшифровать.
в) Описание - для кого эта игра подходит. Описание желательно делать с использованием ситуаций клиента, в которой потенциальные участники чувствуют дискомфорт (точка А).
г) Формат игры. Подробно - что и как мы будем делать, сколько по времени, лучше с фотографиями места. Отсутствие этого пункта снижает конверсию на 50%
д) Что участники получат в результате игры! Здесь описать состояние, в которым они уже избавились от проблемы (точка Б)
е) Блок “О вас”, как об эксперте. Задача этого блока, соответственно, - раскрыть экспертность.
ж) Отзывы о прошлых играх. Это тоже очень важный элемент, который помогает повышать конверсию от рекламы.
И соблюдение этих четырех пунктов поможет вам легко привлекать участников на ваши трансформационные игры!

##6
Сегодня давайте рассмотрим приёмы, которые помогают сделать трансформационную игру интересной.
1. В игре есть механизмы случайности
Это кубики (dices, игральные кости). Карты в колоде, которые перед игрой тасуются и затем случайным образом могут доставаться из колоды. Использование ставок на события также основано на элементе случайности. Встречу блондинку - куплю белый автомобиль, брюнетку - черный.

2. В игре нет простого способа выиграть
Отсутствует какой-то один, тривиальный способ достичь цели в игре.

3. Есть возможность исследовать игровое поле
Игрок не получает сразу целиком всю карту игрового поля целиком, а постепенно исследует его по мере развития игры и сюжета игры. Это позволяет сохранить исследовательский интерес к игре.

4. В процессе игры игрок сталкивается с малыми потерями ресурсов и малыми выигрышами
Малые потери и малые выигрыши в процессе игры разжигают азарт игроков.

5. Входя в игру – вы принимаете на себя новую роль
Вы примеряете на себя новую роль и получаете возможность оказаться в новой, альтернативной реальности. Это одна из самых заманчивых возможностей игры!

6. Игра должна сохранять игровую динамику в процессе игры
Игровая динамика – это увлечённость игроков. Показывает то, насколько игрокам интересна игра, насколько они в неё погружены и вовлечены эмоционально.

7. Игра включает в себя препятствия
В процессе игры игрок сталкивается с определёнными трудностями, которые ему надо преодолеть на пути к достижению цели. Трудности в игре являются искусственными и создаются с помощью ограничений. Обычно, когда игрок сталкивается с трудностями, ему надо найти новый способ поведения в игре, по-другому говоря, научиться играть.

8. Легко научиться играть в игру
Правила не должны быть слишком сложными. И на освоение игры не потребуется много времени. Как вариант – правила могут объясняться по мере прохождения и развития игры.

9. Хочется сыграть снова в игру
Этот показатель игры называется реиграбельность. После прохождения игры она по прежнему представляет для вас интерес и сохраняет потенциал для вашего развития.

10. Обучающая игра имеет практическую ценность и имеет сопоставимые связи с реальностью
Одно из ключевых достоинств игры – возможность обучаться в игровой среде. При этом игровое обучение считается одним из наиболее эффективных способов обучения. Для увеличения практической отдачи от игры необходимо создать связь между пространством игры и реальностью с помощью игровой модели.

##7
Знаете, какая самая большая проблема?

То, что мы боимся изменений. Все боимся. И я боюсь, но уже меньше.

А ещё нам хочется изменений. Потому что «День сурка» надоедает.

Здорово, да? - и хочется, и не хочется. Получается внутренний конфликт.
Как решить этот внутренний конфликт?

Научиться не бояться изменений. Легко сказать, а как это сделать?

а) работать с уверенностью;
б) включать творческую часть (коучинг-подход);
в) практиковать изменения.

Вы думаете, наверное: «Ну, какой тут секрет?»

На что хочу вам ответить: «Ваша успешность определяется адаптивностью, то есть способностью реагировать на изменения». Тот, кто успевает перестроиться — двигается вперёд. Ну а тот, кто сидит на месте — тот сидит на месте.

##8
Что такое карты Проппа?

Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.
При помощи карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Если хотите придумать историю для трансформационной игры, то карты Проппа помогут это сделать.
Какой может быть план действий

1 этап: познакомить участников игры со структурой сказочной истории. Объяснить общую структуру сказки:

— присказка, зачин (приглашение в сказку);

— повествование;

— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

В качестве задания в трансформационной игре можно предложить участникам сочинить свою сказку. Такая сказка может служить проективным инструментом для дальнейшего анализа.

Проективный инструмент — когда мы рассказываем про другого, описываем его переживания. Но на самом деле в этом рассказе есть многое про нас самих. То есть мы проецируем собственные переживания на вымышленного персонажа.
Как использовать карты Проппа в трансформационных играх?

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь участникам трансформационных игр справиться с какой-то ситуацией?

Применяя этот метод участник игры, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задаче и подготовиться к ней психологически.
Карты Проппа в арт-терапии
Для этого сказку можно начать, например, со слов: «Герой, похожий на вас, идёт решать задачу. За время сказки он задачу (проблему) решает, находит новых друзей, побеждает «дракона» и счастливый возвращается обратно.

Желательно направить участника игры на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:

1 Желательно чтобы у главного героя и у участника игры были какие-то общие черты. Может они оба любят футбол или смотрят один и тот же сериал.

2 Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

3 Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.

4 В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

5 В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).

6 Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Какие структурные элементы выделены Проппом?

Далее привожу список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

##9
к сожалению, такое случается довольно часто (но это нормальная ситуация в творчестве). Начинаешь создавать трансформационную игру, придумал идею. Сначала идея кажется просто гениальной. Затем походил, подумал, начал собирать.

И… вдруг оказывается, что игра не устраивает. Это совсем не то, что хочется получить на выходе. И это не всегда пресловутый перфекционизм. Реально видишь, что в игре не хватает динамики, она получается скучной или не способна дать обещаемый результат.
Что делать в таком случае, когда процесс создания игры зашел в тупик?

1. Создание игры — это творческий процесс. И, как в любом творческом процессе, в нём есть активные фазы и периоды, когда надо дать идее «выстояться». Но если пассивная фаза затянулась на несколько недель, то это уже тревожный звоночек.

2. Разбираться с мотивацией. Если я понимаю для чего мне игра, какие преимущества получу в результате, то процесс сдвигается с мертвой точки.

3. Пробовать другие варианты реализации игры, искать новые идеи, подходы.

##10
Самое ценное — что скажут об игре реальные участники игры!
Получить обратную связь по трансформационной игре можно по такой структуре:

1. Что понравилось в игре?

2. Что не понравилось в игре?

3. Что понравилось в действиях ведущего?

4. Что не понравилось в действиях ведущего?

5. Что хочется добавить в игру (или сделать больше)?

6. Что хочется убрать из игры (сделать меньше)?

Это можно сделать и после игры во время созвона. Или с помощью опросов Гугл, сделав его анонимным.

А следующий важное действие, которое я делаю со своей игрой — я вношу изменения в игру. Таким образом, участники игры одновременно становятся и соавторами игры. А я сам вижу, как от раза к разу игра становится лучше и интереснее!

Ещё раз порядок действий:

1. Провести игру

2. Собрать обратную связь по шести вопросам

3. Внести изменения в игру

##11

Трансформационные игры - это настольные игры, в которых участники:
- получают ответ на свой запрос;
- меняют что-то внутри себя;
- обучаются новым навыкам.

Почему же тогда игры называются трансформационными? ✨
а) игрок может побыть в новой роли в безопасной обстановке игры. А затем уже решить - подходит ему это в реальной жизни или нет.
б) игрок может получить понимание, как достичь цели. То есть, как ему из точки А попасть в точку Б. Трансформация?
в) ну и про обучение. Если до этого участник игры не умел что-то делать, а в игре научился, то это тоже можно назвать трансформацией.

Поэтому, что нужно для проведения трансформационной игры?
а) уметь давать результат в игре. Если игра про запросы, чтобы человек уходил с ответом на запрос. Если про навыки - то соответственно получал навыки.
б) уметь работать с группой. Уметь создать безопасную, экологичную обстановку в группе.

Какой здесь напрашивается вывод? Да, действительно, психологом быть совсем не обязательно. Достаточно - давать результат (то есть быть экспертом в своей области) и уметь работать с группой.

Что даст эксперту проведение трансформационных игр?
а) это дополнительный продукт;
б) это дополнительный поток клиентов;
в) это увеличение доходов.

##12
хочется сделать свою трансформационную игру максимально интересной и увлекательной!

Это делается с помощью:
1 интересного дизайна;
2 эффективных техник;
3 игрового взаимодействия.

Игровое взаимодействие организуется в игре через игровые механики. Игровые механики - кто в какой последовательности ходит, как игроки друг с другом меняются ресурсами в игре, например.

##13
И в этой теории игр рассматриваются:
- игры с последовательными ходами;
- и игры, когда игроки ходят одновременно.

Последовательные ходы, например, в шахматах. Сначала один игрок делает ход, второй ждет. И затем второй игрок делает свой ход.
А есть игры, где игроки делают свои ходы одновременно. Как в игре "Камень, ножницы, бумага". Здесь уже каждый игрок пытается предугадать поведение других игроков. И разные моменты, которые могут на игру повлиять.

##14
что обычно предлагается участникам в трансформационной игре?

- диагностировать своё состояние;
- попробовать себя в новых ролях;
- обучиться навыкам (а в игре это получается очень здорово!);
- получить ответ на свой вопрос с помощью используемых в игре методик.

В зависимости от цели игры подбираются и соответствующие инструменты.
И есть отдельный класс трансформационных игр, в которых участникам игры предлагается создать что-то новое. Это игры на креативность.

Если говорить про задачи, которые могут быть реализованы с помощью игр на креативность, то это:

1. Обучение (хочешь изучить какое-то направление - сделай проект по этой теме);
2. Поиск новой идеи для продукта, создание нового продукта;
3. Поиск идеи бизнеса;
4. Создание бренда, работа с имиджем (эксперта, компании);
5. Реализация любого уровня проекта (проектные игры).

##15
Технология создания трансформационной игры состоит из серии шагов:
1. Определить целевую аудиторию. запросы ЦА
2. Определить задачу игры, бизнес-модель
3. Придумать систему для игры
4. Придумать игровую модель
5. Сделать прототип игру с карточками
6. Сделать дизайн
7. Протестировать и внести изменения.

##16
Как-то казнили во Франции оптимиста, пессимиста и зануду.
Оптимиста первым подвели к гильотине и спросили его о последнем желании.
Он ответил:
- Жизнь была так прекрасна и интересна! Положите меня, пожалуйста, лицом вверх. Мне будет очень интересно смотреть на падающий нож.
Положили его лицом вверх, дернули рычаг, а нож заскрипел и остановился над самой шеей. По обычаю его помиловали.
Спросили пессимиста о последнем желании.
Он сказал:
- Жизнь была такой гадкой! А тут еще этот нож… И жадная до кровавых зрелищ толпа… Завяжите мне глаза и заткните уши ватой.
Его желание выполнили, дернули рычаг, но нож снова заскрипел и остановился над самой шеей. Он тоже был помилован, согласно обычаю.
Зануду спрашивают:
— Твое последнее желание?
— Последнее желание, последнее желание… Лучше б гильотину починили.

##17
... как ходить игрокам в трансформационной игре?

А чего тут такого интересного? Кидаешь кубик и передвигаешь по полю фишки участников игр.

Зайду с теории игр. Да-да, есть теория игр (я проводил отдельный вебинар на эту тему).

И в этой теории игр рассматриваются:
- игры с последовательными ходами;
- и игры, когда игроки ходят одновременно.

Последовательные ходы, например, в шахматах. Сначала один игрок делает ход, второй ждет. И затем второй игрок делает свой ход.

А есть игры, где игроки делают свои ходы одновременно. Как в игре "Камень, ножницы, бумага". Здесь уже каждый игрок пытается предугадать поведение других игроков. И разные моменты, которые могут на игру повлиять.

##18
10:56
Мой дед всегда живо интересовался, горжусь ли я своим делом.
***
Наблюдать, как они играют и обучаются разным вещам в процессе игры, было для меня откровением. Будучи профессиональным разработчиком игр, я тем не менее часто заходил в тупик, пытаясь создать сложный современный «развлекательный продукт», вместо
того чтобы выяснить для начала, что делает игру занятной и в чём её изюминка.
***
Мне было особенно интересно наблюдать, как мои чада понемногу перерастают крестики-нолики – игру, в которую я их много лет обыгрывал, пока в один
прекрасный день все партии не стали оканчиваться вничью.
Особенно поразителен был момент, когда дети стали терять интерес к игре. Почему, спрашивал я себя, понимание и мастерство приходят так внезапно? Дети знать не знали о том, что крестики-нолики – ограниченная игра с оптимальной стратегией. Они просто усвоили принцип игры, но не могли его объяснить «по-взрослому».
Большинству из нас знаком этот эффект. Многое из того, что мы умеем делать – даже если справляемся с этим блестяще! – мы не в состоянии объяснить. Мне, к примеру, не требуется диплом автомеханика, чтобы водить машину. Я не обязан знать, что такое крутящий момент, почему вращаются колёса и как работают тормоза. Слабое знакомство с правилами грамматики не помешает мне использовать в своей речи правильные грамматические конструкции. И я могу понятия не иметь о том, к какому типу задач относятся крестики-но-
лики – NP-трудным или NP-полным, – но твёрдо могу сказать, что игра это несложная.
***
Любопытно, что как родители мы заботимся о том, чтобы у детей оставалось время поиграть, потому что это важно для их развития – но редко догадываемся, что игры не менее важны во взрослой жизни. Признаюсь честно: на мой взгляд, работа и игра не сильно отличаются друг от друга.
***
Те немногие учёные, которые пытались объяснить понятие игры, отталкивались от классических работ – начиная с определений Роже Кайуа (Roger Caillois)10 («свободная, обособленная, непроизводительная деятельность с неопределённым исходом, подчинённая правилам и фиктивная, то есть сопровождаемая ощущением ирреальности») и Йохана Хёйзинги (Johan Huizinga) («свободная деятельность вне повседневной жизни») до более точной и современной формулировки Йеспера Юла (Jesper Juul) («игра – основанная на правилах
формализованная система с переменным и измеримым результатом, в которой разным результатам присваивается различная ценность, каждый игрок проявляет усилие, чтобы добиться лучшего результата, и привязан к результату, и последствия этой деятельности необязательные и договорные»).
***
Что касается разработчиков компьютерных игр, они тоже предлагают внушительный набор определений, часто противоречащих друг другу:
 - дизайнер и теоретик игр Крис Кроуфорд (Chris Crawford)13 расценивает игры как «подмножество развлечений, основанных на
конфликте, в ходе которых игроки препятствуют выполнению целей противника, до тех пор пока кто-либо из них не выбыва-
ет; подразделяются на игры с предметами, результативные игры, сюжетные игры, соревнования и др.»;
 Сиду Мейеру (Sid Meier)14, дизайнеру классических компьютерных игр Civilization, принадлежит известное определение «по-
следовательности осмысленных выборов»;
 Эрнест Адамс (Ernest Adams) и Эндрю Роллингс (Andrew Rollings), авторы книги «Эндрю Роллингс и Эрнест Адамс о разработке
игр»15, сузили это определение до «одной или нескольких причинно обусловленных последовательностей в искусственно смоделированной среде»;
 Кати Зален (Katie Salen) и Эрик Циммерман (Eric Zimmerman) в своей книге «Правила игры»16 утверждают, что игра – это «систе-
ма, участники которой вовлекаются в искусственный конфликт, развивающийся по заданным правилам и обуславливающий из-
меримые результаты».
Этого вполне достаточно, чтобы погрузиться в бесконечное обсуждение классификации игр. Простые вещи часто оказываются сложны-
ми, стоит лишь копнуть поглубже; но игра, забава – это нечто столь естественное для человека, что должно для неё найтись объяснение
попроще!
Я нашёл ответ, читая книги о работе мозга. Исходя из того, что я прочёл, человеческий мозг – жадный потребитель паттернов, битком
набитый концепциями. Игры для него – самая что ни на есть вкуснятина. Наблюдая за тем, как учатся дети, вы наверняка замечаете, что
они действуют по шаблону. Они подвергают его испытанию – ведь чтобы научиться чему-то, недостаточно одних только наставлений.
Учиться нужно и на своих ошибках. Ребёнок испытывает норму на прочность, чтобы проверить, насколько сильно она прогнётся. Он го-
тов прокручивать одну и ту же ситуацию снова и снова, снова и снова и снова...

Также учёные установили: если предложить испытуемому что-либо нарисовать, он с наибольшей вероятностью изобразит некую абстракцию,
нежели зарисует с натуры то, что находится у него перед глазами. На самом деле мы слабо осознаём, что происходит здесь
и сейчас, и большинство людей никогда этому не учится! Наш хитрый разум активно скрывает от нас реальность.
Подобные факты легли в основу так называемой «когнитивной теории» (так называется научная область, описывающая, как мы знаем
то, что, по нашему мнению, мы знаем). Большинство этих фактов иллюстрирует процесс нарезки.
«Нарезкой» мы занимаемся постоянно.

Единожды усвоив некий паттерн, мы привыкаем к нему и «иконизируем» его.

Мы постоянно используем паттерны с «нарезкой». Процесс «думания», как правило, означает вспоминание – наложение известных
паттернов на опыт прошлого. На самом деле большая часть того, что мы видим, – это тоже «нарезка». Мы редко воспринимаем мир таким,
как он есть; вместо этого мы выделяем в нём некоторые объекты (производим «нарезку») и ограничиваемся этим. С тем же успехом
вместо объектов реального мира можно было бы подставить картонные щиты, которые наш мозг будет тасовать по своему усмотрению.
Впрочем, на это мне могут возразить: произведения искусства вынуждают нас возвращаться к конкретным образам, минуя абстрак-
ции. Так, стихи о деревьях, живописующие грубую кору и тонкие листья, мощный ствол и просветы между ветвями, проясняют в на-
шем сознании смутный образ «леса, зелени и всякого прочего».
Сложности возникают, когда что-то в «нарезке» противоречит нашим ожиданиям. Это несоответствие даже может оказаться фатальным.
Если автомобиль заносит на дороге, в то время как мы намеревались ехать прямо, у нас нет шаблона, позволяющего быстро среагировать
на эту ситуацию, если только мы не встречались с ней раньше. А осознанные действия в подобных случаях, увы, малоэффективны! Пока
вы размышляете, как поступить, автомобиль продолжает двигаться. А поскольку скорость развития событий опережает скорость вашей
реакции, то авария почти неизбежна.
То, что мы живём во фрагментированном мире, мире «нарезки», достойно удивления. Возможно, читая эту книгу, вы уже начинаете за-
думываться: в реальности ли это с вами происходит?! И сейчас мы поговорим о том, как так вышло – что «нарезка» и паттерны приоб-
рели для нас первостепенную важность.

Люди не любят хаос. Нам нравится порядок – не строгая система, но некая стабильная структура, в рамках которой возможны незначи-
тельные изменения.
Например, в ходе долгих исследований историки искусств обнаружили, что на многих художественных полотнах используется пропор-
ция, названная «золотым сечением», которая рассчитывается математически, при делении холста на части. Оказывается, что картины,
написанные по этому принципу, кажутся нам более гармоничными.
Это не откровение для тех, кто увлекается искусством. Чрезмерный беспорядок попросту непривлекателен. Для нас это «шум», «безвку-
сица» и «какофония». Мой учитель музыки однажды сказал: «Музыка – это чередование звуков и пауз в определённом порядке». Клю-
чевое слово здесь – «порядок».
Впрочем, есть чётко структурированные музыкальные произведения, которые у большинства из нас не вызывают восторга. Многие
считают такую разновидность джаза, как би-боп, просто «шумом». Но я бы предложил альтернативное определение шума: шум – это
паттерн, который нам незнаком.
Даже так называемые помехи, «белый шум», – это не хаотическое чередование чёрных и белых точек. Если подобный узор образован
генератором случайных чисел, в этом заложен определённый паттерн – достаточно сложный и всё-таки распознаваемый. Если вы зна-
ете, по какому алгоритму производился расчёт «случайных» чисел и каково было исходное число, то легко воспроизведёте рисунок.

Некоторые учёные, занимающиеся когнитивными проблемами, говорят о том, что мозг работает на трёх уровнях. Первый
уровень – то, что мы называем осознанным мышлением. Оно подчиняется логике и совершает математические операции, определяет
значимость тех или иных элементов и упорядочивает их, составляя списки. Подобные процессы протекают довольно медленно даже
у людей с высоким интеллектом. Именно этот тип мышления оценивается с помощью тестов на IQ.
Второй уровень мышления – ещё более медленный. Это интегративное, ассоциативное, интуитивное мышление. Оно увязывает воеди-
но, казалось бы, несопоставимые вещи. Здесь задействована именнои та часть мозга, которая «упаковывает» и «нарезает» информацию.
У нас нет прямого доступа к этой области мышления: то, что она продуцирует, не поддаётся словесному выражению. Кроме того, она
зачастую допускает ошибки. Это источник так называемого «здравого смысла», который не лишён внутренних противоречий (с одной
стороны – «тише едешь, дальше будешь», а с другой – «промедление смерти подобно»). Именно эта область отвечает за упрощение реаль-
ности.

Последний вид мышления – это уже недумание, бессознательно совершаемые действия. Если вы сунули палец в огонь, вы отдёргиваете
руку прежде, чем ваш мозг успевает подумать об этом (экспериментально доказанный факт!).
Так называемая «мышечная память» – это фикция. У мышц памяти нет. Это всего лишь огромная масса волокон, которые сокращаются
и расслабляются, когда через них проходит электрический импульс.
Попросту всё дело в нервах. В значительной мере ваше тело управляется вегетативной нервной системой, которую также называют
автономной (желая тем самым показать, что она умеет принимать самостоятельные решения). Некоторые из этих процессов, напри-
мер сокращение сердечной мышцы, можно научиться в большей или меньшей степени контролировать. Другие процессы исключительно
рефлекторны (например, обжёгшись, вы тут же отдёргиваете руку).
А есть и такие движения, которым вы учите своё тело.
Есть старый анекдот о том, как толпа народу собралась поглазеть на пожар. Люди прыгают из горящего здания на растянутую внизу
ткань. Одна женщина никак не решается передать своего маленького ребёнка спасателям.
Наконец, один парень кричит ей снизу: «Я поймаю ребёнка – я известный футболист!». Тогда мать бросает малыша футболисту. Бро-
сает неловко, так что ему приходится со всех ног нестись вперед. Но, ловко изогнувшись, он успевает подхватить крохотный свёрток, эф-
фектно падает с ним на землю, затем встаёт и показывает ребёнка изумлённой толпе. Все в восторге.
И тут парень отфутболивает младенца.

Исследования показали, что человек даже может ничего не делать физически – он просто думает о выполнении
некоего действия и в эту минуту уже находится на пути к результату. Это лишний раз доказывает, что по-настоящему работу выполняет
мозг, а не мышцы.
Когда наш мозг по-настоящему натренирован на некую деятельность, мы исполнены желания ею заниматься. Часть мозга, отвеча-
ющая за интуитивные решения, возбуждает нервные проводящие пути, которые интегрируют новые, недавно усвоенные паттерны
в уже сложившуюся картину мира. Конечная цель – овладеть этими паттернами настолько, чтобы их использование вошло в привычку.
Я подозреваю, что мозг просто не хочет каждый раз осваивать их заново.

Если рассмотреть вышеприведённые определения игры, то мы увидим, что в них есть нечто общее. Все они представляют игры слов-
но некую «вещь в себе» – это симуляция, формальная система или, по Хёйзинге, «магический круг», вырванный из реальности. Во всех
определениях подчёркивается, что в играх важны правила и возможность выбора, а также ситуация противостояния. Наконец, во многих
случаях игры определяются как явление, не принадлежащее реальному миру: ведь всё в них происходит «понарошку».
Но, на мой взгляд, игры очень даже реальны! Можно сказать, что они дистанцированы от реальности, потому что они имеют дело с аб-
стракциями, стереотипами. Они в большей степени связаны с нашим восприятием действительности, нежели с действительностью
как таковой. А поскольку наше восприятие действительности в той или иной степени абстрактно38, я назову его отпечатком.
Распознаваемые нами паттерны могут существовать или не существовать на самом деле. Никто ведь не утверждает, что крестики-
нолики – это прообраз военных действий. Но правила, которые мы принимаем как должное (именно это я и называю паттерном), по-
стигаются точно так же, как и явления реального мира, например:
«огонь обжигает» или «автомобиль едет». Мир полон систем, которые мы предпочитаем изучать в игровом контексте, таким образом
превращая их в игру. Игры – это всегда головоломки, требующие решения, как и всё, с чем нам приходится сталкиваться в жизни. Мы ов-
ладеваем ими так же, как учимся водить автомобиль, играть на мандолине или умножать семь на семь. Мы изучаем основные паттерны,
дотошно разбираемся в их устройстве, подшиваем к делу – а потом используем по мере необходимости. Единственная разница между
игрой и жизнью состоит в том, что в игре ниже ставки.

Игры – нечто особое, уникальное. Это готовая пища для нашего ума – остаётся только её пережевать. Поскольку они абстрактны и ос-
нованы на паттернах, то «переварить» их не составляет труда. Это формализованные системы, и, следовательно, в них не содержится
ничего лишнего. Обычно наш мозг должен немало потрудиться над тем, чтобы превратить «зашлакованную» реальность в столь чёткий
и ясный процесс, как игра.
Другими словами, игры – фундаментальное и очень мощное средство обучения.

В чём отличие, скажем, книги от разного рода игр? Чтение задействует зону мозга, ответственную за логику. И у прилежных читателей
есть шанс загнать информацию, почерпнутую из книги, на подкорку, в область интуитивного. Но с помощью книги вам никогда не удастся
форсировать процесс обучения настолько, насколько это позволяют игры. Ведь, читая книгу, вы не можете изучать паттерн в разных ком-
бинациях и при этом получать обратную связь.

Подобные ограничения характерны и для игр. С самого начала они задуманы как тренировка для мозга. Игры, которые перестали быть
пищей для ума, быстро надоедают. Именно поэтому интерес к крестикам-ноликам недолговечен: это математическая задачка, и коль скоро
она решена, нам уже досадно тратить на неё время. По мере того как мы усваиваем новые паттерны, нам всё сложнее становится подобрать
для себя интересную игру. Отрабатывание паттерна какое-то время поддерживает ощущение новизны, но в конце концов мы говорим
себе: «Достаточно, этой техникой я уже овладел» – и движемся дальше.
Такая участь постигает почти все игры, которые придумывались намеренно. Это формальные системы с известными ограничениями. Чем
дольше вы играете, тем скорее исчерпываете весь заложенный в них потенциал. В этом смысле игры конечны, и пресыщение ими неизбежно.
Увлекают нас ситуации, которые допускают множество вероятных ходов. Игры с жёстко заданными правилами и ограниченным набо-
ром комбинаций лучше поддаются математическому анализу, который сам по себе ограничен.

Чтобы игра долгое время оставалась интересной, нужно либо ввести в неё математические задачи, которые игроки не умеют решать,
либо предусмотреть больше переменных (причём наименее предсказуемых), таких как человеческая психология, физиология и т. д.
Эти аспекты существуют вне правил игры и таким образом выпадают из «магического круга».
(Если это послужит играм в утешение, стоит сказать, что о подобные факторы вдребезги разбивается и сама теория игр: такие вещи, как
психология, вообще не поддаются математическим расчётам.)

Английское слово fun («развлечение, забава») происходит либо от среднеанглийского fonne (дурак), либо от гэльского «fonn» (удоволь-
ствие). Иными словами, развлечение – это источник удовольствия.
Причиной могут служить физическое стимулирование, эстетическая оценка или непосредственное воздействие химических веществ.
Развлечение приносит нам позитивные ощущения (за счёт выброса эндорфинов)44. Существует множество химических соединений, ко-
торые вызывают специфические реакции в нашем организме. Учёные выяснили, что когда у нас мурашки бегут по коже при прослуши-
вании музыки или чтении книги, в нашем теле происходят примерно те же химические процессы, что и в момент потребления кокаина,
достижения оргазма или поедания шоколада. В общем, наш мозг довольно часто находится «под кайфом».
Выброс в организм химических веществ, которые вызывают приятные эмоции, происходит, в частности, в тот момент, когда мы что-то
неожиданно понимаем или решаем некую задачу. В такие минуты лицо триумфатора озаряет улыбка45. В конце концов, обучение важно
для выживания вида – поэтому и возник физиологический механизм вознаграждения за наши труды. Есть масса факторов, которые дела-
ют игру приятной, и в своё время я обо многих расскажу; но обучение, на мой взгляд, является среди них первичным.
Игра приносит наслаждение, когда вы умеете играть, когда вы улавливаете суть. Нас радует процесс решения задач. Другими словами,
игра превращает обучение в «наркотик».

Приведу несколько причин, по которым игра может наскучить во-
преки изначальной радости обучения:
 Игрок с первых минут догадывается о принципе действия игры – раскусывает её, как ребёнок крестики-нолики. Это не означает,
что игрок на самом деле дотошно проанализировал игру; возможно, он просто подобрал оптимальную стратегию или эври-
стический метод решения поставленной задачи. И на этом основании заключил: «Слишком легко для меня».
 Игрок понимает, что в игре заключена масса возможных комбинаций, но перебирать их не так уж интересно. К примеру, он мо-
жет сказать: «Да, в бейсболе есть своя прелесть, но статистика очков, заработанных нападающими, за последние 20 лет убеждает,
что всё это не для меня».
 Игрок вообще не различает никаких паттернов в игре, а ведь ничто так не утомляет, как полная неразбериха. Резюме: «Это слиш-
ком сложно».
 Изменения паттерна в игре происходят так редко, что она начинает казаться слишком простой, даже если впереди новые уров-
ни сложности. В этом случае игрок может забраковать её уже на раннем этапе, хотя его и ожидает интересное продолжение. «Игра
усложняется чересчур медленно».
 Паттерн меняется так быстро, что игрок перестаёт контролировать ситуацию и бросает игру, потому что она опять-таки начи-
нает казаться бессистемной. «Трудности непомерно возрастают».
 Игрок всесторонне освоил паттерн. Удовольствие исчерпано, все возможности игры испробованы. «Это мы уже проходили».

К сожалению, многие игры ничего не предлагают нам кроме математических моделей. А потому единственный практический навык,
который они формируют, – расчёт вероятностей. Игры учат нас предугадывать развитие событий. Так, некоторые из них преподают нам
уроки военной тактики. Даже игры, в которых вам предлагается что-либо строить, довольно часто основаны на конкуренции.

В большинстве игр врагом является «чужак», существо иного склада, нежели вы сами, – в этом проявляется глубинная основа нашей пер-
вобытной натуры, некогда требовавшаяся нам для выживания. Но в исторической перспективе мы вряд ли захотим одерживать победы
ценой войн (хотя надо признать, что легенды о городах, засыпанных солью, достаточно живучи). Не лучше ли уже сейчас заняться раз-
работкой игр, в большей степени отвечающих современному мировоззрению?
А вот ряд других пережитков прошлого, которые всё ещё находят своё отражение в играх:
 Слепое повиновение лидерам и следование культу: мы готовы выполнять те или иные действия в игре просто потому, что «таковы
правила».
 Строгая иерархия, деление на «чёрное» и «белое»: в силу своей упрощённости игры предлагают модели, в которых примитивизиро-
ваны представления о социальном статусе, профессии, характере и прочих вещах, в реальности не столь однозначных.
 Жёсткие способы решения проблем. Скажем, игра в шахматы не требует от игроков стремления к консенсусу.
 Стремление к формированию однородных групп и, как следствие, ксенофобия. Это особенно хорошо заметно в многочисленных ро-
левых играх, где мы изрубаем в куски целые толпы орков.

стр.76
Воскресенье, 18 Февраля 2024 г.
20:25
Из школьного сочинения:
«На переднем плане начинается тропинка.
На заднем плане тропинка продолжается».
***
Приходит девочка из школы:
— Мама, почему все говорят,
что я невнимательная?
— Девочка, ты заколебала уже,
ты в соседнем подъезде живешь!
***
— Что вы хотите?
— Я не хочу, чтобы вы уходили.
— Этого вы не хотите. А что хотите?
— Нахал! Как вы смеете!
***
Как зло звучит обычно фраза:
«Ведь мы тебе добра хотим!»
***
— Ты обиделась?
— Нет.
— А что ты делаешь?
— Куклу вуду.
***
— У тебя есть «Пятьдесят оттенков серого»?
— Есть, но это не книга, а кот.
***
Внучка — бабушке после рассказа сказки:
— Бабушка, а зачем они Добрана съели?
— Какого Добрана съели?
— Ну как, ты ж сама сказала: «Стали они жить-поживать, да Добрана жевать…»
***
Сколько мне еще лежать на диване,
чтобы все мои мечты сбылись?
***
Проблема большинства людей в том,
что при долгосрочном планировании
они слишком полагаются на апокалипсис...
***
Из школьного сочинения:
«Вот скромный домик. У домика — забор.
У забора — дерево. На дереве — скворечник.
Здесь жил Чехов».
***
Мальчик, оставшийся на второй год,
предсказывал одноклассникам будущее…
***
Закрыть