Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[4] 20-05-2024 10:30
Атас

[Print]
ТотКтоЯеСтЬ
12-03-2019 05:32 Гиперион
С третьего раза, карл (2012, 2014, 2019), мне наконец-то зашло. (Это потому что я упорный засранец.) Гиперион по многом похож на Одиссею Кубрика - это такая штука, которая может нравиться, а может не нравиться, но если хочется понять, откуда растут ноги у половины современной фантастики - таки придется его читать. Плакать, колоться и читать.

Странно конечно, что сабж еще не выкупил Нетфликс для сериала. Там структура совершенно идеальная для восьмисерийного сезона. Рассказ-серия, и каждую можно стилизовать под свою эпоху кинематографа. Попытки умять книгу в двухчасовую экранизацию вызывают у меня недоумение, честно говоря. Это как попытки умять дюну, экранизации которой (даже многосерийные) какбы передавали стиль, но упускали весь смысл и политоту.

Но в Дюне хотя бы был ок стиль. В гиперионе же если политоту выкинуть - там вообще ничего не останется.
И кстати Хоумстак уже значительно переплюнул сабж и в размахе и в навороченности, и наверное во всем вообще. Но хоумстак и сложнее при этом и современнее естественно.

2765 год (примерно, там можно точнее посчитать из возраста Рахиль или из гугла, но мне лень)
Главного героя - безымянного консула Гегемонии (Гегемония управляет Великой Сетью из 176 населенных планет, не считая колоний и протекторатов с центром на Тау Кита) направляют в систему Парвати (к планете Гиперион), чтобы он принял участии в паломничестве к Шрайку.
Он и еще шесть человек утверждены церковью Шрайка и неким Альтингом (главой церкви?).
Направляет его один из сильнейших сенаторов Гегемонии - Мейна Гладстоун.

Несколько недель назад на Гиперионе начали открываться Гробницы Времени, и паломникам следует зайти туда. Одновременно к Гипериону подходит флот космических варваров "Бродяг" и Гегемония хочет эвакуировать оттуда своих граждан. Так же в Гегемонии опасаются захвата межпланетных порталов (нуль канала), который позволит Бродягам мгновенно рассыпаться по всей Сети.

К Гипериону предстоит лететь на корабле-дереве Иггдрасиль, переданным Тамплиерами (у которых всего пять таких кораблей). Один из паломников - агент Бродяг. Кто именно - неизвестно.

Задача - разгадать загадку Границ Времени и Шрайка, или, в случае захвата Гипериона Бродягами - уничтожить и то и другое.

Сам консул - один из немногих (если не единственный) кто уже участвовал в паломничестве и выжил. Больше за последние одиннадцать лет не выжил ни один из сотни барж паломников. Всех убил Шрайк. Он сам прослужил на Гиперионе одиннадцать лет.

Другие паломники:
Ленар Хойт - католический священник, по видимому тяжело больной.
Сол Вайнтрауб - известный ученый со своей новорожденной дочерью Рахиль.
Мартин Силен - поэт.
Федман Кассад - известный полковник, "мясник Южной Бреши"
Ламия Брон - частный детектив, дочь сенатора.
Хет Мастин - тамплиер. Капитан "Иггдрасиля"

На Гиперионе высаживаются за несколько дней до подхода Бродяг. И как раз эти несколько суток должно идти паломничество. По легенде при встрече со Шрайком паломники сообщают ему свои желания. Он исполнит одно, остальных паломников убьет. Однако по факту пока что он только убивал людей.

Все семеро решают по очереди рассказать свои бэкстори, пока идут к Границам Времени.
Первым рассказывает Хойт. Он говорит что когда-то сопровождал на Гиперион другого священника - Поля Дюре.
Поль собирался основать на планете этнографическую станцию и изучить племя бикура - возможно (возможно) экипаж разбившегося когда-то на планете Ковчега (а возможно и нет). Однако по прибытию Поль пропал. Было это в 2732 году (по стандарту Гегемонии - 582 год после катастрофы, то есть, я так понимаю, что в 2150 году на Земле произошел некий катаклизм, по вселенной разлетелись ковчеги, и колонисты с них основали Гегемонию).

Далее приводится дневник Поля, потому что это самое оно - уходить внутрь воспоминаний внутри воспоминаний. В дневнике он пишет, что нашел племя, и они назвали его "крестоформом" (носящим крест). Бикуры полностью лишились индивидуальности и похоже захвачены некой коллективной личностью (паразитом?). Всего бикур семьдесят (столько было в разбившемся челноке ковчега) и они поддерживают популяцию.
Через некоторое время Поль нашел древний храм с крестом, которому поклоняются бикуры. Этот крест очевидно создан задолго до появления христианства на Земле. И этот крест как-то связан с древними Лабиринтами, которых во всей вселенной найдено девять, и один - на Гиперионе. Возраст лабиринтов - примерно 750 тысяч лет.

В лабиринте Поля встречает Шрайк, но ничего не делает. Бикуры же проводят над Полем ритуал, вешая ему на грудь артефактный крест, который постепенно входит в тело и пускает по всему телу корни. Судя по всему, далее Полю предстояло так же потерять личность. Хорошая новость - паразит не позволит Полю умереть, так, что он полностью регенерирует через день после любого фатального повреждения.
В последней записи он пишет что пытается сбежать, причинив себе такую боль, чтобы паразит отпустил его тело (иначе он не позволяет удалиться от деревни бикуров) или хотя бы окончательно убить себя.

Позже Хойт сам нашел бикуров, и узнал, что Поль погиб. (Он распял самого себя под электрическими зарядами и провел семь лет умирая и возрождаясь, пока паразит наконец не сдался.) Саму деревню уничтожили ядерными бомбами.
Однако Хойт оставил у себя аж два паразита - один собственный, второй от Поля. (То есть Поль, теоретически, теперь может в какой-то момент снова восстановиться из тела Хойта, и похоже что "болезнь" Хойта это как раз приближающийся момент, когда он разделится на двух католических священников.)

Паломники высаживаются на планету. Их встречает генерал-губернатор Тео Лейн. Он говорит, что с Гипериона идет массовая эвакуация. Шрайк вдруг принялся убивать людей толпами. Уже около двадцати тысяч жертв.
Он называет консула самым блестящим дипломатом Гегемонии, специалистом по кризисам.

Рассказывает свою историю Кассад.
Он описывает, как учился в военной академии, и как они там проводили тренировки в киберпространстве, созданном центральной компьютерной сетью Гегемонии. И как у него начался роман с какой то девушкой, которую он встречал в сети.

Лор - в 2038 произошел "ядерный джихад", уничтоживший Палестину. После этого сунниты и шииты переселились на другие планеты и продолжили воевать, и сам Кассад прославился подавлением одного из таких востаний.
Но мировую знаменитость ему принесла пограничная планета под названием Брешия, где слубилось первое курпное столкновение Гегемонии и Бродяг (организаций людей, ранее покинувших Землю и пристрастившихся к жизни в невесомости). Бродяги целиком выбомбили ядерным оружием половину планеты и захватили другую половину. Гегемония столетиями не пользовалась ядерным оружием, но Кассаду удалось добиться нарушения этого правила, и только термоядерными бомбами он смог оттеснить Бродяг с планеты.

На Брешии Кассад был сильно ранен, но восстановлен. Однако на него почти сразу нападают Бродяги. Кстати сообщается, что последние если и берут пленных - то обычно ампутируют им все конечности и вообще все, кроме мозга и допрашивают их, напрямую подключаясь к этому мозгу в стиле Эллисона. Кассаду удается выжить в атаке, захватить корабль Бродяг и свалиться на близлежащую планету, которой оказался Гиперион. Причем он свалился прямо рядом с Гробницами Времени. Там его подобрала та самая девушка, которую он встречал в киберпространстве. Ее зовут Монета или Мнемосина (это все разные имена греческой богини Юноны).
Она говорит что внутри Гробниц Времени время идет в обратную сторону, и поэтому для него они только впервые познакомились, но для нее - все их следующие встречи в будущем. Это уже Хоумстак попер.

Они встречают Шрайка (Монета называет его "Повелителем боли" и я вижу откуда растет Планескейповская Дева Боли) и он помогает им разобраться с Бродягами. Под конец идут смутные намеки, будто бы Монета это и есть Шрайк или его воплощение, короче как-то с ним связана.
Лор - организация Бродяг называется "Рой".

После этого случая Кассад подал в отставку и вступил в антивоенное движение. Судя по всему, в своем будущем он надеется таки еще с Монетой встретиться, и именно поэтому отправился в паломничество.
Так же во время битвы с Бродягами у Гробниц Времени Кассад видел тела людей, которые еще погибнут в будущем. Среди них он видел кого-то из текущих семерых паломников, но он не признается, кого именно. Однако он признается, что на этот раз его цель - убить и Шрайка и Монету. Он считает, что с его помощью они развязали войну Гегемонии и Бродяг (сильно спорное утверждение).

Следующий рассказчик - Силен.
Он рассказывает, что высадился на Гиперионе в составе первых пяти ковчегов (при этом какие-то более ранние поселенцы на планете уже были, видимо прилетевшие до катастрофы).
Он кстати рассказывает, что катастрофа случилась из-за черной дыры, которую ученые случайно устроили посреди Земли. Подразумеваются видимо эксперименты с коллайдером. Еще он рассказывает, что сеть миров-порталов создала некая Хиджра.

Силен родился еще на Земле, перед самой гибелью планеты, но его мать эвакуировала с планеты на медленном корабле, так что из криокамеры он вылез более чем через сто шестьдесят лет. Перелет почти убил мозг Силена, однако он в результате написал гениальный сборник стихов и сталь мультимиллионером. Он какое-то время писал треш, потом ему все надоело и он прилетел на Гиперион в город поэтов (который был некой попыткой создать общество творческих людей тип как в Биошоке).

Гиперион кстати изначально был луной Сатурна, но его перетащили в Парвати усилиями Печального Короля Билли, который был первым владельцем этой планеты. Билли и Силен были друзьями. При них на планете возник Шрайк и начал рандомно убивать людей. Заранее существовала легенда, говорящая, что шрайк пришел перед концом света, и что человечество само его создало.

Силен заметил, что Шрайк появился в тот момент, когда он начал о Шрайке писать в своей книге "Песни Гипериона". Он считал Шрайка своей музой. В поэме он описывал гибель человечества.

Церковь шрайка и легенда о нем (и паломничества) существовали до того, как Силен начал о нем писать. Он просто взял легенду за основу книги.

Шрайка остановить не смогли, и в конечном итоге в городе поэтов (находящемся совсем рядом с Гробицами Времени) остался только Силен. Его шрайк не трогал, как минимум до тех пор, пока Силен не допишет свою поэтому. Однако он так и не нашел в себе сил ее дописать.
Под конец Билли попытался сжечь недописанную поэтому (и почти целиком уничтожил, частично с помощью самого Силена), но его убил шрайк.

Далее Силен провел еще двести лет в полетах по вселенной вместе с обрывками своей поэмы, и вот теперь вернулся и хочет ее закончить.

Далее рассказывает Вайнтрауб.
Он преподавал историю и античную филологию в колледже. У него родилась дочь Рахиль, и в студенческом возрасте она полетела исследователем на Гиперион. Пока она отсутствовала, Солу приснился сон, где бог требовал принести Рахиль к Гробницам Времени и сжечь.

Во время исследования на Рахиль напал шрайк, и она начала омолаживаться как Бенджамин Баттон. И вот теперь у Сола в руках совсем младенец, если срочно процесс не остановить - она умрет.

По окончанию рассказа (паломники уже сравнительно недалеко от Гробниц) на орбите начинается бой с Бродягами. Иггдрасиль уничтожают.
Той же ночью Мастин пропадает, а его комната залита кровью. Тела его не находят. В багаже у него находят Куб Мебиуса, который является вариацией супер-сейфа. Вскрывать его боятся (вдруг там взрывчатка или черная дыра?) но консул предполагает что там боевой зверь - эрг.

Рассказывает историю Ламия (по идее следующим должен был рассказывать Мастин, но его так и не нашли).
Она владела детективным агентством "Вся сеть", когда к ней пришел клиент по имени Джонни (здесь идет феминистская версия классического нуара). Джонни говорит, что его убили, и он сам - электронная копия. И он просит расследовать свое убийство привет-привет гребаный Altered Carbon, глазаб мои тебя не видели, косплеер сраный.

Лор - несколько веков назад компьютеры (искины - ИИ) и вообще киберпространство зажило собственной жизнью фактически в собственном государстве ТехноЦентре. Это государство не враждовало с Гегемонией, но и не подчинялось ей. Тем не менее люди (за исключением жителей пограничных миров) строить роботов избегали.
Более того, Джонни никогда не был человеком. Он изначально был программой, и убийца (хакер?) что-то в нем терминально изменил. Джонни называл это "убийством".
Его атаковали вирусом Спид-2 в колонии Парвати (но не на Гиперионе, а на планете Мадхья), и он потерял где-то минуту до перезагрузки и очень беспокоится, что случилось с его программой за эту минуту, потому что памяти не осталось. (Позже он меняет показания и говорит, что отключился на пять дней.)

Джонни говорит что у него был спутник, и он просит найти этого спутника, потому что подозревает, что атаковал именно он. Так же Джонни рассказывает, что его основная функция - попытка восстановить личность поэта восемнадцатого века Джона Китса и видимо таким образом получить больше его произведений. Как раз Китс написал первую легенду о Гиперионе, которой впечатлялся, в том числе, Силен. Вполне возможно, что нападающий вытащил из Джонни эту поэму или какие-то связанные с ней дополнительные материалы.
(А еще сам роман Гиперион написан Симмонсом во многом под впечатлением от Китса).

Ламия еще копает в лор. Таки роботы с телами (кибриды) начали отключаться. Искины отказываются от них. А проекты восстановления личности все провалились - кибриды сходили с ума все без исключения. Проект восстановления личности Джона Китса делал пятьдесят лет назад некий Марти Каролюс, и он погиб в процессе.

На следующей встрече Джонни говорит, что Ламия напоминает ему любовь Китса - Фанни. Кстати Китс (как и Мастин) так и не закончил Гиперион. Возможно при восстановлении его личности хотели получиь концовку? Раз уж она описывает уничтожение человечества.

Ламия узнает, что спутника у Джонни было два, и один был тамплиером.
Тут на Джонни в его квартире нападают неизвестные двое. Они попытались похитить его. Ламия переселяет Джонни к себе, чтобы проще его охранять.
Ламия изначально стала детективом, потому что ее отца убили, при этом все (кроме нее) считали что это самоубийство. Далее она замечает, что один из нападающих следит за Джонни, и сама начинает за ним следить. Она пытается поймать его, но того убивают. Он тоже был кибридом. Похоже другие роботы пытаются избавиться от Джонни.

Джонни говорит, что он и другие кибриды являются частью проекта по созданию бога (высшего разума) которым занимаются ИИ. Надо понимать, что если проект сворачивают, значит он завершен.

Ловят еще нескольких убийц, и они признаются, от отправлены епископом из церкви шрайка. Джонни понимает, что у него заблокирована вся память о Гиперионе. Летят к епископу, и он рассказывает что Джонни собирался присоединиться к паломникам, и эта память тоже была стерта.
Так же он говорит что церковь пытается просто с ним связаться, да и прошлые убийцы были телохранителями техноцентра, а не нападающими.

Отец Ламии пытался включить Гиперион в состав Гегемонии, и возможно был убит именно поэтому. Гиперион тоже видимо является попыткой роботов создать бога, и под богом они понимают механизм, который просчитает всю реальность. Однако роботам мешают Гробницы Времени, они не поддаются просчетам. Далее книга намекает, что шрайк пытается помешать роботам контролировать Гиперион, и именно поэтому он развязал на планете войну с Бродягами.

Далее Ламия взламывает Техноцентр и узнает, что ИИ разделены на Ортодоксов (считающих, что с человечеством надо сотрудничать), Ренегатов (считающих, что человечество должно быть уничтожено) и Богостроителей. Так же оказывается, что двигаться из будущего в прошлое Гробницы Времени начали 10.000 лет в будущем. То есть до конца света есть еще время в принципе. Так же техноцентр уже способен с высокой вероятностью предсказать будущее на двести лет вперед.

Они считают, что Гробницы Времени появились, потому что предсказания разных роботов накладываются друг на друга. Фактически это следствие битвы Ренегатов и Ортодоксов за далекое будущее. Это какбы эхо будущей войны между роботами и людьми, причем Гегемония будет целиком уничтожена. Это будет война Ренегатов с Бродягами.

Далее Джонни вживляет Ламии имплант со своей личностью и видимо ее текущая задача - пронести этот имплант в Гробницы Времени во время паломничества. Его человеческое тело уничтожают. Плюс у них там была любовная история, и Ламия теперь беременна.

После ее рассказа патя замечает Мастина, который в одиночку подходит к Гробницам и похожу опередил группу на несколько часов.

Последним историю рассказывает Консул. Точнее он показывает запись пятидесятилетней давности.
Там он описывает отношения Мерри с некой Сири. При этом из-за того, что Мерри пролетал пятьдесят лет на звездолетах, их большая любовь началась, когда они были еще подростками, и продолжилась, когда Сири стала семидесятилетней старухой, а сам Мерри остался пацаном. Это все понятно отсылки на прозу Ле Гуин и отсюда растут ноги сраного Интерстеллара.

Сама Сири - жительница далекого туземного мира. Мерри Аспик - корабельщик-колонизатор. Он даже застает своего сына Донела, при том что его сын старше его самого. Там в конечном итоге планета пытается восставать против присоединения к Гегемонии. Это называют Восстанием Сири (сама она умерла от старости раньше). Мерри возглавляет восстание и его убивают в процессе. Восстание подавляют.
Консул - внук Сири и Мерри.

Он работал дипломатом всю жизнь. В частности он знал, что война на Брешии была провокацией ИИ. Его семья погибла на Брешии. Его сын погиб в том же взрыве, где ранили Кассада. Далее Консул продолжил провоцировать Бродяг по заказу Сената Гегемонии и ИИ. В частности именно он был причиной нападения на Кассада рядом с Гиперионом.
Цель была в том, чтобы с одной стороны развязать полномасштабную войну с Бродягами на Гиперионе и уничтожить их, включив Гиперион в сеть под предлогом защиты от них. Одновременно это давало прогрессивной фракции ИИ (имеются ввиду Богостроители?) перевес.

Консул в ответ внедрился к самим Бродягам и рассказал им планы Гегемонии и все что знал о Гробницах Времени. Бродяги рассказали, что Землю уничтожили не в следствие ошибки, что это был план ИИ, чтобы стать единственным разумным видом во вселенной. Роботы используют Гегемонию как ударную силу, чтобы уничтожить все остальные разумные расы во вселенной, при этом сами они могут в любой момент с Гегемонией расправиться. Бродяги - единственная неподконтрольная им сила.

Так же Бродяги передали Консулу устройство, позволяющее открыть Гробницы Времени и выпустить шрайка. С этой целью он провел на Гиперионе одиннадцать лет.
Главное отличие Бродяг от жителей Гегемонии - последним роботы дали порталы, позволяющие мгновенно перемещаться между планетами сети. Эти порталы нарушали все законы физики и никто не знал, как они работают. И это видимо тоже как-то было связано с искажениями времени, а значит - Гробницами Времени.
Бродяги считали, что это они сами отправили шрайка назад в прошлое, чтобы он помог победить роботов, и пока что он заперт в пределах планеты, но нужно его выпустить. Консул тут же включил устройство, зная, что ему потребуется месяц, чтобы сработать и улетел из системы.

А потом с ним связали из Совета и предложили паломничество. И вот он здесь. Консул хочет отомстить Гегемонии (читай - роботам) за уничтожение Земли, а так же своих родных (Сири и Мерри) и их планеты, и всех остальных разумных рас.
И да - сам же Консул и есть шпион Бродяг.
Почти сразу замечают, что очевидно и совет и роботы знали о прошлом Консула, поэтому его предательство были ими предугадано.

Так же он рассказывает, что кто-то хотел выпустить Эрга. Возможно сам Мастин хотел инсценировать свою смерть, выпустить зверя на остальных паломников и добраться до Гробниц Времени в одиночестве.

Книга заканчивается на том, как паломники подходят к Гробницам Времени.
Комментарии:
12-03-2019 12:22
Сравнить фанфик про Лоуренса Аравийского с "Гиперионом" - это конечно суметь надо.
Камрад
Ты сам то дюну далеко читал?

Гиперион более современный, и он безусловно берет от Дюны многое (сама тема пустынной планеты, на которой свет клином сошелся, идея войны с роботами в далеком будущем, которая предсказана на много лет вперед и т.д. и т.п.) и многое безусловно развивает потому что понятно что фантастика 89 года сделала некоторое движение вперед по сравнению с фантастикой 65.

Но по стилистике, образам и персонажам - что фанфик по лоуренсу аравийскому, что сам оригинальны лоуренс аравийский - оставляют винегрет гипериона далеко позади.
12-03-2019 12:46
Кибернетическая сосиска
Волею судьбы не читал Гиперион, но вот прочитал твое описание и уже на третьем абзаце так зазевал, что видимо и хорошо, что не читал.
Камрад
Морбид, ну это боевое подростковое фентези девяностых с зашкаливающим фгм, пытащее какбы впитать в себя все наработки жанра разом, чтож ты ждал))

вообще эти вот пересказы - это скорее грубые отметки для самого себя
я когда всю серию дойду - распишу общий пересказ вселенной. и вот он уже будет читабельным для кого-то кроме меня, его можно будет курить
12-03-2019 14:02
emergency
Конечно, читал в оригинале. Я в целом редко пишу о том, чего не читал/смотрел.

"Гиперион" прочел практически не отрываясь. Там в основе "винегрета" "Волшебник страны Оз", если ты не догадался.
Камрад
Ну, Дюна на мой взгляд раскрывается к третьей книге.
Первая хорошая стилистикой, но большая часть сюжета и лора там до третьей скрыта.
Что особенно важно, т.к. половина персонажей видят будущее, которое читателю не объясняют до третьей книги, однако они исходят из этого предвидения.

Гиперион местами хорош, метсами сильно слабый.
Вся история взрослеющей назад девочки это ок как идея, но она чудовищно скучная и длинная, и можно вообще всю ее пропустить.
Нуар-киберпанк-наоборот - тоже очень слабый и стилистически и детективно смехотворный.
История поэта - ок, наверное самая бодрая часть.
Истории полковника и миссионера - ну так, они на уровне аналогичных книжек, не так чтобы лучше, не так, чтобы хуже.
Персонажи и их взаимоотношения откровенно бледные. Между паломников никаких вообще отношений за книжку не складываются, разве что телка постоянно шпыняет поэта. Хотя казалось бы тревел стори, должны.
Автор отчаянно вытягивает любовные истории из каждого угла и они все совершенно беспомощные на уровне порно пришли подрались потрахались.

Вне всего этого есть политота и хитрые заговоры. Они для 89 года действительно впечатляющие, хотя не факт что сильнее Дюны. Примерно на равных по наворотам.
Но для нашего времени уже куча историй которые на уровне наворотов вот просто в разы выше. В первую очередь конечно Хоумстак.
12-03-2019 14:13
Ты либо сравнивай книга к книге, либо серия к серии.
"Падение Гипериона", если что, уже сильно другое.

Homestuck - невероятно нудная хрень, которую я не готов потреблять даже за деньги.
Камрад
Как серию я пока не разобрал. Я только одну книжку прочел.
Хоумстак надо перетерпеть начало. Я сам со второго раза вкурил. Первый раз бросил на нудности.
Камрад
Просто чтобы ты понимал - хоумстак начинался как форумная игра. Там где-то весь первый год - он вообще не рассчитан на чтение. Это онлайн игра "выберись из комнаты" автора с читателями. Читатели голосуют за то, как персонаж себя поведет, автор рисует результат.

Однако начиная где-то ближе к концу первого года он трансформируется в вебкомикс, когда автор забивает на игры и начинает писать уже для читателя. И тогда он раскрывается.

Это какбы печально, но ничего не поделаешь. Если хочется вкурить вот самую навороченную фантастику что есть на текущий момент в мире - надо перетерпеть. Это тяжелые наркотики, требуется привыкание.
12-03-2019 14:48
emergency
Боюсь все равно не осилю. Я полистал начало, и это были очень жалкие потуги на юмор.
Камрад
Но вообще я сейчас тот же Гиперион добиваю просто как этап развития фантастики, как жанра.

Чисто сюжетно все вообще без исключения попытки любых фантастических книжек в политику - это какой-то чудовищный невменяемый детский сад по сравнению с мемуарами участников 1917 года. И по хитрым планам и по наворотам и по внезапным поворотам и по срывам покровов и по всему вообще.

Плюс мемуары и написаны лучше и персонажи там лучше и отношения лучше. Про стилистику молчу.

Да даже вот описания галльских войн цезарем - затыкают за пояс все вообще гиперионы, игры престолов и вообще все.
То есть я фантастику и фентези уже все доскребаю последнее, думаю. В списке у меня почти ее не осталось. История значительно круче, особенно если брать эпохи, от которых остались документы ключевых участников всех сторон. Там просто феерия начинается.
Закрыть