Проект 5: Будем вечно мы жить, когда память умрет
chron
дневник заведен 15-04-2003
постоянные читатели [56]
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [110]
свобода, друзья, литература, Muse, красота, питерские крыши, иллюзии, реальность, рыцарство, холод, гармония, равнодушие, ДЕГРАДАЦИЯ
антиресы [3]
разговоры о соленых огурцах
Понедельник, 19 Марта 2007 г.
18:20 Комментарии к пройденному (с)
Давно хотел заметить, что во фразе "Выйди на крыльцо, свободе поклонись" есть некий парадокс: если свободе кланяются, то это уже не свобода - в любом, как мне кажется, определении/понимании.
Мысленно развивая тему, пришел к выводу, что таки ее нет и не будет в ближайшее время: идея долга (обществу), в отличие от идеи свободы (от общества), имеет в нашем капиталистическом мире вполне материальное воплощение: деньги. И тут уже можно изощряться, придумывать, насколько свободен, скажем, бомж (очень большой потенциал и никакой кинетики) или Абрамович (такое ощущение, что наоборот), говорить о свободе детей (до 7 лет при не_посещении детского сада, и то не факт) и прочем. Но все это будет ерундой, потому что эта абстракция так абстракцией и останется, в отличие от персонажей других "вечных" тем.
Четверг, 8 Марта 2007 г.
16:26 По следам диктаната (с)
после прочтения его произведений нет чувства опустошенности (с)

На самом деле все не так. Не встречал пока ни одного произведения Федора Михайловича, которое заканчивалось бы однозначно хорошо. Понятно, что финалы "Идиота", "Бедных людей", "Игрока" мягко говоря грустны. Неодназначнее ситуация с "Братьями Карамазовыми", "Селом Степанчиковым..." и - о чем пойдет сейчас речь" - "Преступлением и наказанием".
Ведь в этом последнем был задан вполне определенный вопрос, некорректность которого доказана не была. И поэтому ответ на этот вопрос звучит также вполне определенно.
Вообще слово "преступление" формально не несет никакого негативного смысла - переступают некий порог, некую черту, совсем необязательно последнюю. Но вот задаваться вопросом о правомерности преступления грани - означает, что на другой стороне преступившему не рады. Он не готов, он права не имеющий.
В Произведении цель преступления - доказательство того, что преступление возможно. Но, как было сказано в самом произведении, даже задаваться вопросом о правомерности такого шага - уже проигрыш. А во-вторых, смысл цели уж никак не стоит рядом с теми, вдохновение в ком черпал Родион Романович: наполеоны и прочие ксерксы с кирами строили державу, РР - строил себя. А таким методом, какой выбрал он, можно только разрушить. Что, собственно, и произошло. И возрождение сомнительно, потому что осталась память. И этот экспоненциальный хвост от кульминации "Я убил" до самого конца будет тянуться и тянуться, и наказание не закончится. А бонус в виде Сони - ложка сладости в пустой бочке.

PS Всех с 8 марта (с)
Закрыть