It's my life
quietcold
дневник заведен 25-12-2008
постоянные читатели [56]
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
интересы [7]
антиресы [7]
21-04-2009 12:28 Вежливость vs Искренность - 2:1 ?
-----------update-------------
После некоторого количества обсуждений я наконец поняла, что имела ввиду под вежливостью.
В данном тексте под словосочетанием "быть вежливым" подразумевается "делать добро незнакомым или малознакомым людям".
------end of update----------

Каждого из нас в процессе воспитания обучают двум вещам - не лгать и быть вежливыми. Сначала мы искренне пытаемся следовать обеим инструкциям, а потом обнаруживаем одну интересную вещь.

Представим гипотетического Коленьку, которого мама повела в гости. Добрая тетя, хозяйка дома, угощает Колю еще одной конфеткой. Коля конфетку хочет, но уже знает, что брать еще одну конфетку - невежливо. Возникает внутренний конфликт: отказаться будет нечестно, взять - невежливо. Он краем глаза смотрит
на неодобрительно хмурящуюся мать и волевым усилием выдавливает из себя:
- Спасибо, мне не хочется.
Мама улыбается и начинает щебетать о том, что Коленька не очень любит сладкое, что у них дома всегда очень много конфет, на которых он и не смотрит и о прочих не совпадающих с реальностью глупостях. Из этой ситуации Коля делает интересный вывод: быть вежливым важнее, чем говорить правду.

Для чего же нам вежливость ?

Причина первая: выгода.
Человек ведет себя вежливо, чтоб показать, что он хороший. Окружающие думают о нем: он такой вежливый, чуткий, добрый - значит, он хороший. Он сам думает о себе: вот как я хорошо поступил, теперь все считают, что я хороший, следовательно, я хороший.

Он вежлив, чтоб казаться хорошим в глазах других и повысить собственную самооценку. Заметили выделенное слово "казаться" ? Когда человек вежлив, он не обязательно говорит то, что думает. Не обязательно делает то, что хочет. Показывает не ту эмоцию, которую испытывает, а ту, которую от него ожидают. Иными словами, он лжет, пытаясь быть тем, кем его хотят видеть окружающие.

Что он получает в итоге ? Он получает то отношение, ради которого был вежлив, а вместе с ним - ожидания и требования, какие были бы предъявлены человеку, которым он пытался показаться. При этом он теряет себя настоящего. Вопрос приоритетов - для многих отношение окружающих гораздо важнее собственных чувств, мыслей и эмоций.

В некоторых случаях такое лицемерие оправдано. Зависит от цели. Например, с работодателем правильнее вести себя так, как он этого ожидает, так как цель - не потерять (или получить) работу. С клиентами тоже лучше быть вежливым, так как главная цель - продать им товар или услугу. Врачу, от которого зависит твое здоровье, тоже лучше не грубить. Ну и так далее.

Причина вторая: привычка.
Иногда человек вежлив по привычке. Так научила мама, или раньше он жил в Америке, где просто принято на каждом шагу улыбаться, приветствовать и извиняться. Обычно со стороны окружающих автоматические знаки внимания не воспринимаются как нечто хорошее, некоторых даже оскорбляет. Я сама против автоматизма в общении, но в общем и целом это дело вкуса.

Причина третья: симпатия.
Человек вежлив с теми, кто ему нравится. Он предлагает тебе чай - он искренне хочет напоить тебя вкусным чаем. Он придерживает дверь, чтоб тебе удобнее было проходить - он искренне хочет облегчить твою жизнь хотя бы в мелочах. Он выслушивает тебя, даже если у него уже есть устоявшаяся и не подлежащая изменению точка зрения, потому что ему интересен ты, ход твоих мыслей. Он закрывает окно в машине, потому что не хочет, чтоб ты заболел.

Когда человек нам симпатичен, мы о нем заботимся, не задумываясь о вежливости.

Когда мы вежливы, мы можем и не испытывать никаких чувств к человеку, а просто прикидываться заботливыми.

Мы имитируем заботу, чтоб человек решил, что он нам симпатичен и сделал что-то в ответ, скажем, изменил отношение. И эта имитация имеет взаимный глобальный характер. А потом мы удивляемся, почему все вокруг лицемерят.

Получается, что вежливость - это подделка под симпатию.

А у вас, ребята, есть идеи, для чего еще нужна вежливость ?

Слово "вежливость" здесь вовсе не является антонимом к словам "грубость", "хамство", "наглость".
Комментарии:
21-04-2009 16:31
«V» for Varlet
In love with the sky ты тоже капитан очевидность! Дело в том что ты привязалась к своим рациональным идеям и посты Imagine под твои идеи не подходят. А про свободу я ничего сказать не могу, даже имхо ибо не знаю.
on my way
VelvetVarlet
Ну да, я тоже капитан Очевидность, и может даже не только сегодня

Дело в том что ты привязалась к своим рациональным идеям и посты Imagine под твои идеи не подходят.
Я думаю, каждый из нас привязан к каким-то своим идеям. Нпр, Imagine привязалась к идее внутренней свободы, а ты привязан к идее, что привязывание к рациональным идеям мешает восприятию чего-то иного. Но это все фигня и переход на личности.
21-04-2009 16:49
«V» for Varlet
Ради понимания можно ненадолго оставить свои идеи. :)
on my way
VelvetVarlet
Ну, я пока что не считаю, что это тот случай, к тому же, у меня есть основания полагать, что я ее понимаю, только она бы такого понимания совсем не хотела. Но это тоже фигня и переход на личности.

А ты считаешь, что эмоциональность/чувствование - правильный путь ?
21-04-2009 17:08
«V» for Varlet
путь куда? просто если цель понять человека, а не поспорить с ним и/или перейти на личности можно отбросить на время свои идеи и предвзятость. Наше дело понять, а идейные привязанности ограничивают свободу понимания.
on my way
VelvetVarlet
Путь к просветлению.

У меня в разговоре с Imagine не было цели понять, была цель подтвердить или опровергнуть мое представление. Если б оно опроверглось, я бы попыталась ее понять.

Imagine, все это говорится не в обиду тебе.
Камрад Му3а
Соображений много.
Хотя и само понятие вежливости слишком расплывчатое и переливающееся из одного в другое.
Во-первых думаю в большинстве случаев надо поставить некую грань между вежливостью/культурой и ложью/лицемерием.

Думаю каждый случай применения данного понятия-индивидуален.
Например существует понятие-этикет. Например мешать чай ложкой не касаясь краев стакана, кушать еду, ножом и вилкой (есть люди, которым удобно так, а есть, которые делают это из культуры) . В таких случаях обычно человек не лжет. А что он получает взамен? Некоторые люди и вправду делают так, что предрасполагать к себе, иные же банально адаптируются под остальных. Они не делают это чтоб понравиться, а скорее, чтоб не отличаться.

В некоторых случаях вежливость/культура это рамки, которые мы себе ставим в простых ситуациях. У кого-то они завышены, у кого-то понижены. Пример: Компания людей, Вася без остановки говорит. И как водят себя люди:
а. Павлу надоела эта речь, но он из культуры молчит.
б. Вадик хочет сказать "Бля заебал" но из культуры говорит "Хватит пожалуйста"
в. Рафик сказал бы "Бля заебал", но из оригинальности говорит "Вася, нассы се врот и захлебнись" :Д
Ну собственно вежливость в случае Павла, не является ложью, а скорее, это проблема самого Павла, заключающаяся в отсутствии воли/смелости или же он просто не хочет, чтобы Вася на него обижался. К тому же человек, который ничего не делает-ничего и не теряет в данной ситуации.
А вот Вадик каг бы внатуре заебался слушать, но у него с Васей не такие крепкие отношения, чтоб тот не обиделся за то, что послан на хуй и тут это культура.
Ну а Рафик, сами поняли что ему сафсем пох, он посылает нахуй всех, кто ему не нравится, но он каг бы делает это от всей души и чистого сердца.

Кто лучше? Или поставьте себя на место оратора, и подумайте, что лучше, чтоб вашу несносную речь и вас материли в уме или в лоб послали на север на сьедение медведям?

Это к тому, что вежливость/культура блокирует прямолинейность человеческой мысли/действия обращенной к обществу.

Другой случай, который был описан в псто про начальника, доктора итд это тактичность. Но если он спрашивает нас, какой у нас опыт в работе и мы ему отвечаем вместо реальных двух лет-пять, то это уже ложь и никак не тактичный прогеб под начальника ради работы.

На счет привычки: Спасибо, не за что, пожалуйста итд итп. Это уже скорее глобальные издержки общества. Тут тоже как бы два варианта: Вадя наступил Вове на ногу, извинился(но он же не специально). В тоже время, Рафик, наступив на ногу кому-та, ничего не сказал и прошел дальше своим путем ибо осознавал, что его извинения ничего не изменят. Но вот Вова возмутился, потому что он так воспитан с детства, потому что например он извиняется, когда кому то наступает на ноги и в его маленьком убогом мозгу не помещается, как это можно наступить на ногу и не извиниться.

Ну а про заботу...это совсем другая тема, думаю она никак не связана с культурой.

В общем суть моего сказанного каг бе в том, что-да культура это нормально, но для каждого человека, существуют определенные рамки. Кто-то становиться жертвой вежливости, а кто-то жертвой прямолинейности. Или же, кто-то имитирует одно из двух, ради каких то целей. Можно ли найти золотую нейтральную середину? Или же, что самое важное-НЕ БЫТЬ ЖЕРТВОЙ. Не знаю-это исключительно по ситуации и данному индивидууму.


А так мне пох) и Я очень симпатизирую Рафику, которого придумал в этом псто
21-04-2009 17:48
«V» for Varlet
In love with the sky опять этот ваш modus operandi(способ действий) не корректный. Сначала надо человека понять, а потом только сравнивать со своим мнением или делать выводы.
21-04-2009 17:55
psy?
опоздал...(
21-04-2009 18:20
Камрад
In love with the sky
я знаю
21-04-2009 21:42
зубастый ангел
в общем-то согласна с напсианным в посту,а конкретно у меня есть от вышенаписанного немного отличающиеся причины.
Например у меня что-то смиксированное от "выгоды" и "симпатии",но по другом. У меня это скорее выглядит так - когда я вежлива с кем-то малознакомым и малозначимым для меня, это не попытка показатся хорошим в глазах других и повысить собственную самооценку и не попытка показать свою симпатию,наоброт, вежливость для меня-абсолютная нейтральнсоть, то есть я с тобой вежилва,потому что ты мне несимпатичен, чтоб я показывала тебе свое искренне расположение и не так противен,чтоб показывала негатив.Точно так же в попытке казатся хорошим.Когда я хочу казатся хорошей,я могу просто попытатся скрыть свои недостатки временно и показать плюсы при этом оставаясь вполне искренней,а вежливость-это просто серая маска,которая значит,чо я не хочу, чтоб меня трогали,образали внимание и т.д.
21-04-2009 22:14
«V» for Varlet
Ewige где торжествует серое, туда всегда приходит черное. (ц)
Камрад
VelvetVarlet, и белое ;)
22-04-2009 10:31
зубастый ангел
VelvetVarlet согласна с Grayed ...Вообще в сером больше белого кстати, чем черного...И еще,там где торжествует серое...там я пробываю недолго...
on my way
RertoVertigo
вежливость в случае Павла, не является ложью, а скорее, это проблема самого Павла, заключающаяся в отсутствии воли/смелости или же он просто не хочет, чтобы Вася на него обижался
Ага. Васе кажется, что раз Павел молчит, значит, ему интересно слушать. Молчание Павла не выражает то, что есть на самом деле, а значит, это ложь. Особенно в случае, если он не хочет, чтоб Вася на него обижался.
Вадик хочет сказать "Бля заебал" но из культуры говорит "Хватит пожалуйста"
Ложь не в том, какие слова использовать, а в том, какие чувства выражать. Вадик хочет, чтоб Вася заткнулся, и неважно как, но он ему об этом сказал.

Это что касается лжи. А насчет вежливости - я специально указала в записи, что не имела ввиду грубость и хамство. Вежливость, о которой я говорила, - это уступить место кому-нибудь в транспорте, или перевести отчаянно упирающуюся старушку через дорогу и тд. То есть, делать добро незнакомым людям, вот. Наверное, мне надо бы уточнить это в записи.
on my way
VelvetVarlet

опять этот ваш modus operandi(способ действий) не корректный. Сначала надо человека понять, а потом только сравнивать со своим мнением или делать выводы.

Не говорите мне, что делать, и я не скажу, куда вам идти

Почему ты решил, что некорректный ? Откуда ты знаешь, что я еще не поняла человека ? До сих пор мой modus operandi оправдывал себя в 99% случаев.
on my way
Zwei
опоздал...(

Куда и почему ?
on my way
Ewige
вежливость для меня-абсолютная нейтральнсоть, то есть я с тобой вежилва,потому что ты мне несимпатичен, чтоб я показывала тебе свое искренне расположение и не так противен,чтоб показывала негатив

Ааа, ясно! Я забыла об этом моменте Правда, у меня не совсем так. Если я вдруг стала подчеркнуто вежливо общаться с человеком, это значит, что я готова его убить.
Камрад
Если я вдруг стала подчеркнуто вежливо общаться с человеком, это значит, что я готова его убить.

In love with the sky, кстати, +1 ;)
on my way
Grayed

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть