-----------update-------------
После некоторого количества обсуждений я наконец поняла, что имела ввиду под вежливостью.
В данном тексте под словосочетанием "быть вежливым" подразумевается "делать добро незнакомым или малознакомым людям".
------end of update----------
Каждого из нас в процессе воспитания обучают двум вещам - не лгать и быть вежливыми. Сначала мы искренне пытаемся следовать обеим инструкциям, а потом обнаруживаем одну интересную вещь.
Представим гипотетического Коленьку, которого мама повела в гости. Добрая тетя, хозяйка дома, угощает Колю еще одной конфеткой. Коля конфетку хочет, но уже знает, что брать еще одну конфетку - невежливо. Возникает внутренний конфликт: отказаться будет нечестно, взять - невежливо. Он краем глаза смотрит
на неодобрительно хмурящуюся мать и волевым усилием выдавливает из себя:
- Спасибо, мне не хочется.
Мама улыбается и начинает щебетать о том, что Коленька не очень любит сладкое, что у них дома всегда очень много конфет, на которых он и не смотрит и о прочих не совпадающих с реальностью глупостях. Из этой ситуации Коля делает интересный вывод: быть вежливым важнее, чем говорить правду.
Для чего же нам вежливость ?
Причина первая: выгода.
Человек ведет себя вежливо, чтоб показать, что он хороший. Окружающие думают о нем: он такой вежливый, чуткий, добрый - значит, он хороший. Он сам думает о себе: вот как я хорошо поступил, теперь все считают, что я хороший, следовательно, я хороший.
Он вежлив, чтоб казаться хорошим в глазах других и повысить собственную самооценку. Заметили выделенное слово "казаться" ? Когда человек вежлив, он не обязательно говорит то, что думает. Не обязательно делает то, что хочет. Показывает не ту эмоцию, которую испытывает, а ту, которую от него ожидают. Иными словами, он лжет, пытаясь быть тем, кем его хотят видеть окружающие.
Что он получает в итоге ? Он получает то отношение, ради которого был вежлив, а вместе с ним - ожидания и требования, какие были бы предъявлены человеку, которым он пытался показаться. При этом он теряет себя настоящего. Вопрос приоритетов - для многих отношение окружающих гораздо важнее собственных чувств, мыслей и эмоций.
В некоторых случаях такое лицемерие оправдано. Зависит от цели. Например, с работодателем правильнее вести себя так, как он этого ожидает, так как цель - не потерять (или получить) работу. С клиентами тоже лучше быть вежливым, так как главная цель - продать им товар или услугу. Врачу, от которого зависит твое здоровье, тоже лучше не грубить. Ну и так далее.
Причина вторая: привычка.
Иногда человек вежлив по привычке. Так научила мама, или раньше он жил в Америке, где просто принято на каждом шагу улыбаться, приветствовать и извиняться. Обычно со стороны окружающих автоматические знаки внимания не воспринимаются как нечто хорошее, некоторых даже оскорбляет. Я сама против автоматизма в общении, но в общем и целом это дело вкуса.
Причина третья: симпатия.
Человек вежлив с теми, кто ему нравится. Он предлагает тебе чай - он искренне хочет напоить тебя вкусным чаем. Он придерживает дверь, чтоб тебе удобнее было проходить - он искренне хочет облегчить твою жизнь хотя бы в мелочах. Он выслушивает тебя, даже если у него уже есть устоявшаяся и не подлежащая изменению точка зрения, потому что ему интересен ты, ход твоих мыслей. Он закрывает окно в машине, потому что не хочет, чтоб ты заболел.
Когда человек нам симпатичен, мы о нем заботимся, не задумываясь о вежливости.
Когда мы вежливы, мы можем и не испытывать никаких чувств к человеку, а просто прикидываться заботливыми.
Мы имитируем заботу, чтоб человек решил, что он нам симпатичен и сделал что-то в ответ, скажем, изменил отношение. И эта имитация имеет взаимный глобальный характер. А потом мы удивляемся, почему все вокруг лицемерят.
Получается, что вежливость - это подделка под симпатию.
А у вас, ребята, есть идеи, для чего еще нужна вежливость ?
Слово "вежливость" здесь вовсе не является антонимом к словам "грубость", "хамство", "наглость".
Сказка о драгоценом камне
[Print]