16-03-2020 22:23 the_Dark_One » 2017, ноябрь, Южная Америка (Аргентина, Чили, Боливия), часть шестая, город Потоси и серебрянная гора
Мы в Потоси. Центр провинции, этот город считается самым высокогорным полноценным - со всей инфраструктурой - людским поселением на свете. Здесь живут более 160 тысяч жителей, занятых в основном рудным делом. Город раскинулся возле одноимённой горной гряды, давшей ему название. В языке индейцев кечуа, "потоси" значит "гремящий". Тут, кстати, ежегодно проходят индейские фестивали. Вообще коренная культура сильна, мы с кой-какими их порядками столкнёмся.
По теме:
- Карнавал в Потоси.


Горняки.

Серебро здесь добывали ещё во времена инков. Ну как добывали... оно чуть ли не на поверхности слитками валялось, да в речке бултыхалось. Бери, да собирай в корзинку что твои грибы. Не особо-то индейцы белый металл ценили. Самая же неистовая разработка началась при испанцах, открывших чудо-гору в гряде Потоси, индейцами ранее не замеченную. Назвали её Cerro Rico, что значит - Богатая Гора. За последующие два века отсюда вывезли в Европу столько металла, что ранее равнявшееся по цене золоту, в виду своей редкости, серебро драматично стоимостью вниз да и провалилось. Что, например, разорило чехов, не позволив им достроить величественный собор Святой Варвары (я когда-то давно писал про это, рассказывая о своей поездке на Кутна Гору). За века шестнадцатый и семнадцатый, испанцы вытащили отсюда все слитки, весь серебрянный песок и всё боле-менее на них походившее. Думаете, добыча закончилась? Никак нет, продолжается и по сей день. Вначале были руды богатые и годные на переработку нагреванием в печах; сейчас остались жилы бедные, но и из них, путём хитрых химических реакций с использованием едких составов можно серебро достать! Что успешно и делается. Более четыреста лет разработки и гора просела почти на полкилометра - она вся изрыта норами шахт! И до сих пор продаются участки под выработку, а на улицах повсюду попадаются магазины горного снаряжения, с касками, фонарями, кирками, динамитом и всем прочим необходимым. Цены на жильё в городе примерно как в Москве, ведь любой может купить право на разработку и наткнувшись на жилу побогаче, стать миллионером! Ну а кроме того, здесь добывают и другие металлы помимо серебра, медь например, цинк и олово. Увы, жить в городе приходится при куда более низком уровне комфорта: тут холодно, пыльно и загазовано. Очищенное при помощи свинца топливо (свинец и содержащее) производится в бедных странах Латинской Америки и загрязняет окружающую среду и по сей день. И очень мало зеленых насаждений.


Потоси.


Женщины кечуа: низкорослые и коренастые. В традиционных своих нарядах.




Нам предстоит масштабная экскурсия под гору. К сожалению, там в недрах очень темно и фотографий не будет, только рассказ. Налобные фонари тусклые и их не хватает; на мобилку не получилось вообще ничего, а вспышку к зеркалке я в поездку не брал. Зря-зря!


Наш гид водит нас по улочкам и в частности рассказывает, что ничто так не помогает шахтёру работать, как листья коки.
Он и сам жуёт их не переставая, энергичный такой, заводной.
(На вкус кстати ничего особого).


Местные сувенирные футболки.


Суровые шахтёрские манекены.


Когда объелся коки.




Вяленые эмбрионы лам. Это такая древняя индейская магия (вообще, магазинчик мистики).
Сухоламы приносятся в жертву местным божкам, здесь довольно сильно языческое наследие.
Не все местные жители христиане, некоторые совмещают христианство с язычеством.
И совершенно любой горняк вам скажет: "на поверхности Иисус, под землёю - Дьявол".


Что ж, прошлись мы по магазинчикам, теперь на фабрику неподалёку от шахт приехали. Приоделись по-шахтёрски, покрасовались. Пошли на фабрику.














Переработка руды. Ходим в масках, ибо вонь и испарения - мама дорогая, глаза дерёт.


Заходим в шахту.

Два шага внутрь - и темень. Свет только от фонаря, а его луч выхватывает из тьмы лишь столб пыли. Дорога виляет, раздваивается, пересекается с другими ходами и штреками. Без проводника заблудишься сразу. Вспоминается "Молчание ягнят": момент, когда маньяк свет вырубил в подвале. Накатывает лёгкая клаустрофобия. Идём, идём, как вдруг - "БУУУУМ! БАДАБУУУУМ!" Будто поступь гиганта. Стены трясутся, со сводов шахты сыпется песок. Тут под землёй правит Дьявол. Кто-то со страху не сдерживается, вскрикивает. "Динамита" - успокаивает нас гид.


Темень.


В шахте.


Дьявол! Точнее, его изваяние. Ну хоть его я запечатлел.


Анцкий сотона, ч.1


Анцкий сотона, ч.2

Дьявол шахтёров — не христианский антагонист Господа Бога. Тут его зовут Дядька (исп. Эль-Тио) и это скорее местный демон глубин, не совсем абсолютно злой. Например, своим неимоверно большим членом, непременным атрибутом, он совокупляется с богиней земли Пачамамой. А та родит полезные металлы и самоцветы, которые попадаются там и сям в горе на радость шахтёрам. И горняки Дьяволу поклоняются! Неподалёку от входа в шахту установлена его рогатая статуя, сделанная из глины и кусков руды, c зубами из битого стекла и кривых шурупов, да глазами из старых лампочек. У каждой бригады шахтёров (то есть в каждой шахте) - своя. В начале рабочей смены рудокопы приносят Дядьке жертвы. Они ждут, что умилоствленный Эль-Тио избавит шахту от несчастных случаев и покажет новую богатую серебром жилу, а может и самородок подкинет (редко-редко, но бывает и такое). В качестве подношений ему дарят пиво, осыпают листьями коки, смачивают рога и член чистым спиртом и оставляют сигареты, одну из которых обязательно раскуривают и суют ему в пасть. Открывая новый штрек, покупают в магазине магических снадобий вяленую ламу; а самые богатые и успешные горняки могут принести в жертву и ламу живую, чтоб окропить статую и вход в шахту её кровью. Демон глубин - существо древнее и вера в него возникла ещё в доколониальную эпоху. Дьяволом его окрестили при испанцах, а Дядей зовут дабы набиться к нему в родню и просить "родственничка" о защите.

Такая вот горная романтика. А теперь немного чернухи. Говорят, что от Боливии до Испании можно прокинуть мост, отлитый из добытого в горе серебра. Так вот, из костей индейских и негритянских рабочих, рабов, принуждённых, вольнонаёмных - можно построить мост отсюда и до Москвы. Сейчас здесь работают вольные труженники, но: только подростки и молодые мужчины. Условия труда тяжёлые, производство грязное, долго здоровыми здесь не живут. Мы прогулялись по верхнему этажу выработки, там относительно чистенько: всё что уже можно было добыть, из земли достали. Но шахта тянется на несколько этажей вглубь. Чем дальше - тем меньше свежего воздуха, тем больше ядовитых испарений. На голову капает серная кислота, скапливаясь лужами под ногами: где по лодыжку, а где и по пояс - не дай Бог свалишься! Средняя продолжительность жизни в городе невелика; старух я видал, старики - не попадались. Наш гид начал работать в шахте в десять лет, проработал в ней ещё пятнадцать и после успешно занялся турбизнесом, это выгоднее и не так травматично. Попадавшиеся по пути рудокопы не демонстрировали своим видом радость или воодушевление, только усталость и потухший взгляд. Хорошим тоном считается приносить им в подарок воду, листья коки, сигареты - нехитрые радости, употребимые под землёй в момент отдыха или после рабочей смены. Коку тут употребляют постоянно, чуть разжовывают и кладут за щеку с кусочком соды; это немного избавляет от чувства голода - ведь за смену рабочие ни разу не едят. Каждая шахта принадлежит обычно чьей-то семье или объединению из нескольких семей: не так дорого купить место, сколь дорого оборудование, нужное для горнодобычи. Так как порода изрядно обеднела за прошедшие века, официальная выработка крупными компаниями здесь завершена и трудятся лишь местные жители, продавая добытое компании-монополисту. Конечно, американской. ¿Está todo claro?

Чужой обзор с фотографиями лучше даст представление, думаю:
- Врата ада боливийского потоси

...К началу.
...Предыдущая часть.
...Продолжение.
Комментарии:
Камрад
Очень интересно. Жесть, конечно.
У тебя там горная болезнь была? Или ты писал об этом, а я пропустила?
нервный почвенник
Люциферчик
Да, была, но в очень лёгкой форме: мы не слишком сильно физически нагружались, на машинах же передвигались, не пёхом. Когда только въехали в Боливию, мы сразу начали набирать высоту и забрались куда-то на уровень 3500 метров. Вот под вечер началось. У большинства это выразилось через жажду и плохой сон, у нескольких голова болела, лишь один прям позеленел, но спасся к исходу следующего дня Гипоксеном.
Камрад
в очень лёгкой форме
А, повезло. Но все-таки была. А то народ на винском бравирует, что у них ничего такого не было, а меня в Боливии конкретно накрывало, вот и интересуюсь.
нервный почвенник
Люциферчик
По большому счёту, всерьёз только одного накрыло. Так чтоб реально ощутимо.
Камрад
the_Dark_One Мне воздуха не хватало и сердце колотилось. Мерзкое ощущение, как будто тебе лет 70. Но я бОльшую часть времени шарилась с рюкзаком, не налегке.
нервный почвенник
Люциферчик
Так в этом и дело. И без акклиматизации же?
Меня тоже накрывало, в Гималаях. Там с рюкзаками ходили.
Камрад
the_Dark_One С акклиматизацией. Постепенно поднималась, но за две недели так и не отпустило. В итоге задолбалась так, что из Ла-Паса просто улетела уже в Сантьяго, хотя Боливия понравилась и хотелось посмотреть побольше.
А в Гималаях на какой высоте начало накрывать?
нервный почвенник
Люциферчик
Точно не помню, где-то 4000-4200 (вроде). Мы шли неспешно, 300-400 метров подъёма в день. А потом взяли и поднялись на 700 м сразу. Накрыло всех четверых туристов, гиду-непальцу и двум портерам было пофиг.
Камрад
the_Dark_One Ага, поняла.
17-03-2020 07:57
и кот
Спасибо!
Необычно после Донбасса читать про сигареты в шахте Курят прямо в выработке?
нервный почвенник
barber
Наверное всё же нет, мы не видали. И запаха табака не чувствовалось.
Думаю, как и с едой - после работы.
добавить комментарий
Закрыть