Подрулили к подножию горы. Где-то наверху, куда уходят тропы и везет вагончик фуникулера, древняя крепость Масада.
Крепость построили на краю Иудейской пустыни для защиты дороги, проходящей внизу. Разбойников, судя по всему, было в те времена не мало. (Название ущелья «Кровавое» достаточно красноречиво.) К 145 г. до н.э. Масада была одной из самых мощных крепостей.
Царю Ироду полюбилось это место – здесь спасалась его семья, пока он занимался добыванием престола. Ирод решает укрепить крепость.
В пустыне слишком мало осадков, поэтому под крепостью выдалбливают резервуары для воды, а в горах выдалбливают множество желобков. Дождевая вода по желобкам стекает в резервуары. Камень, вынутый из-под крепости, идет на укрепление стен и постройку дворца. Трехъярусный дворец спускается уступами с самого края плоской вершины горы.
После постройки резервуаров воды достаточно и для земледелия в крепости, и на бани с бассейнами хватает.
Последнее прибежище повстанцев после разрушения Храма, Масада, продержалась три года против осаждавших римлян. Предвидя последний штурм, защитники встали перед выбором: свобода, или смерть.
Выбив ворота, римляне увидели 960 человек покончивших собой. Все ценности были сожжены. Остались только склады с провизией, чтобы захватчики не подумали, что голод был причиной этого поступка. В живых остались только старуха, и женщина с пятью детьми.
В словах присяги израильских солдат звучит строчка: «Масада больше не падет».
Подробности об этих событиях можно прочесть в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». (Надо бы и мне по новой скачать, а то пропали все книги со старым винчестером.)
История находки Масады напоминает историю Трои. О существовании крепости знали, но точно обозначили место только в девятнадцатом веке, а обширные раскопки произвели только в шестидесятые годы двадцатого.
Позже была произведена частичная реконструкция. Новодел отделен черной полосой: все, что ниже – настоящее.
Мы поднимались на фуникулере. Я хочу еще подняться пешком с другой стороны крепости. Оттуда можно попасть в водоводы. Перед подъемом показывают фильм о крепости. Вагончик въезжает на площадку.
35 градусов в тени я не чувствую совершенно. Бегаю с камерой. Ухо в сторону экскурсовода. Склады провианта, дома, переходы, казармы…
Штукатурка, которой больше двух тысяч лет, вызвала стон: если бы так, или даже в сто раз хуже, штукатурили мою ванну…
Бассейн с подогревом. Под мозаичным полом трубы с горячим воздухом.
Роспись на стенах. Простенько и со вкусом. Ага. И простояло тысячелетия. И краски яркие.
С высоты хорошо видно Мертвое море, дорогу, и остатки римских укреплений.
Какие-то птички позировали перед камерой подпуская близко, и сменяя одна другую. А воронов – здоровенных черных птиц, сфотографировать не удалось. Они кружились над фуникулером когда мы ехали вниз.
Часа два мы провели на Масаде. Это очень мало. Надо перечитать все подряд, и ехать самой, подниматься ногами, смотреть.
Я так и не поняла каким образом охранялась дорога: пока с горы спустишься – все все взяли и сбежали. Разъезды? Дозоры? По этой тропке и небольшому отряду не проскакать… Надо найти и прочесть.
Вся пыльная после – здорово поскакала по солнцепеку. Предстоящее купание в Мертвом море уже не кажется такой странной идеей, как раньше. Да и папа… попытки утопить меня в различных водоемах, под предлогом обучения плаванию, он предпринимал еще в моем детстве.
Вода на ощупь похожа на бульон – маслянистая, и сохнет плохо. Пляж каменистый, зайти в воду трудно. Где дно получше, там под ногами соль. Пластами. И не растворяется – и без того раствор насыщенный. Плавать совсем никак – «тело впернутое в воду…» выпирает из воды со страшной силой. С трудом нашла более ли менее устойчивую позу – почти на спине, полуразвернувшись из эмбрионального состояния.
Если закурить сигарету мокрыми руками, влажные пятна на бумаге не высыхают и не горят. Они как синтетика жженная становятся.
Свинья везде грязь найдет… Я нашла. Теплая. Прямо рядом с водой. Приятно, и, говорят, полезно.
Совершенно замечательно – термальный бассейн. Мама сказала, что похоже на Мацесту. Я не знаю, в Мацесту меня не возили. Но лежать в теплом очень приятно, и хлопья парафина плавают. Моей больной коленке это дело понравилось. Настолько, что она благодарно выдержала еще Яффо, Тель-Авив, Иерусалим и ступеньки Хайфы.
Неожиданно Jesus Christ Sup...
[Print]
Tara