История
Древней Греции закончилась в
146 г. до н. э.
С чего начался упадок в самом просвещенном и экономически развитом образовании государств до нашей эры, с огромным числом колоний за его пределами и продвинутым прогрессом мастерством дипломатии?
Я думаю, с того же, с чего и расцвет – с рабства.
Процент граждан в меньшинстве, процент неграждан – больше раза в три, а то и больше. Жить в полисах становится тяжелее, увеличивается количество деклассированных элементов, обедневших метеков, обанкротившихся землевладельцев и др. Но это, все же, не рабы. Но тоже люди, не имеющие права участвовать в общественной жизни полиса, лишенные права голоса в Народном собрании и т. п. Потому как лишены гражданства. В отличии от рабов, деклассированные элементы жили на государственные дотации, которые им жаловали, лишь бы они не грабили и не убивали.
То есть, было много жителей полиса, которым, по большому счету, было все равно, будет ли страна процветать или ее ослабленную захватит новый хозяин. Ведь самое худшее последствие завоевания после убийства – продажа в рабство.
Большая часть населения полисов не ходила на войну. Но войны, по большей части междуусобные, ослабляли человеческие и прочие ресурсы Греции. От чего полисы становились беднее, а бедные слои населения становились все более озлобленными на аристократию и владельцев больших капиталов.
Работать, даже, будучи свободным, считалось, мягко говоря, не престижным. В общем то, если ты работаешь сам – ты неудачник, и получаешь заработанное каторжным трудом, скорей всего, не много. А вот если уже на тебя кто-то работает, то ты молодец, и раз ты можешь себе это позволить, значит ты заслужил достаточно благ, чтобы относиться к высшим классам греческого общества. Высший класс из золота, низший из…
Поскольку, если ты имеешь гражданство, то обязан обладать землей, с которой идет непосредственно прибыль (в крайнем случае, сдаешь в аренду и горя при этом не знаешь), а земледелец уж никак не ремесленник, ему не зачем. Если ты не лишился земли, получая достаточную прибыль, то покупаешь себе рабов, которые ее обрабатывают, возможно вместе с хозяином, но работают больше они, в любом случае.
Земледелец – это почетно, раб – не человек.
Ремесленники, как правило, были неграждане. Потому, что становились ими, либо потеряв землю, а соответственно, гражданство, либо ты никогда землей на территории Эллады и не владел, и значит, гражданином Греции не был.
Обостряются социальные противоречия и конфликты, понемногу восстают рабы.
Но главная причина кризиса – войны между олигархами и демократами.
Первые были представлены во главе Пелопоннесского морского союза, вторые - Афинским морским союзом.
Демократы учитывали многое для граждан полисов, остальные, метеки (неграждане), рабы, да и весь внешний мир был знаком в лице носителей демократического строя с обычной деспотией и очень агрессивной политикой, направленной вовне.
Ну и просто не поделили зоны влияния, экономического характера.
Полисы втягивались в союзы против воли главными полисами союзов (Афины и Спарта). Стоило им, союзам полисов, друг друга ослабить войнами, тут же желающие из союзов выходили.
После распада Афинского морского союза и Пелопоннесского, во главе со Спартой, появлялись новые, более мелкие и кратковременные.
Но настоящий раздор в Греции начался, когда в их дела вмешалась Македония. Пришла на помощь в локальном конфликте, когда жители одиного из полисов (фокидяне) разграбили храм Аполлона в Дельфах.
Греция разделилась на сторонников македонцев и их противников. Но их, македонцев, власть и влияние там очень быстро росли.
Потом, был поход Александра Македонского, который брал своих греческих сторонников, при желании, с собой. И, когда все закончилось, покоренными народами долго правили вместе, греки и македонцы. Казалось бы вот же, должно быть грекам хорошо, но…
Незаметно границы Греции стали растворяться среди завоеванных территорий, превращаясь в союз эллинистических государств.
После смерти Александра, его военачальники поделили власть между собой.
В итоге все свелось к противостоянию Птоломеев и Селевкидов (династии). Которые, подобно Афинскому и Пелопоннесскому союзам никак не могли поделить земли.
В общем, и время было не то, чтобы делить. А хотелось отобрать один у другого, раз и навсегда.
Время от времени они прибегали к помощи, набирающего тогда силу, Рима. Особенно, Птоломеи и греки, сопротивляющиеся македонцам (Селевкидам, в частности).
Греки – македонцам, македонцы – друг-другу. В царстве Птоломеев все чаще происходят восстания туземцев (не каких нибудь хуев с баштана, а египтян), а потом пришел большой зверь Древний Рим и всех их съел. А Македония стала его провинцией, как и Греция.
Тут и сказочке конец.
146 г. до н. э.
Віталій Портников
[Print]
Та сама киянка