В тумане
дневник заведен 16-05-2011
постоянные читатели [17]
закладки:
цитатник:
дневник:
[2] 09-10-2016 08:54
Pferd

[Print]
Time-searcher
12-09-2012 22:01 О германо-сарматских контактах
http://annales.info/sarmat/piiks.htm
Институт археологии Российской Академии Наук
Волгоградский государственный университет
Волгоградский областной краеведческий музей

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САРМАТОВ
Тезисы докладов международной конференции
14-16 сентября 1994 года
Волгоград
Под редакцией А.С. Скрипкина
Тезисы международной конференции посвящены актуальным проблемам истории сарматов. Авторами рассматриваются особенности этнического, политического и экономического развития сарматов. Предлагается ряд новых хронологических и периодизационных разработок их материальной культуры и истории, дается этнокультурная характеристика отдельных регионов обитания сарматов, исследуются ландшафтные условия их жизни.

Издательство Волгоградского государственного университета
1994
Тираж 500 экз.
ISBN 5-85534-023-6

Яценко С.А. (см. также о сарматских тамгах у германцев)
Основные проблемы современных сарматологии и аланистики
...
6. Особого внимания заслуживают следы гото-аланских культурных контактов III—IV вв. н.э. в Северном Причерноморье, отразившиеся [26] в некоторых скандинавских сагах ("танаисские сюжеты"), в иконографии ряда мифологических сцен (надгробия острова Готланд) и некоторых сферах материальной культуры (Э. Нюлен, О. Прицак и др.). Речь в ряде случаев идет о своеобразном синтезе двух культур, зримым воплощением которого был первый «варварский» римский император Максимин (235—238 гг.) — сын гота и аланки.
...


Щукин М.Б.
К вопросу о сармато-германских контактах

1. Самые первые сармато-германские контакты могли бы иметь место еще на рубеже III—II вв. до н.э., когда выходцы из Центральной или Северной Европы, скиры и бастарны, появились в Северном Причерноморье. Но самые ранние памятники, фиксирующие эти контакты, относятся к рубежу II—I вв. до н.э. Имеется в виду донышко знаменитого котла из Гундеструпа (Дания) с изображением Митраистского быка, выполненное со стилистическим сходством с фаларами греко-бактрийского типа, и фалар со сфинксом из Янчокракского клада, где показан щит с умбоном, характерным как для кельтов периода Латен С2, так и для носителей пшеворской культуры Польши. Этнополитическая ситуация II—I вв. до н.э. и политика Митридата Евпатора вполне объясняют возможность контактов.

Взаимодействие с сарматами носителей зарубинецкой культуры, входящей наряду с пщеворской в единый круг «латенизированных культур», уже отмечалось в литературе (Максимов, 1982).

2. Следующий этап контактов фиксируется для середины — второй [53] половины I в. н.э.: тамги царя Фарзоя изображены на германских копьях из Балле (Норвегия) и Бодзаново (Польша), германские умбоны щитов найдены в курганах «Садовый» и «Высочино» в Нижнем Подонье, комплексы могильника Звенигород в Верхнем Поднестровье дают смешение пшеворских и сарматских элементов, подтверждая свидетельство Тацита о браках бастарнов с сарматками.

Все находки вписываются в исторический контекст событий: сдвиг сарматских племен на запад между 18—79 гг. н.э. (сопоставление карт Страбона и Плиния), аорсо-сиракский конфликт 49 г. н.э. в Прикубанье, образование царства Фарзоя, уход языгов за Карпаты на помощь царю квадов Ваннию в борьбе с лугиями и гермундурами в 50 г. н.э.

Одновременно отмечается проникновение носителей пшеворской культуры (лугиев) в южном и юго-восточном направлениях, вызванное, возможно, процессом образования вельбаркской культуры в Польском Поморье, в котором приняли участие и выходцы из Скандинавии.

3. Сармато-германское взаимодействие прослеживается и для периода Маркоманских войн 167—180 гг. н.э. Типичные вельбаркские браслеты найдены в погребениях венгерских сарматов, не без воздействия сарматов на вооружение римской кавалерии был принят длинный меч с кольцевым навершием, используемый тогда и германскими воинами. Фигурки человечков, вооруженных такими мечами, и оленей с подогнутыми ногами изображены на кубке из Хеминглоу в Дании. Тамгообразные знаки, инкрустированные на наконечниках копий наряду с руническими надписями, тоже, по всей вероятности, результат заимствования определенной идеи от сарматов.

4. Начавшееся сразу после Маркоманских войн или еще в их ходе движение носителей вельбаркской культуры на юго-восток должно было бы тоже привести к сармато-германским контактам, но следы непосредственного их взаимодействия прослеживаются слабо. Можно назвать ряд находок умбонов в Танаисе, на Южно-Донзулавском городище и др., но лишь один умбон этого периода происходит из сарматского погребения в Молдавии. Примечательна также находка в кладе из Брангструпа в Дании золотой бляшки с зернью от навершия позднесарматского длинного меча.

5. Одним из результатов вельбаркско-пшеворского движения стало исчезновение в Молдавии и на Украине массива сарматских памятников и образование черняховской культуры. Соотношение германских и сарматских элементов в рамках этого образования — особая тема, все еще нуждающаяся в специальной разработке. [54]

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть