FIXED 04.12.2012
Прежде чем говорить о новом альбоме заслуженных дедушек индастриал-дэтх-метала, нужно сказать пару слов о предыдущем их релизе под названием
Mechanize. Дело в том, что он, хоть и вышел чуть более двух лет назад, неразрывно связан с обсуждаемой пластинкой - не в плане продолжения истории или концепции, но в идейном, так сказать, стилистическом отношении. Настолько, что, залив в плеер оба альбома, я поначалу даже путался, какая песня откуда.
Записи и выпуску "Механайза" предшествовали крупные кадровые перестановки в составе. После семилетнего перерыва в группу вернулся один из основателей - гитарист Дино Казарес, помирившийся, наконец, с вокалистом Бертоном С. Беллом. Тот, на радостях от возрожденной дружбы, вознамерился вернуть Fear Factory в классическом, "золотом" составе (Бертон С. Белл - вокал, Дино Казарес - гитара, Рэймонд Херрера - ударные, Кристиан Олд Уолберс - бас). Однако Херрера и Уолберс были категорически против любых воссоединений с Дино. В результате, Белл анонсировал "новую версию" "Фабрики страха", в которой от "золотого состава" осталась ровно половина - сам Бертон и Дино - плюс Байрон Страуд в роли басиста и Джин Хоглан в качестве барабанщика.
Вот после такой реорганизации и родился Mechanize - альбом, который ознаменовал собой фактически перезапуск Fear Factory. Группа отбросила все эксперименты и поиски последних лет и уверенно двинулась к истокам (или начала сначала) - чтобы, по словам Дино и Бертона, доказать, что "Фабрика страха" не покрылась ржавчина и еще может ДАТЬ ЖАРУ. Как в старые добрые времена.
И с первой же песни становится ясно: может, и еще как. В музыкальном плане Mechanize как нельзя лучше соответствует своему названию. По сути, это лютый, неистовый напор холодной механизированной ярости под фирменную канонаду из безжалостных скорострельных дэт-металлических риффов, крупнокалиберно-пулеметной двойной бас-бочки и мощного вокала, чередующего свирепый рев со звонким "чистым" пением. А еще здесь есть бласт-биты и даже первое за всю дискографию гитарное соло. Вся эта цельнометаллическая вакханалия оформляется в самую, пожалуй, тяжелую и агрессивную пластинку со времен Demanufacture.
Однако с пресловутой механистичностью кое-где парни переусердствовали - временами все это бешеное светопреставление перерастает в монотонную бездушную долбежку. На протяжении всех 10 треков периодически возникает чувство, будто альбому не хватает некоторой глубины и объема. С этой точки зрения, выгодно выделяются ураганная Powershifter со своими механическими барабанами и взрывным припевом, насыщенная электронными эффектами Oxidizer, да заключительная и неожиданно мелодичная Final Exit.
Итого - сыроватый, несколько плоский, но все же достойный и обнадеживающий comeback, рассчитанный, прежде всего, на поклонников классического звука Ff.
Я же совершенно не разделяю всеобщего недовольства Digimortal'ом - по мне, так это один из лучших их альбомов, вполне логично развивающий музыку группы как в сюжетном, так и в музыкальном отношении.
А следующий этап в развитии и квинтессенция всего лучшего за три предшествующих альбома - это Archetype, сочетающий в себе тяжелую индастриал-металлическую основу первых альбомов и привкус электронно-цифрового киберпанка с Digimortal.
Так что для меня Mechanize олицетворяет возврат от лабораторий генной инженерии и высокотехнологичных андроидов в грохочущие сталелитейные цеха к старым добрым железякам-киборгам. Ну, кому что.
Да, на альбоме нет ничего нового - только приветы из прошлого. Но, похоже, в этом и была цель. Дино и Бертону нужно было заново сыграться, посмотреть, что получится, и получится ли вообще. И заодно - заявить о себе, привлечь внимание фанатов, отвернувшихся от группы после изменений и экспериментов со стилем.
Практика показала, что шаг был верный. Mechanize, пусть и не дотягивающий до признанной классики, был принят вполне тепло, а фанаты вновь взлелеяли надежды и стали ждать, что будет дальше...
А дальше - в июне этого года - случился
The Industrialist, 8 студийный полноформатник Fear Factory. Байрон Страуд уходит заниматься своими делами, Джин Хоглан занят кучей своих сайд-проектов, так что Дино и Бертон зовут давнего друга и соратника Риса Фулбера из Front Line Assembly и начинают заниматься альбомом втроем.
Группа продолжает целенаправленно следовать курсу на "канонический" звук, взятому на предыдущем релизе. Однако направление формулируется более конкретно - вместо простого "как в золотые годы" Ff стремится к "старому доброму индастриалу времен Demanufacture". И на фоне "Механайза" это стремление
отчетливо прослеживается по двум важным особенностям "Индустриалиста".
Первое - это концептуальность альбома. То есть, все песни альбома объединены общим сценарием и увязаны в единый сюжет, складываются в цельную картинку. Как и трилогия Demanufacture - Obsolete - Digimortal, "Индустриалист" повествует о противостоянии человека и машины. Только в этот раз вокалист и автор лирики Бертон С. Белл, написавший полноценную историю для альбома (доступную в буклетах коллекционного издания), предлагает взглянуть на противостояние с другой стороны - глазами автоматона по имени Индустриалист (Промышленник). Автоматон, "в какой-то момент времени осознавший в себе тягу к выживанию и ставший синтетиком (разумным)", наблюдает и познает мрачный мир техногенного будущего, в котором живет, и начинает поиски своего создателя.
История, прямо скажем, не ахти, но важна самим фактом своего наличия. И кроме того, из наличия концепции косвенно проистекает вторая особенность альбома - это обильное использование электронных эффектов и фоновых синтезаторных "подложек".
Вот чего так недостает "Механайзу" - именно эффекты работают на создание определенного настроения, ощутимо добавляют композициям красок и придают альбому глубину и атмосферность. И да, именно это и есть те самые "индустриальные нотки", которыми насыщены ранние альбомы и по которым так соскучились фанаты.
В остальном же, альбом эксплуатирует те же фишки, что и Mechanize, разве что облагородив их в угоду концепции. Ударные, даром что полностью программированные, звучат отчетливо и объемно, едва ли не лучше "живых" партий (не менее естественно, во всяком случае) и избавлены от механистичности, присущей предыдущему релизу. Ну, а риффовка особых изменений не претерпела, только еще более приблизилась по технике к ранним альбомам.
Вот разве что вокал - проскакивает такое ощущение, что на новом альбоме он местами послабее будет. Впрочем, если закрыть глаза на вокальные недоразумения в припеве The Industrialist и Disassemble, то весомых претензий нет.
В целом, новый альбом послабее по напору, но гораздо разнообразнее в музыкальном отношении, нежели Mechanize, и потому интереснее. И, безусловно, ближе по духу и стилю к "Демануфактуре". Даже структуры альбомов схожи - заглавный трек называется также, как альбом, заключительный трек - спокойная эмбиент-тема, не говоря уж об сюжете.
Коротко говоря, как камбэк и возвращение некогда культовой группы - новый альбом однозначно удался. Не Demanufacture, конечно, но определенно где-то рядом. Благодаря множеству отсылок к старым добрым индустриальным альбомам и фирменным фишкам "Фабрики страха" образца 90-х - от риффов Казареса до альбомной концепции - The Industrialist однозначно порадует тех, кто ждал возвращения классической Ff.
Проблема, собственно, одна, и она напрямую следует из цели альбома. "Индустриалист" по-прежнему не предлагает ничего нового, лишь вариации на пройденную тему. И, боюсь, за полтора десятка лет Fear Factory попросту исчерпала запас тех инноваций, который позволят остаться в рамках "классики" и вместе с тем не топтаться на месте. Рано или поздно группа снова упрется либо в смену стиля (как уже было) к очередному негодованию/разочарованию фанатов, либо в переигрывание самих себя по пятому разу, что в конце концов заколебет даже самых стойких.
Впрочем, авось Бертон с Дино чего и придумают.
В ритме Solar Fields – Cobalt 2.5
В общем, офигевше
Почти год СВО
[Print]
Гость