Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[1] 06-04-2024 12:09
Между прочим

[Print]
Акша Таквааш
30-01-2015 19:26 Книги Царств
Всего в сумме есть четыре Книги Царств, являющиеся хронологиями событий монархического периода израильской истории.
Они все канонические и для иудаизма и для православия и для христианства, однако в иудаизме они чуть иначе называются и чуть иначе разбиты, но в остальном то же самое.

Чтобы не делать кучи коротких постов, я кратко распишу все четыре разом.
Книга Первая

Хронология продолжается. Уже под старость последнего израильского судьи - в войнах с соседями израильтяне умудряются потерять ковчег завета (не тот, на котором плавал Ной, а маленький ящик с разбитыми скрижалями, который сделал Моисей на горе Синай). Ковчег добывают идолопоклонники и ставят его у себя. Библия конечно описывает, как ломаются и трескаются рядом с ковчегом другие идолы, но по факту - назад он не прилетает, надо идти отбивать.

Однако в стране разлад и шатания. Народ хочет царя, который проведёт массовые чистки и наведёт порядок (а заодно и вернёт таки ковчег). Пророк Самуил (тот самый последний судья и он же по совместительству автор первой книги царств) конечно пишет, что покорился воле народа только когда ему сказал Бог, однако делать нечего, надо сдавать полномочия.

Новым царём избирается Саул.
Правит он не долго и лидером оказывается не популярным. Вскоре его убивают в битве. Власть переходит по наследству его сыну Иевосфею, однако тот ещё менее популярен, и власть сам берёт в свои руки тот самый Давид (см книгу Руфь).

Давид - личность сложная, он много странствовал, служил у Саула, потом отправился в изгнание. По легенде воевал там с Голиафом при помощи пращи.
Потом вернулся с отрядом и быстро завоевал симпатии израильтян. Видя его силу, военачальники Иевосфея убили царя во сне.
Тогда на трон взошёл Давид. Известная "Звезда Давида" - это вот про него.

По легенде именно из рода Давида позже (примерно через тысячу лет ещё) произойдёт Мария, а значит и Иисус, но до этого ещё дойдём.

Собсно первая Книга Царств в основном рассказывает о жизни и путешествиях Давида, и заканчивается на смерти Саула.

Книга Вторая

В начале своего правления Давид поставил первую главную цель - вернуть ковчег. Это ему удалось. Далее он захватил Иерусалим, перевёз ковчег туда и объявил этот город священным для всех израильтян.

Вторая Книга Царств целиком посвящена правлению Давида, подробно расписывая сначала его успехи, а потом и разлад в его семье, пока он воевал (там много драм, его сын изнасиловал сестру, а сам Давид взял в жёны жену своего военачальника, а его самого отправил на самоубийственное задание).

Книга Третья

После Давида правление переходит к его сыну Соломону.
Он правит в период наибольшей стабильности и порядка, налаживая торговлю с Египтом (в частности, Соломон берёт себе в гарем дочь фараона).

Этот период считается золотым веком израильской истории.
Однако, как всегда бывает в истории до изобретения огнестрельного оружия (а до этого ещё двадцать пять веков) - государства склонны быстро разваливаться.

Первым израильским сепаратистом становится Иеровоам, желающий отделить десять колен, и когда Соломон его изгоняет - Египет тут же даёт беглецу политическое убежище где тот ждёт своего часа.

Официально же власть переходит к сыну Соломона - Ровоаму (не путать с Иеровоамом... я постоянно путаю).

С приходом к власти Ровоама всё идёт по классическому сценарию революций. Недовольство высокими налогами делит Израиль на Иудею (туда отходят колена Иуды и Вениамина, столицей назначается Иерусалим) под началом Ровоама и Северо-Израильское царство (где остальные десять колен) под началом тут же вернувшегося из Египта Иеровоама (у меня ощущение, что современники тоже их путали).

С этого начинается смутное время. Иеровоам оказывается идолопоклонником (уверен, в Египте его обучили), и династия прерывается уже на его сыне, которого убивает слуга, почти сразу после начала правления (там есть забавные моменты, например там есть такой царь Зимри, который правит аж семь дней).

Оба Новый Израиль и Иудея усиленно и долго воюют, но их правители, один никчёмнее другого, не могут победить друг друга.
При этом Иудея держится за суровое следование традициям, Израиль же (даже не верится) более свободная страна, где постоянно убивают правителей, и на престол залезают убийцы.

Через несколько царей с обоих сторон - государствам наконец надоедает воевать (во власти в это время умеренно безродный Омри с одной стороны, и ведущий династию от Давида - Аса - с другой) и они заключают мир, тем более что с Севера наступает Сирия, и если не дать ей отпора - можно и того, вымереть вообще нафиг.

Собственно на этом моменте мира между двумя левитскими государствами - заканчивается третья Книга Царств.

Книга Четвёртая

Когда битвы между Израилем и Иудеей закончены - акцент истории переключается на:
1) Войну с Сирией
2) Борьбу израильских идолопоклонников (всё-таки скажите, насколько это странно звучит сейчас, да?) с разнообразными пророками (в частности с известным Ильёй).

В любом случае, ничего левитам не помогает - сначала сирийцы захватываю Иудею, делая иудейских царей своими вассалами. Позже - известный вавилонский царь Навуходоносор Второй захватывает и Израиль (там на самом деле его захватывали несколько царей сирийских, египетских, ассирийских и вавилонских по кусочкам чуть ли не сотню лет).

При этом более свободная часть (Израиль) спокойно растворяется в Вавилоне, но каноническая Иудея, конечно, не желает терять культурную идентичность, и продолжает выбирать царей даже, фактически, оказываясь в рабстве.

Вавилон конечно не устраивает такое положение, угрожающее восстанием в любой момент. Странно, что они не пытаются тупо истребить левитов, как в таких случаях поступали в те времена, вместо этого переселяют их на более бедные земли и пытаются как-то ассимилировать.

Этим заканчивается эпоха царств (а так же сюжеты Книг Царств) и начинается следующий период истории евреев - Вавилонский Плен.

Так, и я конечно удлинил свою табличку с хронологией, вписав туда всех царей. Пара пояснений: Если между двумя царями нет родственных связей - значит один убил второго.
Там ближе к середине (когда государства дружат) идёт жуткая путаница с именами. Ощущение, что они называют царей в честь друг друга от особой любви. Надеюсь, я на схеме правильно эту путаницу распутал, хотя, честно говоря, я не уверен.
Закрыть