pakt
22-05-2015 01:25 Из машины / Ex Machina / UK, США / 2015 /
в целом, если отбросить весь сайфай, как светящиеся лампочки и роботов, то это классическая история о убегающей от своего мужчины женщине, которая обманом подставляет влюблённого лопуха и устраивает поножовщину. сюжет отлично ложится в любой русский сериал про ментов или экстрасенсов. особой глубины я не смог разглядеть.
[–] Написал IchEsseDichAuf вчера в 04.55 ответить . ×
Комментарии:
ять - нечего вз
Всё так, вопрос - нафига отбрасывать?
Подобным образом упростить можно практически любое произведение, за исключением параноидального бреда.

22-05-2015 01:43
мичман<br>в отставке
the_Dark_One нет. Почитай Лема, "Фантастика и футурология". Он четко отличает фантастическое произведение от бытовухи в псевдофантастической обёртке, и даёт массу примеров.

ять - нечего вз
Накидай непростой сценарий на тему?
https://interpreted.d3.ru/comments/684922/?_utl_t=fb
Чтоб при этом, он сохранял интересность для зрителя, конечно.

22-05-2015 03:04
мичман<br>в отставке
the_Dark_One зачем? Лучше пространной цитатой попробую объяснить:

"Событием в НФ стал роман Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы». Эта писательница — дочь известного американского антрополога Крёбера. Роман представляет собой рассказанную от первого лица историю человека, который исполняет на планете Зима функцию одинокого официального Посланника и должен склонить жителей планеты вступить в Лигу Миров, Экумену. Он действует в одиночку в соответствии с политическим обычаем Экумены, так как решение, которое примут жители планеты Зима, должно быть добровольным; похожие мотивы — посланничества в чужих космических обществах — можно найти и в других НФ произведениях.

Оригинальной ценностью книги является антропологическая гипотеза, касающаяся сексуальности жителей планеты Зима (гетенианцев, так как они сами называют свою планету Гетен). Гетенианцы представляют удаленную во времени и пространстве ветвь вида Homo Sapiens, которая когда-то была подвергнута, судя по всему, существенному преобразованию в соответствии с планами биологической инженерии тела (но сами они об этом не подозревают). Телесная разница между людьми и гетенианцами сводится к биологии пола. У гетенианцев, как и у многих земных низших млекопитающих, периодически бывает течка или гон (раз в месяц), а в остальное время они инертны в половом отношении. Однако в отличие от всех млекопитающих они не имеют постоянно определенного пола и лишь в результате случайной работы желез внутренней секреции могут принимать признаки мужественности или женственности, причем заранее определить, какой пол победит, невозможно. Таким образом, каждый гетенианец является «латентным гермафродитом», а во время течки (состояние «кеммер») может стать женщиной или мужчиной. В другое же время он представляет собой гермафродита с сильно редуцированными половыми органами. Лишь в том случае, если у индивида в «женском воплощении» наступает беременность, сохраняется стабилизация пола на время вынашивания плода, родов и всего периода лактации. В результате каждый гетенианец может быть в течение жизни как отцом, так и матерью. В межполовой период (состояние «сомер») жители планеты не проявляют сексуальной потенции и не имеют определенного пола в психологическом отношении. Когда начинается течка, гетенианец может отправиться в так называемый «дом любви», повсеместно общедоступный храм, в котором дело доходит до возникновения сексуальных пар, но может оставаться и в более постоянной связи с выбранным индивидумом, что соответствует моногамному браку. Такая моногамия возможна в результате того, что индивид, у которого половые черты формируются во время течки раньше, индуцирует у своего партнера во время «вступительной половой игры» возникновение противоположного пола (то есть если один гермафродит первым становится самцом, то его партнер станет самкой, et vice versa[56 - и наоборот (лат.).]: хотя в романе и не описано этого конкретно, при несовершенной синхронизации периодов «кеммер» и «сомер», когда то один, то другой партнер будет проявлять первым определенную половую активность, возможно, что в одной и той же моногамной связи мужские и женские роли будут поочередно меняться; это была бы очень необычная форма «моногамии», коль скоро в такой форме «супружества» оставалась бы постоянной идентичность личностей, но не обязательно — идентичность полов).

Столь особенная сексуальная динамика гетенианцев является лишь фоном собственно действия, вращающегося вокруг политической интриги, то есть стараний о введении Гетена в Лигу Миров, заканчивающегося хеппи-эндом после многочисленных приключений. Роман написан искусно в литературном отношении и с антропологической компетентностью, скорее редко встречающейся в НФ; в нем представлено значительное богатство подробностей гетенианской культуры, отрывки местной истории, быта, цитируются тамошние саги, легенды, приведено множество локальных названий, местный календарь, упоминания о верованиях и т. п. Гетен — это землеподобная планета, переживающая период оледенения; на ней существуют два больших государства, конституционная монархия с феодальными чертами, хотя и обладающая довольно развитой технологией (электрические поезда, радио), и бюрократически централизованная автократия; рассказчик поочередно посещает оба эти государства и в обоих переживает много приключений.

Роман, заслуживающий признания, к сожалению, довольствуется лишь трактовкой «иной сексуальности» гетенианцев в качестве скорее экзотического, нежели отнологического явления. Тем временем значение указанной «планетарно-политической» интриги несоизмеримо с важностью «иного секса»; размышление показывает, что для жизни гетенианцев их решение вступать или не вступать в Лигу Миров, в сущности, малосущественно. Тот или иной выход из этой альтернативы не касается поразительной проблематики их существования, вызванной отличающейся биологической конституцией. Вхождение Гетена в Лигу является, конечно же, победой концепции мирного сосуществования и гармонического сотрудничества над идеей изоляционизма, но это позитивное решение дилеммы является хоть и морально благородным, но познавательно банальным явлением.

Намного интереснее было бы отслеживание всех последствий психологической, морально-культурной, социальной и, наконец, метафизической натуры, вызванной отличиями от человеческой половой жизни; но с этой задачей роман справляется недостаточно. Секс Гетена должен был стать — из восхитительного второстепенного вопроса — сутью проблематики, поскольку лишь такое изменение центра тяжести, перенося политическую интригу на второй план, перевело бы произведение в измерение онтологии — как философии человека. Ибо то, что в качестве гипотезы отличающейся сексуальности представляется лишь исключительно биологическим отличием, на самом деле должно быть фундаментом совершенно иной судьбы; вся ценность этой гипотезы заключается в возможности представления на уровне естествоведческого (эмпирического) исследования вероятного варианта Homo Sapiens, то есть показа своеобразной параллели человеческой формы. Гетен — это потенциальная система отношений, глядя на которую мы могли бы сравнительно оценить нашу собственную судьбу, наши земные культуры, мировоззрения и метафизические веры. То есть «иное человечество» Гетена могло бы стать пробным камнем, экзистенциальной системой измерения — для реального человечества. Писательница так далеко пойти или не сумела, или не захотела. Поэтому все богатство культурно-антропологической экзегетики повисает в конце романа в пустоте.

При намеченном типе сексуальности подвергаются сильным изменениям основы формирования структур личности, базовые понятия общественной роли, возможные выводы из соматического самопознания парадигм типа трансцендентальной и т. п. Так, например, любовь, как и ее наиболее облагороженные формы (мистицизм), должны были бы формироваться на Гетене совсем иначе, чем на Земле; безосновательным было бы также признание мужественности Бога (который в огромном большинстве земных вер является, хотя бы только грамматически, «самцом»); также проекции элементов мужественности и женственности во внешний мир проходили бы здесь по-особенному. Одним словом, локальное изменение биологии дает в результате тотальную трансформацию культурных смыслов бытия и другую экзистенциальную перспективу. Онтологические элементы не затронутого в романе измерения я наблюдаю особенно в индивидуальном индетерминизме человеческой судьбы, увеличенном — по сравнению с земной нормой — неопределенностью пола. К вопросам, которые мы обычно адресуем собственному неизвестному будущему, на Гетене добавились бы такие, которые нам неизвестны, например: «Кем я буду в ближайшем месяце — мужчиной или женщиной? Кто из моих знакомых или близких начнет меня тогда эротически привлекать в результате сексуальной инкарнации?» и т. д. Эти вопросы, конечно, нельзя свести к тривиальным ответам чисто биологического характера (в рамках альтернативы «или я буду оплодотворять, или буду оплодотворен»), поскольку границы сексуальной роли ни в одной культуре не являются чисто биологическими. Поскольку диктат непредвиденных a priori половых желез вызывает в течение личной жизни колебания между мужественностью и женственностью, подчинение телесным механизмам, предопределяющим эротические роли, должно проявляться в форме принуждения намного сильнее, чем на Земле.

Гетенианцы являются как бы и более «свободны» в половом измерении, и одновременно более им «связаны» (свободны, поскольку располагают дополнительной по сравнению с человеком степенью свободы, могут изменять пол; связаны, коль скоро эти происходящие с ними метаморфозы навязаны им конкретизирующимся и непредвиденным капризом тела). Эта игра создает восхитительную в психическом отношении диалектику; достаточно представить себе борьбу, которую должен вести каждый гетенианский творец — философ, художник, мыслитель — за целостность практического произведения, неустанно подрываемого сексуальными колебаниями. Роль секса в метафизических системах и их догматике также должна была бы формироваться иначе, чем в нашей истории; одним словом, судьба гетенианцев представляется более трудной в сравнении с человеческой и именно поэтому представляет мощный вызов для нормативно-интерпретационных культурных работ. Неуверенность будущей судьбы увеличивается на половое качество и тем самым легче подлежит амбивалентному толкованию; такой тип секса должен был бы обрасти оппозиционными пояснениями в порядке облагораживания (ведь это инкарнация мифа Прометея!) или в порядке снижения (изменение половой роли как своеобразная «кара», как форма «упадка» и т. п., откуда можно сделать вывод, что даже космогонические мифы Гетена выглядели бы иначе, чем наши). К сожалению, в это измерение роман вообще не входит, довольствуясь чисто фабульной эксплуатацией гипотезы с почти полным уходом от дальнейших антропологических последствий.

Роман Урсулы Ле Гуин является объявлением неисполненных возможностей, но объявлением необычайно поучительным: он показывает возможность создания вселенной «парачеловеческой» культуры, которая одновременно была бы мерой и сравнением для условий нашего существования. Этим конкретным примером он доказывает существование в НФ залежей до сих пор не использованных познавательных и интеллектуально-конструктивистских форм, показывает, как чисто локальное на первый взгляд изменение телесности может представлять условия другого качества всей судьбы; является попыткой (хотя и незаконченной) построения структуры значений, демонстрирующей соматическое укоренение духовного мира человечества; а одновременно является литературой, то есть деятельностью, которая занимается проблематикой человека, ведь благодаря экзотике Гетена мы возвращаемся к Homo Sapiens обогащенные знанием о неуникальности и необязательности нашей собственной телесной конституции, а также — нашей ментальности и культуры. Флюктуационный характер «самцовства» гетенианцев привел, согласно тексту романа, к отсутствию агрессивного элемента, а этим — и войн на этой планете; однако, приобретя одно, гетенианцы утратили другое в сравнении с человеком.

Именно такими моделями, которые близки нам per genus proximem[57 - указанием близости рода (лат.).] (гетенианцы достаточно подобны нам, чтобы мы могли вникать в их жизненное положение и с пониманием к ним относиться) и одновременно далеки per differentiam specificam[58 - указанием отличительных признаков (лат.).] (о полной идентификации с ними для нас даже не может быть речи!), научная фантастика являет свою силу как творческий потенциал, недоступный реалистической литературе. Сопоставление фантастического гетенианца с реальным землянином является не только уроком космической изменчивости и соматической относительности судьбы, но и вкладом в эмпирическую философию человека, распознающего себя в ином биологическом и духовном воплощении".

22-05-2015 03:08
мичман<br>в отставке
Ну и если зачтешь до конца, наверное должно стать понятным, что с ИИ надо обращаться схожим образом - исследовать, чтобы сравнивать; как-то так.

ять - нечего вз
pakt
Я читал "Левая рука тьмы" (сам читал, кстати?) и не был впечатлён. Творчество ЛеГуин излишне "вагинально", как сказала бы Мод Лебовски. К тому же не уникально - "Чужак" Хайнлайна вышел раньше, как и "Дюна" Херберта, если не ошибаюсь - там инопланетных размышлений-философий-исследований хоть пятой точкой ешь. Инопланетчиков пытались описать много раз, и куда интереснее в этом плане "Возвышение" Брина, в особенности её вторая трилогия, где взаимоотношения очень различающихся видов живых существ описаны особенно широко.

Цитата в качестве иллюстрации никуда не годится: ты подменяешь фильм книгой. Книга куда свободнее в плане выражения мысли, киноязык же дружит с сестрой таланта. Давай лучше примеры фильмов, если своими словами набросать сценарий не можешь.

Тебе пример, как с книги содрали кожуру философии и эпичности - "Дюна" Линча. Который особой глубины не смог разглядеть. Но мне требуется обратный пример - глубокий научно-фантастический фильм на данную тематику, который в пару фраз не сократишь.

отредактировано: 22-05-2015 04:08 - the_Dark_One


22-05-2015 10:12
мичман<br>в отставке
the_Dark_One
К тому же не уникально - "Чужак" Хайнлайна вышел раньше, как и "Дюна" Херберта

Дюна - отличный пример "не фантастики". Чужака не помню.

инопланетных размышлений-философий-исследований

Не припомню в Дюне этого. Исламизм во все поля, ничего там нет фантастического, совсем.

Цитата в качестве иллюстрации никуда не годится: ты подменяешь фильм книгой.

Цитата говорит о том, что есть псевдофантастика - когда берется обычный сюжет, и завёртывается в упаковку "космос". Перенеси такой сюжет на землю, убери инопланетян - нихера не изменится. И есть фантастика - это когда перенос невозможен.

Если в романе Ле Гуин взять сюжет по "мирному присоединению" - он легко переносится на землю. А всё, что касается гетенианцев - это уникальный контент, фантастический, ага.

требуется обратный пример - глубокий научно-фантастический фильм

Тут речь не о глубине, а о самой концепции НФ.

Псевдофантастики (этот неверное слово, но пусть так будет) в кинематографе более чем дохуя. Просто навскидку - "Светлячок", "Враг мой", "Звездные войны", "Через тернии к звездам", "Хищник ", "Аватар" - сделай всех персонажей людьми, перенеси их на землю в наши реалии - вообще нихуя не изменится сюжетно. Космос, другие планеты - просто декорация.

НФ - это когда фантастическая составляющая неотделима и необходима для сюжета, а не примотана для антуража. "Облачный атлас", "Интерстеллар", "Грань будущего", "Престиж", "Одиссея", "Назад в будущее" - фантастика.

Речь не о глубине мысли, еще раз повторю. Речь исключительно о том, что фантастика - это уникальный контент. А в нашем исходном фильме (экс машина) замени робота на живую бабу - вообще ничего не изменится, совсем. Ничего плохого в этом нет, кин-дза-дза остается охуенным фильмом, хотя это социальная сатира, а не фантастика - но понимать-то различие надо.

ять - нечего вз
pakt
пример "не фантастики" - ДАЛАНА?! 8))
В Дюне фантастического ровно столько же столько в ЛРТ: развитие человеческих существ в иные формы и сопутствующая смена мироустройства. И наоборот. Это ты просто ничего кроме исламизма не запомнил. А ЛРТ взял премии не за фантастику как таковую, а за гендерные пиздострадания в духе своего времени. И носились с ним, как с иконой свободы полов и сексуальной революции.

Но вообще, я с тебя тащусь натурально. Ну окей, пусть будет неверное "Псевдофантастика". Чем "Облачный атлас" фантастичнее "Аватара"?
А "Назад в будущее"? Если ты допускаешь перенос "Аватара" в какой-нить "Танцы с волками" - забыв про межзвёздные перелёты и дистанционный нейроконтроль чужим телом, то ровно точно так же можно перемещение во времени перекинуть в какую-нить псевдофантастическую "Радиоволну", где поколения общаются посредством некой радиочастоты, или же вообще вдариться в мистику. И ничего фантастического не останется.

Да везде можно заменить. Чем "Грань будущего?" так научно-фантастична? Это красивый боевик, где нф для антуражу. А так, ляп на ляпе. В той же ЛРТ - возьми человеческого гермафродита, и пиздострадай на здоровье. Какой-то избирательный подход: "тут я чую нф - значит НФ; тут нашёл аналог без роботов-хуёботов - псевда!"

Безумный трубочник
Облачный атлас - говно Братья Вачовски - идиоты. Матрица удалась случайно у них судя по всему. Восхождение Юпитер - тоже говно. Мэд Макс - охуенно Аватар не фантастика, это история про гордых индейцев в космосе. Назад в будущее - лучший фильм. Дюну не читал, потому что фигня.

22-05-2015 11:53
мичман<br>в отставке
the_Dark_One
развитие человеческих существ в иные формы и сопутствующая смена мироустройства

Я про первую книгу, а там этого нет.
Остальные книги - отстой, я не запомнил их вообще.

Чем "Облачный атлас" фантастичнее "Аватара"?

Я имею в виду, разумеется, новеллу про клона, создавшего новую религию.
Аватар - обычный вестерн про индейцев.

забыв про межзвёздные перелёты и дистанционный нейроконтроль чужим телом

Где там межзвездные перелеты-то?
Контроль над чужим телом никак не изменил психику героев, то есть вообще на неё не повлиял. Какая нахуй тогда разница, в чьем они теле.

Чем "Грань будущего?" так научно-фантастична?

Тем, что ты не можешь переложить сюжет на обычные реалии, просто заменив декорации.

нф для антуражу

лол, ок.

ляп на ляпе.

книжку прочти, там ляпов меньше

Какой-то избирательный подход

Прочти Лема, хотя бы второй том, многое прояснишь для себя.

ять - нечего вз
pakt
Я про первую книгу, а там этого нет.
Чочо? Человекокомпьютеры ментаты? Навигаторы, у которых от человека вообще мало осталось?

новеллу про клона, создавшего новую религию
Офигеть, фантастика.

Где там межзвездные перелеты-то?
Вначале. Семь лет в пути, планетарная система другой звезды. Ты вообще глядел кино-то?
Контроль над чужим телом никак не изменил психику героев
Это ближайшее будущее. А как изменилась психика Марти МакФлая, кстати?

Тем, что ты не можешь переложить сюжет на обычные реалии, просто заменив декорации.
Да запросто: заменить декорацию на антураж компьютерной игры с непроходимым уровнем. Это один из сюжетов - компьютерная игра.

Прочти Лема
Если ты не можешь объяснить своими словами - значит, ты сам Лема и не понял. Понимание какбэ включает в себя и умение объяснять.

22-05-2015 13:10
мичман<br>в отставке
the_Dark_One
Человекокомпьютеры ментаты

Паранормальные счетчики-в-уме и просто аналитики есть и сейчас, ничего удивительного или выходящего за грани в этом нет. Вон, "области тьмы" - фактически фильм про ментата на стероидах.

Навигаторы

Они не влияют на сюжет и персонажей, это декорации. Убери навигаторов - вообще нихуя не изменится в сюжете.

Офигеть, фантастика.

Ну вообще-то я сходу не смогу показать в нашей реальности сюжет про воспитание с нуля покорных рабов, которых массово отправляют на переработку, и чтоб все в обществе об этом знали. Печи холокоста - нет покорности и блаженного незнания, китайский детский труд - нет печей. Синтез идей открывает новые горизонты для подумать. А что дают навигаторы дюны, над чем тут есть подумать? Да блять ни над чем.

Вначале. Семь лет в пути, планетарная система другой звезды. Ты вообще глядел кино-то?

И как это отразилось на сюжете и развитии персонажей? Почему планетарная система отдана корпорации на откуп? Где конкуренты? Какой политический строй на земле? Религия? Кто блять все эти люди? Внятных ответов нет, потому что все персонажи высосаны из пальца, как сферические кони в вакууме. Сука, даже в примитивной "звездной пехоте" больше времени уделили объяснению политического строя на земле.

А как изменилась психика Марти МакФлая, кстати

Именно поэтому "зеркало для героя" в психологическом плане намного круче, да.

Да запросто: заменить декорацию на антураж компьютерной игры с непроходимым уровнем.

В компьютерную игру вообще любой сюжет можно засунуть, абсолютно. Ты читеришь.

Понимание какбэ включает в себя и умение объяснять

Не вижу смысла перепевать рабиновичем, если есть первоисточник.
За упрощенными адаптациями - не ко мне.

22-05-2015 16:15
Камрад
Урсула выезжала именно на пиздтстраданиях и играх в стиле "шесть человеческих полов", "все всех могут шпилить". так это не фантастика, а кон$юктура и печальная реальность.
поначалу казалось необычным, после эксплуатации этой темы в хрензнаеткакой книге изрядно надоело. сюжет и идеи "обездоленного" на мой взгляд намного интереснее, хотя это тоже социалка в фантастической окраске.

если из дюны убрать менатов (которые качественно и системно отличаются от случайно-природных "супервычислителей" сегодня) и навигаторов (без которых космические перелеты станут не возможны в принципе), то да, фантастики не останется. но так можно любой сюжет искалечить.

22-05-2015 16:29
Камрад
берм аватара, меняем пандору на Багдад или лучше Триполи, получаем корпорации, интересы которых обслуживает армия, туземцев, которых надо слегка зачистить, а, главное, разрушить их систему существавания.

фантастика не вещь в себе, а часть литературы, соответственно все вопросы по ограниченному количеству сюжетов, по приёмам, целям и задачам относятся к ней в полной мере. отличает ещё лишь тот самый антураж, который позволяет рассматривать стандартные для литературы вопросы под несколько другим углом.
все те же темы: "новый человек", "новое социальное устройство", "что такое человек" и проч., ничего нового со времён устных преданий в пещерах :)

22-05-2015 16:41
мичман<br>в отставке
z_g но так можно любой сюжет искалечить

В чем, собственно, заключается "калечение"? Как изменится сюжет и мир дюны, если заменить навигаторов на "нуль-гипер-йоба-пространственный двигатель"? Сам отвечу - никак. Ключевые парни в сюжете - фримены, а в них ничего фантастического нет.

ять - нечего вз
pakt
Паранормальные счетчики-в-уме и просто аналитики есть и сейчас
Всё так, только Дюне уже 50 лет.
(А гермафродитов кстати ещё в Древней Греции знали - "ничего фантастичного")

Они не влияют на сюжет и персонажей, это декорации.
Они часть человеческого мира, развитого мутациями из-за наркотика и евгенической селекцией.

Ну вообще-то я сходу не смогу показать в нашей реальности сюжет про воспитание с нуля покорных рабов
Про рабство - куча фильмов, где тебе и покорное привычное стадо, и бунтарь.

И как это отразилось на сюжете и развитии персонажей? Почему планетарная система отдана корпорации на откуп? Где конкуренты? Какой политический строй на земле? Религия? Кто блять все эти люди?
Потому что у фантастики есть разделы. Это не философская притча, а эффектный боевик. Как и "Назад в будущее" - приключенческое кинцо, где вся научность идёт уже изрядно потасканным антуражем. Чего нашёл научного - эффект бабочки?

В компьютерную игру вообще любой сюжет можно засунуть, абсолютно.
Не любую. Но тут - явное дрочево морбида над Бладборном.

Дюна - мир без компьютеров. Цивилизация, которая пошла по пути развития человека, а не машины. Этому всему есть предыстория - как так получилось, откуда взялись религии и т.п.

Короче, я понял. Единственный критерий, по которому определяется псевда/непсевда - понравилось или нет тебе кинцо. Потому как ссылаясь на Лема, своими словами ты дать определение, т.е. провести грань - не можешь. А многие представленные тобой "непсевды" не выдерживают критики.

отредактировано: 22-05-2015 17:47 - the_Dark_One


22-05-2015 18:05
Камрад
pakt .. которые появились потому, что стали возможны космические путешествия и доступ к спайсу.
они ведь не настоящие исламисты, а идеальные исламисты - потомки европейцев в представлении европейца. вспомни описание их жизни, особенно в первое посещение их Полом.

22-05-2015 18:20
Камрад
сравнение "аватара" со "звездной пехотой" по критерию проработанности легенды по земле не корректно, потому что Хайнлайна интересовали именно варианты социального развития американского общества (остальные должны были подстроиться), а Кэмерон подразумевает на Земле современные США, только с экзоскелетами и звездолетами, рисует он, по-сути, прошлое с истреблением индейцев, и только в этом плане интересует будущее. тех же США. тема крайне актуальная, пкреносится
в настоящее легко.

22-05-2015 18:24
мичман<br>в отставке
the_Dark_One
Короче, я понял. Единственный критерий, по которому определяется псевда/непсевда - понравилось или нет тебе кинцо.

Ну ок, как смог, так и понял, в свой уровень понимания, нормально.

Потому как ссылаясь на Лема, своими словами ты дать определение, т.е. провести грань - не можешь.

Почему же, могу. Эмпиричность.

Но так как ты не прочёл книгу, а значит не вошёл в понятийное поле, тебе это ни о чём не сообщит.

22-05-2015 18:24
Камрад
сравнение "аватара" со "звездной пехотой" по критерию проработанности легенды по земле не корректно, потому что Хайнлайна интересовали именно варианты социального развития американского общества (остальные должны были подстроиться), а Кэмерон подразумевает на Земле современные США, только с экзоскелетами и звездолетами, рисует он, по-сути, прошлое с истреблением индейцев, и только в этом плане интересует будущее. тех же США. тема крайне актуальная, пкреносится
в настоящее легко.

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть