Почему-то творчество Казимира Малевича мне ближе чем творчество Пауля Клее. Может, потому, что он и советский тоже. Осуждаемый критиками, но поддерживающий всякие веяния советской эпохи. Я очень многое в советской эпохе осуждаю, но понимаю, что на бессознательном уровне кое-что тянется за мной из детства. А что в совестком осуждал он?
Гитлер называл нефигуративное искусство дегенеративным, Сталин - буржуазным и развратным. У них были проблемы с восприятием абстрактного изображения. Если взять простейшие супрематические композиции из одной фигуры, то либо ты получаешь отправную точку для проецирования в пространство квадрата (или круга) внутренних образов, посредством обращения внутрь себя, либо он видит закрашенный в один цвет контур и не знает нафига он на это смотрит.
У диктаторов не было воображения. И его наличие они объявляли патологией. Хотя, если Сталину виделся в этом всем разврат, то не факт, что не было, может, было однонаправленное что-то, только в одну сторону. Казимир Малевич был, наверное, идеалист и считывал идеологические финты коммунистов сквозь розовые очки. Он был левым, наверное, социалист.
Вообще, нереалистичные картины, мне кажется, требуют вначале прочувствования, а потом чувства сами приведут вас к образам
Віталій Портников
[Print]
Та сама киянка