Мемуары Деникина, который во многом полная противоположность Троцкого. Один красный военачальник, другой белый. Оба при этом в результате стали врагами народа, но именно за Троцким, что иронично, красные гонялись значительно активнее. Деникин все же умер своей смертью. Кто как не Сталин исповедовал принцип - бей своих чтобы чужие боялись. Как и Троцкий, Деникин описывает в мемуарах гражданскую войну, но значительно подробнее и не в первом томе пятитомника. Впрочем, дойдем еще.
В момент февральской революции Деникин максимально далеко от мест событий - на румынском фронте.
Из Петербурга поступает приказ номер 1, начинающий развал армии (приказ требует от солдат перестать подчиняться командующим). Это при том, что легитимность Временного Правительства сомнительна, но при этом шизофренически поддержана как Романовыми так и армейским начальством.
Деникин выезжает в столицу, где получает назначение начальника штаба главнокомандующего армии. Фактически заместителя Алексеева.
Тут интересная юридическая фигня - что Алексеев на бумаге оказывался вообще если не верховным правителем России, то как минимум человеком, который не был обязан никому подчиняться, даже императору. Это потому что закон писались специально с расчетом что верховным главнокомандующим будет Николай Второй. И если самого Николая Революция снесла, то армейскую иерархия прямо в процессе войны сносить было невозможно (хотя советы и пытались). Таким образом юридически Алексеев оставался в правах, написанных под царя. На практике естественно это значило не много. Фактически ставка командования была под контролем Временного Правительства, потому что армия до последнего не желала переходить в оппозицию к ВП, опасаясь что это приведет к власти Советы (что и случилось, когда армия наконец перешла в оппозицию).
Деникин пишет что в 1917-1919 либерально-буржуазные круги проявили удивительную бесхребетность, и фактически воевали между собой монархисты с социалистами, при этом ни те ни другие не выражали толком настроений общества, которое в принципе совершенно устраивала бы и парламентская монархия и типовая демократия, достаточно было просто выдать землю крестьянам и фабрики рабочим. Ни для того ни для другого социализм не требовался, просто отмена феодализма и развинчивание гаек.
Здесь он интересно пересекается с современными идеями Шульман в том смысле, что насильственная смена власти всегда повышает шанс прихода в правительство радикалов, т.к. все вменяемые умеренные силы прошлой властью уничтожены.
Еще интересно что Деникин оценивает Советы до приезда Ленина, Сталина, Троцкого и прочих зубров - как крайне безвольную аморфную массу. Все это в общем тоже подтверждение шульманоской теории. Впрочем именно такой совет наиболее способствовал развалу страны и попаданию ее в руки первой попавшейся организованной силы. И странным образом те самые два единственных друга России, которые армия и флот - оказались в этот момент курящими где-то в сторонке, какая неожиданность.
Он пишет: "
Не было той области государственного управления, в которую бы не вмешивался Совет и Исполнительный комитет, с той же двойственностью и той же неискренностью, которые вызывались, с одной стороны, боязнью нарушить основные догмы своих учений, и с другой – явной невозможностью претворения их в жизнь."
Ой, ну это вообще всего СССР касается, который полвека строил коммунизм, так и не вдуплив что это невозможно нихрена, но что поделать, раз так Ленин сказал значит надо, сделаем невозможное возможным, ну или развалимся, ой развалились.
В целом конечно очевидно что и Николай и его брат Михаил оба страну подставили, и политика это одно дело, а когда страна в процессе мировой войны остается без власти, и ты там тупо из страха за свою шкуру скидываешь эту власть на кого попало, это уже просто предательство, та самая измена родине.
Другое дело, что самому ВП нужно было переходить к прямой диктатуре, что для военного времени совершенно нормальное положение любой страны.
Далее пол книги Деникин описывает положение внутри страны, довольно поверхностно т.к. сам был в ставке командования в Могилеве. Потом положение на фронтах уже довольно подробно, но там я в целом все и так знаю и там ничего особо интересного. К середине года Керенский принимает должность военного министра, вообще говоря странную, так как он по профессии адвокат и в армии даже не служил. Это не мешает ему объехать войска с политическими лозунгами и потом заменить главнокомандующих - Алексеева на Брусилова. Сам Брусилов в точки зрения Деникина тоже был человеком чрезмерно играющим в политику. До мемуаров Брусилова я еще на следующем витке доберусь.
Деникин с Брусиловым работать не может, так как первый игнорирует советы а второй наоборот. 5 мая Деникин уезжает в Минск командующим западного фронта.
За следующие два месяца последовали попытки армии пойти в наступление, полностью сорванные. Немцы начали наступление сами. Брусилова сменил Корнилов, что стало последним аккордом отношений армии и ВП перед корниловским мятежом.
В первые же дни вступления в должность Корнилов заявил, что либо более политиканы не вмешиваются в дела армии, или он тут же подает в отставку. ВП нехотя отступает.
Корнилов переводит Деникина на юго-западный фронт, который в будущем станет одним из центров белого движения в гражданской войне.
При переводе Корнилов спрашивает у Деникина, поддержит ли тот его в мятеже. Деникин отвечает утвердительно. Цель Корнилова - снести ВП, ввести военную диктатуру и довести до выборов в учредительное собрание, после чего передать ему власть, не важно кого там выберут, главное чтобы власть была централизована.
В это время немцы захватывают Ригу, что открывает проход на Петроград. Положение становится отчаянным. Корнилов пытается ввести свою программу по централизации армии, но не может.
В августовском корниловском мятеже Деникин не участвует (т.к. находится далеко) но отправляет на помощь войска. и так же официально сообщает ВП что не является их союзником.
Мятеж проваливается. Корнилова арестовывают под Петроградом, Деникина в Бердичеве. До сентября Деникин в тюрьме.
Первый том заканчивается на том, как его проводят через толпу, пытающуюся его растерзать, и везут на суд.
Мне на самом деле интереснее всего то, что будет дальше - а именно его описания гражданской войны, так как 1917 год я уже знаю как облупленный.
Arcane s2e7-9
[Print]
nePu6kin