Эту книгу хотел написать я, когда сидел изучал евангелие. Однако написал какой-то индиец. Чтож. Справедливо.
Вступление подробно описывает то, что мы вообще знаем о происхождении Библии. В частности поясняет, что само слово Библия означает "книга" и изначально использовался вариант "Святая Библия" то есть "Святая Книга".
"Завет" же означает "договор" и подразумевается договор людей с богом, но на самом деле - договор между людьми, фактически уголовный кодекс. Соответственно есть ветхи завет - старый договор. И новый завет - новый договор. Новое издание уголовки.
При этом иудаисты отрицают новый завет, католики и протестанты наоборот считают ветхий завет устаревшим, а православная вариация какбы пытается привести оба к единому знаменателю. При том, что они конечно местами противоречат друг другу (я об этом писал см "глаз за глаз" в ветхом завете и "подставь щеку" в новом).
В протестантской библии - 66 книг.
Автор сразу же признает, что ветхий и новый завет создавались в принципиально разные эпохи (самые ранние выкопанные тексты ветхого завета датируются третьим веком до нашей эры, и очевидно что библия существовала значительно раньше, даже если не разбирать мифы-предпосылки). Так вот заветы создавались для разных эпох и разных обществ. Ветхий завет для общинного первобытного, а новый уже для античности. (А Коран для средневековья.)
Между прочим аж до шестнадцатого века любые переводы библии считались искажением, а значит ересью, и переводчиков яростно жгли на кострах. Собственно поэтому латынь и сохранилась. В шестнадцатом веке нравы чуть смягчились, жгли уже не переводчиков, но сами книги (впрочем позже переводчика тоже сожгли на всякий случай). Более менее безопасно стало переводить библию только со времен реформации.
В целом учеными считается что изначальные тексты ветхого завета составлялись в шестом-четвертом веках до нашей эры. Все сходятся во мнении, что библия компоновалась из набора разрозненных текстов, особенно заметно, что в одних местах бог называется Иегова (ака Яхве) а в других - Элохим, причем эти части заметно различаются. И те и другие пересекаются с шумерскими и вавилонскими мифами, то есть библия судя по всему была компоновкой и переработкой этих мифологий.
Сама мифология шумеров, к примеру миф о сотворении мира (перекочевавший в библию целиком) а так же миф о великом потопе идут от совсем глухой древности - найдены таблички с описанием этого мира 16 века до нашей эры.
Еще одним из оснований для библии считается эпос о гильгамеше, который описывает аж третье тысячелетие до нашей эры. И там так же описывается потоп и спасение на ковчеге. Занимаются всем этим в гильгамеше тонна разных богов, что было нормой для античных религий.
В сумме считается, что основных источника у библии четыре: j, e, p и d
J - самая ранняя, описывает иудейское общество, бог именуется яхве
e - описывает израильское царство, бог здесь называется элохим
p - поздняя редактура и сведение кусков j и e (это еще до появления письменности у евреев, то есть все устно, фактически изначально библия была набором песен, их пели друг другу)
d - второзаконие
Все эти работы по сведению шли начиная с девятого века до нашей эры.
Одним из главных целей ветхого завета было объяснить, почему земли Ханаана принадлежат евреям (дарованы им богом). Считается, что этой идеологией евреи воспользовались чтобы выгнать живущие в Ханаане племена.
Новый завет писался примерно 70 лет, начиная с 50 года нашей эры (то есть через 20 лет после смерти Иисуса). Судя по всему главной его целью было объединить множество новых последователей, не еврейской национальности, которым идеи богоизбранности семитов не близки. При этом новый завет долгое время утрясался и более-менее близкую к современной форму принял только к концу четвертого века.
"Евангелие" значит "хороший (правильный) рассказ".
Предполагается, что после смерти Христа апостолы на некоторое время ушли в подполье, ожидая возможно второго пришествия. К тому времени гонения на христианство ослабли, второе пришествие задерживалось, адептов прибавилось. В результате был скомпонован некий неизвестный сборник изречений и фактов из жизни Иисуса, уже на основании которого (скорее всего не самими апостолами даже, их авторство приписывалось, чтобы написанное выглядело более убедительно) - евангелия.
Далее идет разбор отдельных частей библии. Описывается что Элохим имя множественное. То есть это изначально не бог, а боги. Аналогично в первых версиях у Яхве были супруги. То есть иудаизм не сразу пришел к единобожию, и отходил от шумерских мифов постепенно.
В целом сама идея бога была сравнительно новой. Есть примитивные народы, которые не дошли до нее вплоть до современности, и у них в языках нет даже слова "бог". Однако культ умерших и идея о загробном мире есть практически у всех и скорее всего была уже у неандертальцев.
Идея богов возникла позже, когда люди предполагали что миром управляют таинственные силы (что правда) и искали возможности как-то контролировать или предсказывать эти силы - что привело к появлению шаманов, и они уже выдумали богов. Во многом концепция богов позволяла шаманам отводить от себя стрелки якобы это не их личные магические способности позволяли давать предсказания - это с ними связывается бог. Мало ли что он говорит, разбирайтесь сами. Еще сильнее отводить стрелки получилось когда богов связывали в пантеоны а священников в единый культ с общеизвестными ритуалами. Тогда священник уже вообще сам ни за что не отвечал, он был представителем культа и просто выходил на связь с богами как мог, или еще лучше - помогал рядовым людям отправлять свои молитвы, а там ну он без понятия как карта ляжет.
Предположительно эта трансформация из разрозненных шаманов в культы началась с появлением первых цивилизаций. Боги тех времен писались по примеру известных правителей - царей. Поэтому они деспотичны и своенравны, легко и разнообразно карают недругов, в том числе и христианская версия.
Главное отличие религии от первобытной магии - изначально человек пытался контролировать сверхъестественные силы, и позже, когда понял что не может, переключился на попытки их умилостивить, упросить не делать зла.
Миф о вавилонской башне автор считает метафорой на плодородный полумесяц, который обрабатывали многие народы. Разрушение башни - метафорой на захват полумесяца варварами.
Автор замечает что и Адам и Ева фактически полубоги сами. Ева к примеру в библии описывается как "мать всех живых существ" то есть богиня жизни. Отдельно подчеркивается что созданы они были по разному, Адам из праха, Ева из ребра (в отличие от всех остальных живых существ, где создание разных полов ничем не отличалось). Автор считает, что метафорически это описывает процесс зарождения человеческого общества. То есть видимо патриархата.
Так же трансформацией первобытного общества автор трактует изгнание из рая. Все это конечно звучит как сильные натяжки.
Точно так же автор трактует и миф о Каине и Авеле. Короче он подтягивает под свою теорию вообще все.
Интересное предположение, что по мнению совсем вот древних людей за пределами средней азии вообще никакого мира и не было, то есть любой потоп затопивший местные территории (а они особо в междуречье случались регулярно) считался мировым.
Сама идея о едином боге по мнению автора идет с Авраама. При том что реальность его как и всех остальных персонажей ветхого завета - сомнительна. Авраам скорее воплощает этап в развитии евреев, когда они стали монотеистами. Всех остальных они тут же объявили еретиками (что вообще говоря свежая мысль для античности) и принялись с ними воеваьт. За что евреев гоняли и загнали в Египет. И там тоже гоняли. Окружающим идея называться еретиками категорически не нравилась.
Так. И это полкниги. Остальное завтра.
Последние годы рунет откров...
[Print]
emergency