16-03-2023 22:43 the_Dark_One » 2022, ноябрь, Мексика. Часть 4: Мехико, музей Фриды Кало.
Заглядываем в Синий Дом — музей мексиканской художницы Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон. Cнаружи я не фотнул, как-то оплошал, но это в принципе обычная стена старого латиноамериканского колониального дома с двориком. Выкрашенная в синий цвет, и то единственная внешняя дома особенность. Изнутри на стене дворика есть надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Как часто бывает в истории именитых людей искусства, это выдумка, часть созданной легенды о, впрочем, несомненно яркой и интересной жизни.

Вот, на гуглокартах можете поглядеть, как Синий Дом снаружи выглядит. Он гуглом хорошо так обфотан, вы вполне можете по нему натурально в режиме "просмотра улиц" погулять, потому я особо много фоток вам казать не буду, больше текста накатаю.


Фрида Кало родилась в 1907 году в семье немецкого эмигранта и мексиканки индейско-испанских кровей. В начале двадцатого века, небедный район Койоакан, где за три года до её появления на свет родители строят Синий Дом, был практически деревней, пригородом. Детство девочки не было особо счастливым: родители были людьми очень разными, фотограф отец и истово религиозная католичка мать не шибко любили друг друга; они часто болели и царившую в семье атмосферу Фрида характеризовала как "печальную". В возрасте шести лет она сама перенесла полиомиелит, из-за чего её правая нога на всю жизнь осталась короче и менее развитой чем левая. С другой стороны, это сблизило её с отцом, который стал проводить с ней больше времени, настоял на занятии физическими дисциплинами (даже в какой-то момент — боксом) и самостоятельно обучавшим искусству, истории и литературе. Из-за перенесённой болезни, Фрида пошла в школу позже других девочек. Издёвки одноклассников помогли ей закалить (ну или иначе посмотреть — испортить) характер, а физические упражнения помогали навешать обидчикам оплеух. Фрида сменила несколько школ, будучи отчисляема за несносное поведение, некоторое время училась на дому и один раз перевелась сама из-за сексуального насилия со стороны учительницы. В конце-концов она сфокусировала своё внимание на естественных науках, намереваясь стать после школы врачом. Поступив в итоге в государственную подготовительную (перед ВУЗом) школу-лицей "Препаторию", в которую только-только начали принимать девочек, она нашла себе друзей по интересам, большинство имён которых впоследствии громко зазвучало в мексиканской культуре и политике. Бунтари, философы, молодая интеллектуальная поросль. Стесняясь своей школьной "великовозрастности", Фрида начала творить свою легенду, скостив себе три года и назвавшись "дочерью революции". Мексиканская революция, перешедшая в гражданскую войну и длившаяся десять лет, началась в 1910 году и унесла от полумиллиона до двух миллионов жизней граждан. Фрида вовсю прониклась идеями социальной справедливости и коммунизма. Там же она впервые увидала своего будущего мужа, Диего Риверу, занимавшегося в школе росписью.


Отец Фриды, Гильермо (урождённый Карл Вильгельм) Кало.
Как по мне, а он слишком похож на молодого Уильяма Мэйси?
Переехав в Мексику, Гильермо работал бухгалтером, пока не женился и не занялся фотографией.
Творческий процесс шёл неплохо, только затем случилась мексиканская революция, разогнавшая богатых клиентов.
Первыми от таких масштабных изменений страдают занятые в сфере искусства и прочих праздных роскошеств.
Если конечно не впишутся в процесс, как Маяковский. (Правда, затем новый порядок может съесть и их.)


Маленькая Фрида, фотография работы отца. До полиомиелита это был очень жизнерадостный ребёнок.


Девочке 12 лет.


Жизненный путь.


"Семейный портрет", неоконченная картина, 1949-1954.
Бабушки, дедушки, мать и отец, две старшие сестры Матильда и Адриана слева и младшая сестра Кристина справа от Фриды.
Вопросы вызывают незавершенные фигуры. То ли это дети отца от его первого брака (их отдали в монастырь на воспитание), то ли дети младшей Кристины.
Так же неясно, что это за младенчик — старший её брат, проживший всего несколько дней, или один из её собственных нерождённых детей.

В 1925 году, планы стать врачом перечеркнула авария: автобус, в котором она ехала вместе с ухажёром, столкнулся с трамваем. И если парень получил лишь несколько ушибов, девушку искалечило. Трижды переломанные позвоночник и тазовая кость, сломанная ключица, рёбра, свыше десятков переломов ноги, проколотый металлическими перилами живот. Десятки операций (в общей сложности за жизнь 32); чудо, что выжила. Но до конца своих дней осталась страдающим от болей инвалидом и потеряла возможность завести детей. Носила поддерживающие корсеты. В доме-музее очень много по теме её боли: костыли и инвалидная коляска, окровавленные простыни и одежды, фотографии, темы деторождения на плакатах и в скульптурах. Годом спустя, ещё будучи прикованной к кровати, Фрида попросила отца принести ей приборы для рисования. Специально для неё был сооружен подрамник, позволявший писать картины лёжа, а на потолке было повешено зеркало. И первые картины были автопортретами. Собственно, и впоследствии основными мотивами её работ будет она сама и боль, преследовавшая её всю последующую жизнь. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".






На больничной кровати через год после аварии.


Спустя годы, когда болезнь отягчается, она вновь будет писать картины лёжа.


Через год после аварии (справа) и через семь лет (слева).


"Всего лишь несколько укольчиков", картина 1935 года.
Оригинал находится в другом музее, тут лишь его чёрно-белая фотография.
Тут комбинация боли и травм во время аварии, а так же мук, причиняемых неверным мужем и неудачными попытками забеременеть.

Школьный кружок бунтарей, студенческие знакомства, в 1928 году Фрида Кало вступает в мексиканскую компартию. Вольнодумство и искусство объединило их с великим мексиканским художником Диего Риверой, годом позже они поженились. Фриде 22, ему 43. Их бурная совместная жизнь была яркой. Они сходились и расходились, ругались и мирились, изменяли друг дружке; вся переломанная, но порывистая и пылкая Фрида явила в себе сильнейшую тягу жить как в последний день перед Концом Света. Фрида Кало как-то обмолвилась, что в её жизни было две трагедии, две больших боли — авария и брак с Диего: это была странная, но любовь.


С мужем, Диего Ривера.

Фрида устраивала шумные вечеринки на грани пристойности, закатывала романы, обнаружила в себе бисексуальность, была резка на язык и любила рубить правду-матку. Вместе с Диего они увлекались национальной культурой, собирали предметы искусства как испанского периода, так и доколумбовой Америки. Фрида носила одежду в национальном стиле в своей повседневной жизни и вообще ценила народные особенности. Из всех алкогольных напитков предпочитала мескаль.








Наряды в национальном стиле.


Длинные до пола оборки позволяли скрывать недостатки в фигуре: следствия детского полиомиелита и аварии.




Корсеты, поддержка спины, тема боли и операционной.






И немного роскоши.




Я говорил в начале рассказа, что надпись на стене Синего дома "тут жили с 1929 по 1954 год" — неправда. Фрида и Диего очень много жили по раздельности, предпочитая не мешать творчеству и увлечениям друг дружки. Кроме того, Ривьера четыре года работал в США и Фрида была с ним. В 1930 году они на несколько лет уехали из Мексики из-за начавшихся гонений на коммунистов (иронично, но Штаты в то время были к "красным" куда более терпимы). Кроме того, в Америке возник спрос на "Мексиканский ренессанс" и Диего получил несколько крупных заказов. Но о нём я расскажу отдельно. Проживая в США, художница ещё больше проникается идеями национальной мексиканской идентичности: ей не нравится бешенный ритм жизни индустриальной страны, выжимающей из рабочих все соки. Кроме того, в этот период она во второй раз потеряла ребёнка.


Внутриутробная жизнь, иллюстрация в рамочке на стене мастерской.


Фрида и кесарево сечение, 1931.



"Автопортрет на границе Мексики и США", 1932.

В 1933 году семейство возвращается в Мексику. В 1937 году в Синем доме некоторое время живёт опальный Лев Троцкий, с которым у художницы случился роман. Это часть её легенды и что там между ними было на самом деле, точно сказать сложно. Несомненно, что молодая женщина крутила хвостом перед мужчинами, дабы позлить по латиноамерикански темпераментного мужа, который и сам не был ей до конца верен. Однако сомнительно, что тридцатилетней женщине был так уж интересен шестидесятилетний дядька, в сексуальном плане, тем более что и её законный супруг сам приближался к тому же возрасту. Скорее, тут было что-то платоническое, на восхищении умом и идеологической силой русского революционера построенное. Ведь Лев Давидович был пылким оратором и умел воодушевлять на подвиги. С другой стороны, где-то в то же самое время Троцкий пишет письмо любимой супружнице, из которого вполне можно заключить, что огонёк сластолюбия в старике ещё совсем не угас. Образов идеолога мировой революции в музее представлено немало, но они могут быть лишь частью экспозиции, иллюстрирующей легенду. А не прижизненным дома интерьером. Согласно официальной версии, Троцкий покинул дом Фриды и Диего из-за недовольства последнего разворачивающимся романом. На полученные от американской компартии деньги, опальный русский политик купил небольшой дом неподалёку, в котором и был прекращён ледорубом в 1940-ом году.






Где-то в это же время к Фриде пришло и признание. Она появляется на страницах журнала Vogue. Затем её работы отправляются в Лувр, частью экспозиции мексиканского искусства в 1939 году, и становятся сенсацией: парижский музей даже приобрёл одну из них, "автопортрет в рамке". В 1940-е её работы появляются ещё на нескольких выставках. Образ жизни, а так же обезболивающие и лекарства, признанные унять боль, приводят к ухудшению здоровья, в том числе и ментального, добавляя всё больше мрачных нот в её творчество. Лишь в 1953 году в Мексике проходит её первая персональная выставка. Женщина уже не может встать с кровати и на мероприятие её приносят прямо на больничной койке. Через некоторое время у неё начинается гангрена, приведшая к ампутации правой ноги ниже колена. В июле 1954 года Фрида Кало умирает от пневмонии. Вскрытие не проводилось, что породило последующие предположения как о самоубийстве, так и о передозировке обезболивающих опиатов. После смерти жены, Диего Ривера передал Синий дом в дар правительству Мексики.


"Натюрморт", 1942.
И ещё картины, из находящихся в музее.


Это не работа самой Фриды, это её коллекция retablos (ex-votos), созданных между 1842-1934 годами.
Retablos — маленькие картинки, посвященные Иисусу Христу, Деве Марии или разным святым в благодарность за исполненные (после молитв) желания.


Портрет девочки, незаконченный. 1929.


Портрет сеньоры Морильо Сафа и её сына Эдуардо, 1944.


"Ода жизни", 1954, незадолго до смерти.


Портрет Марции, 1935.

Музей интересный. А жизнь у Фриды недаром зовётся "легендарной", выдумки там больше, чем правды. Вы не забывайте, именитые люди - они всего лишь люди и примечательного в их бытие не шибко больше чем в наших с вами жизнях, только из-за известности у них масштаб крупнее. Вот у тебя в друзяках Вася водопроводчик, цветы дарил на восьмое марта, а к Фриде Троцкий поседевшие муди подкатывал. Ты за успешного менеджера среднего звена вышла, а она за крутого художника. Ты с подружками коньячок свинячишь в выходной, а она вон текилу каждодневно. Но в целом, всё то же самое. Придумывай про себя побольше, станешь не менее легендарной. Например, Фрида любила рассказывать, что по отцу — на осьмушку венгерская еврейка. Может, так подыгрывала Льву Давидычу, а может и хотела дистанцироваться от немецкого нацизма тех же лет. Легенда ж до сих пор жива, пример с ходу. Я за что богоизбранный народ люблю, так за то, что они радостно любых хороших и интересных людей мигом в "своих" записывают. А славяне любят друг друга чураться и бить по возможности: если у кого папа юрист, бабка согрешила с водолазом или ещё какой предок в 17 веке был дикий камышовый кот, то всё, уже не свой ни разу, а казачок засланный. Печально. На всякий случай, вот статья в Иерушалем Пост, что мол увы, "не венгерка".


Немного интерьеров Синего дома. Такая вот светлая и красивая кухня.




Картины мексиканских художников из коллекции Диего и Фриды.


Поднимаемся на второй этаж, к мастерской и спальням.


Мастерская. Когда здоровье позволяло, можно было работать за столом, сидя на стуле.


Но некоторые картины писались прямо на инвалидной коляске.


Маски иудушки Троцкого на стене в качестве декора.




Как нам объяснил гид, это "дневная" спальня.
Зеркало сверху, так художница начинала рисовать автопортреты, мрачная картина в изголовье.


В ногах — подарок китайских коммунистов, идеологи и вожди мирового пролетариата.


На кровати — посмертная маска художницы. Она же урна с её прахом.
Покрывающие лицо платки, иногда меняются, на другие цвета.




И "Ночная спальня". Скелетик в изголовье и бабочки над головой.
Как нам объяснил незабываемый доктор Ганнибал Лектер, бабочки — символ перерождения.
Во что-то лучшее, конечно!


И пара фотографий внутреннего дворика.


Вот тут позируют девушки, на выходе из ночной спальни.
Кучка под горшком на перилах — это не окаменевший помёт мегафауны, это фонтанчик в прудике.


По идее, в водоёме должны плавать ути, но увы.


А вы заметили Фриду в диснеевском мультике? :)


"Тайна Коко".


А ещё тут есть место для романтических фотосессий с любимой самим собой.
Комментарии:
Храпящий в ночи
Душевненько )
муза и нимфа
В Тайне Коко Фрида Кало вообще огонь, она там поворот сюжета делает - как её пропустишь?
муза и нимфа
Офигенный экскурс, Витя! Всё такое радостное и трагическое с надрывом на грани, очень атмосферно.
17-03-2023 09:07
и кот
Очень интересно, спасибо!
Камрад
Прастити, Виктуар, что так поздно, но я честно налила бокальчик и под него ознакомилась. Витя, блять, какого хуя мы так скучно живем?! С Фридой я познакомилась мммм... в 2003? Когда там был фильм с Сальмой? В общем, вот тогда. Конечно, в фильме собраны и утрированы все байки от Эрреры, но мне тогда лет-то было, потому прям до жопы пробрало. А это был конец студенчества и, соответственно, НИЮА, а там культурологический блок, а там курсовая, ну ты понел... В общем, да, пездят много, и сама Фрида любила немного приукрасить, и окружающие ее товарищи тоже (это ж было модно - быть знакомым с Фридой, а если еще и на вечеринки ее ходить, то все, рок-звезда), но судьба у нее тоже так себе, надо было как-то раскрашивать боли, потери и обиды.

Музэй шикарен, снимаю шляпу, особенно портрэт двуглавого кота в конце, шедевр)

Ну и кэпом, наверное, поработаю, я хз, сколько в том музее автопортретов Фриды, но если выстроить их в хронологическом порядке, то перед глазами будет буквально вся ее жизнь, каждое значимое для нее событие она отражала в фотопортретах. Не могу оценить ее как художницу, боженька искры не дал, чтобы понимать, но несмотря на всю жопу и пиздец, она жгла как умела, это ж сколько сил надо, я хз, но тетка огонь!

ПыСы Фотки тоже огонь, спасибо, а то "нихачунибуду". Я протестую!
ять - нечего вз
Q-River
Большинство автопортретов вроде как пораспродано ж, в других музеях и коллекциях.
Камрад
the_Dark_One, а копии у них там не принято вешать для полноты картины и целостности впечатлений? Просто это реально просто пиздец охуенно, получается эдакая автобиография в автопортретах, и там прям видно, как она меняется и ее состояние
ять - нечего вз
Q-River
Хорошая идея, кстати да. Но нет, там оно очень вразнобой всё, и многих картинок нет. Что-то фотками представлено - вона как выложил одну, не цветную.
Камрад
the_Dark_One, ну там хозяин барин, они художники - они так видят, я так себе искусствовед, конечно, но мне идея с автопортретами очень нравится
Закрыть