Я беру за основу книгу "Краткая история Католической Церкви" Романо Скальфи. Эта книга 2017 года под авторством итальянского священника, автора фонда "Христианская Россия".
Я обычно творения излишне религиозных людей избегаю, потому что там вместо истории у них в тупых бошках фентези и приходится читать охуительные истории про мировую войну с дьяволом и прочий гаррипоттер головного мозга.
Но в данном случае я скорее использую книжку как костяк, и добираю интересующие меня пробелы википедией и прочими доп материалам. То есть в посте скорее совмещение всего вместе.
Итак, после распятия Христа первые десятилетия у христианства нет особых проблем (кроме Иуды Искариота, который там же на месте предательства и совершает суицид), остальные апостолы устраивают массовые проповеди сначала в Израиле, потом перебираются в Рим.
Впрочем Иаков умудряется нарваться еще до остальных и мученически погибнуть от рук царя Ирода еще в 44 году.
Остальные строят организацию. Особо известна ругань Петра с Павлом (49 год) по поводу того, требовать ли от адептов обрезания. Петр выступает с прагматичной точки зрения, он вообще считается первым Папой Римским, то есть мужик очевидно был администратором, и разумно замечает, что дело пойдет лучше если не требовать. Павел выступает скорее с точки зрения верности канону этак ты сегодня не обрежешься, а завтра родину продашь.
По такому поводу собирается первый собор, где верх берет мнение Петра.
В 64 году в Риме вспыхивает большой пожар. Нерон обвиняет в этом христиан. На них начинаются гонения. Петра и Павла тут же на месте распинают. Остальные разбегаются (часть впрочем разошлась раньше).
Андрей Первозванный бежит в сторону Греции, где еще несколько лет проповедует, после чего его распинают (67 год) на косом кресте. Том самом "Андреевском". На самом деле никто не знает на каком, но както договорились что на косом, к - красиво. Где-то ближе к Грузии тогда же убивают и Матфия.
Филипп бежит в Сирию, где его убивают в 90 году.
Варфоломей и Иуда (другой, не путать с Искариотом) - в Армению. Там первого распинают, однако он продолжает проповедовать с креста, и тогда с него сдирают кожу. Короче жуткая смерть, толком неизвестно когда. По поводу смерти Иуды известно еще меньше.
Матфей - в Эфиопию (или малую азию). Про него мало что известно, не смотря на то, что он написал одно из евангелий (скорее даже - благодаря тому и написал, что не высовывался а сидел работал).
Фома - в Индию. Где убит в 68.
Иаков - в Африку. Где вскоре тоже убит.
Иоанн Богослов отправляется из Рима в ссылку на остров, много там пишет, потом попадает под амнистию, возвращается и единственный из тринадцати умирает своей смертью в 100 году.
Дольше всех протягивает Симон - он успешно проповедует и в Египте и в Ливии, и в результате мученически погибает в 107 году аж в Абхазии, где он по преданию заживо распилен пилой.
В любом случае свято место пусто не бывает, и эстафету перехватывают так называемые "апостолы от семидесяти", один за другим возглавляя римское отделение церкви.
64 - Лин - аналогично казнен в период гонений
76 - Клет (Анаклет) - о нем вообще мало известно
88 - Климент I - он был сослан и по этой причине считается первым апостолом, дошедшим до славян. В результате был утоплен в Крыму в 97 году.
97 - Эварист - он делит Рим на приходы. Умирает так же мученической смертью (как считается) в 105. Вообще церковь любит записывать всех в мученики, особенно если сведений о человеке осталось мало, то есть не следует относиться ко всем этим легендам слишком серьезно
105 - Александр I - вводит обычай освящения святой водой. Сожжен в 115.
115 - Сикст I
125 - Телесфор - на момент вступления в должность вообще монах - ввел празднование пасхи, поста, ночной службы на Рождество
136 - Гигин - вводит крестничество, иерархии богослужителей
142 - Пий I
153 - Аникет
165 - Сотер - вводит богослужение брака, устанавливает пасху официальным праздником Рима. Воюет с одной из ранних ересей монтанизмом, последователи которой утверждают что они лично общаются с богом
174 - Елевферий
189 - Виктор I - собирает один из первых соборов (в то время они еще не называются вселенскими) где устанавливаются общие даты празднования Пасхи, в частности отлучает церкви, не желающие соглашаться, но потом вынужден отказаться от этого, чтобы избежать раскола. Переводит богослужение на латинский.
199 - Зефирин - при нет появляется первый антипапа (антиепископ еще в то время), то есть идут внутренняя борьба в римской церкви. Это не смотря на то, что общеримские гонения никто не отменял, хотя они и не настолько ярые как раньше.
217 - Каликст I - мужик с богатой судьбой. Его избрание идет с проблемами, духовенство выбирает антипапу. Самого Каликста обвиняются в ереси, в результате его сбрасывают в колодец во время народного восстания, чтобы какбы намекает нам на мнение римского народа о церкви.
222 - Урбан I - за своим предшественником продолжал войну с антипапой.
230 - Понтиан - был сослан на рудники на пару вместе с антипапой, и там отрекся и умер.
235 - Антер
236 - Фабиан - изначально благородный римлянин имеющий влияние на императора, даже крестит его, так что вполне неплохо способствует смягчению гонений, он рассылает множество проповедников, но со сменой императора оказывается казнен. Император Траян вообще выделяется гонениями, он приказывает священникам совершать языческие жертвоприношения и казнит тех, кто отказывается.
251 - Корнелий - гонения Траяна приводят к расколу церкви. Многие христиане для спасения жизни выдают себя за язычников и церковь решает на каких условиях принимать их назад. Там разные мнения, вместе с папой избирается антипапа. Корнелий продвигает максимально щадящие условия для паствы. В результате он сослан.
253 - Луций I - так же скоро изгнан. Гонения в самой жаркой фазе
254 - Стефан I - в церкви идет соперничество Рима и Карфагена. При этом гонения стихают, церковь снова выясняет как возвращать в лоно отступников, требовать ли от них повторного крещения или нет
257 - Сикст II - Рим с Карфагеном восстанавливают общую иерархию. Попал под гонения нового императора и был скоро казнен. После этого год никто не хочет занимать пост, так как ну это самоубийство тупо.
259 - Дионисий - наводит порядок в церкви после бардака устроенного властью
269 - Феликс I - идут опять же спокойные времена, папа общается с императором, все норм
275 - Евтихий
283 - Гай - родственник император Диоклетиана, то есть церковь все ближе к центральной власти, устанавливает правила вступления в папство.
296 - Марцеллин - его правление это последний период перед началом "великих гонений" (303). В это время Армения (301) становится первым государством, где христианство признано центральной религией.
303-313 - в Риме тетрархия, то есть правят одновременно аж четыре императора. Они решают, что надо вдохнуть новую жизнь в поклонение традиционным римским богам и начинают самые яростные гонения на христиан за всю историю. При этом во владениях одних императоров эти гонения сильнее, в других слабее. Вобщем там много бардака, папу традиционно казнят и потом несколько лет церковь не может выбрать нового.
308 - Марцелл I - очень быстро арестован и убит
309 - Евсевий - аналогично, потом еще два года без пап
311 - Мальтиад - К этому времени не смотря на гонения христианство проповедует каждый десятый римлянин. Короче императора Константин и Лициний в 313 считают, что это наверное уже слишком приличная часть сограждан, чтобы их гонять, а то сегодня ты их а завтра они тебя. И они провозглашают так называемый миланский эдикт о веротерпимости в римской империи. Таким образом Рим становился светским государством, а христианам возвращалось отнятое имущество.
Многими считается, что именно император Константин сделал важнейший шаг в превращении христианства в религию мирового уровня.
314 - Сильвестр I
325 - первый вселенский собор (Никейский Собор)
Самое важное, что нам нужно знать об императоре Константине - он объединил империю после десятилетий развала. Соответственно, он максимально способствовал устранению внутренних конфликтов. И религиозные конфликты были мягко говоря не незначительными. Сам по себе он, судя по всему, христианином не был, однако решил сделать ставку на христианство, как на силу, дополнительно скрепляющую Рим. Будучи религией принципиально централизованной и монобожественной - христианство идеально подходило (в отличие от древнеримских верований, где у каждого бога был свой город). Однако Константин не хочет никого обижать, его цель в объединении, именно поэтому при нем все религии условно равны. И опять же в рамках того же движения он собирает первый вселенский собор, уже чтобы сами христиане договорились между собой во что и как они верят, и отлучили несогласных.
Там идет много споров по поводу триединства бога и отлучение ариан, которые это триединство отрицают. Так же происходит финальное отделение от иудаизма, выходным днем признано воскресение (до этого была суббота), и т.д.
На самом деле это все совершенно невиданных масштабов эвент для своего времени.
Вообще собор так же является ответом на непризнание константинопольским императором равенства религий, что стало первым шагом в будущем церковном расколе.
336 - Марк
337 - Юлий I - продолжает борьбу с арианством, плюс их поддерживает один из сыновей Константина, короче в риме традиционный после смерти сильного императора развал и церкви это тоже касается.
352 - Либерий - завершает борьбу с арианами
355 - император Констанций устраивает вселенский собор для еще одной попытки улаживать дела с арианством. При этом собой не признает ни одна из современных церквей. Он считается "Разбойничьим собором" первым из четырех.
366 - Дамасий I - первый из пап, кто называет себя именно "папой" (до этого они называли себя римскими епископами). При нем церковь это уже совсем серьезная организация, и там идет зверская политическая борьба, Дамасий не смотри что папа римский - активно нанимает убийц на своих противников.
380 - объявляется фелласонийский эдикт. Таким образом христианской становится государственной религией Римской Империи. На эту тему проходит второй вселенский собор он же Первый Константинопольский. Он же последний собор, который признают все современные ответвления христианства. На третьем пара восточных церквей отколется. Собор устанавливает власть римского папы над константинопольским и всю основную иерархию. Император на соборе присутствует, но чисто следит чтобы слишком не буянили.
Забавно, что самого римского папу при этом на собор не пригласили.
384 - Сириций - вводит целибат
399 - Анастасий - при нем проходит первый из соборов испанской церкви (толедских). Смысл большинства соборов один и тот же - договориться о каких-то деталях (обычно мелких) и отлучить несогласных.
401 - Иннокентий I - к этому времени идет борьба между церквями разных провинций. Одновременно в Риме не все хорошо, город грабят варвары, и папа вынужден релоцироваться.
417 - Зосима - борется за приличный образ жизни священнослужителей, много участвует в спорах разных отделений церкви
418 - Бонифаций I - споры в церкви за власть такие, что приходится вмешаться императору и объявить перевыборы. В целом процедура назначения пап становится более прозрачной, как минимум резать конкурентов они перестают
422 - Целестин I - собирает третий вселенский собор (Эфесский) против несторианства. В результате часть церквей откалывается.
432 - Сикст III - продолжаются разборки с несторианством и пелагианством.
440 - Лев I - считается "великим". Воюет с манихейством, принимает в Риме беженцев с захваченных варварами провинций, встречается с Атиллой и убеждает его отступить (что приводит к нашествию других значительно более кровожадных варваров). Принимает титул "великого понтифика". Оставил после себя серьезные труды.
449 - эфесский разбойничий собор, где разбираются между собой ранее отлученные ответвления христианства. Потом у них будет еще один свой собор в 475 году.
451 - четвертый вселенский собор (Халкидонский) - против монофизитства. На нем откалываются древневосточные церкви.
461 - Гиларий - воевал с македонской ересью, непрерывно боролся за подчинение всех церквей римской (впрочем все папы это делали).
468 - Симплиций - падает западная римская империя. Город окончательно берут варвары. Так как новое правительство арианское - они с одной стороны считают христиан родственной религией, с другой не хотят вмешиваться в их дела. Таким образом происходит отделение католичества от государства. (Позже главарь варваров пытается влиять на назначение следующего папы, но получает от ворот поворот.)
483 - Феликс III (II) - он вообще-то второй, но часто называется третьим, чтобы не спутать с одноименным антипапой. Отлучает константинопольского патриарха, что приводит к акакианской схизме - 35-летнему разрыву между западной и восточной церквями.
492 - Геласий I - утверждает окончательную редакцию Нового Завета. Делает первые шаги к установлению разделения власти между светскими и духовными лидерами. Устанавливает причащение вином и хлебом как способ борьбы с манихеями, которые считают алкоголь греховным.
496 - Анастасий II - пытался найти компромисс с Константинополем, и за это не был канонизирован даже. По Данте - вообще попал в Ад.
498 - Симмах - избрался при помощи взяток, там идет целая гражданская война среди римского священства.
514 - Гормизд - добивается восстановления единства между западной и восточной церквями, причем сохраняет первенство Рима
523 - Иоанн I - все правление бегал по поручениям местного короля, а потом сидел в тюрьме
526 - Феликс IV (III) - был напрямую поставлен на престол королем. Установил для папства право третейского судьи. Закрыл афинскую философскую школу. При нем на западе укрепилось (считай появилось) монашество. Номер опять же изменен чтобы не путали с анипапой.
530 - Бонифаций II
535 - Иоанн II
535 - Агапит I
536 - Сильверий - его правление пришлось на короткий период когда римляне вернули себе Рим, в результате его быстро обвинили в измене и сослали
537 - Вигилий - первый из римских пап назначенных под прямым влиянием византийского императора.
553 - пятый вселенский собор (второй константинопольский). Против платонизма, позднего арианства. В целом знаменует период правления императора Юстиниана (он собственно собор и собирает), когда он ненадолго какбы возвращает славные времена Древнего Рима. Этот собор (и все последующие) уже позже не будут признавать протестантские церкви.
Вигилий на собор не приезжает, за что изгнан императором. Впрочем он почти сразу умирает.
556 - Пелагий I - при нем варвары возвращают себе Рим, и папа убеждает их пощадить население. Во многом работает посредником между восточным римом и варварами. Во многом он выполнял функции мэра города.
561 - Иоанн III - идет нашествие на Рим лангобардов, темные времена для западного христианства. О работе папы в то время почти ничего не известно
575 - Бенедикт I - продолжаются темные времена. Вокруг зверствуют лангобарды, Рим рассылает просьбы прислать гуманитарную помощь и пытается хоть как-то продержаться.
579 - Пелагий II - все тоже самое. На просьбы о помощи из Рима приходят франки, но уходят ни с чем. А потом начинается наводнение и эпидемия чумы, от которой папа умирает.
590 - Григорий I - второй папа известный как "великий". Фактически становится императором осколков западной римской империи, объединяя церковые земли по всей Италии, благополучно откупается от Лангобардов, отправляет григорианскую миссию по обращению в христианство Англии, в том числе обращает местного короля. Во многом считается человеком, который сформировал новое постримское католичество, причем в самые тяжелые для церкви ремена.
604 - Сабиниан - впрочем темные времена продолжаются
607 - Бонифаций III - за свое короткое правление получает от византийского императора подтверждение верховной власти Рима над Константинополем.
608 - Бонифаций IV
615 - Адеодат I
619 - Бонифаций V - принимает указ, по которому церкви могут быть убежищами для преступников, сильно способствует христианству в Англии
625 - Гонорий I - пытался найти компромисса с монофелитами, за что более поздние соборы объявят его еретиком, впрочем сейчас церковь считает, что он был введен в заблуждение.
640 - Северин
640 - Иоанн IV
642 - Теодор I - пытается противостоять нашествию славян на Балканах, воюет с монофелитами
649 - Мартин I - за войну с монофелитами (во многом это война с Константинополем) сослан. Там римские папы вынуждены ходить по тонкому льду, с одной стороны воевать с монофелитами, чтобы их своя же западная церковь не прокляла, с другой - не высказывать против них, чтобы византийский император люлей не навешал.
654 - Евгений I
657 - Виталий - тут наконец-то поддерживающий монофелитов император помирает, и ситуация упрощается. При нем случается забавное - папа спорит с епископом Равенны, и они отлучают друг друга от церкви. Это в принципе потом еще сто раз повторится. Он кстати вводит в литургию органную музыку.
672 - Адеодат II
676 - Домн
678 - Агафон - при нем проходит шестой вселенский собор (третий константинопольский). На нем окончательно объявляется ересью монофелитство. Это одновременно и попытка восточной церкви как-то чуть собраться, и попытка запада достигнуть единения с востоком.
682 - Лев II
684 - Бенедикт II - при нем византийский император перестает утверждать пап. Улучшение отношений между церквями связано с ослаблением Византии и наоборот постепенным сбором сил Рима, который все более устойчиво ощущает себя при варваров (в то время как Византия все менее устойчиво чувствует себя в окружении арабов и славян).
685 - Иоанн V
686 - Конон
687 - Сергий I - воюет аж сразу с двумя антипапами одновременно. В 691 император собирает трулльский собор в Константинополе. Это первый собор, который не признает католическая церковь, но позже признает православная. Собор принял множество мелких правил, противоречащих принятым в католичестве. Папа отказался их подписывать, и таким образом богослужение в западной и восточной церквях стали различаться, при том, что организация формально оставалась единой.
В ответ император делает попытку арестовать Сергия, но местные жители его отбивают.
701 - Иоанн VI
705 - Иоанн VII
708 - Сизинний
708 - Константин - ведет сложные переговоры с императором, где так и не признает результаты трулльского собора. Впрочем в Византии скоро становится не до того, там начинается двадцатилетие анархии, при власти вообще императора монофелита.
715 - Григорий II - сильно продвигает миссионерство в Германии, развивает монастыри. Идут сложные отношения с Византией. То она просит денег, то присылает заговорщиков для убийства папы. Воюет с иконоборчеством - движением, считающим иконы идолами. Иконоборчество это попытка восточной церкви ужиться с мусульманами.
731 - Григорий III - при нем идет массовая христианизация Германии. Запрещает употребление конины
741 - Захария - завершается война с Лангобардами, где церковь постепенно возвращает себе статус кво
752 - Стефан II - умудрился умереть от инсульта через два дня после избрания, такое вот наказание господне. У всех последующих Стефанов двойная нумерация.
752 - Стефан II (III) - лангобарды захватывают Равенну, которая административный центр остатков империи, Византия тем временем поддерживает иконоборчество и плюс загибается с одной стороны от арабов, с другой от болгар. Однако папа успешно заключает союз с франками, у которых скоро уже начнутся каролинги и будет все хорошо. С помощью франков начинаются завоевания земель под Папскую Область, которая в результате превратится в Ватикан. Западная церковь постепенно становится самостоятельным государством
754 - проходит первый собор иконоборцев в Константинополе. Его все церкви признают "разбойничьим".
757 - Павел I - папская область расширяется. Это первый папа за долгое время, кто вообще никак не спрашивает разрешения у империи. Все время правления висит дамоклов меч - не пришлет ли император карательные отряды. Но тот проглатывает.
768 - Стефан III (IV) - снова двое антипап. Там у них зверская война, папа калечит антипап и всячески над ними издевается. К власти у франков приходит Карл Великий. Он узаконивает папскую область, при нем ужесточаются (и одновременно упрощаются) выборы пап, окончательно осуждается иконоборчество. Для всего этого проходит латеранский собор, который не считается великим, т.к. без участия восточной церкви и императора. Это условно поместный собор.
775 - Адриан I - каролинги успешно забивают лангобардов, и западная церковь радостно переходит под крыло Карла Великого. Тот конечно одновременно ограничивает власть духовников.
787 - седьмой вселенский собор (он же второй никейский) - последний признаваемый обеими церквями. В Византии снова меняется власть, и они решают тоже осудить иконоборчество, которое казалось бы недавно принимали. Западная церковь конечно всеми руками за, это последний короткий период единения церквей.
794 - Карл Великий тоже считает себя императором, поэтому собирает собственный собор во Франкфурте. Его правда современная церковь вселенским не считает. Там опять же темы иконоборчества, но заодно и отлучение испанских сект.
795 - Лев III - продолжаются отношения пап с Карлом Великим. Он полностью берет на себя крышевание церкви, а Льва Третьего в прямом смысле спасает от смерти, когда его недруги ловят. В ответ папа коронует Карла и назначает императором. Такое происходит впервые.
815 - очередная смена власть в Византии приводит ко второму иконоборческому (разбойничьему) собору.
816 - Стефан IV (V)
817 - Пасхалий I - в этот период папы маневрируют между двумя императорами, каролингом и визайнтиским. Обычно считается, что они чередуются. Профранкский папа, потом провизайнтийский и тд. В этот период развивается миссионерство в скандинавские страны.
824 - Евгений II - подписывает "Римскую конституцию", по которой фактически становится вассалом императора франков.
827 - Валентин - постепенно становится все влиятельней римская аристократия. Текущего папу возводят в сан почти насильно. Впрочем он умирает через пару недель.
Окей, и это были первые сто римских пап.
Я сделаю еще один пост до 1000 года примерно. И потом возьму паузу и постараюсь идти параллельно. Сначала смотреть общую историю по кембриджской истории, потом списки римских пап за этот период. По идее надо еще разбирать списки константинопольских пап, списки центральных имамов и видимо английских-испанских центральных священников. Это если прямо вот хорошо-хорошо идти по теме.
Последние годы рунет откров...
[Print]
пинки