Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
01-04-2024 06:12 New Cambridge Medieval History (том 4)
Разбивка по странам на двенадцтый век.

Глава про папство.
Я здесь отвлекусь от книги и продолжу хронологию этого поста:
1055 - Виктор II - первый папа римский, стоящий во главе независимой католической церкви (а так вообще 153-ий). Ничем особо не выделился, был советником германского императора.
1057 - Стефан IX - первый папа, который начинает процесс отделения церкви от государства (и в идеале - подчинение государства церкви), пользуясь тем, что императору всего семь лет и правит его мать. Правда много Стефан сделать не успевает т.к. умирает менее чем через год.
1059 - Николай II - создает церковную вертикаль власти, отвязывая выборы пап от аристократии (вместо этого выборы идут среди кардиналов), активно работает над объединением западной церкви (которая сама по себе не очень монолитна еще), для чего пытается опираться на норманов.
1061 - Александр II - первый папа, избранный кардиналами без участия аристократии и императора. В ответ императрица предлагает своего антипапу, и церковь с ним воюет. За двенадцатилетнее правление успевает загнобить слабого французского короля какбы в виде разминки перед немецким.
1073 - Григорий VII - один из самых ипичных пап за все время существования католической церкви. Именно он заборол немецкого императора, и так же григорианская реформа - тоже его детище. Борьба за инвеституру в результате ударяет и по самому Григорию, так что в финале его изгоняют из Рима. Он же первый римский папа, который налаживает контакты с правителями православных стран, в том числе с Киевом. Так же первые попытки (неудачные) запустить крестовый поход сделаны уже им.
1086 - Виктор III - переходный папа, который не так чтобы чтото заметное сделал и быстро загнулся.
1088 - Урбан II - это наверное самый значимый римский папа за все время, и вообще человек который изменил историю мира навсегда, тем что начал крестовые походы и вообще религиозные войны. Очевидно что сейчас мир выглядел бы кардинально иначе, если бы не эта идея. Так же продолжал борьбу за инвеституру (это вообще длительный процесс, который еще минимум полвека будет идти).
1099 - Пасхалий II - на фоне крестового похода продолжает борьбу за инвеституру, на этот раз в Англии с детьми Вильгельма Завеователя, что получается с переменным успехом. Так же продолжает войну с немецким императором, и несколько сдает в этом позиции. Пытается добиться от ослабленного православия признания своей вторичности перед католицизмом, но те так просто не сдаются. В целом считается папой-неудачником.

1118 - Геласий II - большую часть своего правления бегал о римского (немецкого) императора.
1119 - Каликст II - завершает спор за инвеституру подписанием Вормсского конкордата. С этого момента церковь празднует свою окончательную победу над королями. Завершает конфликт церкви с римским императором.
1124 - Гонорий II - католической церкви везет, и сразу после завершения войны с императором династия прерывается, и новый император (при сильном участии папы и избранный) вынужден все признать. Под конец правления был практически не дееспособен из-за болезней, так что Ватикан свалился в войны кланов (обычное его состояние).
1130 - Иннокентий II - война кланов приводит к первой католической схизме после Раскола, когда избраны одновременно папа и антипапа. В результате обе стороны вынуждены искать поддержки у императора, которого казалось бы недавно победили. Антипапа захватывает Рим, и Иннокентий вместе с императором вынуждены ходить на Ватикан военными походами. Несколько лет Рим (город) вообще разделен между армиями разных пап, но к 1138 схизма завершена полной победой Иннокентия.
К концу правления Иннокентия, пользуясь его болезнью, Рим захватывают культисты, убежденные, что церковь должна жить в спартанских условиях и не лезть в гражданское управление, и тем более в войны. Они провозглашают в Риме республику и вводят сенат. Во всем этом несложно заметить результат размножения рыцарским и монашеских орденов. Если в девятом веке, скажем, католическая верхушка это были тупо олигархи, занятые попилом денег, то к середине двенадцатого религиозная истерия достигла наивысшей точки, от римского папы требуют, чтобы он сам был почти монахом (считается, что жить он должен на милостыню). Все это базируется на учении Пьера Абеляра, который такой прото Лютер.

1143 - Целестин II - коротенькое пятимесячное правление, все в непрерывных войнах с римским сенатом. Целестин кстати ученик Абеляра.
1144 - Луций II - еще одно короткое правление. Погибает при попытке штурма сената.
1145 - Евгений III - отказывается от борьбы за Рим и кочует из города в город. В процессе объявляет второй крестовых поход (и как его ответвление - крестовый поход против славян). Налаживает отношения с православием уже без попыток их нагнуть. В Рим так и не возвращается.
1153 - Анастасий IV - короткое правление, папа все еще в изгнании. Кстати с этого времени начинается отделение Ватикана от Рима, потому что сторонники папы только один Ватикан и контролируют, находясь фактически в осаде в собственном городе.
1154 - Адриан IV - и все еще битвы с сенатом.
Это на самом деле интересный период, когда католическая церковь, будучи на пике своего могущества и независимости при этом в многолетнем конфликте с собственным же управлением. За век до этого, когда во время церковного раскола, а потом войны за инвеституру поднимался вопрос, может ли патриарх ходить под королем, или он отчитывается только перед богом, никто и представить не мог, что этот вопрос вернется и укусит вопрошающих за жопу, и все приведенные в порядок григорианской реформой монастыри, все монашески-рыцарские ордена зададутся тем же вопросом - а готовы ли они подчиняться римскому папе, или только богу?
Это же поставило прецедент, сохраняющийся до наших дней, когда папа римский будучи конечно центральным администратором в церковной иерархии, одновременно какбы несколько отвязан от церкви и является самостоятельной фигурой, сам по себе ездит и делает заявления сам от себя (что-то похожее с далай-ламами).

1159 - Александр III - папство продолжает болтаться в кризисе. Оно воюет с собственной церковью, с римским сенатом, с императором, с внутренними противоборствующими кланами, и в целом к второй половине двенадцатого века это живущий собственной жизнью гадюшник, похожий на правительства в изгнании. Большую часть правления (крайне долгого) Александр проводит в изгнании во Франции. В шестидесятых это пытается прекратить Барбаросса (император), назначая собственного антипапу и пытаясь захватить Рим под этим предлогом. В результате римский сенат вынужден просить у Александра вернуться, чтобы противостоять короне. Барбаросса штурмует Рим и вырезает преосвященное население, папа снова сбегает. Потом город накрывает еще эпидемией чумы. Города Италии объединяются в Ломбардскую Лигу для противостояния Германии, а Александр ставится если не во главе этого объединения, то как минимум его символом. Лига воет с Барбароссой, побеждает его и в 1977 году император сдается папе. А потом уезжает в крестовый поход и тонет там в луже под Иерусалимом (впрочем он успеет еще с двумя следующими папами пересраться перед этим).
У Александра от этого проблемы не заканчиваются, он вынужден снова (в третий раз) бежать из Рима от народных восстаний и умирает в изгнании, как и жил.
1181 - Луций III - сравнительно небольшое правление, где папа занимается чисто дипломатической деятельностью, налаживая контакты с королями-императорами, после всех потрясений прошлых десятилетий.
1185 - Урбан III - тоже самое.
1187 - Григорий VIII - папствовал меньше двух месяцев, но за это время узнал о падении Иерусалима и запустил третий крестовый поход.
1187 - Климент III - наконец-то завершает конфликт пап с римлянами и возвращается в город, подписав договор о разделении местных властей. Большую часть правления занимается организацией крестового похода.
1191 - Целестин III - к началу его правления Рим снова готовы штурмовать императорские войска, и Целестин попадает полностью под власть короны. Объявляет еще один крестовый поход против ливонцев (прибалтов) и большую часть правления разбирается с итальянскими восстаниями.
Так, и далее там почти двадцатилетнее правление Иннокентия Третьего, и это уже тринадцатый век.

В целом двенадцатое столетие - интереснейшее конечно время для католической церкви, когда организация запустила процессы, которые не может контролировать и пытается (в основном неудачно) хоть как-то держаться на волне. Впрочем контролируемость политических процессов - в принципе сомнительна.

Далее глава про "Западную империю". Блин а нельзя Геманию как-то одним названием называть?
В целом общеевропейский экономический рост, шедший весь одиннадцатый век, в двенадцатом только усиливается. Крестовые походы сказываются на королевской власти более чем позитивно. И если в первой половине века в Германии еще не все хорошо - так как идет смена династий (используя которую церковь проводит отделение), с 1152 года брожения кончаются, на императорский трон почти на сорок лет вступает Фридрих Барбаросса, и начинает наводить порядок железной рукой, и потом его сын Генрих Шестой Гогенштауфен остаток века закрепляет дело отца.
В целом внутренняя политика Германии в двенадцатом веке это сплошняком битвы с церковью (в конечном итоге скорее удачные, во многом конечно потому что церковь херачит сама себя о чем см выше), а внешняя - крестовые походы (где погибают оба императора один за другим).

Да кстати нацистский "план Барбаросса" не имел никакой связи с немецким императором двенадцатого века - план предусматривал поход на восток, на славян, император же ходил воевать чисто на юг. Предположительно выбор такого названия был тактической хитростью фашистов.

Далее Италия. Частично она мне все еще не интересно, частично уже описана выше в этом посте.

Испания. Там ничего интересного. До Испании как обычно доходят отголоски центральноевропейских событий, в данном случае на ней проходят свои чисто испанские кусочки крестовых походов, и там продолжается вялотекущее бурление говн.

Франция. Там какбы все тоже самое, что и в одиннадцатом веке. Вообще как таковой "Франции" не существует. Есть набор независимых феодалов, один из которых, даже не самый сильный, называет себя "королем Франции" (точнее этот титул появляется только в конце двенадцатого века, до этого короли называют себя "королями франков"), и остальные не слишком сильно этому противостоят. Как и везде, крестовые походы хорошо сказываются на центральной власти, так что в двенадцатом веке она чуть усиливается, и вообще появляются первые зачатки государственности. Но это только зачатки.
Основные внешнеполитические отношения у Франции идут с англо-нормандской монархией, которая то разделяется на Англию и Нормандию, то снова объединяется туда-сюда. Но по факту это просто еще один из множества лордов. И в любом случае церковь (и крестовые походы) продолжают снижать все внутренние конфликты в десять раз. Так что двенадцатый век для Франции это продолжение периода благоденствия и ленивых бурлений говн. (Что изменится, но будет это уже в тринадцатом веке.)
Участие Людовика Седьмого во втором крестовом походе - это вообще первое что Франция делает как единая страна.

Впрочем ладно, немного зайду на тридцатый век. Смотрите - к 1179 году во Франции к власти приходит Филипп Второй. Главное, чем вообще известен этот король - отношениями с английским королем Ричардом Львиное Сердце. Они вместе отправляются в третий крестовый поход, и по пути много и отчаянно срутся, это реально история копов-напарников, я не буду сейчас уходить в детали, но там тонна интересного. В финале, когда Ричард начинает переговоры с Саладином (см прошлый пост) Филипп решает что все с него хватит и возвращается домой, по пути крича, что Ричард Предал Господа Нашего. И что характерно, крики вызывают возмущения и англо-нормандия принимается трещать по швам. Филипп тут же принимается ее захватывать, что еще упрощается, когда позорно вернувшийся домой Ричард - умирает, и его место занимает Иоанн Безземельный, правитель значительно более слабый.
Что приводит к первой серьезной англо-французской войне.
Но это уже все вообще совсем тринадцатый век. И кстати сабж разбирает эту войну целиком вплоть до 1223, но я оставлю на следующий виток.

Англия. Так ну Англия фактически только-только появилась (все в порядке - Франция еще нет, до возникновения Италии еще почти тысячелетие, а Германия считает себя Римом). Фактом своего создания страна не очень довольно - норманы привезли с собой французский язык, феодализм, траблы с континентальными правителями и необходимость участвовать в крестовых походах. Вобщем траблы Англии с Евросоюзом имеют глубокие корни.
Как и в случае с Испанией, до Англии в основном докатываются отголоски основных событий. То местный архиепископ бегает от римских пап из-за спора инвеституры, то смещают короля, используя его отсутствие в крестовом походе.

Первую половину двенадцатого века в Англии идут разбирательства местных лордов с норманскими, выливающиеся в аж целую гражданскую войну, и в результате с 1154 начинается трехвековое правление династии плантагенетов, которые тоже французы, но другие, более уважающие местные обычаи. Тут несложно заметить опять же традицию непринятия сильной королевской власти в Англии.
Первый плантагенет - Генрих Второй - в основном известен своим конфликтом с Томасом Бекетом (и потом убийством Бекета) ака попыткой нагнуть церковь по примеру Барбароссы.
Значительно известнее второй плантагенет - Ричард Львиное Сердце. Человек страшной боевитости и при этом настолько же страшной глупости в любых переговорах. Он умудрился еще будучи довольно сильным, признать самого себя вассалом французов, просрать Саладину выигрышную совершенно военную кампанию и серьезно развалить свою страну, что ей аукнется уже в тринадцатом веке (и станет заделом для будущих английских демократий этих ваших). Ричард в целом считается таким каноническим в вакууме тупым воякой времен крестовых походов.

Шотландия и Ирландия. Мне плевать, у них за всю историю ничего интересного не было.
Византия. Продолжу пропускать.
"Латинский восток". Под этим названием подразумеваются государства крестоносцев. Мне плевать, тем более их сравнительно быстро всех раздолбают.
Глава про ближневосточные империи. Я в целом когда-то читал отдельную книгу на эту тему, но надо буде перечитать, уже в комплекте с европейской историей. Но это все отдельная тема.

И все. Точнее это книга (книги) все, а я с ними еще нет. Я теперь вернусь к некоторым пропущенным главам первой книги. А именно к последним двум главам первого тома четвертого тома - посвященным арту, литературе и архитектуре. При том, что какбы в целом я все это уже читал в отдельных книгах по истории культуры.

В целом понятно что развитие городов и торговли дало огромный культурный скачок. Он в 11-12 веках еще не стал прямо вот ренессансом, но с 14 века им станет. Пока что это только предпосылки перед ренессансом.

Одним из ключевых мыслителей этого времени был Пьер Абеляр, который во многом сформировал идею средневековой церковной организации. Сразу несколько учеников Абеляра становились папами римскими.
11-12 века можно считать начало возникновения литературы на не-латыни, я думаю все это благодаря подъему торговцев, то есть людей с деньгами, при этом далеких от церкви.

Одновременно расцвет рыцарства-монашества привел к рывку и схоластического искусства. И в первую очередь возрождением интереса к античности - как к основному источнику сюжетов в церковной среде. Тем более что с идеями нравственности в античности было все в порядке и без всякого христианства.

Пошла трансформация школ - если изначально это были античные совершенно учебки когда вот есть учитель и есть ученики, впитывающие его мудрость. С 11-12 веков все это начало трансформироваться уже в знакомый нам хогвардс, когда есть набор учителей каждый по своему предмету, есть учебная программа и тд.
В конце одиннадцатого века основывается Оксфорд, в начале тринадцатого - Кембридж.

Так же крестовые походы стали не только военными предприятиями но и новыми торговыми путями и в том числе новыми культурными связями. Средневековье начало постепенно выходить из варения внутри себя и несколько оглядываться по сторонам. Начинается перевод на латынь арабских текстов. И еще сильнее это включилось с потоками паломников в Иерусалим.

Возникают легенды о Короле Артуре, во многом как переработки классических мотивов Овидия, а так же Тристан и Изольда (которая во многом была издевательством над новомодными рыцарскими традициями).

И это литература. Про арт и архитектуру я уже читал и второй раз не хочу.
Окей, на этом четвертый том все. Ждем (ждите) пятый через 2-3 месяца.
Закрыть