Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
25-05-2024 11:06 Золотая Орда. История в имперском контексте (с) Почекаев
Возвращаюсь.

Вообще тонна интересного, особенно учитывая, что я крайне слабо был знаком с темой. Как минимум я узнал что
1) Печально известная Битва на Калке не была частью захвата Золотой Ордой Руси, это вообще был отдельный поход и был он в первую очередь местью за убийство послов.
2) Поход Батыя на Русь тоже не был частью захвата Золотой Ордой Руси, потому что никакой Золотой Орды в тот момент еще не существовало, а была Империя Чингисхана и Батый действовал тупо по приказу Чингисхана, и вообще он шел в Европу, Русь ему просто по пути подвернулась, а монголы в целом там совершенно другими делами в это время занимались, у них вялотекующая война с Китаем шла и внутренние внутренние конфликты, и все это их значительно больше интересовало чем Русь эта ваша.
3) Наиболее порадовавшие меня темы, что монголы вообще были конфуцианами поначалу, а потом вообще стали христианами, более того провели самый эффективный крестовый поход в истории, чуть не уничтожили вообще всех мусульман в мире и спасли Византию. А мусульман - потом спасли крестоносцы, которые казалось бы пришли ровно с обратной целью.
Вообще само положение, когда 3/4 всех известных земель это одна и та же империя - это супер круто.

Окей, теперь Почекаев. Он довольно много пишет об отношениях Улуса Джуче с империей чингизидов, и я почти все это читал в прошлой книге, так что пропускаю.

Таким образом начинать имеет смысл с 1257 года, когда до развала империи остается примерно сорок лет, и в ней уже активная внутренняя война, и главой Улуса Джучи становится брат Батыя - Берке. При этом он впервые не получает одобрения у чингисхана, хотя и формально входит в империю - фактически становится независимым правителем. Он же первый из крупных монгольских ханов принимает ислам. Тут заметьте опять же насколько монголам было насрать на религию - они ведут мощный крестовый поход на исламский мир, при этом у них второй считай по силе хан мусульманин, и всем вообще наплевать, это считается его личное дело кому он там и как молится.

Забавно, что насколько на религию плевать монголам, настолько же на нее не наплевать условно западному миру, Византии, Руси той же.
В любом случае Берке как и Батый до него уклоняется от прямых битв за власть, предпочитая сидеть в своем богатейшем улусе и оттуда спокойно смотреть за зарубом претендентов. При этом чингисхану (который в тот момент Хубилай) не так чтобы это нравится, и он наверное прямой атакой сможет Берке и снести, но во первых это не точно, а во вторых ему для этого придется идти на коалицию других улусов что его ослабит, и хрен вообще знает на чью сторону они встанут. Короче он проиграет в любом случае от столкновения с Джучи.

В любом случае по мелочи ханы друг другу гадят, Хубилай отнимает китайские владения Берке, а тот в ответ убивает хубилаевских сборщиков налогов на Руси. В целом Берке пользуется спорностью отдельных земель (Азербайджана например) и выдавливает с них другие улусы, то есть ведет такую какбы гражданскую войну, но не за центральную власть, а за колонии.

В этой какбы колониальной войне Берке активно использует свое вероисповедание и берет в союзники тот же мамлюкский султанат, в то время как его противники (тоже монголы, но христианские) заручаются поддержкой Византии. То есть это условно можно считать внутримонгольскими религиозными войнами, но по факту опять же монголы просто используют религию как предлог, чтобы собирать коалиции.
В частности он использует ислам, чтобы подчеркнуть свою независимость от остальных улусов.

Забавно, что именно мусульманин Берке создает русскую православную епархию. Вообще отношения религий в тринадцатом веке это песня, стоило им завершить прямые попытки тупо убить друг друга в двенадцатом веке, и пошли попытки найти способы ужиться, в результате мы видим прямо очень странные интеракции.

Более того, как как практически весь цивилизованный мир в этот период входит в одну империю - огромное количество внутренних войн за власть прекращаются, и вместо этого местные правители направляют кандидатов в Каракорум за ярлыками на княжение, то есть война сменяется дипломатией. Это не только для Руси становится характерно, но для всех вообще. Забавно, что не входящая в монгольскую империю часть мира входит в ватиканскую и делает то же самое, но отправляет кандидатов в Рим (город). То есть конец тринадцатого века это короткая эпоха расцвета средневековой дипломатии.

При этом дипломатией активно пользуются и сами монголы, сплошь и рядом они поддерживают одновременно нескольких кандидатов на правление в колониях, добиваясь таким образом развала внутри в надежде что победившая сторона отдаст колонию правильному улусу.

В 1266 Берке умирает. После традиционного срача к власти в Джучи приходит его внук Менгу-Тимур (не путать с Менгу и с Тэмуром, это три разных человека, или нет, не знаю). Империя к этому времени совершенно становится федерацией независимых ханств, но формально опять же еще жива. Менгу-Тимур уже не мусульманин, но это не важно, он освобождает русскую православную церковь от налогов, делает это не просто так, а чтобы получить дополнительного союзника. Это же делает русских князей "царями", так как ранее для этого нужно было получать разрешение византийского патриархата.

Менгу постепенно трансформирует свой улус уже в полноценную самостоятельную империю, фактически превращая его в ту самую Золотую Орду. Он налаживает контакты с итальянскими торговцами (ганзейским союзом) через Черное Море и фактически делает Крым тем, чем мы его знаем сейчас.
В целом Менгу практически не ведет войн и концентрируется на торговле и дипломатии. Он постфактум считается первым ханом Золотой Орды.

Менгу умирает в 1280 году. В это время Улус Джучи укрепляет контакты с Византией, хан женится на местной принцессе, идут вялотекущие войны на Балканах, в основном реагируя на восстания.

В результате к концу тринадцатого века империя чингизидов стала набором империй, из которых сильнее всего выделялась китайская (под началом монгольской династии) и, скажем так, евразийская, собственно первая полноценная евразийская империя в мире - известная сейчас как Золотая Орда.

Империя эта была довольно миролюбивой, в отличие от чингизидской она не интересовалась экспансией и во многом напоминала Византию, она была так же условно-христианский (период ее ээ мусульманизации в тринадцатом веке был недолгим и под конец столетия завершился). Основным партнером этой империи была Византия, и видно что очень много где она брала с Византии пример, тоже погрузившись во внутренние дипломатические игры и внутреннюю борьбу за власть.

Короче сходство Золотой Орды образца конца тринадцатого века с будущей Московской Русью не заметить сложно. Сложно заметить чем они отличались, ну кроме названия столицы. И на этом я пока остановлюсь, мне хочется идти по странам последовательно, так что 14 век я продолжу на следующем витке параллельно с прочей историей европы.

А на этом у меня еще византия впереди и много прочего. И надо еще про ганзейский союз отдельно почитать, както я его пропустил.

В целом, снова повторюсь - очень очень очень интересно.
Закрыть