Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
18-09-2025 11:48 Иван Третий
Последняя часть.

Глава про Большую Орду (Она же Волжская Орда), ту которая со столицей в Сарае, и которая худо-бедно, но еще существует. С ней кстати Иван воевал еще в юношестве по заданию отца. Его тактика не менялась - выйти навстречу примерно до Оки, в степи не преследовать но из степей не выпускать, скармливать ей мелкие поселения, но не пускать к крупным городам.

Про Орду как вы знаете у меня были отдельные длинные записи, в двух словах - она до конца обращает на Русь крайне мало внимания. Во время Ивана Третьего она вообще занята войной с Крымским Ханством, которое внутриордынская версия Новгорода, мощнейший торгово-военный анклав. Ровно поэтому ордынца так часто уходили от Руси ни с чем, там постояв у реки или у ворот одного из замков. Они боялись что если сейчас грохнут свою армию об Русь, то ничего толком за это не получат, и потом крымские татары их додолбают.

Иван все это прекрасно понимает, он ищет союзничества с крымскими татарами и координирует с ними усилия против татар не крымских, ну там в процессе всякие Киевы им скармливает. У Руси этого периода нет интересов в Крыму, союзники ничем друг другу не угрожают, одни плюсы. Так что Иван поддерживает внутри Крыма промосковскую партию, все как обычно. Это все совершенно не мешало всем сторонам регулярно устраивать мелкие набеги друг на друга, надеюсь вы уже привыкли что в средневековой политике понятия "друг" и "враг" крайне размыты.

При всем при этом - Москва не хотела прямо совсем входить в единый военный союз с Крымом, не провоцируя таким образом ни Литву ни Сарай, Идея была в том, чтобы враги видели что у Москвы есть в рукаве туз, которым она если что воспользуется.

Все это осложняется, когда в 1475 году Крым захватывают турки, которые, как я уже писал, сами от Руси отличаются только тем, что раньше начали, и теперь ее обгоняют в развитии лет на 50-100 где-то. С другой стороны и соседи у них более серьезные. Между Крымом и Турцией неоднозначная политика (как и везде) в турции есть своя прокрымскотатарская партия, с поддержкой которой еще чуть позже крымский султан возвращает себе трон.
Кстати в Москве сидел не только казанский царевич, но и еще один крымский, ровно для тех же целей.

Договора с Крымом становятся важной частью Стояния на Угре, не позволяя ни самим "сарайским" татарам перейти в атаку, ни литовцам им помочь, потому что и те и другие ожидают в таком случае удар от крымского ханства. Без Крыма выходит Руси из-под Татарского Ига был бы значительно сложнее.

Набег Большой Орды кстати был не случайным, потому что татары узнали о склоке Ивана с братьями и надеялись что это не позволит московскому царю сконцентрировать войска. То есть чтобы вы понимали - политика пятнадцатого века это когда все обо всех прекрасно знают, у каждого правителя есть свои люди и партии при дворе всех прочих правителей. Все это мы конечно видим и в современной политике, к примеру нападение Азербайджана на Армению в тот период, когда Россия не может прийти на помощь. Но в пятнадцатом веке - все было ровно так же.

Тут надо понимать, что и сам сарайский хан Ахмат шел на Москву в 1480 году не от хорошей жизни. Он терял поддержку, территории и вассалов, и если раньше его главной надеждой было восстановление контроля над Крымом, теперь полуостров был под властью (и протекторатом) турков, тягаться с которыми уже никакая Орда не могла. Москва оказывалась самым слабым звеном. Можно было еще напасть на Казань, но она бы гарантированно обратилась к Москве (тем более что в Казани уже сидел агент кремля) и вдвоем да плюс с Крымом они бы Сарай додолбали.
Помощь сарайцам конечно обещала Литва - главный их союзник - однако она всегда обещала помощь и всегда с этой помощью "опаздывала".

При этом для Ивана вопрос скорее принципиальный, Сарай не требует так много - продолжить выкуп дани хотябы в урезанном виде, которую он сам же платил раньше, собственно и все. Требования совершенно выполнимые, в обратном случае Сарай угрожает поставить на московский трон более лояльных кандидатов, то есть это довольно похоже на ту войну, которую сама же Москва только что провела с Казанью.
Но Иван человек идеи, он заинтересован в постройке империи, и империя никому никакой дани платить не может, это ей все должны платить. Иван ставил на кон судьбу всей Руси, потому что решись татары на переход Угры, подойти им на помощь Литва, и Москва вполне могла повторить судьбу Твери, и возглавлял бы Русь кто-то другой.

Все это параллельно с продолжающимся конфликтом с братьями (но кстати Иван умудряется быстро с ними помириться), противостояния с внутримосковской протатарской партией (которая тоже естественно есть) которая выступает в том смысле что ладно, ну заплатим этот налог, жалко чтоли, и ударом ливонцев, которые видят, что Руси не до них. Здесь кстати на помощь приходят те самые дядья-сватья, которых уконтропопил еще Василий Темный, и которые искали повода восстановить влияние при Иване - поэтому они отправляются на тевтонских рыцарей. С ними кстати идет отдельный долгий процесс, веком позже, после Грозного, они станут костяком гражданской войны, той самой Смуты.

Стоянию на Угре предшествовало невиданное опять же для Руси единение, и нельзя сказать что достигалось оно чисто патриотизмом, важнейшую роль играли дипломатические усилия Ивана Третьего, который вынужден был расплачиваться деньгами и землями.

Татары кстати стояли месяц не просто так, они ждали литовцев, и не дождались. Как обычно. Чтобы склонить литовцев к непротивлению Москве, на них одновременно устроили набег с Крыма, небольшой, но чувствительный.

Стояние заканчивается на том, что наступают холода, и река замерзает, таким образом перестает быть барьером. Русские отступают в леса и татары не решаются их преследовать, после чего отходят сами. Уходя татары разграбляют ближайшие области Литвы, мстя предавшему их союзнику. Иван в это время отправляет небольшой отряд нападать на опустевший Сарай. Как обычно он не пропускает ни одной возможности, которая бы сыграла ему на пользу.
Плюс одновременно нападает совсем дикая Ногайская Орда, но это уже с Иваном Великим никак не связано. Собственно ногайцы Ахмата и убивают. Его дети снова переключатся на Крым и даже захватят его, прежде чем их выбьют турки (с участием все тех же ногайцев). Улучшение отношений Москвы с Крымом было приятным бонусом Стояния на Угре, всегда приятно когда твой союзник не платит дани твоему врагу.

В результате в 1502 году Крым с турками таки окончательно добьют Волжскую (Большую) Орду, что можно считать финалом вообще всей Империи Чингизидов. Остаются конечно другие ханства - Казанское, Крымское, Астраханское, Нагайское, Сибирское и так далее. С ними со всеми Россия будет постепенно разбираться. С Крымом аж еще триста лет, из-за влияния турков конечно.

В любом случае Москве как-то надо налаживать отношения с турками, но Иван долго не мог понять как, потому что московским союзником была Молдавия, оказывавшая давление на Польшу и Литву, отвлекая их внимание от востока. С другой стороны - Молдавия воевала с Турцией, и требовалось найти компромисс, чтобы не рассориться ни с турками (которые на секундочку контролировали важнейший черноморский торговый путь) ни с молдаванами.

Глава про Литву.
Литва в четырнадцатом-пятнадцатом веках в первую очередь расширялась, отвоевывая земли у татар. Она при этом воевала и со всем остальными окружающими, но значительно менее активно, скорее стараясь держать их самих в состоянии войны. Короче она делала ровно то же самое и Москва, и все остальные.
При этом так же как и современная Украина, Литва была разорвана между католическими западенцами и православным востоком. И с падением Византии и с ростом Москвы - этот разрыв увеличивался. Западенцы сильнее склонялись к Риму (и Польше), а восточные литовцы, те самые новоросы - к Москве.

Сопротивляясь этому, Литва так же поднимает лозунги собирания земель русских. И будь Стояние на Угре провалено, скорее всего в наше время никакой России бы не было, была бы Литва на ее месте, великая литовская империя.
Там конечно значительно более сложные клубок отношений, в который я не хочу вникать, потому что Литва мне не интересна. Половину пятнадцатого века главное занятие Литвы это разборки с Польше и Тевтонским Орденом, она (как и все остальные) повернута на запад.

После Стояния на Угре Иван Третий провозглашает для себя любимого новый титул - Государь Всея Руси (впрочем кое-где на монетах этот титул использовал еще Василий Темный). Все прекрасно понимают, на что это намек - что на очереди Литва. Но тут нужно понимать, что титулы штука растяжимая, правитель мог в одном письме называть себя одним титулом, а на следующий день в другом - другим. Это все часть дипломатической игры.

В любом случае промосковская партия в Литве в 1482 году (через два года после Стояния) поднимает восстание, но не достигает успеха. Продолжаются поддержанные Москвой атаки с Крыма. Литве остается только выдумать оскорбительное название для Руси - Московия - настолько успешное, что и используется в тех же целях и в наши дни.

Надеждой для литовцев были турки, которые продолжали нашествие со стороны Черного Моря, причем в первую очередь на Русь. Столкновение этих растущих энергичных империй воспринималось как война Нацисткой Германии с СССР. Однако как и в двадцатом веке, Москва успешно договаривается с другими империями, налаживая контакты как с Турцией так и с Германией. До поры до времени. Потому что основная ее цель - это именно Литва. Москва даже соглашается скормить Молдавию туркам в результате, только бы не переключать туда внимание.

В 1487 году Русь начинает военные действия против Литвы. Это как обычно не лобовое наступление, Иван Третий продолжает держаться за имидж защитника и покровителя, а что в результате его территории растут, это так, случайно выходит. Просто все очень хотят его защиты.
Поэтому война идет как набор пограничных конфликтов отдельных мелких князей, формально вассалов Ивана, которых ему "не удается приструнить". Все это конечно были провокации, Москва ждала что Литва даст сдачи, и Москва сможет выступить какбы в защиту своих вассалов. Или не выступить, там посмотрим. Поведение например похожее на пятидневную войну 2008 года.

При этом значительно более раздробленным (см средневековье) литовцам не удается выстроить единую линию обороны, чтобы устраивать свои собственные стояния не реках, не пропуская к себе врагов. В результате одни князья грабят других, и они, не видя помощи от Литвы - просят покровительства Москвы. Вин-вин ситуэйшен.

Иван пытается спрятать крупный конфликт за набором мелких стычек, захват за вялотекущим террором, он терпелив, целенаправлен, хитер и последователен. Главная его эмоция - разведенные в стороны руки "дак а что я могу поделать, это они сами". Мало того Иван еще жаловал перебежчикам литовские владения, которыми они по факту не владели, авансом. Сможете отбить - будет ваше.

Одновременно у Священной Римской Империи (читай - Германии) были свои интересы в восточной Европе, в первую очередь Венгрия. Главным их противовесом в регионе оказывалась Литва, и значит главным союзником - враги Литвы. В первую очередь Московская Русь. Таким образом Иван Третий становился заметным игроком уже во взрослой политике Центральной Европы. Идут даже разговоры о свадьбе дочери Ивана с Габсбургом (императором).

В 1492 Литву накрывает очередная волна наследственных споров, и Иван решает под шумок "вернуть часть земель, занявших неправильную сторону при развале Советского Киевского Союза Социалистических Княжеств". По словам Москвы никакой войны и не было, так, что-то там князья сами по себе решили резко переметнуться.
Не найти параллелей с событиями 2014 года - тяжело.

Литва принимается обсуждать свадьбу своего принца со старшей дочерью Ивана, приданным назначаются те самые отторгнутые княжества. Москва поддерживает разговор, но теперь ставит эти княжества как приданное со стороны жениха. Иван допускает, что православная княгиня, а потом и ее вероятный сын, может возглавить в Литве пятую колонну. В результате свадьба благополучно завершится и дочка Ивана станет королевой литовской и польской (правда коронована, из-за вероисповедания, не будет). Вообще жизнь девушки была не сахар, в Литве ее постоянно склоняли к смене веры и сильно не любили и боялись (и за дело), с другой стороны на нее давил отец, требуя трубашатать округу, работать очередным агентом кремля. Позже она сделает попытку сбежать в Москву, будет поймана и скончается в тюрьме.

Между государствами заключается мир, от чего еще часть отторгнутых земель закрепляется за Русью. Вялотекущая экспансия продолжается.
Впрочем у Литвы по горло других проблем, обостряется экспансия католичества (говоря современным языком, это аналогично расширению НАТО) ее внутренние католики требуют от православных смены веры, и все это будет продолжаться еще до времен Реформации, когда уже самому католичеству станет не до того.

С началом шестнадцатого века Москва продолжает концентрироваться именно на Литве. Стычки продолжаются, даже прямо серьезная битва при Ведроши, которая вообще одна из самых крупных русских битв этого времени. Литва пытается перетягивать на свою сторону Крым, но без успеха. Главная цель Москвы - Смоленск. Осада в результате выходит неудачной, что вообще крупнейшее военное поражение в жизни Ивана Третьего. В целом результат предсказуемый, Иван был уже стар и подготовился значительно хуже чем обычно.
К 1503 году Русь захватила примерно треть литовских территорий, однако статус их оставался не до конца ясным, сама Литва отторжения их не признавала, и в любой момент могла отвоевать назад.
Смоленск позже захватит уже сын Ивана Третьего, потом наступит Смута и все станет сложно. Толком продолжение экспансии на запад продолжится только в конце семнадцатого века.

К этому времени Иван уже занят поиском наследника и пресечением возможной гражданской войны.
К концу его правления Русь с одной стороны стала мощнейшей славянской державой, с другой - сплотила своих врагов, в первую очередь на западе. Принципиально имперская, она не без основания воспринималась европейцами как прямой наследник Золотой Орды, угрозу парламентским монархиям. Именно с этого времени начинается извечное противостояние с гадящими англичанкой, немкой, француженкой, тлетворным влиянием запада и тому подобным.

Глава лава про Прибалтику. Мне это все не очень интересно, там пробивание к северному торговому пути, опять же вялотекущая экспансия.
Глава про строительство, соборы, памятники. Наплевать.

Наконец-то глава про создание первого русского свода законов "судебника". Я думал об этом вообще не будет. Автор чрезмерно много посвящает внешней политике, что я какбы одобряю, но хочет чтобы при этом не игнорировалась и внутренняя. Единый свод законов это понятный процесс имперской унификации.

Глава о репрессия. Под конец книги автор свалил что попало.

Уже под конец жизни Иван определяется с наследником - Василием Третьим. Причем прописывает подробные инструкции о разделе земель. Все это я буду подробнее читать сильно позже в финале разбора шестнадцатого века.

Рокировки Ивана Третьего с сыном Иваном Молодым, книга почти не упоминает. Да и хрен с ними.

Я думал что-то написать в финале, но мне кажется все и так понятно с сабжем.
Таким образом на этой книге пятнадцатый век все. Как и все вообще средневековье. Перехожу к Новому Времени.

Касательно Руси, шестнадцатый век это будет Василий III, потом Иван Грозный, и потом смута, о которой я уже читал/писал, и которая закончится уже в семнадцатом. То есть два правителя, фактически.

На этом все.
Закрыть