У меня в списке стояла другая книга про ислам, рассказывающая про его современные направления, то есть уже в двадцать первом веке. Но ее еще надо сканить. В результате я пока что взял другую книгу, описывающаю историю ислама в двадцатом, что тоже в принципе интересно. Книга написана в 2004 году французским ученым, она вся очень post-10-11, и это ок. "
Двадцать лет тому назад написание такой книги было бы невозможным. Сегодня это необходимо"
Я кстати так и не понял, что у него имя, а что фамилия, но вы мне расскажете.
1745
Монархия Саудовской Аравии заключает союз с пуританским реформатором аль-Ваххабом, который борец за "изначальный ислам". Это можно считать началом ваххабизма. Само правительство Аравии с этого времени считает религию основой своей легитимности.
1857
Начало британской колонизации Индии.
1914
Во время первой мировой арабский халифат призывает к джихаду против колонизаторов.
1924
Ататюрк упраздняет арабский Халифат. На его месте появляется Турция. Таким образом на месте многовекового исламского объединения появляется первая национальная республика(?). Сама Турция при этом наследует отношение халифата к религии - как к важному институту, но при этом действующему строго в рамках (и под началом) светского правительства.
Из Мекки изгоняются Хашимиды. Паломничество становится менее сакральным делом, постепенно превращается в туризм. Количество паломников быстро увеличивается в двадцать раз, управляют процессом ваххабиты.
1926
Во Франции строят Большую Парижскую мечеть. Это одно из проявлений поддержки европейцами местных мусульман и противостояние объединению исламизма.
1927
Мухаммад Ильяс создает в Индии - Таблиги Джамаат (ака Таблиг ака Общество по распространению веры). Это не политическое движение, создающее образ жизни супер сурового мусульманина. Изначально движение рассчитано только на Индию, но быстро распространяется по всему миру. Во многом оно работает как попытка сельских мусульман, переезжающих в нарождающиеся города противостоять непривычному для них светскому образу жизни вне обычной общины. За следующие полвека Таблиг создает широкую сеть филиалов, которой позже воспользуются исламисты как раз таки желающие брать власть.
Впрочем это не единственная организация такого типа (такие есть в любой религии).
1928
Еще в колониальную эпоху Хасаном Аль-Банны создается организация Братья-мусульмане, которая, выдвигает идеи объединения мусульманских стран.
За неимением политической объединяющей силы (которой по идее должен был быть халиф, и которая пропала с развалом халифата) - Братья-мусульмане объявляют, что объединяющим центром мусульман, фактически конституцией - должен быть Коран.
Изначально организации покровительствует король Египта (колониальная администрация) таким образом уравновешивая националистов.
1941
Маудуди создает в Индии партию Джамаат-и ислам (см абзац ниже). Он первый в двадцатом веке видит в исламе не только религиозную силу, но политическую. При этом его партия действует совершенно легально.
1945
Независимость провозглашается в Индонезии. Правительство пытается следовать примеру Турции, но в результате приходит к компромиссному варианту между светско-националистической и религиозной властями. Позже в период 1949-1962 исламисты попытаются создать партизанское движение в Индонезии, но будут разбиты. И позже в 1967 в власть стране захватят военные.
1947
Маудуди создает Пакистан. Маудуди фактически создает (возрождает) национальный язык Пакистана - Урду (по примеру еврита). Создание Пакистана сопровождается резней.
При этом, концепция Маудуди в том, чтобы по примеру Израиля создать государство для мусульман, но при этом сделать его почти светским и таким образом одинаково комфортным для мусульман любой степени умеренности. Маудуди выступает категорически против как национализма, так и против радикального исламизма.
1949
В процессе развала колониальной монархии Египта убивают Аль Банну. В результате организация Братьев-мусульман уходит в подполье и в бега.
1952
Националистическая организация "Свободные офицеры" Джамаля Насера захватывает власть в Египте.
1954
Братья-мусульмане совершают попытку убить Насера. Он в ответ уничтожает верхушку организации, и следующие десятилетия ее остатки в эмиграции закручиваются вокруг Сийда Кутба. Теоретика современного исламизма, совмещающего идеи Аль Банны и Маудуди.
Национализм оказался для Египта более перспективным чем исламизм, потому что предлагал более реалистичные перспективы.
В отличие от Аль Банны, действовавшего в легальном поле, лично знакомого с монархом, Кутб отрицает сотрудничество с любой властью, не готовой признать Коран как единственный закон. Всех сторонников таких властей Кутб отказывался считать мусульманами вообще, они считались еретиками. То есть организация еще более радикализировалась.
1961
В поднимающейся на нефтяных доходах Аравии строят Мединский Университет, который становится кузницей идей для ислама двадцатого века. Позже это становится основой так же для исламской банковской системы. Во многом это становится олигархическим направлением ислама. Оно естественно противостоит социалистам и выступает на стороне западного блока.
1962
Иранский аятолла Хомейни становится оппозиционером к местной монархии (которая пытается к примеру - дать избирательные права женщинам, что конечно недопустимо). Он обвиняет шаха в продажности европейцам и за это высылается в Ирак.
В Мекке создается Лига Исламского Мира - учреждение специально заточенное под "ваххабизацию" ислама и противостояние националистам Насера. Это во многом ответ на политику Насера, направленную на подчинение церкви государству.
Независимость получает Алжир.
1966
В Египте вешают Кутба. Он, Маудуди и Хомейни добивались создания исламского государства. До них в 60х существовали две основных концепции исламизма - светской, а так же чисто религиозный, не желающий влезать в политику.
Кутб проповедовал радикальный разрыв с существующим порядком, что привлекает на его сторону молодежь.
Хомейни смог совместить и то и другое, во многом благодаря чему исламская революция победила только в Иране (и позволила создать сильнейший исламский центр в мире).
До семидесятых, в мусульманских странах господствует национализм, использующийся местными элитами для противостояния колонизации и поддержания независимости.
Именно против этих националистов выступили Кутба и Маудуди. А точнее против олигархата, поделившего страну (страны) поле ухода колонизаторов.
В некотором смысле (во многих смыслах) исламизм стал аналогом коммунизма, либерализма и фашизма. С тем отличием что либерализм сработал как объединяющая страны идея. Коммунизм, с горем пополам, но тоже где-то сработал, еще хуже - фашизм. А вот исламизм вообще никак ни в какую, так что вместо единого халифата мы получили Ирак, Иран, Аравию, Кувейт, Сирию и прочих.
1967
Мусульманские (националистические) режимы (монархии в основном) делают попытку снести Израиль, но фейлят в процессе (Насер в результате подает в отставку, но потом передумывает. Это поражение вызывает дискуссию внутри остатков Братьев и отколовшихся от них террористов, окопавшихся в Аравии и Иордании. Это же приносит им небывалую поддержку.
В шестидесятые большинство мусульманских королевских режимов разваливается и становится либо умеренно социалистическими сателлитами СССР, либо условно демократическими сторонниками запада.
К концу шестидесятых в мусульманских странах представлен широчайший спектр взглядов на религию и ее участие в жизни общества.
1969
Приход к власти Ясира Арафата и радикализация Палестины. Что приводит к черному сентябрю 1970 года, когда левые палестинцы пытаются выступать против короля Аммана, и огребают от него.
Умирает Насер, до конца оставаясь крупнейшей фигурой мусульманского национализма. Его преемник Садат - снижает нападки на исламистов, пытаясь добиться баланса между культистами, нациками и левыми.
Создается Организация Исламской Конференции, координирующая силы исламских государств (в первую очередь против Израиля). В 1973 эта организация создает Исламский Банк Развития. Так же организация контролирует паломничество в Мекку.
Антикитайские волнения в Малайзии приводят к исламизации страны в следующие два десятилетия (как и на ближнем востоке - они выступают против националистов и королевской власти). К концу века это приводит аж к электронной полиции нравов, которая может просканировать мужчину и женщину и тут же пробить по базе - женаты ли они (и наказать, если где-то тусуются неженатые).
1971
Хомейни сводит свои лекции в единый том "За исламское правительство". Он проживет в Ираке до 1978 года и потом еще год во Франции.
Из ссылки Хомейни утверждает, что монархия Ирана должна быть свергнута, и вместо нее должна быть власть священников (до этого он считал, что нужно мириться с дурным правительством в ожидании мессии, который все разрулит). Во многом смена его мировоззрения базируется на трудах малоизвестного мусульманского интеллектуала Шариати.
У Пакистана есть свой Израиль - это Индия, война с которой заканчивается поражением, в результате от страны отделяется Бангладеш, и как и остальные мусульманские страны - все это добро начинает уходить в более суровую религиозность. К власти приходят военные (сам Маудуди еще жив, и помрет только в 1979).
1972-1973
По арабским странам (Египет, Тунис, Алжир, Марокко) прокатываются студенческие выступления с требованием возобновить атаки на Израиль. Это приводит к октябрьской войне. В результате все стороны считают себя победителями, но сильнее всего выигрывает Аравия, которой удается взвинтить цены на нефть. Аравия использует эти деньги чтобы продвинуть ваххабизм, и так же становится центром единого "мусульманского пространства", условного гипотетиеского "мусульманского государства".
1975
Начало гражданской войны в Ливане, которая будет идти еще аж 15 лет. Страну сотрясают войны между христианами и мусульманами, потом ее оккупирует Сирия, в конечном итоге там уже вообще все воюют друг с другом.
1977
Садат пытается угодить всем, одновременно и поддерживая исламистские движения и подписывая мир с Израилем. Последнее делает его чуть ли не врагом номер один среди людей, на которых его власть опирается.
1978
Власть в Афганистане захватывают местные коммунисты, и тут же просят поддержки СССР. Противостоящие им войска называют себя моджахедами.
1979
В Иране проходит революция, и провозглашается Исламская Республика. У власти - Хомейни. Он основывает Партию Исламской Революции. Это главное событие для ислама в семидесятых. Иран не настолько поднимается на нефтяных доходах как Аравия, но тоже очень прилично. Иран (шиитский) и Аравия (суннитская) становятся двумя оппозиционными центрами исламского мира.
Иран демонстрирует, что внутренние силы, опирающиеся на религию способны свалить режим, пользующийся поддержкой США.
Практически одновременно проходит вторжение СССР в Афганистан. Противостоя Советам, США (вместе с Аравией и Пакистаном) начинает поддержку радикальных мусульманских движений. Оба этих события фактически делают маргинальную концепцию войны против неверных за создание Исламского Государства (читай - восстановление халифата) из маргинального движения - мейнстримом.
Фактически это было совмещение антисоциалистических движений и антиимпериалистических (после того как национальные монархии показали себя несостоятельными в войне с Израилем, а пост-монархические правительства несостоятельными вообще ни в чем). Плюс в странах идет серьезный прирост населения (40-60%), что почти всегда приводит к социальным взрывам, к 1975 году более чем половине жителей мусульманских стран не исполнилось 24 лет. Все это накладывалось на урбанизацию, всеобщую грамотность, развитие сми, на самом деле очень похожие процессы происходили в то же время в Китае. Эта молодежь подхватывает идеи Кутба, Маудуди и Хомейни (последний в вскоре ставится ими во главе Ирана). Но, что важнее, она оказывается вместе с набожными элитами.
Саудовские оппозиционеры нападают на мечеть в Мекке, пытаясь выбить оттуда ваххабитов. Неудачно.
1980-1988
Война Ирана с Ираком. Изначально Саддам Хусейн хочет воспользоваться беспорядками у соседа (Хомейни наведет порядок только к 1983) и откусить кусок. Плюс его поддерживает Аравия. Плюс Хусейн светский а не религиозный диктатор. Вокруг Ирака объединился весь Ближний Восток кроме Сирии (и конечно Израиля), плюс и европейцы тоже помогают Хусейну.
С другой стороны Иран хочет возглавить объединение исламского мира, и делать это естественно помимо желания местных царьков.
1981
Поддерживаемые саудитами исламисты убивают Садата, однако власть в Египте захватить у них не получается. Президентом становится Мубарак.
1982
Мусульманские протесты начинаются во Франции последователями иранской революции. Большая парижская мечеть передана под управление ливийцам. Похожие выступления идет почти во всех мусульманских странах. Однако выливается только в постепенную исламизацию палестино-израильского конфликта (там создается партия "Исламский джихар" и вечной ливийской гражданской войны (где создается Хесболла). Да - Палестина изначально была смешанной мусульмано-христианской.
В этом же году Израиль тоже залезает в ливийскую войну, что так же задевает и Палестину (она до этого исключительно себя на антиизраильском фронте не проявляла), разрушая ее инфраструктуру. (Впрочем тогда в эту войну вступают и европейцы, короче все-все-все.)
1983
Хезболла проводит нападения на европейские войска в Ливане. Жертвы настолько внушительные, что европейцы поспешно выводят войска. Ливан возвращается под власть Сирии. Это фактически продолжение наступления Ирана (который поддерживает Хесболлу) на европейскую власть на Ближнем Востоке. Эта организация начинает регулярный захват заложников и уже террор-террор. В основном терракты используются спецслужбами Ирана как ответ на давление всего окружающего мира.
1984
Абдаллах Азам создает Бюро обслуживания моджахедов, с помощью которого координирует финансовую поддержку США, Араваии и остальных в Афганистане. Он популяризует идею джихада против Советского Союза. Так же он использует Афганистан как тренировочный лагерь для "бойцов джихада".
1985
Ирангейт как второй пример влияния Ирана на политику США. Первым был захват в заложники американского посольства, который продлился полтора года и во многом утопивший президентство Джимми Картера.
1987
Расцвет антиизраильских настроений в Палестине.
Одновременно Иран поддавливает на Аравию, пытаясь в том числе отжать управление Меккой. Происходит столкновение с саудовской полиций время хаджа. Гибнет 400 человек. Иран требует, чтобы саудиты освободили Мекку, если не могут гарантировать безопасности паломников, но поддержки не находят. В результате они бойкотируют хадж совсем.
Во главе Афганистана становятся местные силовики.
1988
Конец ирано-иракской войны, где обе стороны в целом остаются ни с чем (обычное дело для большинства войн кстати). После этого Иран вынужден отказаться от своих наполеоновских планов, война полностью вымотала его.
Массовые студенческие волнения в Алжире. Спустя год там создается Исламский фронт спасения. Изначально это компромиссный орган, с помощью которого правительство пытается удержаться. Однако организация быстро набирает поддержку, правительство переходит к репрессиям, организация уходит в подполье и становится террористический. Это на самом деле стандартная последовательность событий. В результате уже к 1990 исламисты в Алжире побеждают на выборах и трансформируют страну сами понимаете во что.
1989
Выход советских войск из Афганистана. Как и в случае с Ливией, в результате войны страна поделена на зоны, контролируемые кем попало, никакого исламского государства на такой территории не построишь.
Военным переворотом власть в Судане захватывают исламисты. В основном это идет падение лояльных СССР режимов вместе с падением самого СССР.
Умирает Хомейни, так и не сумев пошатнуть гегемонию саудовцев. Перед смертью он выносит требование казнить британского автора "сатанинских стихов", что выливается в резню. Это первый пример нарождающейся исламской инквизиции. В это время в Европе вырастает второе поколение детей беженцев-гарстарбайтеров мусульман, которые (в отличие от первого поколения) хотят политических прав.
1990
Саддам Хусейн вступает в Кувейт, оккупируя его практически без жертв. Начинается война в заливе. США с территории Саудовской Аравии наступают на Ирак. Традиционно светский диктатор, Хуссейн с начала этой войны объявляет себя религиозным лидером, который выступает против американских марионеток саудитов, а саму войну - джихадом. Это раскалывает гегемонию Аравии.
1991
Распад Советского Союза.
Одновременно Лондон в девяностые превращается в координационный центр исламизма.
1992
Религиозно-гражданская война в Боснии, как следствие распада Югославии двумя годами ранее - приводит к довольно светско-мусульманскому режиму, не желающему следовать примеру стран Ближнего Востока.
Очередная гражданская война в Алжире (будет идти до 1998) - столкновение призывающей к действиям молодежи и не желающих потрясений элит, в результате которого побеждают последние. Еще один пример неспособности радикальных исламистов получить народную поддержку даже в ситуации долгих гражданских войн.
Гражданская война в Сомали перетекает в войну мусульман с американцами, в результате которой США выводят (немногочисленные) войска.
1993
Заключение израильско-палестинской декларации о принципах и созданию в Газе автономной палестинской администрации, во главе которой становится Арафат. С окончанием джихада в Афганистане - центр внимания джихадистов переместился на Палестину. Там появился Хамас.
В виде реакции на критику исламистов к саудитам (касательно их действий во время войны в заливе) - те еще более исламизируются, подписывая "предупредительный меморандум". На этом поднимается Бен Ладен и впервые - идеи джихада против Америки - салафизм. Это в основном люди прошедшие через школу Афганистана и крайне недовольные участием США в войне с Ираком. Одновременно зарождаются талибы, в целом стоящие примерно на тех же позициях. Но салафиты это скорее саудовцы, а талибы - афганцы.
Терракт в торговом центре - тех самых башнях-близнецах.
1994
Начало первой чеченской.
1996
С уходом СССР коммунистическое правительство Афганистана само по себе держится еще почти десятилетие, но наконец-то сдается под атаками талибов (ака моджахедов). Там провозглашается Исламский Эмират.
Бен Ладен становится символом разрыва саудитов с американцами. До этого он работал на американцев в Афганистане, создав организацию Аль-каида и порвав с ними (а так же и с саудовцами) после войны в заливе. Он выпускает "Декларацию о джихаде", где описывает джихад по отношению к Америке. Годом позже он создает Международный исламский фронт против евреев и крестоносцев, где клеймит "сионистско-крестоносный альянс" no kidding.
Приход к власти Нетаньяху в Израиле, на фоне постоянных террористических актов со стороны Хамаса и убийства прошлого премьера (но не исламистов а евреем). Ужесточение палестино-израильского конфликта, блокада палестинской автономии.
В Турции премьером назначен исламист Эрбакан, но в том же году подает в отставку под прессингом внутренних демократов.
1997
Апогей нападений на туристов в Египте, в результате которой радикальные исламистские движения раскалываются и теряют поддержку.
1999
Вывод российских войск из Чечни.
В финале автор выводит, что исламистское движение к началу нулевых на спаде и серьезной политической силой уже не будет.
Окей, в целом, феерическая книга, мощно копает в тему, которую я почти не знаю. Написана при этом убористо, адски скачет по десяткам стран, по времени туда-сюда (я попытался в посте как-то разложить по хронологии хотя бы какие-то основные вехи). Я ухватил ну может одну десятую в лучшем случае.
В ней еще безумное вступление, которое подразумевает, что ты уже всю книгу прочел перед этим вступлением, иначе ничерта непонятно.
Я понемногу буду вникать в тему далее, она интересная.
Arcane s2e7-9
[Print]
nePu6kin