Journalist'ы.spb
Journalists_spb
клуб заведен 14-04-2004
постоянные читатели [71]
afyna, amultie, April, Arhont, Blue Lily, Brig, chum, Cinik, croix, Daring spy, di, Dreamtiger, Dzensin, Electroid, Elfijka, Gloria, Grimble, Hana Solo, huSSy, iona, journalina, Juliannna, KillerQueen, KOMyTpaBKu, koshka v okoshke, Leave-me-alone, leeHKA, Leonid_Dickman, Markovna, Michel, Milada, MMM, mymy, NoVli, obstinate, Platuss, ps_, RedL1ne, Shapa.SPB.RUS, shkalik, shoo, smirnoffff, SuRePkA, thanq, TonyS, took, Uliss, Ulitkin, uzus, When I was mad, Zealot, Аспирантка, драгз ж_ру, Духовные происки, Журналисточка, Ирча, июнь, Королева Кошка, кусок неба, лу, Махури, Риана, Роланд, Скромняга, Солнышка, Спорт-бар, Хакунаматата, Шива, ШоПоГоЛИК, Ю-ю, Я презираю себя
хранители [4]
di, NoVli, Shapa.SPB.RUS, Zealot
участники [38]
Aglaia, Alligator, April, Avana, croix, Daring spy, di, Frau Braunberg, gur, littleBe, Michel, MK_Dasha, mymy, NoVli, obstinate, radioserfer, RedL1ne, Shapa.SPB.RUS, Soul, Sunsai, Teri Grander, TonyS, took, Ulitkin, vasilek_byl, Zealot, Журналисточка, кусок неба, Леди независимость, Махури, МЯУ навсегда!, Принцеска, Риана, Роланд, Фламиника, Шива, ШоПоГоЛИК, Ю ли Я
закладки:
цитатник:
клуб:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
26-02-2005 00:12 Леди независимость » фильм
Турецкий гамбит

Жанр: Детектив/ Приключения/История/Война

Режиссер: Джаник Файзиев

В ролях: Егор Бероев, Ольга Красько, Александр Лыков, Марат Башаров, Владимир Ильин, Дмитрий Певцов


Относительно литературы, условно говоря, «исторической» в российском кино художественные блага распределены крайне неравномерно. Вот, например, Борису Савинкову невероятно везет с экранизацией его произведений («Исчадье ада» и «Всадник по имени Смерть» – тому подтверждения), а Борису Акунину с экранизацией его произведений столь же невероятно не везет, хотя сценарии по савинковским скриптам пишут люди, родившиеся через много лет после смерти автора, а сценарии по акунинским романам создатель последних пишет сам. Александр Адабашьян определенно «запорол» «Азазеля», утонув в вялой эстетской конспирологии и завербовав на роль Фандорина глупого, сладкого и бездарного мальчика по имени Илья Носков. Однако после просмотра «Турецкого гамбита» «Азазель» показался мне не таким уж и плохим, поскольку «Турецкий гамбит» – более чем двухчасовое непрерывное изнасилование одноименного романа.

Конечно, любой сценарист и любой режиссер волен делать с литературным первоисточником все, что ему заблагорассудится, – как сказали бы юристы, он в своем праве. Можно перенести действие «Дяди Вани» в Англию («Август» Энтони Хопкинса), героев Томаса Миддлтона, младшего современника Шекспира, перебросить на три с половиной столетия вперед – в мир панковской эстетики («Трагедия мстителя» Алекса Кокса), а Гулливера поместить в сумасшедший дом – по примеру его создателя Свифта («Путешествия Гулливера» Чарльза Стерриджа)… так вот, можно проделать все это и нисколько не потерять в энергии, проникновенности и умственном составе, если исполнено сие будет с талантом и со смыслом. У экранизации «Турецкого гамбита» талант и смысл только один – собрать побольше денег с населения, и ради этого из романа выкорчевывается вся интеллектуальная составляющая, уничтожаются превосходные диалоги, а взамен добавляется трюков, погонь, перестрелок и мордобоя. Получается своего рода «облегченный вариант» – для падких на дешевое зрелище пошляков и тупиц.

Акунина при написании данного сценария (кроме, конечно, влияния скудоумных продюсеров) больше всего подвела… собственная сюжетная изобретательность. Поскольку очень многие читали роман и знают, что главный злодей, замаскировавшийся гений турецкого шпионажа Анвар-эфенди, носил маску французского журналиста мсье д’Эвре, Акунин решил переиначить интригу, так что в фильме Анвар-эфенди носит маску совсем другого персонажа (какого, уж так и быть, не скажу, хотя это кое-что объяснило бы в данной рецензии). А перемена маски главзлодея повлекла за собой глобальное изменение стиля и смысла. Безвозвратно погибла вся историософия, ибо Анвар в романе – не мелкий ближневосточный пакостник, а мыслитель, много лет проведший в Швейцарии (как князь Мышкин) и готовый принести Турцию в жертву, чтобы западная «цивилизация» победила русскую «дикость» (в этом, собственно, и состоял «турецкий гамбит»). Исчезли все парадоксальные для западного уха рассказы д’Эвре–Анвара об устройстве турецкого общества и монологи шефа жандармов Мизинова, полные доходящего временами до черной виртуозности акунинского юмора («Четыре дня спустя султан стал подстригать себе бороду маникюрными ножницами, да так неудачно, что перерезал вены на обеих руках и немедленно скончался»).

Варвара Суворова из вольнодумной барышни с феминистско-народническим туманом в голове превратилась в банальную светскую куклу с романтическими завихрениями, хотя Ольга Красько сыграла ее вполне неплохо (как и все актеры в этом фильме). Религиозное перерождение материалиста Пети, как и его неудавшееся самоубийство, естественно, кануло туда же, куда и все остальное. Соответственно в госпитале Варя очутилась не вследствие обморока, вызванного тифом и известием о смерти жениха, а по причине крушения повозки, расстрелянной турецким шпионом. Еще вездесущий шпиён умудрился зверски застрелить новопридуманного Петиного друга вольноопределяющегося Лунца, интеллигента-гомосексуалиста, и его столь же юного безымянного наперсника, когда Фандорин застал парочку в неловком положении с целью допросить Лунца про шифровку (в романе гомосексуальная тема связана с жандармским подполковником Казанзаки, однако фильм делала «Студия ТриТэ Никиты Михалкова», а Никита Михалков как барственный радетель российской государственности не допустил бы такого позора, вот и пришлось срочно зачислять в педерасты гнилую и хлипкую интеллигенцию). К диверсионной ружейной пальбе очень кстати добавилось и бегство на воздушном шаре, привязанном к безрельсовому поезду, – это куда как эффектнее, чем всякие пустопорожние романные разговоры о смысле общественного переустройства.

Безусловно, данный фильм должен был снимать человек с продуманной авторской позицией и художественным чутьем. Вместо этого на роль режиссера назначили Джаника Файзиева, скучного ремесленника, клепавшего для Первого канала бесцветные и ни на что не годные сериалы вроде «Остановки по требованию» (как директор по кинопроизводству Первого Файзиев однажды заявил, что основной зритель для него и его канала – работающая семейная женщина с подрастающими детьми: в самую точку!). Подумав (если это слово вообще здесь уместно), Файзиев сделал ставку на бесперебойный экшн и массированные спецэффекты. Спецэффекты, кстати сказать, получились отличные, для России вообще невиданные, но только зачем они, скажите на милость, в экранизации Акунина?! Зачем было брать ураганный темп и ритм «Властелина Колец» и «Арсена Люпена» (а влияние этих двух фильмов чувствуется буквальное, на уровне монтажа и раскадровок), если на экран переносится изящный иронико-политический детектив?.. Ответь! Не дает ответа…

www.kinoafisha.spb.ru


Состояние: кто хочет или уже видел?

отредактировано: 26-02-2005 00:14 - Леди независимость

Комментарии:
26-02-2005 00:41
sinner
воскресенье на этот фильм скорее всего пойду
камРАДка
ага))надо, однозначно положительные отзывы от тех, кто уже видел
26-02-2005 02:17
Камрад-Флудер '05
Тоже пойду,ж если степуху дадут!
26-02-2005 19:38
Рыжая ди
хочу сходить, но тока как деньги будут....
Камрад
Уже сходила! вроде понравилось,но это не Фандорин,сделали просто кино для развлечения,никакой это не детектив! сидя в зале,мы с подругой довольно бурно обсуждали,что в книге было так,а что не так, так что нас попросили даже немного помолчать! но посмеялись мы от души
good girl gone bad
Полностью согласен с автором! Мне Фандорин представляется совершенно другим человеком, нежели актер в фильме!
камРАДка
да, кино хорошее, но опять же для тех, кто книгу не читал как и Ночной Дозор
Закрыть