!ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!
Если вы не знаете, кто такой Нил Стивенсон, что такое нанозиты, и чем отличается некромант от нейромансера - то дальше читайте с осторожностью, или вообще не читайте.
Читаю я киберпанковское "2048". 2048 - это такая сказка для детей с компьютером, возраста пятнадцати-двадцатипяти лет, которая полна желания просвятить читателя, ознакомить его с прекрасным и отвратительным миром новых технологий и утвердить в его сознании некоторые ценности ;)
Далее идут некоторые выводы, которые в большей или меньшей мере приложимы к тем произведениям, что я читал - а читал я Нила Стивенсона, Гибсона, Лукъяненко. К этим выводам меня подтолкнуло чтение 2048 - которое я мало-помалу начинаю считать одним из худших примеров киберпанка.
1. Киберпанк основан на гиперболизации некоторых технологий (нано, гено и информационных, и идей (искуственный интеллект, например) и претендует на попытки доведения их до логического конца. В этом помогают некоторые гипотетические предположения, типа наличия бесконечно мощных источников энергии и искусственного интеллекта (без которых вся киберпанковская вселенная была бы кучей силиконолома ;).
Такое в фантастике уже было и давно прошло - это космические саги про корабли с фотонными двигателями, про прыжки в гиперпространство, про бластеры, мазеры, факеры и космических монстров. Потребителями такого продукта ясно кто является ;)
Популярность киберпанка объясняется во-первых - относительной новизной и во-вторых - относительной актуальностью. Актуален он постольку, поскольку компьютер сейчас имеется практически у каждого любителя киберпанка. Степень актуальности и новизны зависят от осознания пределов технологии. Думаю, что и биогенетики и нанотехнологи и простые компьютерщики найдут в киберпанке массу различных заманчивых глупостей.
2. Придёт ли на смену киберпанку какой-нибудь киберарт? В принципе, некоторые произведения Стругацких, Бредбери, Азимова, Саймака почти так же вечны как и повести Фёдора Михайловича Достоевского, т.к. они посвящены решению извечных проблем, рассмотрению любопытных гипотез и парадоксов. Погружение в среду при помощи различных технотрюков у них, конечно, имеется, но редко он выполняет функции отличные от мебельных. Киберпанк же (2048, например) наоборот, похож на рекламные журналы.
3. Киберпанк достиг совершенства в создании новояза. Кроме этого, киберпанк без фантазии берёт всё что угодно и раздувает до размеров совершенно невероятных. Киберпанковская вселенная заполнена гигантскими резиновыми макетами идей, живущих в наше время. Никаких попыток предсказания качественного развития нет, есть наглое преувеличение безо всякого смысла.
4. Мир киберпанка в котором живут киберлюди - это гниющий скелет того мира, в котором живём мы. Предполагается, что технологии сделали корпорации мощнее государства, что привело к анархии, мировой войне, геноцидам, морам, язвам и гладам. Выжившие и дети выживших - всяческие мутанты, дегенераты и просто хорошие парни - живут и радуются тому, что живы. Те, чьё, ДНК повреждено менее чем на 25 процентов - становятся героями и героинями киберпанка. Цель их жизни - заработать побольше кредитов/мегаваттов и переехать жить на пристойный континент, с хорошей экологией, охраной и уровнем жизни. Идеально - стать при этом членом мощной корпорации, или даже лордом-акционером.
5. По настоящему важными вещами в киберпанке являются: деньги, мегаватты, вычислительные мощности, объём памяти, скорость доступа, уровень привилегий, класс развития искусственного интеллекта (это вместо ОС), оружие и нанозиты. Остальное - религия, принципы, психология - никакого значения, кроме декоративного, не имеет.
Пока всё.
Мораль выведу позже.
Наркотики, которые формирую...
[Print]
Гость