Фрактал маньяка
OldBoy
дневник заведен 19-07-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [68]
Интернет, психология, книги, чтение, буддизм, хокку, Питер, мосты, самосовершенствование, дзен, философия, история, восток, наука, афоризмы, Религия, бытие, коммунизм, фашизм, античность, экзистенциализм, Третий Рейх, контркультура, Нацизм, свобода выбора, идеология, Инструментальная музыка, тоталитаризм, постмодерн, метафизика, Борьба самбо, Марксизм, артхауз, письмо, субкультура, онтология, дискурс, язык искусства, эротика текста, социальная синергетика, нарративная логика, Постструктурализм, Смерть автора, диалектика, Концепты, Самоидентификация, Пустой знак
27-10-2005 15:47 Артхаус
В тёмной комнате на белой простыне полтора часа удовольствия.

Эта тема носилась в воздухе, словно Дух Святой над водой.
Вопросы назрели, тема актуальна. Поэтому выскажусь. Постараюсь не грузить.

Другое кино

Так что же такое "артхаус" и как я это понимаю?
Сразу оговорюсь, что задать чёткие рамки и втиснуть целое направление в жёсткую дефиницию, у меня вряд ли получится. А такой задачи я и не ставлю. Но чтобы иметь хоть какое-то представление, набросать хотя бы контуры, было бы вполне уместно.
Начну с того, что такое направление, как другое кино или как говорят многие кинокритики "Arthouse" - это, прежде всего, некоммерческое, малобюджетное кино, которое не является массовым и которое не гонится за большими экранами и кассовыми сборами, не претендует на зрелищность. Артхаус - это, конечно, кино не для всех. Это авторское кино. Тем оно и отличается от голливудского, что упор делается не на зрелищность, а на смысл. Кино с глубинным смыслом, с размышлениями на тему человеческого существования, осмысленности бытия, в котором спецеффекты сведены до минимума, либо отсутствуют вообще, но в котором режиссёр через монологи главного героя, через диалоги персонажей, через зафиксированные на камеру картинки доводит до зрителя определённую идею.
Другое кино - это режиссёрская находка, задумка, замысел, проповедь, послание зрителю, мессидж.
Это кино, которое заставляет зрителя задуматься, либо сражает своим натурализмом, откровенностью, открытостью, простотой. Кино, которое показывает жизнь без прикрас, такой, какая она есть. В какой-то степени происходит освобождение от тех идеологических тараканов в голове, которых насадила и вырастила массовая культура.
Ну, и, наконец, артхаус - это проблемное кино!
Это интеллектуально-пафосное кино,
"психологическое" кино, кино-философия,
кино-настроение, кино-чувство, кино-мысль!
Вот такие, на мой взгляд, самые общие черты направления артхаус.

Артхаус как альтернатива Голливуду

Журналист газеты МК: Как вы относитесь к Голливуду, к "Оскару"?
Ким Ки Дук: Я считаю, что Голливуд - просто предприятие, которое гонит кино, чтобы получить наибольшую прибыль. А "оскаровские" академики не могут даже себе представить, что снимают во всем мире. Для меня же самой большой наградой будет, если кто-то в какой-либо стране получит такое впечатление, чтобы пронзило сердце, и тогда я буду счастлив. Я считаю, что Американская киноакадемия не способна увидеть и оценить кино всего мира. Голливуд - это скорее экономическое предприятие, заинтересованное только в извлечении прибыли. А об "Оскаре" я и не мечтал никогда. Главное для меня - создать достойную картину, которая смогла бы вызвать сильные эмоции хотя бы у одного зрителя и проникнуть в самое его сердце. Если это произойдет, я буду по-настоящему счастлив.

На искусстве всегда делали деньги. Современный шоу-бизнес обогатил создателей зрелищ, но одновременно поставил их в зависимость от технологий и капитала. Без денег нельзя снять фильм, но главное, его невозможно показать публике, не имея поддержки инвесторов. Совершенно бездарные авторы и посредственные исполнители могут быть раскручены с помощью мощной рекламной компании, посредственные актёры превращаются в звёзд кино, а по-настоящему талантливые могут быть привлечены для разыгрывания бездарного сценария. Более того, бездарный актёр на роль звезды подходит больше, нежели талантливый. Почему? А потому что он удобней, им легче управлять. Ведь чем меньше у звезды настоящих творческих данных, актёрского мастерства, таланта, тем больше она зависит от продюссера, от рекламы, от организации, гарантирующей кумиру публики его популярность и доходы. Персонаж с кинофильма становится культурной нормой для массового общества. Этаким ходячим образцом. Точно так же, как реклама закладывает нормы потребительского поведения, киноискусство создаёт нормы и стереотипы поведения культурного. Вопрос в восприятии этого мейнстрима, личного отношения к нему. В сфере культуры постоянно допускаются различные уклоны, нестандартные решения, альтернативные подходы. И альтернатива Голливуду, безусловно, присутствует.


- Папа, а что такое альтернатива?
- Ну, понимаешь, сынок, это когда у тебя есть птицефабрика…
- Это альтернатива, папа?
- Подожди, есть у тебя птицефабрика, куры несут яйца…
- Это альтернатива?
- Слушай внимательно. Куры - это мясо, мясо - это товар. Товар - это деньги.
- Деньги - это альтернатива?
- Так вот, представь наводнение и твоя птицефабрика накрылась медным тазом.
- А где альтернатива?
- Альтернатива, сынок, - это утки!


Имхо, настоящее искусство не имеет цены, оно бесценно. Оно не продаётся и не покупается. То есть оно не рассматривается в рамках формулы "деньги - товар - деньги". Согласен с Ким Ки Дуком в том, что Голливуд уже давно стал предприятием конвейерного типа, которое гонит кино, чтобы получить наибольшую прибыль. Но внесу уточнение следующего характера. "Коммерческое" искусство, стоящее за брендом,
необязательно плохо, пошло или банально. Оно может быть и банальным, и новаторским, бездарным или талантливым. Маркетинговые кампании в свою очередь не всегда удачны. Можно вложить немалые капиталы в раскрутку бренда и прогореть. Но успех или поражение рекламной кампании для продвижения фильма на рынок киноиндустрии к качеству самого продукта не имеет никакого отношения. Главное - это выйти на рынок в нужное время и найти там свою нишу.

Изменились и сознание, и сама ситуация в кинематографе, изменился зритель, средства информации,
а с ними - и восприятие киноискусства в целом
© Андрей Плахов


Я считаю, что у артхауса есть своя ниша и есть своя аудитория. И в след за Плаховым повторюсь, что "другое кино" - это не то, которое обращается ко всем сразу и ни к кому в отдельности, это не то кино, которое использует жанровые клише и общедоступные темы ради штурма массы. Оно не претендует на выражение коллективного духа и идеалы большинства. Другое кино может быть коммерчески успешным, но оно не манипулирует массами, а имеет дело с отдельными людьми, которые группируются по интересам, но при этом остаются независимыми. Главное, что это кино - не мейнстрим, ведь у него нет отработанного механизма раскрутки, именно поэтому оно "другое". А другому кино требуется другой зритель.

Конечно же, у Голливуда есть свои плюсы. И ни о каком зацикливании на альтернативе Голливуду я не говорю. Я хочу сказать, что меня вставляет артхаус, я тащусь от такого кино. Но это отнюдь не значит, что Голливуд отдыхает. Я и ни коим образом не отрицаю прелести некоторых голливудских фильмов, но лишь некоторых. Всё-таки, надо признать, что Голливуд хоть и редко, но выстреливает сильное кино, которое ничуть не уступает артхаусу. Не стоит себе отказывать в удовольствии просмотра голливудского кино, только потому, что оно без глубокого смысла. Наоборот, в этом то и вся прелесть Голливуда - он дает возможность расслабиться от ежедневных проблем и суеты, дает возможность окунуться в виртуальный мир иллюзий и мечтаний. Поэтому ищет не глубинные смыслы, а так чтоб просто было, легко, весело, красиво. Ведь большинство-то приходит в кино отдохнуть, расслабиться, а не напрягаться. И кто-то не может отдать предпочтений исключительно артхаусу, а разбавляет на фифти-фифти. 50% голливудской развлекухи, 50% альтернативного загруза. И, действительно, как говорится "каждому своё". Ведь кому-то совсем не интересно смотреть тяжёлых заунывных фильмов, о том как людям плохо живётся, о том, что жизнь говно и том, какой в этом во всём смысл. Кому-то хочется позитива, посмеяться над тем как актёр громко пукнул, рыгнул, скорчил рожу, а не смотреть на зелёные сопли даунов, разманные режиссёром по экрану. Ибо какой смысл в том, чтобы показать то, что есть и что мы знаем, и от чего воротит? Не для того люди устраиваются в кинотеатре поудобнее, чтобы смотреть на то, что происходит вокруг них каждый день и час...

Конечно, в этом есть своя доля правды, но порой то, что происходит вокруг нас каждый день и час настолько замыливает глаз, что приобретает тенденцию остаться незамеченным, пропущенным. Ибо картинка становится привычной, знакомой, а, следовательно, теряет интерес и фокусировать на ней своё внимание уже и нет никакой необходимости. Казалось бы, ну вот жизнь… такая, какая она есть, без всяких украс, спецеффектов, одним словом… реальность, наша повседневная бытийственная реальность. Что там можно показывать? Что там можно из неё для себя выудить? О чём там можно думать? Но, имхо, в том то и вся прелесть артхаусного кино, что натурализм и реальность без прикрас показана зрителю так, что грузит, цепляет, заставляет задуматься. Бывает и так, что бьёт по мозгам и трогает за душу всерьёз и надолго. Естественно не для всех это подходит, и не всем это нравится, ибо каждый в кино ищет что-то своё и для себя. На мой взгляд, фильмы с глубинным смыслом, с размышлениями на тему человеческого существования, осмысленности бытия - это редкие фильмы, и, соответственно, рассчитаны они не на массовость, а на узкий круг зрителей-интеллектуалов, ценящих отнюдь не зрелищность, а ищущих в кино смысл. Такое кино на дороге не валяется. Именно поэтому такого рода кино позиционируется как "другое". "Другое" - это не то, что выражает интересы большинства, а то, что обращается к тебе лично.

А вообще греки были правы в том, что сказали очень просто:
"О вкусах не спорят".
Закрыть