and I will never be clean again
дневник заведен 01-07-2003
постоянные читатели [91]
?Di?, aabp, aim, AlekS, Antique, AP_, Arth, Astoroshi, begemot, Biser, BlackWhite, Blacky, Boorzik, brownie, chemodankina, Chuchi, croix, Depeche Mode, Dior, dvoe, EllTau, eroticplanet, ESPERANZA, Eternity(ToSA), forgotten, Gone-Stay, Gore, harriskhv, inspector, japanese, Journalists_spb, Julkin, kissa, Kohta, Lady_Jane, leto, Little 18, llama, lostgirl, Mariory, Mayor, Mirabelle, Nicotiana, NightShadow, October, owl, Pelagija, photo, Pooh, Pseudo, rabbit_n_wonderland, radiohead, Radu, romashishka, Samum, selenka, Sergio 777, simps, SLIVER, Strannik-ex, SweetEvil, The Cure, Tlenne, trogvar, Twiggy, Uselink, Valoo, Vampire_Daphna, yamca, апельсинка, асимптота, Аспирантка, Блудный Филолог, Букля_, Бумагус, В кедах по снегу, Звёздный Капитан, зет, КатКа, Клуб АРХипелаг, НиКа, Новый_Год, ночная обманная, Политклуб, прошлая, Скромняга-2, Таурон, Фай Родис, Фёкла, шорох_ветра, Эль
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [28]
Portishead, литература, огонь, Bjork, Depeche Mode, Radiohead, фотография, Massive Attack, проза, Город, вода, Nirvana, Англия, Tequilajazzz, Курт Воннегут, Германия, Герман Гессе, Бег, языки, Воздух, Скандинавия, Земля, огромное количество качественной музыки, Ф.М. Достоевский
антиресы [2]
29-09-2003 22:18 vol.2 Идиот?
Эль в своем дневнике как-то затрагивал тему экранизации великого романа "Идиот" великого писателя Ф.М.Достоевского. Мне бы тоже хотелось выложить некоторые свои соображения на этот счет.
Если честно, в рейтинги книжных продаж я заглядываю редко, опираясь обычно на чье-то компетентное мнение, но сегодня я совершенно случайно узнала, что после показа сериала "Идиот" на канале РТР в июне этого года сам роман стал одним из лидеров продаж!!! Если честно, испытываю смешаные чувства по этому поводу... Также мне попалась статья по этому поводу, наиболее интересный отрывок которой я выкладываю у себя в дневнике. Возможно, это кому-то будет интересно.

<...>Но "Идиот" - это уже сложнее. Экстраполировать его на себя? Это в эпоху-то, когда каждому сызмальства вдалбливают законы естественного отбора в общественных отношениях? Когда в мозгу современного рационалиста автоматически включается калькулятор для подсчета возможных приобретений на горящие в печи рогожинские тысячи?

Менее всего хотелось бы оценивать художественные достоинства-недостатки сериала - это уже в полной мере сделано на страницах печати. Интереснее всего сам феномен: почему именно "Идиот"? И почему успех? То же "Собачье сердце" в эпоху всеобщего злорадного добивания "совка" было все же более запрограммировано на успех, чем неоднозначный князь Мышкин. Что такое вдруг обнаружил в телезрительских душах "Идиот", чтобы вдруг претендовать на место в них, и, что по нашим временам уж совсем рискованно, - на место в дорогостоящем телевизионном прайм-тайме? Продолжая параллель с экранизацией Булгакова, которая была своего рода чертой под целой эпохой, мы здесь видим тот же переход в новое состояние, вызов "общечеловеческой" вакханалии, которую нам до сих пор предлагали как аксиоматическую модель для сосуществования индивидов в обществе XXI века.

И вот фильм, сделанный известным режиссером, с участием лучших артистов, "отпиаренный" по высшей категории и показанный по центральному каналу, в общем - выполненный по всем рыночным законам тележанра, - вдруг рассказывает не о трудной доле российского бандита и томлениях в косметических салонах его длинноногой подруги. А о совершенно неразумных, бредовых с точки зрения среднестатистического современного "менеджера" взаимоотношениях людей века позапрошлого. Причем - без акунинской детективной интриги и современного обязательного телестандарта - постельных сцен. Рассказывает максимально приближенно к тому, как это делал великий автор экранизируемого произведения.

Потому и понравился в фильме более всего… Достоевский. Это он из позапрошлого столетия стучит в наши души, опять заставляет разгадывать загадки бытия, чувствовать возвышенное и низменное, любовь и страсть, истину и ложь бытия. Он взывает к нам в ситуации, когда, казалось бы, все точки над i поставлены, все приоритеты определены, все жизненные ценности очевидны, как рекламный лозунг. Взывает - и находит отклик. Ибо кому, как не ему знать ключи к загадочной русской душе, одна из главных разгадок которой проста до неприличия: иррациональность.

По крайней мере именно это делает ее непостижимой для трезвого западного ума (который и породил легенду об этой самой загадочности), поскольку и у Достоевского, и в современной России он сталкивается с поступками, попросту необъяснимыми с точки зрения рационального здравого смысла и утилитарной пользы. Ведь, казалось бы, так просто сделать всех счастливыми: есть трудолюбивые люди (старый миф о русской лени разбился о повсеместную реальность изнурительного труда за гроши), есть ресурсы и есть опыт богатого Запада - бери готовый рецепт, и все будут счастливы. А не получается: душа не принимает - нового (волчьего) типа межличностных отношений; товарной оценки человеческой личности; рыночной дегуманизации общества. У нее есть смутное ощущение присутствия Истины где-то совсем рядом, досягаемо не мифическими будущими поколениями, а каждым и уже сейчас. И она мечется, ищет ответа на постоянно возникающие вопросы, которые ни безудержный гедонизм элит, ни горькое пьянство нищих не может заглушить, порою наоборот обостряя их до степени оголенного нерва.

Можно было получить истинное наслаждение от чтения критики в отношении сериала в большинстве газет, которая, похоже, просто ожила, получив наконец достойный объект для рассмотрения. И как часто от рассмотрения удач-огрехов постановки наши авторы невольно (а скорее - с удовольствием соскучившегося профессионала) начинали увлекаться рассуждениями о самом романе и его проблемах, нежели о достоинствах фильма. Успех сериала был воспринят по-разному, сквозь призму именно собственного отношения, во-первых, к Достоевскому, и, во-вторых, к общественно-политическим процессам в современной России. Либералов, которые у нас отличаются революционным характером, отличает часто плохо скрываемое раздражение: "Поощрение классики властью и рынком - это примета окончания революций… В России наступила пресыщенность политическими потрясениями и творческой свободой... Классика ведь востребована сегодня как отражение сегодняшнего политического контекста. А сегодня - не время великих идей и проклятых последних вопросов, которыми задавались великие русские писатели. Сегодня есть некий рынок, и поэтому, скажем, на роль князя Мышкина в "Идиоте" приглашают не только талантливого, но еще и модного, кассового, продаваемого актера Евгения Миронова" (С.Новопрудский в "Известиях").<...>
из статьи Олега Белякова "Сериал "Идиот" на РТР: опыт практического иррационализма"
Комментарии:
беспечный ездок
Интересно
Хотя почему-то все забывают просто о том, что "Идиот" - хорошо снятый фильм, и дело тут не только в Достоевском.
Тот же "Бандитский Петербург" произвел хорошее впесатление на фоне прочей криминальщины именно из-за этого. И думаю, если бы Акунина сделали столь же качественно, успехом он бы пользовался не меньшим.
shadow
Конечно, дело не только в Достоевском. Хотя, если честно, объективно судить я не могу, потому что существую с телевизором в разных измерениях. Лично меня поразил тот факт, что людям интересно смотреть "Идиота". И даже те люди, которые отродясь ничего не читали (к сожалению, мне встречаются и такие), плакали, когда смотрели... съемочная группа именно хорошо передала Достоевского!!!
Закрыть