The Mirrored Path of Life and Death
Старк
дневник заведен 07-09-2004
постоянные читатели [73]
Advocatus Dei, Amalgama, be cool, BlackDrago, Chiyuko, Cymepku, Dark_Puppet, Daylight dancer, Demon of Music, Deus Spine, flater, Gothic Club, Hydralisk, Ima, Jenna, Lady Xerra, lidkin, Maiwelinte, merveille, Miss Nothing, neus500, ogan loya okelly, Prikolist, Queen of hearts, Rainbow Unicorn, RedLine Graphics, RosesSpring, schattenseele, Seele, Spiritus creator, Tarkin, Tenebrae, The House Of Rock, TiGRovaia COBA, Timeo, tishina, UF'ka, Vampire_Daphna, Zomb1e, Атех, Букля_, В кедах по снегу, Виктор, Винченсо, Вредные Советы, Донемон, Духовные происки, зет, И М ака Фридрихъ, Император Фридрихъ, Казань, капитан Пелеон, киноклуб, Люций, меЛиссса, Мечтатель, Молот Торы, Москви4ка, Натрикс, Ниноко, Паранормальный клуб, Парнишка Вельтшмерц, Полынь, Призрак джедая, С ветром обрученная, Спокойный, Старший кладовщик, Та сама киянка, Таги, Фай Родис, Хиз, шорох_ветра, Эленхел
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Болгария, Владимирская область, Москва, Россия, Сопово
интересы [49]
музыка, программирование, одиночество, Nightwish, рок, живопись, Иван Ефремов, видео, Era, тишина, философия, Готика, вампиры, эзотерика, Машины, Star Wars, альтернативная история, металл, квесты, Умные и красивые девушки, спецэффекты, непознанное, красивые картинки, атмосферная музыка, Говард Лавкрафт, DARK FANTASY, Beauty in Darkness, Шумеры, Первобытная мифология
антиресы [21]
болезни, рэп, шум, фабрика звезд, Наркота, глюки, застой в мозгах, глюки компьютерные, напыщенное кудахтанье, неотразимые культуристы, стандартные фотомодели, собственная дурь
[1] 05-01-2012 01:53
2011

[Print]
И М ака Фридрихъ
17-09-2008 19:42 ШОФАР
ШОФАР В РОШ А-ШАНА

Йеуда Фридзон


"Лехаим", Сентябрь 2008.


Звучание шофара отличает и выделяет Рош а-Шана из всех праздников еврейского календаря. «Днем трубления» называет его Тора (Бемидбар, 29:1), «Вознесся Б-гтрубле-нием, Г-сподь - гласом шофара», - сказано о Рош а-Шана в книге «Теилим» (47:6).

«Глас шофара» - совершенно особый по характеру, непохожий на звук других музыкальных инструментов. Да и «музыкальным» трудно назвать «глас шофара»: очень пронзительный и резкий, он лишен мелодичности, напевности. Он не «берет за душу», а врывается в нее, как бы «вспахивает» ее, сотрясает и переворачивает. «Зазвучит ли шофар в городе - и народ не содрогнется?!» - в изумлении восклицает пророк (Амос, 3:6). Поэтому Рамбам пишет (Миш-не Тора, Законы о тшуве, 3:4), что хотя заповедь Всевышнего трубить в шофар в Рош а-Шана превосходит человеческое понимание, но содержит в себе намек, отчасти помогающий постичь ее смысл. И главное, мы осознаем, что это за намек, благодаря уникальному свойству звука шофара оказывать необычайно сильное воздействие на еврейскую душу. Шофар, пишет Рамбам, словно взывает: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты! Проверьте ваши поступки, и вернитесь к тшуве, и вспомните вашего Творца!»

Кто же они, эти «спящие» и «задремавшие»? Рамбам отвечает: «Они - забывшие истину в тщете своего времени и отдавшие все годы свои на пустые и тщетные занятия, от которых не придет ни помощь, ни спасение». Именно их призывает шофар: «Взгляните на собственные души и сделайте добрыми ваши пути и ваши дела! Пусть каждый из вас оставит свой дурной путь и мысль, которая не хороша!..»

Почему звук шофара производит такое глубокое впечатление на душу еврея? Он звучал при Даровании Торы: «И было на третий день, когда наступило утро: и были громы и молнии, и тяжелая туча над горой, и глас шофара - сильный чрезвычайно; и затрепетал весь народ, что был в стане... И становился глас шофара все более и более сильным - до бесконечности; Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом» (Шмот, 19:16, 19). Не здесь ли таится ответ на наш вопрос? Ведь при Даровании Торы присутствовали все евреи без исключения: выходцы из Египта - и душой, и телом, все остальные - только душой (см.: Шмот раба, 28:4, Зоар, ч. 2, 836). «Не < только > с отцами вашими заключил Г-сподь этот союз (Дварим, 5:3), - говорит Моше сынам Израиля, - но с тем, который находится здесь, с нами стоит сегодня пред Г-сподом, Б-гом нашим, и с тем, который не находится здесь, с нами, сегодня» (Дварим, 29:14. Хотя по смыслу контекста первый из этих стихов относится к Дарованию Торы, а второй - к союзу между Всевышним и Израилем «в степях Моава»; как Мидраш, так и Зоар, относят его также к Дарованию Торы и, таким образом, связывают эти два стиха воедино). Вероятно, воспоминание о Б-жественном шофаре, услышанном у горы Синай, которое сохраняется в каждой еврейской душе, пробуждается при звуке земного шофара...



Что такое шофар?
В Письменной Торе это музыкальный инструмент, предназначенный, главным образом, для подачи военных сигналов (см., например, Шофтим, 3:27, 7:18; Шмуэль I, 13:3; II, 2:28, 18:16; Йехезкель, 33:3, 6) или привлечения внимания народа к какому-то важному сообщению (см. Ваикра, 25:9; или, например, при коронации царя - см. Млахим I, 1:34; Млахим II, 9:13). Как правило, его изготавливали из бараньего рога, и потому слово «шофар» часто употребляется именно в этом значении. То, что «бараний рог» и «шофар» -одно и то же, ясно следует из приказа Йео-шуа бин Нуна о решающей атаке на город Йерихо (Йеошуа, 6:5): «И будет: при звуке бараньего рога, когда вы услышите звук шофара...» Однако, согласно Алахе (Мишна, Рош а-Шана, 3:2), в качестве шофара для Рош а-Шана пригодны рога различных животных, кроме коровы. Причина этого в том, что «все шофары называются рогом и называются шофаром, кроме коровьего рога, который называется рогом, но никогда - шофаром» (Иерусалимский Талмуд, Рош а-Шана, 3:2). Кроме того, Гемара (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а, и комм Раши там же) ссылается на принцип- «Никогда обвинитель не становится защитником». Поскольку корова ассоциируется с золотым тельцом, если трубить в ее рог, звук будет напоминать о страшном грехе, то есть окажется обвинителем Израиля пред Небесным бейт дином. В Рош а-Шана же мы молимся о прощении наших грехов, и звук шофара должен исполнить роль нашего защитника.

Поэтому шофар для Рош а-Шана предпочитают делать из изогнутого рога, а не из прямого (хотя пригоден и он). Гемара (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а, и комм. Раши там же) приводит мнение, что в Рош а-Шана «чем более человек принизит (дословно: "пригнет") свой ум, тем лучше» В этот день надлежит молиться, вознеся свое сердце к Всевышнему, но опустив голову в знак полной покорности Высшей воле. И чтобы напомнить об этом всем, шофар для трубле-ния в Рош а Шана берут изогнутый. Однако шофар не изготовляют ни из рога оленя, ни из рога антилопы потому, что они не полые, а сплошные, то есть не годятся для трубления. На это намекает само слово «шофар» - однокоренное со словом «шефофе-рет», «трубка»' рог для шофара непременно должен быть полым (Вавилонский Талмуд, Рош а-Шана, 26а; Тосафот «Хуц Михаэль пара» и комм. А-Рана).

Так что шофар - всегда рог, но не каждый рог может быть шофаром.
А как трубят в шофар?

Тора упоминает два вида трубления: ткиа и труа (см.: Ваикра, 23:24, 25-9, Бемидбар, 29.1). Относительно того, что ткиа - это один продолжительный звук, не меняющий высоты, в традиции Устной Торы разногласий нет. Нет разногласий и в том, что ткиа начинает и заканчивает каждую серию трубле-ний. Однако что такое труа - по словам Гема-ры (Рош а-Шана, 34а), уже в ее время не было точно известно. Возможно, труа напоминает вздох или всхлипывание человека, охваченного страшной тревогой (тот вид трубления, который сейчас называется шварим), или же труа - словно рыдание женщины (тот вид трубления, который теперь называется собственно труа). Также не исключено, что труа состоит и из того, и из другого - и для этого приводится убедительное психологическое объяснение. Иногда человек так сильно рыдает, что у него уже не остается сил, и он может лишь горестно вздыхать Порой, напротив, человек, чувствуя тревогу, начинает вздыхать, а потом, когда внутреннее волнение усиливается и становится нестерпимым, вздохи переходят в рыдания.

Чтобы избавиться от сомнений, еще в те времена один из авторитетнейших мудрецов Торы, рабби Абау, житель Кейсарии, установил в этом городе обычай трубить в Рош а-Шана всеми возможными способами в разной последовательности. А именно: сначала троекратное повторение ткиа-шварим-труа-ткиа, потом - тоже троекратное, ткиа-шва-рим-ткиа, и, наконец, троекратное ткиа-труа-ткиа. Таким образом, получалось тридцать трублений1.
Так трубят в шофар после чтения Торы. Затем - три раза во время молитвы «Мусаф», которую все читают шепотом (каждую последовательность только по одному разу, выделяя таким образом главные разделы этой молитвы), и еще три раза во время повторения кантором молитвы «Мусаф» (в тех же самых местах). Кроме того, сложился обычай повторять десять трублений после молитвы «Мусаф» и еще раз все тридцать -после окончания всей утренней молитвы
Но во всех этих случаях внутренний смысл звуков шофара один: это выражение столь глубокого чувства ко Всевышнему, которое нельзя выразить ни словами, ни даже напевом. Это - вопль еврейской души, взлетающий к ее Творцу беспрепятственно, и никакая сила не способна помешать ему быть услышанным Всевышним.

Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов рассказывал притчу, поясняющую смысл звуков шофара. Однажды царский сын во время охоты отделился от отца, заблудился в дремучем лесу и не мог найти дорогу обратно. Он звал на помощь, но никто его не услышал. Он начал кричать громче, называя конкретные имена и титулы, однако никто не ответил. В конце концов он завопил: «Папа, папа!» - и тогда отец услышал его.

«Царский сын» в этой притче - еврей, отдалившийся от Торы и заблудившийся в этом мире, а «царь» - Всевышний, Отец каждой еврейской души (см.: Танья, ч. 1, гл. 32, с. 41а: «И Отец один у них всех»). Когда еврей попадает в беду, он ищет различные способы избавления, однако Всевышний, желая, чтобы еврей понял, от чего в действительности зависит его благополучие и сама его жизнь, делает так, чтобы ни одно из этих средств не помогло. И тогда, уже близкий к отчаянию, еврей взывает к своему Отцу в Небесах - и Тот спешит на помощь.

Выражение такого вопля «Папа, папа!» - звук шофара в Рош а Шана
Но, кроме того шофар предназначен еще для одного самого важного, в истории события Грядущего Освобождения Тот самый Б-жественный шофар который звучал во время Дарования Торы возвестит о на ступлении обетованного времени - как обещал Всевышний устами Своего пророка (Йешаяу 27 13):

И будет в тот день
Протрублено в великий шофар -
И придут сгинувшие в стране ассирийской
И затерявшиеся в стране египетской

И поклонятся Г-споду на горе Святости
в Иерусалиме!


И тогда исполнятся все предсказания о вре менах Машиаха и наступлении Грядущего мира, когда, как пишет Рамбам (Мишне Тора, Законы о царях и их войнах <и о прихо де Машиаха - согласно одному из первых изданий Рамбама> 12 5) «не будет ни го лода, ни войны, ни зависти и соперничест ва, ибо все возможные блага будут даны в великом изобилии и всякие лакомства бу дут доступны для всех, как прах земной И не будет у всего мира иного занятия кроме одного познания Б-га, и поэтому станут сы ны Израиля великими мудрецами познавшими вещи сокрытые и постигнут разум своего Творца настолько, насколько позволяют это силы человека»
О том, каким ликованием преисполнит ся тогда весь мир дает представление окон чание книги «Теилим» - завершение и кульминация (150 1-2 3 5-6)

Славьте Б-га!
Славьте Б-га в Его святости
Славьте Его в небосводе мощи
Его Славьте Его звуком шофара,
Славьте Его на арфе и лире
Славьте Его на кимвалах звонких
Всякая душа да прославит Б-га!
Славьте Б-га!




Один из величайших вавилонских мудрецов Торы X века - рав Хай Гаон однажды получил алахиче ский запрос можно ли усомниться в способе трубить в шофар? Ведь эту заповедь евреи исполняют из года в год - неужели же до рабби Абау никто не трубил в шофар в день Рош а Шана? Рав Хай Гаон ответил, что с древнейших времен в народе Израиля бытовали два обычая исполнять труа как по следовательность коротких звуков (собственно труа в наше время) и как повторение короткого мотива (шварим). И первый, и второй способы считались одинаково пригодными для исполнения заповеди трубить в шофар в Рош а Шана Однако во времена изгнания, когда опасность забыть устную традицию стала весьма реальной, рабби Абау счел нужным установить единый обычай - во избежание возникновения раскола из за того, что невежды сочтут правильным только свой способ исполнения труа.




Комментарии:
Визионер
Все-таки какая удобная в иудаизме схоластика: в начале статьи ничего не стоит сказать, что смысл заповеди непостигаем, но к концу - полностью его объяснить, причем с претензией на единственно правильное объяснение, за счет опоры на авторитеты.

ЗЫ: Знаю, сейчас полетят камни...
Neutral Good
интересно, спасибо.
Neutral Good
Imperium Tenebrarum а ты как всегда все не так поспринял, зашибись.
Визионер
Команданте И М тады объясняй как надо воспринимать, тока без экстаза.
Neutral Good
там ведь вначале написано, что это невозможно понять итп, а потом приводятся традиционные устные разъяснения. но при этом остаются лишь слова, прочтение которых не означает понимание. в этом вся загвоздка: большинство духовных вещей не понять и не выразить словами. попытаться, конечно, можно хоть как-то обозначить, что имеется ввиду(что, собственно и сделано в этой статье). в статье об этом прямо ведь говорится - что то, что кроется за реализацией этой заповеди нельзя передать словами, и что звук шофара собственно передает все лучше, чем слова. так что если хочешь попытаться понять - ай-да в синагогу , ага. хотя и это тоже вряд-ли сразу поможет, такие дела.
Визионер
заповедь Всевышнего трубить в шофар в Рош а-Шана превосходит человеческое понимание я говорил вот именно про эти слова. Пусть сам звук шофара значит для еврея что угодно, но смысл и символизм самой традиции трубного гласа, по-моему, предельно ясен. Это подтверждение и торжественная экстатическая манифестация той самой прямой связи с Высшим разумом, о которой говорят мудрецы. Из-за наличия фактора экстаза и прописывается "непостигаемость" смысла этой заповеди. Согласен, правда, что евреи подняли экстатичность трубного призыва почти на недосягаемую высоту, сделав его мистическим символом единения не только отдельного человека с Всевышним, но и всех единоверцев одновременно - друг с другом в едином молитвенном порыве. Подобные традиции в разных видах существуют в очень многих первобытных и не очень культурах (картвело, туареги, полинезийцы, индусы, культуры анимистичекого шаманизма). Даже в мусульманском призыве, совершаемом муэдзинами перед намазом, явственно прослеживается видоизмененный вариант того же самого трубного гласа: "Срок настал! Созываем всех единоверцев! Будьте готовы к контакту с Высшим разумом! Отбросьте дурные мысли и пустые слова!". Так что с выражением [звук шофара] - вопль еврейской души, взлетающий к ее Творцу беспрепятственно, и никакая сила не способна помешать ему быть услышанным Всевышним вполне можно согласиться и без всякой витиеватой схоластики. У подавляющего большинства традиций есть разумное объяснение.
Визионер
Команданте И М what что имеет место снова смешивание понятий - происхождения традиции и ее религиозного смысла как для общества, так и для отдельного человека, что недопустимо. Второй случай - в особенности.
Neutral Good
кстати ты мне так и не написал, какие понятия по-твоему смешиваются в приведенном мной ранее тексте
Визионер
Команданте И М ммм я чесговоря уже забыл про тот текст, ну да бог с ним. Ну а тут смешение понятий по-твоему есть?
Neutral Good
мне кажется, что тут нет никакого смешения понятий, тк когда речь заходит о развитии традиции, это просто рассказ, а не попытка что-либо объяснить. т.е. это, конечно, переплетается, но не накладывается, хуле.
Визионер
Команданте И М вот как раз тут и особенность в том, что традиция не развивается а сохраняется как догмат. И в то же время делается попытка объяснить его смысл.
Neutral Good
тебя никто не заставляет обращаться в истинную веру.
Визионер
Команданте И М когда кончаются аргументы, переходят к битью неверных...
Neutral Good
да нет, просто тут вопрос восприятия - у тебя оно одно, у меня другое.
по Уилсону например это выглядит так: твой Думающий думает, что в этом тексте есть смешенее понятий, а Доказывающий это доказывает. у меня же Думающий думает другое, итп. Но фишка в том, что как бы мы друг другу это ни пытались доказать, Думающий все равно будет продолжать думать свое, и Доказывающий вопреки любым контраргументам будет это доказывать. бесполезно.
разница между нами только в том, что я это читаю по убеждениям, а ты по каким-то непонятным причинам. может разъяснишь, нафига? из простого любопытства?
Визионер
Команданте И М не совсем из любопытства. Вообще мне всегда были очень интересны религиозные традиции, такой уж я человек. А тебя я знаю очень давно, поэтому твои увлечения и убеждения мне тоже небезынтересны. В общем, получается так, что твое желание принять иудаизм сподвигает меня на более пристальный взгляд вглубь его традиций. Думаю, прими ты ислам или буддизм, ситуация не слишком бы изменилась.
Дальше получается так: из имеющейся в наличии информации я выбираю наиболее любопытную, обычно мелочи вроде вот этой статьи о шофаре, так как подобные "мелочи" очень точно описывают идейную атмосферу религии. Прочитываю ее и начинаю искать суть фактов - происхождение, смысловая нагрузка, история. Все это приводит меня к пониманию того, под каким углом та или иная традиция рассматривает мир, а заодно - к возможности объяснить, что именно значит для людей принадлежность к религии или сверхидее.

Вот и все, хочешь верь, хочешь - нет.
Neutral Good
похвально. но смотря извне никогда не достигнишь истинного понимания.
Neutral Good
традиция не развивается а сохраняется как догмат. И в то же время делается попытка объяснить его смысл.
во-первых на то она и традиция , чтоб сохраняться. между прочим было бы ошибочным думать, что эта традиция беспрекословно соблюдается всеми в нынешние дни: так, Белый рассказал, что в прошлом году он был в синагоге, где в шофар дули дети, т.е. даже не в один, а в множество - все вместе. так что можно предположить, что попытки переосмыслить это действо производятся. другой вопрос, насколько они достигают успеха. чтоб качественно улучшить такое действо, надо быть очень крутым чуваком, круче того чувака, который установил сложившийся обычай.а таких немного, если вообще есть. и может быть изменять просто ничего и не надо?
во-вторых в тексте все-таки описывается определенное развитие (почему я и употребила это слово), и из текста же видно, почему она менялась тогда, но с тех пор больше не изменялась.
Neutral Good
опять же, в иудаизме есть много разных течений, более или менее догматичных. так что не стоит всех их под одну гребенку, да? есть например бабы-раввины (в Канаде есть), а есть так вообще геи-раввины (в Англии есть). всякое есть.
Визионер
Команданте И М
Насчет понимания извне: любая религия есть система правил. Значит, она включает в себя как мимнимум два догмата, которые в ее рамках не поддаются ни доказательству, ни опровержению. Психологически это означает, что у верующего человека здорово "замылены" глаза и объяснить даже самому себе смысл правил собственной жизни он порой оказывается не в состоянии, а это опасно, так как неизбежно приводит к необходимости болезненного пересмотра ценностей. Отсюда следует вывод: понять систему правил полностью (причем не говоря о ее истинности!) можно, только находясь внутри другой системы, своими правилами полностью допускающей существование исследуемой. Потому как только извне возможен достаточно пристальный взгляд, способный дать целостную картину сверхидеи системы.

То же самое относительно течений, детей, дующих в шофар, женщин-раввинов и тп. Для человека убежденного они в каждый конкретный момент либо являются частью системы правил и традиций, либо нет. А взгляд извне позволяет выделить множество градаций и приблизительно определить возможные пути развития самой религии\системы, трансформации и эволюции ее сверхидеи. Все это очень интересно, поэтому я стараюсь смотреть на все религии, системы правил и традиций разумно.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть