В тумане
дневник заведен 16-05-2011
постоянные читатели [17]
закладки:
цитатник:
дневник:
[2] 09-10-2016 08:54
Pferd

[Print]
Time-searcher
06-06-2011 16:02 pien
Наиболее простыми и древними словами этого поля мне кажутся слова пята, пясть, именующие подобные части ноги и руки. Числительное пять образовано естественным путём от количества пальцев, связанных с пястью или пятой. Глагол пять (пялить), имеющий смысл натягивать, связан со способностью пальцев руки раздвигаться так, чтобы расстояние между концами пальцев возрастало. Максимальное расстояние между концами большого и указательного пальцев назвали пядью, а между концами большого пальца и мизинца – пялом. Устройство для натягивания ткани называют пяльцами. Все эти слова имеют общее происхождение.
У пяты есть индоевропейская родня: foot, vot, pied (стопа, англ., арм., фр.) и т.п. У пястиfist (кулак, англ.) и т.п.

Древнее произношение слова пятапента, то есть с носовым звуком е. Отсюда, прежде всего, пента- и квинта в греческом и латинском, слова, обозначающие пятое. Далее следует отметить слова, связанные с чередованиями пя-пин-пон:
препятствие – препинание – препона;
запятая – запинка – запонка;
спятить – спина – супонь.
Эти слова, в свою очередь, могут быть преобразованные в родственные им добавлением/заменой/исключением суффиксов и/или приставок, например: перепонка, пинать, вспять и т.п. И в дальнейшем расширение множества слов семантического поля таким способом будет подразумеваться, даже если это и не оговорено особо.
Распять Фасмер сближает с распутать, корень пут в древности был с носовым звуком: понт, - он, как в препоне и т.п..

Наконец, как и раньше, примем во внимание чередование н-р и чередование пир-пор, аналогичное пин-пон:
препинание – препирательство – опора.
Эти слова также могут быть модифицированы манипуляциями с приставками и суффиксами.

Слово пень я по смыслу связываю с препятствиями (пни мешают земледелию и передвижению), то есть считаю его принадлежащим исследуемому полю. Чередованием ен – я получается множественное число от опёнок – опята. Пён здесь – корень, в отличие от котёнок, ребёнок и т.п., где ён в корень не входит.
Благодаря чередованию н-р в это же поле попадает глагол переть (Фасмер различает переть I, перу в значении парить – каковое слово Фасмер сближает с переть I – и переть II, пру в значении упираться). Переть II порождает прать (и I, и II, по Фасмеру) и пороть, как я думаю. Стоит отметить родственные запирать, соперник, спор, упёртый, упорный; паперть я сближаю с переть II. Пинать и попирать связаны и по смыслу (бить, давить стопой, пятой), и чередованием н-р. Возможно, переть I и II не столь различны, как подчёркивает Фасмер. Порог и пора также связаны с переть.
Далее с переть II сближается преть (по-моему, и преть I - потеть, и преть II – спорить, и то, и другое связано с разогревом, буквальным или фигуральным), а от претьпар, и уже знакомое парить.
От прать (в смысле: бить, толочь), по-видимому, получаются прах, порох, порошок.

Из пясть чередованием получается перст. Ему явно родственно первый. Английская родня - first.

Фасмер сближает пять и прясть – технология прядения предусматривает натяжение нити. По той же причине сближены пять (пялить) и прячь (рřаhаć, в.-луж.), далее – напряжение, сопряжение, упругость, пружина. Появление р в корне понятно – от чередования н-р.
Упругий некоторые сближают с прыгать, сюда же попадает родственное spring (пружина) и родственные слова германской группы языков. Прыгать я считаю родственным frog (лягушка, англ.), Frosch (то же, н.-в.-н.), Фасмер не разделяет этой точки зрения.
Прыгать Фасмер сближает с прыть, далее – с пруд, что на славянских языках означает быстрое течение.

Самая интересная и неожиданная связка образовалась с участием слова супонь. Слово очевидным образом имеет еорень пон и родственно запонке, препоне и т.п.
С другой стороны, оно сближается с spojiti – соединять, которое, в свою очередь является семантически родственным глаголам паять и поить.
С поить оказалось связано петь – пение в древности было связано с возлияниями, отсюда и совпадение пою = даю выпить и пою = занимаюсь пением. Не удивительно появление н в корне слова пение.

Поить без колебаний Фасмер сближает с пить, сомнений и у меня в этом нет. Думаю, хотя подтверждений не видел, что пить связано с питать, впитывать. Фасмер сообщает о попытках сблизить питать и пасти. Эта связь доведёт до pitar – отец, санскр.

У меня есть смелое предположение о связи падать и парить, равно как ведать и верить. Связь с падать повлечет за собой связь с падаль, пасть, пах и т.п.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть