А.А. Ким (Томск)
Реликты культа медведя у селькупов
Селькупы, как и другие народности Севера, с особым почтением относятся к медведю. По всей вероятности, культ медведя был более развит у южной группы селькупов, поскольку в верховье р. Тым проживали члены рода медведя - ()ор()ыль тамдыр [1, 8].
В селькупских диалектах медведь именуется ()ор()ы (Чижапка), ()оры() (Парабель), ()ор() (Иванкино), ()wыргы (Усть-Озерное), ()верга (Максимкин Яр), ()ор()ы (Таз). Это слово относится к общесамодийскому пласту слов и восходит к прасамодийской форме *w()rk() [2, 170].
Однако в прежние времена селькупы старались не называть медведя этим специально предназначенным словом. Потомки медвежьего рода на Тыме называли медведя - ман мыдамы “мой младший брат”. Такое же обращение встречалось и в других местах, например, на Тазе и Баихе [3].
2. Гемуев И.Н. Некоторые аспекты культа медведя и их археологические параллели. - Урало-алтаистика. Археология. Этнография. Язык. - Новосибирск, 1985.
3. Дульзон А.П. Археологические памятники Томской области. - Труды Томского областного краеведческого музея. - Т. V. - Томск, 1956.
Сюда же (из
книги Кондратова "Земля людей - земля языков"): медведь по-ненецки -
варк.
Наконец-то изложил коротко ...
[Print]
Yurate