Третий день был посвящён экскурсии по Резиденции. Это целый городок связанных между собой корпусов, переходов и пристроев в центре Мюнхена, историческая резиденция герцогов, курфюрстов и королей Баварии из династии Виттельсбахов. По замыслу короля Максимилиана II и его сына Людвига II, она должна быть куда более запутанной и разветвлённой, однако, как это не банально звучит,
прославленные короли в который уж раз мысленно отрубали голову своим министрам финансов, взявшим моду обрывать горний полёт стратегической мысли венценосца своим пошло-торгашеским: "Казна пуста, сир, а жалованье войску не плачено с прошлого сентября!" (с)
Во время войны резиденция пострадала, но была восстановлена. Однако ещё в самом начале бомбардировок утварь и внутреннее убранство были эвакуированы и сохранилось почти полностью.
Резиденция баварских правителей
Естественно, на фото виден лишь фасад со стороны Макс-Йозеф Платц, обозреть все корпуса возможно лишь с самолёта. Резиденция строилась в пят ь этапов, каждый герцог или король, начиная с 1385 года по 1842 год пристраивал что-либо своё, таким образом, дворец рос и ширился, как и семейство Виттельсбахов.
По пути от Одеонплатц к резиденции обязательно пройдёшь мимо Театинеркирхе - придворной церкви, которая также служила усыпальницей князей из рода Виттельсбахов. Церковь выполнена в стиле позднего барокко и является одной из самых роскошных в Мюнхене.
К резиденции примыкает придворный театр. При Людвиге II в этом театре ставились знаменитые оперы Вагнера.
Как ни странно, в Резиденции можно фотографировать, только без вспышки. Однако света там вполне достаточно, чтобы обойтись без оной.
Наша экскурсия началась с грота, выполненного с индийскими мотивами, но, почему-то посвящённый подвигам античного героя Персея, заборовшего Медузу. Он как раз стоит напротив грота. Отделка гроты выполнена из морских раковин, посему имеет такое необычный "шершавый" вид. Удивительно красивый грот!
Из грота сразу попадаешь в Антиквариум, где собрана королевская коллекция римских бюстов императоров и их жён. Практически все они оригинальные, за редким исключением пострадавших при транспортировке, которые король приказа воссоздать.
Кроме Франции у немцев также был "пунктик" на Древнем Риме, правителям нравилось сравнивать себя с цезарями, и модель управления ганзейских городов также включала себя двух магистратов - бургомистров, наподобие римских консулов. Так, чтобы был один мэр, об этом речи не шло. Часто бургомистры выбирались из враждующих партий, таким образом, зажиточным горожанам, входящим в гор.совет, было обеспечено развлечение наблюдать, как бургомистры троллят друг друга. ) Сейчас-то всё, как у людей. Мэр один на один с гор. советом.
Римские скульптуры. приятно, наверное, было погулять вдоль по коридору и посмотреть на свою коллекцию. Да, при реконструкции пол Антиквариума прилично опустила, ибо в оригинале потолок был расположен слишком низко и производил давящие впечатление, как в подвале. Сейчас и не скажешь.
Каждая комната выдержана в своих цветах, но общий стиль прослеживается. кровати довольно высокие, без подставки и не влезешь. Хотя в Резиденции имелось отопление, вероятно пол всё равно был холодным, поэтому кровати поднимались повыше от него.
Компоновка во дворце анфиладная, что больше подходит для галереи, нежели жилых помещений. Не нашла информации, была ли перепланирована Резиденция после Второй Мировой войны, ни гид, ни дама-служительница музея (да, она тоже говорила по-русски без акцента )) доподлинно не знали, но как-то неуютно жить в проходной комнате, как в хрущёвке (более современные совеццкие квартиры уже имели изолированные комнаты). Однако, между комнатами имелись двери, наверное, возможно было их закрыть при желании отдохнуть. "Его Величество велели до утра не беспокоить". А пройти из комнаты в комнату, минуя закрытые покои, можно было по другому этажу.
Одно из достояний Резиденции - старинные драгоценные гобелены, во всю стену, вытканные с удивительным изяществом картины. Обычно на них изображались сцены охоты, ибо многие баварские герцоги и короли, и королевы тоже, были заядлыми охотниками. Также встречаются гобелены, изображающие восточную жизнь. в то время Индия и Китай были при дворе в моде.
Зелёная комната.
Что в Резиденции, что в Линдерхофе висят люстры венецианского стекла. Вероятно, оно уже потемнело от времени и утратило свою прозрачность, поэтому выглядит как дешёвая советская пластмасса. Однако это всё оригиналы. В Линдерхофе сохранили даже подсвечники, в которые вставлены настоящие свечи. в прошлый раз кто-то из посетителей спросил, зажигают ли их хоть иногда. Служительница ответила, что да, такое раз было, на каком-то вагнеровском вечере для избранных гостей (или во время съёмок фильма о Людвиге??), но после этого пришлось чуть ли не скребком отчищать с золотых завитушек, стен и старинных зеркал жирный слой воска. После этого свечи больше не зажигали. Вот и думайте, люди XXI века, чем дышали жители века ещё не столь отдалённого XIX, ибо вся эта гарь и жир также оседали и на их лёгких, никакая сигарета не сравнится по количеству золы и смол, как вечер при свечах. А это было каждый день. Поистине, человек живуч. Слава прогрессу, который нам дал стальные руки-крылья (это я к тому, что Сейшелы и Австралия не так уж далеки) и лампочку Ильича Эдиссона. "Зелёные" визжат в истерике при словах "мирный атом", однако ни разу не пробовали пожить при свечах, зарабатывая лёгочную эмфизему, от которой загнёшься куда вернее и быстрее, чем от гипотетической радиации. вот когда поспеют, тогда поговорим. ))
Покои принцессы Софии Шарлотты, кузины и невесты Людвига II. Хотя официально они не поженились, комнаты для будущей королевы Софи в Резиденции приготовили. Сейчас комнату стилизовали под музыкальный салон.
Принцесса София Шарлотта была на удивление красивой и приятной дамой во всех отношениях. Людвиг сначала предложил ей замуж. но потом разорвал помолвку, за что получил заряд недовольства и осуждения со стороны всей своей царственной родни, включая императрицу Елизавету - сестру Софии. Посчитали, что это каприз избалованного юноши, однако в то время уже было ясно, что София полюбила другого и честно рассказала об этом жениху. Судя по всему, у них были тёплые братские отношения, чем любовные. Людвиг, как безупречный рыцарь, дал ей свободу и взял весь удар за разрыв на себя. К несчастью, София не смогла соединиться со своим возлюбленным, ибо он был низкого происхождения, и ей не ровня, к тому же женат. ( Ей таки нашли мужа королевских кровей из Бурбонов, но эту любовь она пронесла через всю жизнь и из-за неё пострадала. Когда муж случайно нашёл её любовную переписку, упёк принцессу в психушку с диагнозом "нимфомания", где только чудом она не сошла с ума, и также чудом удалось сбежать. карательная психиатрия уже входила в моду в высших кругах. Раньше неверных принцесс сплавляли в монастырь, а теперь стали - дурдом.
Как известно, жизнь у Людвига также сложилась не особо счастливо, к тому же посмертно записали в геи. Если человек 30+ лет ещё не женат/замужем, самое то навесить на него ярлык ненатурала. Документальных свидетельств тому нет. А сюжетный выверт фильма Лукино Висконти «Людвиг» объяснялся просто, режиссёр - сам пидорас. )) Достала уже эта гейская тематика и всепроникающая способность видеть голубизну там где её не ночевало. Во время съёмок фильма в Линдерхофе треснуло одно из старинных зеркал, которые там удивительной чистоты и имеют словно бы воронёный отлив. Скорее всего, оно перегрелось от софитов, однако тут же сложили легенду, что сам король пригрозил непочтительному режиссёру из зеркала, к тому же, вскоре после съёмок у Висконти случился обширный инсульт.
Кабинет из красного дерева. ранее там хранились сласти, которые запирали от сладкоежек юного возраста, а потом стали прятать важные государственные документы.
Принцесса София, к тому времени уже давно как герцогиня Алансонская и Орлеанская, также пала жертвой кинематографа и погибла при пожаре на Всемирной парижской выставке при подготовке к демонстрации фильма, снятого братьями Люмьер, 4 мая 1897 г. Из-за тесноты и кинооборудования загорелся павильон, сухое здание мгновенно выгорело дотла. Дамы в кринолинах не могли быстро развернуться и покинуть помещение, ещё форанцузский журнал отметил, что большинство находившихся там мужиков ломанулось к выходу, откидывая дам, и только семеро помогали, чем могли, в результате они также погибли.
Из 130 погибших 123 были женщины и только 7- мужчинами. Мужчин же на выставке присутствовало около 200. Причем отмечалось, что именно эти 7 ( в основном люди не знатного происхождения) геройски помогали спастись женщинам в тяжелых больших кринолинах, в то время как другие мужчины спасая себя, ударами кулаков и ног отметали бедных женщин от прохода...
Мда, некрасиво получилось. Что и говорить, большинство мужиков - спецводоочистка. Похожее происходило и на Титанике, но там лемминги салонные самчики стали жертвой пинков тяжёлых сапог суровых моряков, проводивших эвакуацию.
Есть ещё легенда, якобы София, занявшись благотворительностью после побега из лечебницы, была на выставке с воспитанницами приюта для девочек-сирот, и погибла, помогая эвакуироваться девочкам. Якобы ей приписывают слова: "Дайте дорогу молодым!"
Кайзеровский (императорский) зал
Думаете, картина на стене? А вот и нет, это потолок. )
Вот ещё один пример богато украшенного потолка. В центре изображена богиня Флора, а по краям - времена года.
Личная часовня герцога, "богатая" часовня. Потолок украшен лазурью и позолотой, стены - каменными панелями, выполненными в технике scagliola "скальола" (наконец-то я запомнила это слово). Это рисунок камнем по камню: растёртый в порошок минерал, смешанный с пигментом, заливается в каменную основу, на которой выцарапан рисунок. После застывания всё полируется заподлицо.
С помощью такой техники создаются как простые орнаменты, так и сложные сюжетные картины. К примеру, такие. Картинка на стене часовни. У меня это фото получилось не очень ясно, так что позаимствовала из инета.
Королевские покои, прозванные также "богатыми". Стены отделаны красным бархатом с объёмным рисунком.
Покои ещё одной баварской принцессы Августы Амалии. Августа Амалия вышла замуж за приёмного сына Наполеона Бонапарта Эжена де Богарне, которого отчим назначил вице-королём Италии. Однако, когда власть сменилась, они были вынуждены покинуть Италию и поселиться у тестя в Мюнхене. На стене - портрет принцессы.
Коридор с королевскими рогами. как уже упоминалось, герцоги и короли Баварии любили охоту, да и природа этому способствовала, в лесах водилось много оленей. Рога - излюбленный мотив украшения домов и стен в Баварии, когда нет настоящих, вешают деревянные. Вот так уезжал король на охоту и возвращался уже с рогами. )
Государственная спальня. Курфюрст Карл Альбрехт пытался ввести версальский обычай утренних и вечерних приёмов. Дабы не терять время во время пробуждения/отхода ко сну, пока король одевается, можно успеть решить какие-то животрепещущие вопросы. кровать отгорожена балюстрадой, дабы навязчивые просители совсем уж не наглели и не лезли в королевскую кровать. Однако это в Баварии не прижилось, курфюрст сам же от него и отказался, поэтому спальня так и осталась только "для красоты" и по назначению не использовалась. Говорят, Людвиг пытался возродить, но он редко жил в Резиденции, предпочитая свои уютные замки. Министры за это на него зело сердились - документы на подпись возить далеко, а самолёты ещё в обиход не вошли.
Зеркальные комнаты очень напоминают интерьер Линдерхофа, где за счёт эффекта зеркал создаётся иллюзия увеличения пространства. кроме того, в этой комнате хранится королевский фарфор, поэтому их ещё называют фарфоровыми.
Ну вот, добрались до моих любимых няшностей - фарфоровых статуэток.
На этой изображён Суд Париса. Однако вижу только двух богинь: Афродиту и Геру, а Афина уже обиделась, плюнула и ушла? очень красивая вещица из белого фарфора, просто чудо!
Блондинки с амурчиком. Тоже хороши. есть у меня типа ваза-шкатулка из немецкого фарфора, ещё от бабушки, там в том же духе, изображено много цветов, и девочка, которая держит эту гирлянду, которой увита корзина. Вот только моя неглазированная.
Изящный чайный сервиз
Там ещё много было фарфоровых чудес, выполненных в разной технике. в том числе и "макаронный фарфор", где каждый цветочек лепился отдельно. а также китайская мадонна - изображение Божьей Матери с младенцем, с китайскими чертами лица и в богатом китайском одеянии. Эта статуэтка не была сознательным созданием образа китайской Богоматери, как в назаретской базилике Благовещенья, где есть панно Японской Мадонны, просто стилизация китайцев под популярный европейский сюжет, пользующийся спросом, - изображение величественной женщины с ребёнком. возможно, они видели изображение и сделали похожее, только в китайском духе. )
Галерея предков. По обе стороны коридора стены увешаны более чем 120 портретами с изображением членов семьи Виттельсбахов. Это благородное семейство было довольно плодовитое.
Кухонный дворик, из название следует, что раньше здесь находились кухни, а теперь - вход в кассы музея.
Там много ещё чего есть, и св. мощи в драгоценных ларцах, в том числе тушка младенчика, якобы убитого в Иерусалиме по приказу царя Ирода. Подобная мумия также имеется в одной из гробниц Долины Цариц в Египте, у царицы случился выкидыш, когда она узнала о гибели сына. Поскольку дитя было царское, то его также похоронили в гробнице, приготовленной для самой царицы. Опять преемственность цивилизаций! Во все века человечество было неравнодушно к мумиям, и в центре Москвы до сих пор мумия лежит (хотя, иногда говорят, что это уже не тело, оно разрушилось во время войны, а восковая фигура).
Здесь приведено краткое описание комнат и план резиденции, а я уже устала.
Хотя экскурсия длилась всего часа три, чувство было такое, что двадцать километров прошли без остановки. )) До театра уже просто не доползли... В этом дворце на электромобиле ездить надо. Как они там не уставали из крыла в крыло ходить? Чтобы немного отдохнуть пошли пообедать тут же недалеко на Резиденцштрассе в ресторанчик Zum Franziskaner, где подают различные виды баварских колбасок. Foks как-то говорил, что самый смак - это белые колбаски. В прошлые разы я их как-то не распробовала. Ну колбаски, ну белые. Пресные какие-то, ничего особенного. Теперь решила подойти к этому основательно, в Zum Franziskaner их подают свежими, прямо из котла. На стол поставили устройство со свечкой, потом принесли колбаски в кипящей воде и поставили на свечу, дабы не остывали. Ещё заказали блюдо из пяти сортов колбас. Ну... как я была не высокого мнения об этих белых колбасках, так и осталась. Ничего особенного, пресновато на мой вкус и слишком рыхлые, даже под сладковатую баварскую горчицу, с тушёной капустой и под нефильтрованное пиво. Мне больше понравились классические длинные розовые сосиски. Вот они упругие, в меру солёные и в меру жирные. Ещё довольно вкусными были сардельки и колбаски типа купат. Я вот белые я как-то не оценила даже под пиво Franziskaner.
После обеда ещё умудрились погулять по магазинам на Мариенплатц. Домой вернулись совершенно убитые. ))) Вот такой он, культурный отдых. )
Настроение экипажа: impressive
С Днём Атомщика!
[Print]
Лоллия Паулина