Тоже, оглядываясь назад:
Я считаю очень удачной свою работу продюсером сколько уже лет назад? Семь?
Я сейчас перечитываю, что писал тогда, и там конечно было сделано много глупостей, однако меня самого удивляет, что я умудрился предсказать все основные тенденции, которые за следующие годы случились с казуальными играми (большую часть этого анализа я расписал в статье "История казуальных игр", над которой работал вместе с Татьяной Черновой из Алавара, и которая была напечатана в Навигаторе). Кстати возможно как-нибудь найду тот текст и запосчу в блоге:
1) Я предугадал популярность жанра казуальных адвентюр сразу же как только вышла самая первая (Dream Chronicles). Единственное, я не догадался, что в результате этот жанр срастётся в хидден обжектом (во многом потому что сам никогда не любил HOG, у меня от них глаза болели).
2) Предугадал бум Virtual Villagers, сразу как только вышла эта игра, и начал разработку клона за два года, пока не врубились все остальные клоноделы (предугадал на самом деле за три года, потому что я там перед этим ещё год пытался запустить процесс, и будь умнее, конечно запустил бы его раньше и менее рискованно). Если бы мы успели - могли оседлать волну раньше всех.
3) Предугадал консолидацию и переход на хендхелды. Единственное - я не догадался о том, что грядут айфоны с тачскринами, поэтому предполагал, что казуалки перейдут на что-то вроде Playstation Portable, и в своей статье рекомендовал переходить на неё (а надо было подождать год-два и после этого рекомендовать переходить на айфоны). В остальном - случилось ровно то, что я и говорил. Рынок консолидировался - есть ниша фритуплея в соцсетях, есть ниша на Бигфише, есть на Айфоне. Это три совершенно разных ниши, которые развиваются сравнительно независимо.
4) Предугадал, что после того, как лопнул первый пузырь (а это случилось в 2005 году) - больше потрясений не будет, и всё будет стабильно и ровно. Так и есть. Начал надуваться пузырь фритуплея и все сбежали туда, оставшихся сожрал Бигфиш. (Речь о чисто писишном классическом казуале "try before buy", за которым я следил по работе.)
Всё-таки приятно чувствовать себя правым)
Так же одна тенденция, которую я не дождался (точнее дождался лишь частично), однако думаю что дождусь ещё в будущем: Я думаю что со временем в казуалках выделится свой хардкор, то есть появятся хардкорные суровые секретарши, десятилетием зарубающиеся в шарики, которые будут требовать всё более серьёзного комплексного подхода, и вот я смотрю что к этому идёт очень-очень медленно, но идёт, и меня вот предельно радует эта тенденция.
Bloodborne вкратце
[Print]
Акша Таквааш