Серьезный разговор
клуб заведен 12-01-2003
постоянные читатели [74]
adelante, Amber2231, AP_, ayv, Azazel, azsh, Bebop, Ben Gann, beskost, Brig, chron, cpcat, davvol, Die Flora, Duke, Emo, fl@sh, GameMaster[kamrad], girl, GREEN from KPZ, gunnbiern, Hunger, IKor, iona, JimmyM, kivi, kv75, le Vent, Lengra, Lindehtele, madman, Mahatma, Mikki Okkolo, Mmira, Mostack, Nessy, Night Lynx, Olympic, Pacifik, Paralyzer, Romsan, rusfil, Rymenar, Saddle, Schutzstaffel, taras, Tatyana, Timoty, vakito, Vine, virtual_capricorn, vladyu, vvod, wanglo, Алекс Лочер, Алхимик, АПАПР, Барби, Букля_, Вуда, девчонка под вуалью, Джей, Духовные происки, Журнал, ЛюкА, Майя, маруся, Машенька, ПАРАД УРОДОВ, Про это, Развратница, саграда фамилиа, Серж де Дягилев, Фандорин
участники [41]
acefal, Alick, Artt, Bebop, Ben Gann, Brig, Darth Schturmer, davvol, Die Flora, dj Virus, Emo, hipster, Hunger, Jilly, Lengra, llama, madman, Mahatma, Maldoror, Mikki Okkolo, Morticia Addams, Mostack, new_wonder, Night Lynx, Skiminok, taras, Terra, Th_, Timoty, TraliVali, tress, vvod, wanglo, Wildberry, агапэ, Алхимик, Джей, Калигула, Майя, Труп Нюты, Фандорин
закладки:
цитатник:
клуб:
13-01-2003 20:59 Серьезный разговор » Мистика
Что вы думаете о распространившихся мистических настроениях?
Такое же было в конце-начале века сто лет назад.
Но сейчас мистическое мировоззрение имеет более прочную основу. к Кастанеде и Борхесу относятся с большим уважением, чем раньше к Блаватской.
Тем не менее, я вот не могу отказаться от рационалистического подхода. Хотя может быть много теряю.
Комментарии:
13-01-2003 21:26
Камрад
Не согласен с определением Блаватской, Борхеса и Кастанеды как мистиков. Это эзотерики.
Лично я под мистикой понимаю глубокие христианские направления, такие как исихазм, например.
А тяга к эзотерике сродни тяге посмотреть окна, с этими лже-тайнами, лже-знаниями, профанами-зрителями, жертвенными участниками и жрецами-ведущими. У людей нет ничего внутри и они надеются заполнить её тем что снаружи. Им подсовывают грязь.
Камрад
На мой взгляд, причина на поверхности.
Мы имеем больше 70 лет строительства коммунизма и отрицания всяких духовных (именно духовных, а не душевных) потребностей. Церковь - бред: все равно умрешь - червяки съедят. А потребности такие у людей были, только не проявлялись. А тут бац тебе: свобода слова, свобода вероисповедания. Бери - не хочу. А что бери? Откуда народ знает? Ему раньше знать не давали что к чему в этой "антисоветской духовности". Потому и берут то, что само навязывается. А тут еще и философия есть. Нынешний россиянин любит задуматься над смыслом бытия. Главное - сам, а то раньше все время был коллектив. А у Кастанеды какая логика? Думай, только направление мышления уже задано, и конечный результат примерно определен. Так зато ж сам. Вот и читают люди, философствуют...
14-01-2003 06:42
Камрад
vakito
Что такое духовные потребности, объясни термин, пожалуйста.
Потому что свобода слова, свобода вероисповедания - совсем разное. Общее - то, что при советской власти их не было. При этом предполагается, что свобода - безусловное благо. Хе. Давайте откроем об этом отдельную тему.
14-01-2003 10:33
разводчик мулов-чемпионов
Блаватская - эзотерик? )))))))))))) Борхес - эзотерик? ))))))))))) Кастанеда - эзотерик? ))))))))))) Пойду-ка я отсюда, что-то сильно запахло духом мастера джедаев

P.S. вы еще, вослед Дворкину, Баха объявите главой и идеологом нью-эйджа


P.P.S.свобода - безусловное благо. Хе. Давайте откроем об этом отдельную тему. - давайте. Давно я не пинал любителей свобод

отредактировано: 14-01-2003 10:36 - Q-n-A

Камрад
Q-n-A
ИМХО, СР не подходит для того, чтобы "попинать" кого-нибудь
Джей
Под духовными потребностями я понимал потребности, относящиеся к Богу, церкви, вере (по В.Далю). А свободы слова и вероисповедания раньше связывались напрямую - не было возможности не только исповедовать что-либо. кроме партии, но и узнать о религиозных (в том числе и сектантских (в деструктивном смысле)) течениях было практически нереально. Вот и появились баптисты, которые детей едят
ИМХО, не надо темы про свободу: опять базар начнется
14-01-2003 17:21
Камрад
Q-n-A
Хорошо, назовём Блаватскую теософкой, Кастанеду - якобы-антропологом, Борхеса - писателем. Лучше стало?
Почему-то определение Джей, которая называла их мистикама, протестов не вызывало.
14-01-2003 17:44
разводчик мулов-чемпионов
Лучше стало? - лучше.

Почему-то определение Джей, которая называла их мистикама - потому что мистиками их с некоторой натяжкой считать можно, но эзотериками - это уже перебор.

Hint: не стоит ограничивать мистицизм христианскими направлениями, ага?
14-01-2003 19:24
spaceman
Давайте ещё и старика Рампу за компанию вспомним...
14-01-2003 19:41
Камрад
Я в мистиках и эзотериках разбираюсь плохо, поэтому у меня не определения, а приблизительные выражения.
vakito
Я не видела вот этого пожелания
ИМХО, не надо темы про свободу: опять базар начнется
и уже открыла, поскольку в дневнике камрада Муть была интересная интерпретация этой темы. Да и Q-n-A имеет свою точку зрения.
Поводов для базара, тем не менее, не вижу. И думаю, свобода вероисповедания - это отдельное.
14-01-2003 20:09
Камрад
Q-n-A
Хинт не принимается. Ага.
14-01-2003 20:26
разводчик мулов-чемпионов
Муть - да ради бога. В фанатизме и самоограничении тоже есть свои прелести
14-01-2003 20:31
Камрад
Q-n-A
Именно.
14-01-2003 20:32
spaceman
Q-n-A Прелести, говоришь...
14-01-2003 20:38
Камрад
Джей
Собственно, на encycl.yandex.ru можно найти определения этих терминов. Естественно, не все согласятся с тамошними определениями, но надо же начинать когда-то.
14-01-2003 21:10
Камрад
Муть
Хотелось бы увидеть определения.
У меня сейчас нет возможности лазить по ссылкам.
14-01-2003 21:30
spaceman
Джей Муть Во-во, поддерживаю! Только если у некоторых не хватает времени, то у меня - терпения. Плохо, знаю...
14-01-2003 22:38
Камрад
Мистика (от греч. mspan>os - таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Мировоззренческие основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам)абсолют - это личный бог, и "единение" с ним - это диалогическое "общение", которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистической М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, "единое" неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. "благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христианских традиции как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., "умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ("мантры" индуизма, "молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдедбных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого "умиления" христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвященного", который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.

Эзотерический, греч., этим словом некот. из древн. философов (Пифагор, Платон, Аристотель) означали тайное учение, передаваемое только некот. ученикам (эзотерикам).

отредактировано: 14-01-2003 22:48 - Муть

14-01-2003 22:43
Камрад
Тем не менее, я вот не могу отказаться от рационалистического подхода.
Пардон! Кто сказал, что отсутствие рационалистического подхода есть мистика? Вот вы, уважаемый ученый-палеонтолог, сторонник нерационального, как все еще считается, креационизма, вы - мистик? Еще примеры нужны?
Речь идет о мистике, в энциклопедическом занчении этого слова, или о приверженности "еретическим" (назовем это так... ну, или если хотите, "необщепринятым") концепциям?
15-01-2003 20:30
spaceman
Муть Ну-ну. Научное определение того, что противопоставленно науке... Читать смешно, чесное слово!
15-01-2003 20:48
Камрад
Муть
Спасибо.
Восточный мистицизм - это действительно устойчивое словосочетание.
Но я не рискнула бы открывать тему про то, что неизъяснимо. Сабжем была современная засоренность прессы, тв, литературы эклектическим набором совершенно разных и не сочетающихся элементов различных учений.
Закрыть