Финал
-14 - Август умирает. Пытаясь избежать беспорядков (успешно) его жена скрывает смерть мужа, пока к власти не приходит сын - Тиберий.
В Риме это была первая наследственная передача власти (не вылившаяся в десятки лет гражданской войны), поэтому не было заготовлено даже церемонии коронации. Отдельно проплатили свидетелей, который утвеждали, что Август живым вознесся на небеса и стал богом. Само имя "Август" становится императорским титулов. Ка и Цезарь. И то и другое. В общем Август считался идеальным римским императором, и идеальным императором вообще в принципе.
С его смертью в империи начинается застой. Тиберий ведет затворнический образ жизни.
За ним следует Гай, известный как Калигула (переводится "Сапожок" ). Последний так яростно издевался над солдатами и сенаторами, что в результате его зарезали в своем доме. Его последователя (Клавдия) провозгласили новым императором сами же убийцы. Он сам думал, что пришли его убивать.
Между прочим, большинство зверств и других странных поступков, приписываемых Калигуле - скорее всего вранье.
Автор считает что в следующий век как минимум вообще поведение того или иного императора не оказывало особого влияния не империю, потому что провинции были на самоуправлении. Фактически "Рим" это был скорее бренд, знак качества первого мира, чем централизованное государство.
Основное что менялось - это масштабы роскоши, то самое загнивание запада, о котором мы слушаем до сих пор спустя двадцать с лишним веков. Но оно, судя по всему, играло положительную роль - провинции, особенно провинциальная элита, видели к чему стремиться.
Передача власти по наследству кстати была еще сильно не упорядочена. К примеру старший сын не имел особого преимущества. А вот тот, на стороне которого были легионы - имел. Так же тот, на стороне кого была мать, и конечно отец. Довольно часто император специально усыновлял юношу, чтобы передать ему власть.
Тут идет кусок книги, описывающий отношения императоров с сенатом, армией, со своей "божественностью" и т.п. Мне все это не слишком интересно.
Потом кусок про быт и культуру от -1 до 2 века.
Наконец то что мне интересно - о христианизации Рима. Христиан очень долго было немного. к 200 году нашей эры - в Риме их было примерно 200 тысяч из 50 миллионного населения, то есть меньше чем полпроцента. Гонений против них в основном не устраивали, так как первые века их было слишком мало, и никакой роли в политике Рима они не играли. Самое крупное устроил Нерон, использовав их как козлов отпущения после крупного городского пожара. Они были подходящими кандидатами, возможно потому, что сами предсказывали скорый конец света в огне пожарищ.
Тем не менее, даже учитывая малочисленность - христиане были проблемой для римлян, особенно на окраинах. В первую очередь потому что христианский бог, в отличие от всех остальных (в том числе и от еврейского) распространялся на всех людей, а не выделял какую-то конкретную этничность. Потом он отрицал остальных богов.
Иии на этом тему христианства автор считает исчерпанной. А жаль, мне хотелось подробнее почитать на тему христианизации рима. В конце концов это было главной трансформацией империи до момента развала.
И все. Блин книжка конечно не идеальная, очень много скачет, углубляясь в одни детали какого-то десятилетия и тут же пропуская века, чтобы потом вернуться и что-то из этих веков выхватить.
Но в целом очень грамотный подход, много про нравы, про суть событий, про источники, откуда мы что знаем, какие есть версии, где и почему мы доверяем источникам а где сомневаемся.
Вобщем материал по теме не исчерпывающий, но приличный. Иду дальше по списку.
Последние годы рунет откров...
[Print]
emergency