Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
22-12-2022 07:38 История русской церкви (с) Никольский
Найти вменяемые книги по истории церкви еще сложнее чем по истории России. Такие книги пишутся либо воинствующими атеистами либо воинствующими клерикалами. Про если с атеистами все понятно, то у клерикалов вообще вся история оказывается чередой мучеников и чудес, под зонтичным брендом божественного промысла, ну то есть тупо фентези, не имеющее к истории ничего общего.

В результате преодолев внутреннее сопротивление я взял Никольского. Это ярый коммунист, про религию писавший в 1930х. Однако вроде бы, человек с серьезным образованием царских времен (высшее образование в первые десятилетия советской власти было мягко говоря неудовлетворительным), так что есть надежда, что академическая порядочность пересилит в нем желание написать красную агитку.

Изначально автор пишет о дохристианских верованиях на Руси. Там вообще какие-то ужасы-ужасы, каннибализм, кровосмещение, человеческие жертвоприношения, какие-то невменяемые вещи с трупами делали, короче не признать культурный рывок, которым становилось христианство для приобщающихся к нему народов - невозможно. Много где даже не существовало культуры брака. Это аж вплоть века до десятого. Нашей эры.

Автор считает, что почти единственно что с тех времен дошло до нас - это сказки. К примеру что такое та сама "лисичка-сестричка". Это человекозверь, тотемное животное.

Всякие яги-кощеи - это уже более поздний пласт, но тоже дохристианский. Но в целом народные сказки это самый вот глубинный дикий пласт из первобытных времен передающий нам привет.

"Следы этого антропоморфного аниматизма засвидетельствованы в «Слове о полку Игореве» (XIII в.), вышедшем, правда, из-под пера княжеского придворного поэта, но отражавшем, хотя бы в поэтических образах, остатки древнего народного мировоззрения, от которого, конечно, целиком не могла отрешиться и княжеская среда. В «Слове» вся природа изображена чувствующей и понимающей несчастия братьевкнязей: цветы увяли, деревья приклонились к земле, вороны не каркали, галки умолкли, сороки не стрекотали, дятлы, долбя деревья, показывали Игорю путь к реке; с ветром, солнцем, Днепром и Донцом Ярославна и Игорь разговаривают, как с живыми существами, обращаются к ним с просьбами и с жалобами; есть даже намеки на оборотничество. "

антропоморфный аниматизм - это когда любой вообще предмет или животное это фактически дух леса, такой миядзаки вобщем
оборотничество - имеется ввиду не современная тема "человек-волк", а все вариации когда добрый молодец птицей-рыбой обернулся. это тоже значит он оборотень

Вообще первобытный человек считал, что живет в царстве духов, духи, призраки и монстры были везде вокруг него, их было значительно больше чем самих людей. И человеку приходилось искать способ существования внутри этого магического чужого мира.

Часть дохристианских верований вошли в само христианство. К примеру если местные привязывались к каким-то духам - перейдя в христианство они вполне могли объявить этих духов ангелами и продолжить их почитать уже на этом основании. Вообще считается, якобы христианство не сочеталось с другими религиями - на самом деле еще как сочеталось. Ну а всевозможные домовые вообще плевать хотели на христианство, не перечь бабушке, она лучше знает. Однако, что важнее, это всевозможные "мать сыра земля" - то есть дух земли, это тоже дохристианский бог, с которым древние люди тупо показали христианству хуй, и оно утерлось. Очевидно с обрядами поклонения этому духу на руси всегда все было прекрасно, хотя Библия никак его существование не подтверждала.

В книге реально под сотню страниц описаний языческих богов и обрядов славян. Далее крещение Руси Владимиром. Автор замечает что скорее всего никакого "крещения" не было. Что реально было - судя по всему Владимир с дружиной заехал в Византию и там крестился. Все.
При этом христианские церкви существовали на Руси задолго до этого и как и везде успешно воевали с язычеством. Все это было никак не связано с переменой веры вождей. Последнее вообще было скорее торгово-политическим актом, а не религиозным.
Собственно на момент крещения Владимира - заметная часть его дружины уже была христианами не первый год.

Так же Владимир женится на сестре греческого царя, что тоже очевидно политический брак. И так как гречанка - христианка - без перехода в христианскую веру это никак невозможно.

Вместе с греческой княгиней Владимир привозит в Киев митрополита, который в поддержкой уже официальных силовиков (или как минимум при их невмешательстве) принимается гнобить еретиков.

Забавно, что во время изгнания Перуна из Киева - Владимир распорядился, чтобы с идолами обошлись максимально аккуратно. Ну то есть Перуна, конечно, нет, но кто его, Перуна, знает.
Крещение других городов шло не так чтобы хорошо, метрополитов оттуда изгоняли и убивали не раз. С крестьянами скорее всего заморачивались еще меньше, там как раз шло объединение идолопоклонничества и христианства.

Главная причина, почему власти вообще запаривались с обращение широких слоев населения в христианство - потому что эта религия утверждала что любая власть от бога, то есть работала и на стабильность, и на смирение и прославляла страдания. Так что налоги адепты платили значительно охотнее, дак бог велел же.
Плюс еще идеи священной войны значительно упрощали набор дружины, короче сплошные плюсы. В каждую армию выписывался священник, и воевать она начинала резко лучше - профит.

Через местные обычаи преломились и христианские концепции. Идея искупления и смерти за грехи у славян не прошла. Христос для них стал чем-то типо бога благополучия, типо деда мороза, придет и подарков принесет. Сам Бог - хитрым дедушкой на небесах, которому палец в рот не клади, и поумнее тебя есть, да в аду сидят. Дева Мария стала Богородицей, богиней урожая. Что, как вы понимаете, ни разу в оригинальном каноне не подразумевалось. Перун стал Пророком Ильей - собственно поэтому он у нас изображается таким воинственным. Это бог грома считай Тор.

Волхвы начали исчезать только к 13 веку. Обряды бракосочетания и погребения, как и многоженство - существовало еще значительно дольше. Заговоры трансформировались в молитвы на все случаи жизни. Идея о том, что смерть это сон - тоже пережиток язычества. В христианстве ничего такого нет. Какой сон але, страшный суд не хочешь ли.

Двоеверие и искажение христианство не слишком волновало как киевские власти так и константинопольские. И те и другие заметно повысили свои доходы в результате крещения, и им было все ок. Правда периодически вспыхивали бунты. Но во первых они и так были не редкостью. Во вторых страдали в основном местные священники, а мученичество как известно дело благородное, вспомним хотя бы нашего героического протопопа Аввакума красавца.

Забавно, что клириков в Византии было так много, что массовый вырез их на окраинах только приветствовался. На Русь этих ребят ссылали массово.
Управление церковью в Киевской Руси - стопроцентно внешнее. За все время только дважды метрополитами назначаются русские (оба раза во время конфликтов с центром). Все остальное время - греки.
Что важнее - церковь держала свой суд, и если дело считалось касающимся религии, судила сама в обход князя. Это тоже кстати было огромной статьей дохода. Церковному суду подлежали вообще все дела людей как-либо связанных с церковью, даже если это просто крестьянин, живущий на территории, которой владеет монастырь.

О самих монастырях - это была богатейшая фигня в средневековье, потому что церковь утверждала, что благополучие умершего в загробной жизни напрямую зависит не от того как он вел себя в жизни физической, а от того как активно за него молятся (это дожило и до наших времен, почему бандиты так стремятся поставить свечку за братана). И молиться конечно можно самому, но во первых задолбаешься, ты один а люди умирают непрерывно, а во вторых в монастыре это значительно эффективнее. Монастырь это как адронный коллайдер, но разгоняет не частицы а души из ада в рай. Вощем бабло монастырям сдавали астрономическое. Это сейчас в монастырях по полтора инвалида - а тогда туда как в космонавты огромный конкурс лучших из лучших из лучших. Сынок кем ты мечтаешь стать когда вырастешь? Монахом, отче.

Но этого было мало - если у человека нет детей, монастырь насильно вписывался в его завещание. Ну, в виде платы за упокой. Очевидно умерший это бы одобрил.
Еще круче была идея - экстренно постричь умирающего в монахи с последующим отъемом имущества. Если родственники сопротивлялись, умершему в процессе можно было отпустить вообще все грехи авансом.

Более того монастырь это централизованная боевая организация (в то время как даже власть князей довольно раздроблена), которая и обороняться может и сама в атаку пойти, короче с церковью на Русь пришла цивилизация во всех смыслах любо дорого поглядеть.

При всем при этом - той же власти как в Византии и даже в Европе - церковь не имела. Остановить вечной междоусобицы киевских князей, к примеру ей не удалось. В целом на Руси изначально устанавливается тренд на условное подчинение церковной власти гражданской.
Первые местные святые - Борис и Глеб - как не крути братья князя. То есть церковь проявляет рвение в том, чтобы вписаться за гражданские власти. В общем и целом это институты крайне выгодные друг другу. Из восьми канонизированных святых Киевской Руси - пять княжеского происхождения. Очевидно святее князей и их семей никого не найти.

Переход Руси к феодализму произошел уже ближе к двенадцатому веку, то есть частично пришелся на татарское иго. Только к этому времени племена охотников-собирателей массово начали трансформироваться в крестьян, и соответственно появилось рабство, короче все прелести средневековья.

При этом сама по средневековая церковь - не так чтобы слишком в религию. Хотя казалось бы. Только один из десяти монахов (монахов!) знает "Отче наш". Даже патриархи на Руси считаются Византийцами людьми мало сведущими в вопросах веры. Впрочем ну ладно Византия остаток Рима, а в Ватикане с Папами все было еще хуже.

Собственно специфическое понимание (читай - нихера не знание) веры и привело к расколу в 15-17 веках, когда классическая русская церковь была объявлена старообрядчеством, и ее принялись выпизжевать. Этот процесс завершился кажется только к двадцатому веку в лучшем случае.
До этого если в крупных городах иногда хоть какие-то минимальные каноны соблюдаются - в мелких это целиком денежные вопросы, ты главное плати и никто тебе мозги ебать не будет.

Забавная фигня - многогласие. В русской церкви задолбались с долгих песнопений и начали их читать одновременно. Ну то есть один священник поет одно, другой другое и тп. Пять минут и весь псалом пропет расходимся. У - удобство.

Наиболее популярны (и до сих пор) обряды освещения и окропления святой водой, потому что полминуты работы баблос ка-чинг. Плюс не нужно ничего заучивать и вообще даже знать Библию не требуется, чтобы обряд освещения провести. СУ - суперудобство.

Так. И это где-то вот процентов 20 книги. Очень интересно.

Между прочим - до сих пор ни одного упоминания ни Ленина ни Маркса с Энгельсом. Вот были же люди.
Закрыть