Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[4] 20-05-2024 10:30
Атас

[Print]
ТотКтоЯеСтЬ
22-04-2023 20:55 Путевые впечатления. В России (с) Дюма
Дюма путешествовал по Российской Империи в 1858-1859 годах, во времена Александра Второго. Недавно прошла Крымская Война, где Россия первый (из двух, второй в 2022) раз в своей истории в одиночку противостояла общеевропейской коалиции. Оба раза с результатами примерно одинаковыми.
Война тогда несколько привела Россию в чувство, поэтому правление Александра II считается достаточно спокойным и полным реформ. В частности было отменено крепостное право (в формате, который не устроил ни его сторонников ни противников).

Дюма приплывает в Питер, оттуда едет в Москву, потом в Нижний и далее плывет по Волге до Каспийского Моря, оттуда через Кавказ (Грузию) в Крым и далее Одессу, и потом уплывает через Румынию. То есть путешествие очень основательное, год непрерывно в пути, не каждый выдержит (я бы сто раз замудохался, говорю как человек с большим опытом такого).

Это не первое путешествие Дюма, он в стиле Лебедева хочет побывать везде и посмотреть все. Есличто - "За 80 дней вокруг света" спустя 20 лет напишет не он Жюль Верн.

Впечатления большие, там трехтомник, я пока первый том посмотрю.
Формальных повода для путешествия два - в Питере идет свадьба знакомой автора, и одновременно он хочет поприсутствовать на церемонии освобождения крепостных крестьян.

Там приличная часть книги это вступление, описание спутников, описание Европы, вольный пересказ истории России все это я пропускаю. И аж на четырнадцатой главе (минус треть книги) он приплывает в Питер.

Первое впечатление "какого хрена русские красят все в зеленое", о я вижу этой традиции не один век. Дюма рассказывает, что эта краска считается более стойкой.

"Русские кучера, извозчики, как и почти все население Санкт-Петербурга, по большей части, не коренные жители столицы. Как правило, это крестьяне, приехавшие из Финляндии, Великороссии или Малороссии, Эстонии или Ливонии."

Здесь тоже за двести лет мало что поменялось.

"Представьте себе округлые валуны, одни величиной с череп патагонца, другие размером с голову самого маленького ребенка, положенные рядом и качающиеся в своих лунках; кареты, подпрыгивающие на них, и пассажиров, трясущихся в каретах, а кроме того, рытвины посередине улицы, как на проселочной дороге, кучи булыжников, которые ждут, когда их пустят в ход как мостовой камень, но пока еще явно здесь лишние; некоторые части мостовой застланы длинными шатким досками, концы которых поднимаются вверх, как качели, сначала с одной стороны, когда карета въезжает на них, а потом с другой, когда она достигает их края; после досок тянется четверть версты щебеночного покрытия, превратившегося в пыль; затем опять идут валуны, рытвины и опять доски, и опять пыль. Таковы мостовые в Санкт-Петербурге."

Одно из двух либо Дюма побывал в Питере в двадцать первом веке, либо я жил в Питере в девятнадцатом.

Дюма цитирует стихи князя Вяземского, между прочем генерального секретаря внутренних дел России
"Бог метелей, Бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он, русский Бог.
Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперек Бог имений недоходных,
Вот он, вот он, русский Бог.
Бог всех с анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,
Вот он, вот он, русский Бог.
К глупым полн он благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский Бог.
"

"дети, из какого бы сословия они ни были, одеты в русский национальный костюм, который состоит из маленькой шапочки с павлиньим пером, красной или желтой шелковой рубашки, широких полосатых штанов, заправленных в сапожки с красными отворотами"

лолшто?

"Но русские, русские — это больше, чем привидения, это призраки: они степенно вышагивают бок о бок или друг за другом, не печальные и не веселые, не произнося ни слова и не позволяя себе ни единого жеста.
Даже дети не смеются; правда, они и не плачут.
"

Европейцы были менее угрюмыми задолго до Карнеги.

"Несчастный народ! Не привычка ли к рабству приучила тебя к молчанию? Говори же, пой, читай, радуйся!
Теперь ты свободен.
"

Дюма описывает истории связанные со знаменитой русской коррупцией и попилом бюджета. Вообще коррупция времен Александра Второго реально вошла в учебники истории.

"К несчастью, пьянство в России в некоторой степени поощряется правительством"

1858 год, дамы и господа.

Вообще там три четверти текста это пересказ баек.

"русский и просит «на чай», и просит кстати и некстати, без всяких на то оснований, без всякой причины, ничего не сделав, чтобы заслужить вознаграждение, точно так же, как неаполитанец, руководствуясь лишь одним соображением: «А вдруг дадут?»
Русское предание гласит, что, как только Бог создал славянина, тот повернулся к Всевышнему и, протянув руку, произнес: «На чай извольте дать, ваша милость!»
"

Автор с большим уважением рассказывает о Суворове, но ничего не знает о Толстом, потому что Война и Мир будет написана еще через три года.

Поправка - книга состоит из пересказа баек на 99%. Собственно там и самих "путевых впечатлений" почти нет. Байки, байки, байки.

Где-то на середине тома мне стало лень выуживать из огромных глав, полностью посвященных байкам - по полстрочки реальных впечатлений автора. Ой, данунафиг.

Вот как в своих романах Дюма воды наливает, так и дневники его полностью залиты.
Закрыть