Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
24-09-2023 20:48 Японские мифы (с) Фридман
Далее по серии.
Вообще я человек, крайне увлекавшийся мангой в подростковом возрасте, и при этом невозможно не сталкиваться с японской мифологией и историей. Японцы страшно все это обажают, пихают это вот просто везде, и к какому-то моменту страшно устаешь от всех этих многохвостых лис, самураев ебаных, лесных духов и так далее. Тем более что реально ничего особенного у них ни в истории ни в мифологии нет, это все калька с соседних культур, значительно более крупных и значимых. Единственное необычное, что произошло в Японии за всю историю - это ядерные бомбежки. Но форсится вот просто чудовищно.

Вобщем я и не хотел читать книжку про японские мифы, но эта вот серия настолько хороша, что ладно ок. Что там у нас.

Периоды японской истории:
Дземон -10 000-300
Яей -300+250
Кофун (Ямато) 250-583
Асука (Ямато) 583-710
Нара (Кодай) 710-794
Хэйан (Кодай) 794-1185
Камакура 1185-1333
Муромати 1336-1573
Адзути-Момяма 1573-1603
Эдо-Токугава 1603-1868
Мэйдзи 1868-1912
Тайсе 1912-1926
Сева 1926-1989
Хэйсэй 1989-2019
Рэйва 2019-

Вообще Япония состоит примерно из трех разных стран, которые толком объединились только в восемнадцатом веке (что на самом деле справедливо для большинства стран в мире, примерно все они к тому времени начали приобретать современный состав и очертания).

В целом Япония это страна атеистов. Доля не религиозных людей в районе 70%, это один из самых высоких показателей в мире. Две основных религии - синтоизм (основная система древнеяпонских верований, кстати в целом близкая к поверьям типо черная кошка дорогу перебежала) и буддизм (на самом деле примерно тоже самое, но китайско-индийское и с примесью нравоучений). Далее идут китайские даосизм и конфуцианство.

Собственно японская мифология это синтоизм в первую очередь. Синто - переводится "путь богов".

Синтоизм это изначально государственная японская церковь. В центре миллион богов - ками. Фактически у всего на свете есть свой дух. Как и в шумере, и вообще в любых античных верованиях - ками имеют силу на определенных территориях и бессильны на других. В синтоизме это доведено до абсурда, в нем тонна милипиздрических божков, управляющих миром на сантиметр вокруг себя.
Святилища этих божков обычно переходят по наследству, фактически наборы богов подвязаны к отдельным семьям, хотя конечно молиться им (божкам) рекомендуется всем, кто оказывается на их территории.
Ключевая часть синтоизма - чистоплотность. Считается, что ками любят чистоту, а злые духи - грязь. Таким образом аккуратность и чистота для японцев понятия религиозные.

Конфуцианство, это не столько религия в западном понимании, сколько принципы порядочности, правильной жизни. Он довольно легко совмещается с пантеонами любых богов, как китайских так и индийских так и японских. Примерно то же самое и дао. В некотором смысле конфуцианство и дао противоположны друг другу. Первое это упорядоченная система, а второе методы выхода за границы системы, способы самосовершенствования за пределами четких правил.

Буддизм похож на микс дао и конфуцианства. Это система по приходу к просветлению. Фактически пытается делать тоже самое, что дао, но упорядоченно.

Все четыре вероучения не отрицают друг друга, к примеру ничего не мешает верить в буддистских богов, но перекладывать их поведение на дао. Плюс добавлять в микс еще и синто в роли мелких духов. В целом это в порядке вещей для античных религий, они все свободно перетекали друг в друга в разных комбинациях. Собственно даже христианство при всем своем единобожии и отрицании всего неканона прекрасно легко на древнерусские мифы и слилось с ним внутри православия.

Старейший период японской письменной истории - 7-8 века нашей эры. Это считается временем формирования базы синтоизма. Для сравнения, Рюрик пришел к славянам только в конце девятого. Самый ранний дошедший до нас японский текст - "Кодзики" 712 года описывает небесных богов Амацуками, которые прислали близнецов Изанаги и Изанами (что переводится как "чарующий") создать физический мир - в первую очередь саму землю Японии. Уже их детьми были многие другие боги, там опять же идет обычное ранжирование богов по старшинству, как и везде.
Далее описываются древние правители, которые представлены как обычно мифическими героями. Они так же как и везде представлены потомками богов. В целом там расписаны подробные родословные от богов к правителям. Тоже самое есть к примеру и в Библии, где подробно расписано кто чей сын от Адама через Иисуса и до израильских судей.

Как и в других мифологиях, японская система делит историю на эры, начиная с эры богов и далее постепенно ближе к современным людям.


Кстати самое известное изображение богов-близнецов. Идзанаги здесь держит "свернутое копье небес" над первородным хаосом. Р - романтика. Они же какбы инь и янь.

Энивейс, из самых младших порождений Идзанами появляется бог огня. При рождении он рвет мать на куски, от чего она умирает и разлагается еще на кучи богов. Это опять же типовая античная расчлененка, которую мы видели и у шумеров тех же и много у кого. При этом там следует драма отношений ее с мужем, которые после смерти не прекращаются боги хуле. На этом следует разделение царств живых и мертвых. Уже после этого рождается троица еще более младших богов - Аматерасу (богиня солнца), Цукуеми (луны) и Сусаноо (природы). Им какбы мир передается в управление.

Далее Японию населяют боги. Идет много драм, я вообще думаю что в античности в отсутствие сми было в порядке вещей придумывать истории про богов. Ходит там скажем труппа театралов - им нужны какие-то близкие народу герои и сюжеты, кого еще кроме богов везде знают? В результате получается такая богиня изаура или ближе к бетмену, про которого миллион авторов додумывают от себя.

В любом случае богиня солнца Аматерасу создает императорскую семью, первых людей. Не до конца понятно зачем, видимо потому что так надо. Чтобы наводить порядок. И остальных людей - чтобы было среди кого этот порядок наводить. Я думаю что здесь ключевая тема это гармония. Люди нужны для гармонии мира, без них боги чувствуют мир незавершенным. Что-то не то. Все это как несложно заметить - пытается в поэтику.

В мифологии царство смертных ограничивается самой Японией. Соседние страны рисуются такими вариациями нарнии или атлантиды, короче там живут не люди а непойми кто. Учитывая географическую изоляцию японцев - это можно понять. Если бы в Великобританию не пришел древний рим, а потом христианство - там бы тоже самое было.

Первым императором в мифологии считается Дзимму (седьмой век до нашей эры) - он переходное звено между богами и людьми. Он результат кровосмещения разнообразных богов и таким образом получает себе по чуть-чуть власти над всем сущим, безраздельное правление миром, пока родители не смотрят.
Он активно занимается завоеваниями, выбивает для смертных место в мире. Существовал ли такой человек на самом деле - предмет споров. Дзимму умирает на 160-170 году жизни, и на этом считается окончание эпохи богов. Далее мифология центрируется на императорской династии.

Всего кстати в Японии было 126 императоров, последний правит с 2019 года, такой милый на вид дядечка. Короче императорская линия никуда не делась. Справедливости ради, она и у нас никуда не девалась, просто у нас ее традиционно видели в гробу. В Японии основная функция императора заложена в слове "тэнно" - небесный правитель - он символ страны, иногда - ее путеводная звезда. Подразумевается, что сам он ничего не делает, но только один факт его существования упорядочивает реальность вокруг, указывает людям в какую сторону двигаться. В этом смысле традиционные императорские традиции хорошо вписались в современный мир, где монархии исполняют в целом именно такие символические функции.

Первый реальный японский правитель, назвавший семя императором - Тэмму - в конце седьмого века. Он считается сороковым правителем Японии. К девятому веку императоры начинают изолироваться от общества, и все больше ассоциируются со своим двор(ц)ом - микадо.
У них не действует право первородства, любой принц может стать императором в зависимости от воли отца. Но при этом он должен быть рожден от главной наложницы, которая считается императрицей. Многоженство у японских императоров пропало только в двадцатом веке.

В японской истории было семь случаев, когда правитель выбирал не наследника, но наследницу (один из них - императрица передала престол своей дочери).

В любом случае, за Дзимму следует пятнадцать императоров, которые, как считается, были вписаны в хроники просто чтобы отодвинуть самого Дзимму и всю императорскую семью глубже в древность. Десятый император (первый век до нашей эры) Судзин считается строителем японского государства, завоевателем соседних племен. Вообще археологические раскопки указывают, что прото-японское государство существовало только начиная с четвертого века нашей эры (в китайских хрониках она упоминается с третьего века), примерно с этого времени, как считается, в основании мифологии появляется хоть сколько то реальной истории, а не просто компиляция баек и попытки выдать себя за нечто более древнее.

Первый правитель Японии, в реальности которого нет сомнений это двадцать девятый император Киммэй (конец шестого века). Далее уже мифология плавно переходит в историю, и это уже тема какой-то другой книги.
А сабж описывает трансформацию японской мифологии. Появление идеи обожествления людей, аналог христианского вознесения на небо. Как и везде - в основном в святые записывают себя разнообразные принцы и феодалы, как мы знаем, никого святее в мире быть не может, в христианстве все ровно то же самое.

С седьмого-восьмого веков в Японии начинается период доминирования буддизма. Что кстати совпадает с правлением первой императрицы. Ее сын Сетоку (переводится литералли как "святая добродетель") создает крупнейшую сеть буддистских храмов, и естественно после смерти причисляется к лику буддистских святых. Приписываемые ему в Японии чудеса делают его почти что аналогом буддистского Иисуса. Ну то есть не Будда, но тоже неплохо.

Следующий известный император - Камму (конец восьмого века). Он отделяет церковь от государства, во многом потому что влияние попов становится к тому времени чрезмерным. Там тонна легенд о его борьбе с призраками. Вообще в книге описывается миллион баек как в отношениях богов так и императоров, но я все это пропускаю, мне не интересно, я такое и сам придумать могу.

Большая глава про буддизм в Японии. Это тоже не интересно, про буддизм я уже перечитал. Кстати у меня есть друзья из Чечни, они любят рассказывать, что будда по чеченски это пизда. Так что буддизм на Кавказе как-то не очень прижился.

В целом индуисское (буддизм это направление индуизма) миллиардобожие хорошо ложится на синто. Идут традиционные сопоставления, типо этот бог это переназванный тот вон, и так далее. Тем более что помешанность на перерождениях и аватарах самого индуизма позволяет все это вписывать по щелчку. Кого угодно можно объявить аватаром кого угодно другого. Мало того в индуизме полно богов, которые вообще не поддаются адекватному описанию, мою любимый это Брахма... или Вишну... блин я забыл. Короче один из этих двоих, или оба. Это вообще лавкрафтовские сущности, которые могут быть всем или ничем или чем-то отдельных хер их знает.

В истории Японии были периоды как ослабления так и усиления и упорядочивания религий. В том числе там были смешные эксцессы, когда официальная власть массово клепала поддельные захоронения и реликвии, чтобы упрочнить уровень святости в плебсе. Впрочем этим же занимались все религии, в том же христианстве мощей на порядок больше чем их владельцев. Последний приходится на период реставрации Мэйдзи в 1868 году, тогда был разработан "государственный синтоизм" и сильно приподвыкинут Буддизм для продвижения национальной идентичности. Тогда же их и разделили.

С восемнадцатого века Япония начинает переезжать из деревень в города, что вкупе со свободной печатью создает городские легенды, в первую очередь крипипасту, истории о заброшенных деревнях, откуда свалили все люди, и там теперь остались одни духи и призраки, больше им никто не поклоняется страх и ужос.
Все эти духи называются словом "екай". А когда человек одержим духами - он называется "мононокэ". То есть "Принцесса мононокэ" - это принцесса одержимая демонами.

Самые распространенные екаи:
Они - огры
Тэнгу - воронолюди, длинные ноги, ходят с мечами в масках в соломенных шляпах
Каппа - жаболюди водяные
Нинге - русалки
Ямамба - ведьмы-призраки
Кицунэ - лисы, обычно многохвостые
Тануки - енотовидные собаки. Как и лисы - они оборотни.
Нэкомата - кошки. Злая вариация - бакэнэко.
Цукумогам - духи предметов

Отдельный класс духов - юрэй. Это воплощения отрицательных эмоций. Они же воплощения пороков.
Характеры и символика антропоморфных животных в Японии довольно похожа на древнеславянскую см у меня был пост на тему ранее.

Так и финал книги описывает современную японскую массовую культуру. Я про это сам могу книгу написать.

В целом все так же очень круто. Даже вот такая крайне ограниченно интересная мне тема описана исключительно вменяемо и упорядоченно. Еду далее.
Закрыть