Егор Остров и Арно Брекер
30 ноября - 31 декабря
Д-137 тел. 275 60 11, Невский просп., 90/92, м. Маяковская (Петербург)
Одним картина — окно, для других она плоская поверхность, произвольно покрытая красками. Всего лишь тряпка, измазанная красками, — щеголяют они сразу цинизмом и пафосом.
Острову — фильтр. В смотровые щели растра проникает свет, изображение. Остальное — декоративная чересполосица, где свет перемежается цветной глухотою фона, фон-барона, специалиста по недвижимости, умеющего, как это называется, «держать стену». Это — «фирма» Острова. Жаль, в галерее стен мало; его гиперборейцы, отливающие автомобильной краской-спреем, покорили бы и небольшой музейчик.
Когда-то, поначалу, растр был прямым, оптика — проще («7 линий на дюйм» — была тогда у Острова выставка). Но со временем прямолинейный растр, верно, начал сливаться с обоями — и профессор Новой академии изящных искусств проапдейтил прием, и появился этот, нынешний растр, криволинейный, податливый, играющий с композицией в свою композицию, подчеркивающий и анализирующий ее. Два года назад Остров представил обновленный прием впервые. «Фрагменты» — называлась тогда у Острова выставка. Прием можно, в идее, приложить к чему угодно, не обязательно к классике. Но читаться из щелей будет лучше всего изображение контурное, контрастное, прочитываемое хорошо с растром ли, без растра; не прочитываемое даже — скорее угадываемое культурной памятью. По этим признакам мы уже готовы назвать идеальную островскую модель: это классическая скульптура. Острова нетрудно предсказать. (Впрочем, «непредсказуемый профессор» есть персонаж комический, а «комический академист» — просто оксюморон, каприз природы, даже оскорбление для основателя «Новых серьезных».) Вот и сейчас: что нового? Остров в океане образов, которыми мог бы воспользоваться, уловил Арно Брекера. В сетях — «Товарищество», «Партия», «Армия», «Победитель», «Прометей», «Готовность» и другие аллегории, скульптура и рельеф государственного скульптора Третьего рейха, репродукции с довоенных еще фотографий (после 1945 года работы Брекера почти целиком были уничтожены как официальные нацистские символы). Затем — компьютерный эскиз, изготовление растрового трафарета, скрупулезное разделение света и цвета, распыление спрея, ошибка, новый эскиз… Брекер, впрочем, в духе поздней Римской империи приставлявший головы в стиле ранней империи к торсам, напоминавшим архаических куросов, тоже ведь не блистал новаторством. Тут важно — работа. Труд. Стоицизм — тем более поразительный, чем он напраснее.
Про островский растр много говорили. Звучало даже такое определение: кислотный растр. Острова делали модником, но не очень было понятно, как. Говорили, что растр сродни помехам на телеэкране, — просто повторяли тезис Острова о взыскуемой красоте в эпоху массмедиа, — хотя разговор о «помехах» тут и есть главная помеха. Отвлекающая от собственно художественной деятельности и ее результата — безотносительно «кислотности» приема, «скандальности» нацистской натуры и пр. Отвлекающая от позиции живописца — для которого картина есть, картина существует менее чем для кого бы то ни было, даже для самого леворадикального критика и противника картинной формы, — от роли странного умельца, который умение раскрывать картину полагает на то, чтобы прятать ее.
http://spb.afisha.ru/art-review-spb?id=4812042
Лампочки на 95 Ватт
[Print]
Махури