Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Воскресенье, 4 Июля 2021 г.
19:58 "Планета изгнания" Урсула Ле Гуин
Второй роман хайнского цикла. Действие через тысячу лет после прошлых двух сюжетов и на другой планете (там было действие на Роканноне, а здесь на Вереле).

История экспедиции землян, которая из-за начала межгалактической войны застряла на феодальной планете на 600 лет (двадцать поколений), за это время практически вымерев и технологически и культурно и по всем статьям совершенно нечем уже не отличаясь от аборигенов. И в процессе романа они воюют с одними дикими племенами, налаживают союзы с другими и под конец оказывается, что даже и генетически они уже стали почти местными.

Блин, чото мне становится скучно со всего этого. Еще не настолько, чтобы дропать, но я постепенно подхожу к этому состоянию. Ок, далее.
13:16 "Мир Роканнона" Урсула Ле Гуин
Первый роман Хайнского цикла. Не так, чтобы очень хороший. Здесь история попаданца, который пересекает фентезевую планету, чтобы отправить сообщение своим.
В книге есть общее ощущение затерянности и бессилия, за которое я люблю истории автора, но в основе она довольно примитивна. Еду дальше.
03:02 "Ожерелье Семли" Урсула Ле Гуин
Мне давно следовало прочитать весь хайнский цикл Ле Гуин, но как-то не доходили руки, и вот дошли.
Вообще что Земноморье что сабж, отличаются от всего остального фентези что я читал своим ощущением беспомощности.

В большинстве фентези человечество представляет из себя серьезную силу, благодаря магии находясь фактически на уровне не феодальном, а возрождения. Мир если не управляется крутыми магами, то как минимум эти маги чувствуют себя в нем хозяевами. Если какие-то злые силы есть - они условно победимы, хотя и с трудом.

Совершенно другой подход у Ле Гуин. Магия в ее мирах присуща всему, людям, животным, природе. И люди далеко не сильнейшие ее пользователи, и они совершенно беспомощны перед множеством других мистических сил, которые не являются ни добром ни злом, а чаще всего даже не обращают на людей внимания. Немного этой стилистики касается Игра Престолов, но вообще я нигде больше не находил такого в фентези, и это ощущение очень созвучно мне.

Еще сильнее это проявляется в хайнском цикле, где магии нет вообще, это сайфай, где человечество освоило перелеты со скоростью света, но проблема в том, что планеты все равно так далеко друг от друга, что сам пилот корабля стареет на год, а мир, куда он прилетает - на сотни лет. И тоже самое с любой связью. Поэтому человечество разбросано и с огромным трудом как-либо координирует между собой силы, ты отправляешь послание получатель получит его только через сто лет, а ответит тебе через двести. Это сайфай, где человечество утонуло в потоке времени и совершенно бессильно, где исследователи прилетают на дикие фентезевые планеты, каждый их перелет туда-сюда отправляет их поступки в далекое прошлое, делает легендарными.

Цикл начинается с рассказа "Ожерелье Семли", про средневековую девушку, которая ищет ожерелье своих предков, пока не узнает, что его продали на космический корабль. Тогда она забирается на этот корабль и исследователи пожав плечами забирают ожерелье из своего музея и отдают ей. Но когда она возвращается домой с корабля - оказывается что она заплатила за ожерелье временем, дома прошло десятилетие, ее муж умер, дочь выросла.

Рассказ передается с ее точки зрения, так что все произошедшее для нее это классическая сказочная притча, при том, что Ле Гуин принципиально никакой магии не вводит здесь, чистые технологии и законы физики.

Отличный рассказ, еду дальше.
01:49 Обдумываю Чандлера
Как создатель жанра нуар Чандлер фактически вывел нового героя - частного детектива. Конечно, частные детективы были героями и до Чандлера (у Конан Дойля, например, да и полно где) но в нуаре - они являются не просто расследователями, они аналог рыцарей при дворе короля Артура или ковбоев. Это одинокие вершители справедливости в мире бандитов и полицейских, которые ничем не отличаются от бандитов.

Если продолжать преемственность, то рыцарями следующего периода были хакеры (настолько же условные, насколько условны в нуаре детективы, или насколько условны ковбои в воплощении какого-нибудь Иствуда).

Отсюда вопрос - кто может выступать рыцарем нашего времени? Мне бы хотелось увидеть в этой роли журналиста не журналиста, а кого-то вроде Спайдера Иерусалима, точнее его рыцарская версия. Мне кажется он ложится на нашу социально сетевую эпоху лучше всего. В каком-то смысле Трансметрополитен можно было бы считать пост-нуаром, если бы он был менее в сайфай.
00:18 The Harder They Fall


groovy
Закрыть