Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Суббота, 22 Апреля 2023 г.
23:46 Chi: On the Movements of the Earth


Понемногу просматриваю Tezuka Osamu Cultural Prize. Это японский аналог Эйшнера - приз для японских комиксов, которые не так чтобы популярны, но имеют, по мнению жюри, культурную ценность.

Так вот сабж это победитель прошлого года. Действие в нем происходит в вымышленном государстве шестнадцатого века, явно списанном с Испании, где активно орудует инквизиция, людей сжигают просто по щелчку пальцев. И вот там есть разные персонажи, образованные и набожные люди, монахи, которые изучают движение планет и звезд, и пытаются понять, почему оно такое. Ну то есть все знают, что Земля в центре вселенной, и все крутится вокруг нее, но почему по таким странным траекториям? Почему они не круговые?

И в какие-то моменты то один то другой персонаж понимает, что объяснение есть ровно одно - планеты крутятся не вокруг Земли, а вокруг Солнца. И вот в результате есть эти, повторюсь, глубоко набожные люди, крайне упертые, чтобы прийти к такому выводу - это надо очень серьезную часть жизни положить на вычисления, и вообще быть человеком близким в гениальности. И вот эти люди понимают, что религия им врет, и более того - если их поймают на том, что они знают правду, то их будут пытать, а потом сожгут за ересь.
И что дальше? Готовы ли они скрывать правду? Готовы ли они защищать ее ценой жизни? Стоит ли она их жизни?
Ответы на эти вопросы они на самом деле находят очень разные.

При этом отдельно интересно здесь показана инквизиция. Ну то есть вот люди которые решили пострадать за правду - они скорее выглядят как сумасшедшие. А инквизиция - очень спокойные очень практичные и разумные ребята, совершенно не маньяки и не фанатики (в отличие от еретиков), у них есть работа они ее делают.

И это очень интересный процесс. И комикс проходится по нему совершенно не сдерживаясь и не стесняясь, эта такая вполне себе суровая взрослая работа об отношении людей к знаниям и к власти.
Прекрасная вещь, рекомендую.
20:55 Путевые впечатления. В России (с) Дюма
Дюма путешествовал по Российской Империи в 1858-1859 годах, во времена Александра Второго. Недавно прошла Крымская Война, где Россия первый (из двух, второй в 2022) раз в своей истории в одиночку противостояла общеевропейской коалиции. Оба раза с результатами примерно одинаковыми.
Война тогда несколько привела Россию в чувство, поэтому правление Александра II считается достаточно спокойным и полным реформ. В частности было отменено крепостное право (в формате, который не устроил ни его сторонников ни противников).

Дюма приплывает в Питер, оттуда едет в Москву, потом в Нижний и далее плывет по Волге до Каспийского Моря, оттуда через Кавказ (Грузию) в Крым и далее Одессу, и потом уплывает через Румынию. То есть путешествие очень основательное, год непрерывно в пути, не каждый выдержит (я бы сто раз замудохался, говорю как человек с большим опытом такого).

Это не первое путешествие Дюма, он в стиле Лебедева хочет побывать везде и посмотреть все. Есличто - "За 80 дней вокруг света" спустя 20 лет напишет не он Жюль Верн.

Впечатления большие, там трехтомник, я пока первый том посмотрю.
Формальных повода для путешествия два - в Питере идет свадьба знакомой автора, и одновременно он хочет поприсутствовать на церемонии освобождения крепостных крестьян.

Там приличная часть книги это вступление, описание спутников, описание Европы, вольный пересказ истории России все это я пропускаю. И аж на четырнадцатой главе (минус треть книги) он приплывает в Питер.

Первое впечатление "какого хрена русские красят все в зеленое", о я вижу этой традиции не один век. Дюма рассказывает, что эта краска считается более стойкой.

"Русские кучера, извозчики, как и почти все население Санкт-Петербурга, по большей части, не коренные жители столицы. Как правило, это крестьяне, приехавшие из Финляндии, Великороссии или Малороссии, Эстонии или Ливонии."

Здесь тоже за двести лет мало что поменялось.

"Представьте себе округлые валуны, одни величиной с череп патагонца, другие размером с голову самого маленького ребенка, положенные рядом и качающиеся в своих лунках; кареты, подпрыгивающие на них, и пассажиров, трясущихся в каретах, а кроме того, рытвины посередине улицы, как на проселочной дороге, кучи булыжников, которые ждут, когда их пустят в ход как мостовой камень, но пока еще явно здесь лишние; некоторые части мостовой застланы длинными шатким досками, концы которых поднимаются вверх, как качели, сначала с одной стороны, когда карета въезжает на них, а потом с другой, когда она достигает их края; после досок тянется четверть версты щебеночного покрытия, превратившегося в пыль; затем опять идут валуны, рытвины и опять доски, и опять пыль. Таковы мостовые в Санкт-Петербурге."

Одно из двух либо Дюма побывал в Питере в двадцать первом веке, либо я жил в Питере в девятнадцатом.

Дюма цитирует стихи князя Вяземского, между прочем генерального секретаря внутренних дел России
"Бог метелей, Бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он, русский Бог.
Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперек Бог имений недоходных,
Вот он, вот он, русский Бог.
Бог всех с анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,
Вот он, вот он, русский Бог.
К глупым полн он благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский Бог.
"

"дети, из какого бы сословия они ни были, одеты в русский национальный костюм, который состоит из маленькой шапочки с павлиньим пером, красной или желтой шелковой рубашки, широких полосатых штанов, заправленных в сапожки с красными отворотами"

лолшто?

"Но русские, русские — это больше, чем привидения, это призраки: они степенно вышагивают бок о бок или друг за другом, не печальные и не веселые, не произнося ни слова и не позволяя себе ни единого жеста.
Даже дети не смеются; правда, они и не плачут.
"

Европейцы были менее угрюмыми задолго до Карнеги.

"Несчастный народ! Не привычка ли к рабству приучила тебя к молчанию? Говори же, пой, читай, радуйся!
Теперь ты свободен.
"

Дюма описывает истории связанные со знаменитой русской коррупцией и попилом бюджета. Вообще коррупция времен Александра Второго реально вошла в учебники истории.

"К несчастью, пьянство в России в некоторой степени поощряется правительством"

1858 год, дамы и господа.

Вообще там три четверти текста это пересказ баек.

"русский и просит «на чай», и просит кстати и некстати, без всяких на то оснований, без всякой причины, ничего не сделав, чтобы заслужить вознаграждение, точно так же, как неаполитанец, руководствуясь лишь одним соображением: «А вдруг дадут?»
Русское предание гласит, что, как только Бог создал славянина, тот повернулся к Всевышнему и, протянув руку, произнес: «На чай извольте дать, ваша милость!»
"

Автор с большим уважением рассказывает о Суворове, но ничего не знает о Толстом, потому что Война и Мир будет написана еще через три года.

Поправка - книга состоит из пересказа баек на 99%. Собственно там и самих "путевых впечатлений" почти нет. Байки, байки, байки.

Где-то на середине тома мне стало лень выуживать из огромных глав, полностью посвященных байкам - по полстрочки реальных впечатлений автора. Ой, данунафиг.

Вот как в своих романах Дюма воды наливает, так и дневники его полностью залиты.
15:37 Попытался перечитать 20 лет спустя
И это конечно ну такоэ. Эта книга напоминает мне Золотой Теленок. В том смысле что вот есть Двенадцать стульев, которые можно перечитывать бесконечно сначала в конец с конца в начало любыми кусками и всегда в каждом эпизоде она неизменно прекрасна. И есть Золотой Теленок, где остаются отдельные проблески былого величия, утопающие в кринже, подыгрывании автора героям и тд. Один раз, особенно в детстве ее читать ок, а взрослым уже тяжело, потому что все это уже насквозь видишь.

Что-то такое и в продолжении мушкетеров.
Итак там прошло двадцать лет. Старый король умер, новому еще пять лет. Королева та же, с ней на этот раз спит кардинал, который Мазарини. Я всю жизнь считал что Мазарини и Ришелье это один и тот же человек, и нет это разные.
В любом случае кардинал теперь играет на стороне королевы, а не против нее, то есть технически на стороне мушкетеров тоже.

Однако во Франции назревает гражданская война, другая сторона это население, которое хочет снести кардинала и поставить регентом принца крови, который на данный момент в тюрьме.
В целом я люблю сюжеты про гражданские войны, так что я ок.

Далее в книге есть две вменяемых не то чтобы арки - но две вменяемых линии. Одна это когда кардинал направляет Дартаньяна и Портоса этого принца ловить (он к тому времени сбежал). А Атос и Арамис наоборот выступают на стороне восставших (они оба давно не мушкетеры). В результате двое мушкетеров против еще двоих на разных сторонах гражданской войны.
Это крутой замут, я только за. Правда автор этот замут быстро сливает, Дартаньян с Портосом не долго думая идут на измену родине ради друзей (они и в первой книге тоже самое делали так что все ок), и их как обычно даже толком не наказывают.

Второй замут это забивание сына Миледи - Мордаута. Это тоже ок.

Так вот - а все остальное время автор вообще не знает чем заняться, там чудовищное количество воды. То есть чуть ли не пол книги посвящено каким-то третьестепенным персонажам, слугам мушкетеров еще кому попало. Огромная арка посвящена побегу из тюрьмы, вообще Дюма обожает побеги из тюрем, я не так много его книг читал - но по побегу есть в каждой из них. И такой чтобы реально изобретательный и интересный только в Графе Монте Кристо. В остальных это постоянно сговор с охранником, ну то есть скучно.

Во вторых, даже когда автор знает чем заняться - он наливает чудовищное количество воды. Ну то есть всю первую четверть книги Дартаньян бегает по стране и ищет друзей. И ты какбы сразу понимаешь что он их найдет и приведет с собой в столицу. Ну то есть в этом нет никакой интриги, никакого интереса. Но автор подробно проходится по каждому, четверть книги это немало, тянется это все до бесконечности, реально значимых для сюжета поворотов там может на страницу, все остальное можно пропустить, ничего не потеряешь.

Короче все это крайне заунывное залитое водой чтиво, на две трети вообще про левых персонажей.
11:20 The Technopriests


Продолжаю просматривать работы Ходоровского - и эта очень даже хорошая. Очередной безумный сайфай про культ техносвященников. Здесь непрерывный гигантизм и безумие в каждом кадре, но в целом что-то такое я и люблю. Комикс не идеальный, но в целом это такой очень приличная космоопера уровня там Лекса скажем, для тех кто хочет чего-то на уровень круче и замороченней, чем обычно в жанре.
Закрыть