03-03-2023 15:31 the_Dark_One » 2022, ноябрь, Мексика. Часть 3: гуляем по Мехико.

Карта путешествия.


Что ж, самые красивые фотки из Мексики я уже выложил ранее, сейчас пойдёт просто отчёт о поездке. Путешествие вышло общеобразовательным, галопом-по-индейцам. По уму, на Мексику нужен минимум месяц, а не две недели. Страна большая, переездов много, времени в транспорте проводишь предостаточно. Устаёшь, в интересные места прибываешь к вечеру или смотришь утром. А посмотреть, поверьте, есть чего. Это очень большая, красивая и интересная страна. Снимал я что ни попадя без подготовки, зачастую в нережимное время и по большей части на мобилку. Я прибился к португалоязычной бразильской группе и отталкивался больше от их запросов, а они ребята были неспешные, не развернёшься. У меня с собой дрон, но летать над памятниками Мезоамерики строго запрещено (а где и зеркальную камеру на территорию брать), потому с них фоток мало. К слову, я таки немного полетал, взлетая вдали от пирамид, хоть и здесь меня подвела аппаратура: в отличие от проверенного Mavic 3 Pro, новый мой Maviс 3 Mini не только обладает камерой похуже, но и куда быстрее теряет сигнал. А потому, до некоторых интересных мест я просто не долетел, увы.

Начнём. У меня помимо уже размещённой ночной, будет ещё несколько глав со столицей, это вторая.

Ме́хико (исп. Ciudad de México, Сьюдад-де-Мехико) — столица Мексики, очень большой сам по себе и крупнейший испаноязычный город мира. Расположен в межгорной котловине-чаше на Мексиканском нагорье, на высоте 2240 метров над уровнем моря. Климат субтропический. В доколумбову эпоху в котловине было крупное озеро Тескоко, на берегу которого и на воде располагался Теночтитлан — ацтекский альтепетль (город-государство) и центр империи Ацтеков.

Регион называемый Мезоамерикой (примерно от Мехико и до Гондураса) населён тьмой-тьмущей народов, самые развитые из которых раньше жили в принадлежащих им крупных городах, аналогах греческих полисов. Несмотря на схожесть культур, мифов, языков и богов, друг дружку индейцы на дух не переносили и частенько воевали. Даже на берегу благодатного озера племён жило несколько, и ацтеки были лишь одним из них. Империя состояла из их ацтекской столицы и кучи подчинявшихся воинственным ацтекам народов, живущих в деревеньках по соседству и городах несколько дальше. В этих местах и сами ацтеки были пришельцами, Теночтитлан основан за двести лет до завоевания его испанским конкистадором Кортесом. По легенде, скитавшиеся охотники-кочевники увидали здесь картину из пророчества: орёл сидит на кактусе и держит в когтях змею. Через что поняли, что земли обетованной достигли, с кочевой жизнью нужно заканчивать и пора строить город. В честь этого события, кстати, орёл, змея и кактус украшают флаг современной Мексики.


Современный флаг Мексики.


Город быстро рос, население его достигло к пришествию Кортеса в начале 16го века нескольких сот тысяч жителей. Благодаря климату и построенным из водорослей плавучим островам, урожаи снимались по семь раз за год. Ацтеки были искусными торговцами. А уж при поддержке копий и обсидиановых мечей, торговать им было особенно хорошо. Правда, тиранический их стиль правления сыграл с ацтеками злую шутку. Когда пришли испанцы, хоть и были они в кирасах, при стальном оружии и с пушками, их было лишь несколько сот аванюристов. Но они смогли убедить представителей покорённых племён встать на их сторону, посулив свободу и всяческую благодать земную. (Конечно, испанцы наврали). А ещё они хитростью пленили и затем убили императора. И тогда империя Ацтеков пала. Город был разрушен, мегалиты его построек расколоты ради камня на строительство христианских храмов.

Кортесу понравилось место. Он объявил все земли вокруг владением испанской монархии, а на месте Теночтитлана начал строить новый город, впоследствии ставший столицей передовой испанской колонии Новой Испании. Колония спустя века на волне Наполеоновых войн и нестабильности в Старом свете объявила о своей независимости и стала Мексикой. А город на месте Теночтитлана зовётся Мехико. Ещё при конкистадорах мелководное озеро начали осушать и засыпать, чтоб увеличить площадь пахотных земель, а затем и территории под строительство. Сейчас Мехико занимает всю котловину и он просто громаден. Почти в восемь раз крупнее Москвы. Он простирается, как кажется, до горизонта, учитывая небольшую этажность построек. А постройки Мехико невысоки вот почему. Почва Мехико помнит о своём озёрном происхождении, а от того зыбкая. Это в модерновые времена люди освоили железобетон и современные инженерные решения; века назад у испанцев таких умений не было. Испанские величественные храмы строились на прочной каменной основе... в Испании. А в Мексике зыбкая почва ходила ходуном! Я вам ещё покажу несколько храмов и их косые стены — Пизанская башня зажмурила бы окна. Их постоянно ремонтировали и укрепляли. А простые жители, даже богатые, предпочитали селиться в зданиях одноэтажных. Максимум - два этажа.

Начинаем мы осмотр города с его центральной части, Площади Конституции. Прибыл я в страну 31 октября, а значит, подготовка к Дню Мёртвых — полным ходом! Весь город украшен "мёртвой" символикой, многие люди уже соответственно одеты и выкрасили лица в "черепушки". День мёртвых (исп. El Día de Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов — цомпантли. Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками — Днём всех святых (1 ноября) и Днём всех душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником, включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками. Ко Дню мёртвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой. Центральный персонаж праздника —Катрина, символ придуманный мексиканским художником Хосу Гуадалупе Посада, скелетик богатой дамы. Полное её имя Калавера де ла Катрина, где "калавера"— женская форма слова "калавер", то есть "череп". А "катрина" в свою очередь — женская форма слова "катрин", то есть "франт." Катрина символизирует собой, что даже богатых и модных в конце жизненного пути ждёт то же, что и бедных. Что всяк смертен, каким бы важным в жизни ты не был.


Катрина с франтоватым спутником.


На Площади Конституции стоят фигуры Катрин, по числу мексиканских штатов. Если вы не знали, официальное название страны — Соединённые Штаты Мексики. Ко Дню Мёртвых, являющимся национальным праздником и культурным достоянием Юнеско, каждый штат украшает свою Катрину в одежды цветов народов, там проживающих. И выстраивает алтарь с дарами традиционных для штата производств. Мексика страна небогатая, потому и производства в основном сельскохозяйственные.












Вот и я затесался под юбку, куда без селфи?










Туристы с удовольствием фотографируются у алтарей.



Бродим по улочкам, "погребальная" символика повсюду. Но это совершенно не пугает, ведь День Мёртвых — праздник добрый и мирный. В который можно поговорить, а если посчастливится, то и повидать, ушедших в мир иной родных и любимых.








У ног скелетика лежит поминальный хлеб.
То, что я вначале принял за ножку с копытцем — это человечек, сложивший на животе руки.







Приглашение посетить стену цомпантли в Темпло Майор (Великом Храме), уцелевших остатках древнего ацтекского комплекса культовых сооружений, обнаруженных в 1978 году при прокладке кабеля. 22 мая 1520 года в Великом Храме произошло массовое убийство, в ходе которого конкистадоры под предводительством Педро де Альварадо перебили свыше шестисот представителей ацтекской знати, собравшихся на праздник Токскатль. Именно эта сцена есть в фильме Алехандро Ходоровски "Священная гора", когда мерзкие жабы в кирасах убивают прекрасных пернатых ящериц.



Гид показывает нам модель-реконструкцию Великого Храма Теночтитлана. На заднем плане — площадь Конституции и Кафедральный католический собор Мехико, выстроенный отчасти из камня храмовых сооружений ацтеков. Я говорил вам про зыбкую почву — глядите, как накренена его стена!



Продолжаем бродить по улочкам.


Индейцы Мезоамерики много внимания уделяли цветам и благовониям.
Такое вот окуривание пряными дымами всех желающих, чтоб проникнуться духом, так сказать.











Есть известный мем, "Мексика / Мексика в американском кино". И есть у меня эмпирическое ощущение, что яблофон использует в своей внутренней обработке фотографий данные GPS. Что если обнаруживает, что вы в Мексике — скашивает white balance в тёплый жёлтый! Даже фотографии с телефона я не выкладываю как есть, а обрабатываю фотошопой.






Церковь имени Святого Франциска, ранее бывшая частью самого большого монастыря в Новой Испании, построенного на месте зоопарка императора Монтесумы.



Заходим на рынок, позырить что продают, да перекусить в аутентичной мексиканской забегаловке.




Вкусняшка — жаренные скорпионы и гусеницы!


Но мы возьмём что-то более привычное: овощной суп, тако с говядиной и салатом. И много острых соусов.


Дёшево и вкусно! И точка. (Цены в мексиканских долларах, то есть в песо. Один песо ~ 4 рубля.


Немношк пытаюсь видеобложить процесс.


Совсем немножко современного Мехико. Что мы, небоскрёбов не видели и фонтанов?





А это выставленные на улице работы какого-то мексиканского художника. Химеры, помеси самых разных животных. Их там много было, но все облеплены детишками и не очень удобны для фотографирования даже на мобилку. Но рыбокоты меня заворожили.












И шмелельвы!



А потом мы отправились на каналы. Сочимилько (аст. Xōchimīlco, «цветочное место») — один из 16 районов города Мехико, столицы Мексики, расположенный в 18 км от центра города. Сочимилько известен по всему миру благодаря древним каналам ацтеков — чинампас, напоминающих об остатках озера Тескоко, на котором стоит город Мехико. Здесь можно покататься на гондолах трахинера по старинным каналам, познакомиться с главным промыслом этой зоны — выращиванием цветов и растений, и послушать традиционную мексиканскую музыку в исполнении ансамблей мариачи и маримба. Это одно из наиболее посещаемых туристических мест. В 1987 г. каналы Сочимилько были объявлены объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.


На берегу канала у причала.


Хоть это и туристическое место, куда больше сюда приезжает самих жителей Мехико. Вы нанимаете гондолу и плаваете по каналам хоть весь день, с семьёй или с друзьями, на праздник, юбилей или просто в свой выходной. К вашей лодке подплывают музыканты, торговцы едой, сладостями, цветами, алкоголем. Сувениры, украшения, изделия промыслов. Ненавязчиво, по вашему желанию. Здесь я попробовал пенный пульке — древний напиток мезоамериканских индейцев, сделанный из забродившего сока агавы. Вкусно, скажу я вам.


Небольшое видео.


Плавучий оркестр.


Небольшая чебешечка.


Продажа традиционных одеял и пончо. Слишком тепло и покупателей немного.




Кому вареной кукурузы?



На одном из каналов расположен остров кукол, на деревьях которого развешены сотни сломанных и изуродованных детских кукол, призванных успокоить призрак якобы утонувшей в местных водах девочки. (На самом деле, гид объяснил нам, что вот этот остров с куклами неподалёку — фальшивый, для туристов. До настоящего с его поехавшим головой обитателем, плыть пару часов).





Ещё мы конечно заглядывали в храмы. В Новой Испании культовые сооружения должны быть не хуже чем в Старом свете и уж точно краше языческих пирамид. Поражать своей красотой и обращать в истинную веру своей монолитной мощью. В начале, мы заходили в Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, что на Площади Конституции. Это не первое культовая постройка на этом месте. Раньше здесь был языческий храм бога войны Уицилопочтли, но после завоевания Теночтитлана, Эрнан Кортес его разрушил и приказал строить из его камней христианскую церковь. Строительство велось восемь лет и сам Кортес заложил первый камень в его основание. Но церковь простояла всего полвека, её размер перестал устраивать своим великолепием власти столицы. В 1544 году испанский король Филипп II повелел построить величественный собор, призванный олицетворять мощь Испании, владыки Нового Света. Стройка началась в 1573 вокруг существующей церкви и продолжалась несколько веков, окончательно завершившись в 1813 году. Впрочем, это касается убранства собора и его украшательств, службы там конечно же начались гораздо раньше. В начале 17-го века основная часть собора была закончена и начались службы, для чего старая церковь внутри него была разобрана. В середине 20-го века в храме случился пожар, уничтоживший большую часть внутреннего интерьера. Но после прошедших реставрационных работ, об этом событии ничего уже не напоминает.






Иоанн Павел II — очень популярный дядька среди католиков.
Он много путешествовал, был и в Мехико. Сказал своей пастве много тёплых слов.







Моё внимание привлекает свисающий с потолка на длинном тросе маятник. Я думал, это очередной маятник Фуко, но у гирьки предназначение другое. Учитывая, что фундамент собора заложен на бывшем дне озера, за четыре с половиной столетия собор дал неравномерную осадку. В результате тектонических смещений и падения уровня грунтовых вод, здание опустилось в среднем на 3 метра ниже уровня площади. Огромные башни осели больше, чем само здание собора, что повлекло за собой искривление фундамента, заметное невооружённому глазу. По этой причине собор был даже внесён Всемирным фондом памятников WMF в список 100 памятников, в наибольшей степени находящихся под угрозой исчезновения. Однако восстановительные работы 90-х годов XX века стабилизировали состояние собора, и в 2000 году он покинул скорбный список. Так вот, острый конец груза показывает крен здания и разную степень его наклона в разные года.







Вечером мы поехали в другую часть Мехико к целому комплексу христианских сооружений разных времен и современной базилике Девы Марии Гуаделупской. На этом месте случилось христианское чудо — явление Богородицы аборигенам. Я расскажу об этом подробнее.

Шёл 1531 год. Как-то солнечным декабрьским утром, крестьянин-ацтек Хуан Диего Куаухтлатоатцин, крещеный францисканцами, шел на утреннюю службу в городок Тлателолько, находящийся в долине Мехико. Это в наше время кругом сплошь столица, а через десять лет после завоевания всё было ещё как во времена Ацтекской Империи — куча городков и деревень у озера. На холме Тепейяк, где прежде находился храм богини плодородия Тонантцин (так же уничтоженный по приказу Кортеса), Хуан встретил смуглую девушку необычайной красоты. Она сияла как солнце сама и сверкали растения под ногами её. Красавица представилась как Пресвятая Дева Мария, мать истинного Господа, и заговорила она с индейцем на науатлатолли, ацтекском языке. Нет католика рьяней новообращённого, и глубоко верующий Хуан во все сказанное Девой конечно же поверил.
— Что Вы хотите, чтоб я сделал? – спросил индеец.
— Иди к епископу в Мехико и передай ему мой строгий наказ строить собор вот прямо тут, на месте, где я сейчас стою. В награду за это, вы с испанцами подружитесь и будете жить в мире.

Епископ Хуан де Сумаррага, словам индейца конечно же не поверил ни на сентимо и прогнал его прочь. О чём ацтек Деве вечером и сказал по возвращении на холм.
— Может, Вам нужен посланник серьёзней меня?
— Ты избран, потому пойдёшь завтра с моей вестью вновь, —непреклонно ответила Дева.

История повторилась, но в этот раз епископ потребовал доказательств.
— Приходи завтра рано утром, и у тебя будут доказательства, — сказала Мария.
Только утром Хуан не пришел. Даже у самого рьяного католика могут случаться в семье неприятности. У Хуана был больной дядюшка (миллионер пади), и будучи самых честных правил, он требовал за собой ухода. Не мог лучше придумать, право слово: тут Дева Мария снизошла, а вы, дядя, со своими геморроями! 12 декабря ему там стало совсем худо и он послал Хуана в Мехико за священником. Ацтек попытался избежать встречи с Девой, успеть причастить дядьку — дело более важное, чем очередная попытка договориться с бестолковым епископом. Чтобы избежать встречи с Марией, Хуан решил обогнуть холм снизу. Но его перехватила! Пришлось каяться за такой наглый игнор. Дева его простила.

— Не переживай за старика, не помрёт, — сказала ему Дева. — А ты иди таки на холм, нарежь там розовых цветов и неси епископу. Они и будут доказательством!
Хуан выполнил, что ему было сказано. Он поднялся на холм, и какого было его удивление, когда на месте терновника росли изумительные розы! Срезав цветы, Хуан завернул их в свои одежды из грубой ткани и потащил их епископу. Когда индеец развернул подол, лепестки роз осыпали пол, а на ткани проступил образ Девы. От такого зрелища у епископа подкосились ноги, он упал на колени и в тот же день он распорядился начать строить храм.

Считается, что Дева Мария являлась в этом месте людям четырежды, но на самом деле – пять раз. В пятый раз Дева явилась перед Бернардино (дядькой индейца Хуана), чтобы его исцелить. Позднее испанцы расспросили старика о той встрече с Девой, и он рассказал, что Богородица научила его поклоняться Иисусу вместо Куатлехопа (Кецалькоатля, Пернатого змея) и что он теперь главным богом у индейцев будет. Испанцы не знали ацтекского языка и общались через переводчика, а от того имя «Куатлехоп» услышали как «Гуаделупа». Так они и назвали образ Девы Марии. После этого случая индейцы стали массово креститься и в наше время самые ярые католики в Мексике – как раз индейцы. Ну а испанцы признали, что у некогда кровожадных дикарей, приносивших человеческие жертвы, есть бессмертная душа. На каждый визит Богородицы построили ещё одну церковь, а ацтека Хуана в 2002 году канонизировали.


Модерновая базилика Девы Марии Гуаделупской по центру и старый храм имени её же справа.
Обратите внимание, как он перекошен. Проходя мимо, я ощущал себя мышью под подпружиненной рамкой.


Старый храм им. Девы Марии Гуаделупской.


По дороге к очень красивому памятнику, посвященному явлению Богородицы.




И крупнее.




Ацтеки (и прочие туземные народы) радостно принимают христианство.



Забавно, но епископ Хуан Сумарагга ни в одном из оставшихся после него многочисленных письменных источников (а епископы были людьми образованными, писали много философских, исторических и духовных трудов) не упоминал об этом случае. Кроме того, в одном из его письменных нравоучений встречаются такие слова:
— А почему ныне не случается больше чудес?
— Потому что Спаситель полагает, что в них больше нет необходимости.
Но видимо аборигенам чудеса таки нужны. Без чудес — нещитово.




Вход в ещё одну покосившуюся церковь.


Закат с видом на современную и старую базилики с холма.










Интерьер современной базилики. По клику — картинка крупнее.



Вот и всё на сегодня. Будут ещё пара частей про Мехико — заглянем в музеи. И напоследок, невошедшее в прошлую часть видео ночного Мехико в День Мёртвых.

Комментарии:
03-03-2023 16:16
и кот
Очень интересно, спасибо!
Исповедник
Вах! Вах! Вах!
Камрад
Шарман, бля!!! Эта ахуэнно! Жги еще!
нервный почвенник
barber LA3APb Q-River
Всё для вас, дорогие мои!
Камрад
Какая же там красота!!!
Надо, реально, на большее количество дней там оставаться)
нервный почвенник
Авантюристка
Конечно. Мексика очень колоритное и многоплановое место, времени нужно больше.
Разве что совершать переезды на ночном автобусе, а не ночевать в гостиницах - тогда можно выгадать больше времени на просмотр.
Камрад
the_Dark_One, не-не, чувак, никаких ночных автобусов, ты живой смотришься краше...
Храпящий в ночи
вот так и мир посмотришь ))
а не потрясывает там местность?
нервный почвенник
Major Pronin
Бывает.
Wet dreams don't dry
Как так прекрасно!
нервный почвенник
Tija
Местами.
Но везде интересно.
добавить комментарий
Закрыть