Весна. S.B. пишет про велосипеды. В этот раз только про шоссейные, никаких горных.
Зачем шоссейные? Почему шоссейные? Зачем пишет? Потому что нравится. Потому что красиво. Потому что быстро. Ну и что вы ему сделаете, просто не прочитаете в крайнем случае.
Что такое шоссейный велосипед? Почему он не горный? Для непросвещенного взгляда главное отличие — это руль-баран. Есть руль-баран – значит шоссейник. Если обобщенно то, наверное, в этом есть львиная доля правды, но, если кто-то поставит такой руль на мтб или фэтбайк, он конечно автоматом не превратится в шоссейник. Второе - шоссейник это то, на чем можно ездить только по асфальту. В целом тоже верно, но в последнее время шоссейник смело вторгается на бездорожье и мода последних лет на гревелы и циклокроссы прямое этому подтверждение. Может быть шоссейник это тот велосипед, у которого нет амортизационной вилки? Но опять же некоторые гревелы могут похвастаться амовилкой или каким-то новым решением для амортизации.
Так что в нынешнее время, когда типы велосипедов активно скрещиваются друг с другом мы дадим НАШЕ простое определение шоссейного велосипеда - это велосипед в основном с рулем-бараном, с жесткой передней вилкой, в основном на узких колесах стандарта 700С (28-ми дюймовых).
Оговорка «в основном» нужна для того чтобы вместить в шоссейную семью недалеко ушедшие от них гибриды и фиксы\синглспиды с прямым рулем и легитимизировать гревелы на 650b (27.5 дюймовых) колесах.
Итого, обобщено имеем четыре типа шоссейных велосипедов:
- фиксы\синглспиды;
- шоссейные;
- циклокроссы;
- гревелы.
При желании классификацию шоссейных велосипедов можно расширить еще больше, поделить на аэро, эндуро, универсальные, добавить туринги, а, например, фиксы\синглспиды выкинуть в отдельный класс. Но туринги это больше роль велосипеда, в этой роли может выступить почти любой велосипед, включая горный, а при всей специфичности фиксы, все-таки родом из шоссе, это трековые велосипеды, вышедшие на улицу.
Как же отличать между собой все эти шоссейники? Легко. Смотрим на зазоры передней вилки и задних перьев, если они маленькие, то это шоссейники и фиксы, если большие, то гревелы и циклокроссы. Большие зазоры в последних двух группах велосипедов означают, что туда можно впихнуть более широкие покрышки. Фиксы\синглспиды не имеют переключателей скоростей, потому что там одна скорость по определению. Классический шоссейник имеет более растянутую – спортивную - посадку, за счет более длинной колёсной базы, в то время как циклокросс\гревел с короткой базой обеспечивают более комфортную посадку. Гревел отличается от циклокросса тем что туда можно выставить самые широкие покрышки и в отдельных моделях можно поставить мтбшные колеса.
А теперь подробнее по каждому виду.
Самые простые и надежные велосипеды это - фиксы. Фикс – это велосипед с фиксированной передачей, то есть у этих велосипедов нет свободного хода – когда ты не вращаешь педали, и катишься – на фиксе нужно крутить педали всегда, передняя звезда и заднее колесо жестко связанны, если ты заблокируешь педали ногами, то заднее колесо тоже блокируется, такая техника торможения называется скид. Синглспид это односкоростной велосипед со свободным ходом педалей. Их объединяют с фиксами то, что превратить фикс в синглспид очень просто – нужно перевернуть заднее колесо, на одной стороне втулки фиксированная передача, на другой стороне - фривилл (свободный ход). Такие задние колёсные втулки называют флип-флоп.
У фиксов особая стать, они родом из трековых велосипедов, обеспечивают агрессивную посадку и чуткое управление, и как все минималистичное это красиво, подпишитесь в инстаграме на хештэг #fixedgear увидите. В ютубе, если набрать в поиске Terry Barentsen увидите, как катаются по разным городам фиксеры, гипнотизирующе и успокаивающе. Есть и художественный фильм – «Срочная доставка», где главный герой нью-йоркский курьер на фиксе. Как все простое - это надежно, и обслуживать там по сути нечего, просто следить за колесами и менять покрышки по мере истирания. Тормозов на фиксе обычно нет, или только передний. Фиксеры тормозят скидом, да и в целом стараются выбирать траекторию так, чтобы нужды в экстренном торможении не было. Кстати очень полезный скилл, S.B. тоже старается обходится без экстренного торможения.
Фиксы для молодых и задорных, но, если хочется выглядеть как фиксер можно использовать фикс в формате синглспид, красота останется, а удобство (относительное) повысится. Но тут без тормозов не обойдешься, есть даже городские велосипеды с ножным тормозом мимикрирующие под фиксы (например, Schwinn Racer).
Фиксы обычно используются только в городе – маленькие зазоры вилки позволяют использовать только 23-28 мм покрышки, но энтузиасты адаптировали фикс к бездорожью, заменяя вилку, чтобы поставить 32-35 мм покрышки с выраженными грунтозацепами. Есть даже такая дисциплина треклокросс, в которой участвуют такие внедорожные фиксы. Но в целом фикс прочно ассоциируется с городским великом, легкий, маневренный, с хорошей динамикой и стильный.
Как не странно порог вхождения в фикс\синглспид не самый большой. Какой-нибудь готовый
Jamis BEATNIK в Триал-спорте стоит 25 тыщ. Или самый
дешевый фикс с Onlyfix.ru. Можно купить б\у на каком-нибудь Авито. Можно при желании взять на пробу, что-нибудь из аутлипов, они есть в триале меньше 20 тысяч. Есть еще бирбайки тоже в этом сегменте. Купить такой, накататься и продать по дешевке или выбросить. Можно собрать фикс с алика, купить по частям (раму, вилку, колеса, систему) и собрать самому или дать собрать механику. На ютубе есть гайды как собрать, даже с ссылками на компоненты. Выйдет примерно 35-40 тыщ, если сильно не экономить на компонентах. Особо увлеченные собирают красавцев на базе специальных фреймсетов, которые могут стоить как крыло от самолета.
Для начала любой фикс\синглспид покажется вам сильно быстрее и динамичнее, чем любой мтб или тяжелый дорожный велосипед. Если понравится, то можно будет купить или собрать уже то что хочется. А можно не покупать, недорогой фикс\синглспид вполне может быть великом на каждый день. У него есть выбор управления - руль-баран или прямой руль. Его можно смело пристегивать на улице, воры скорее выберут какой-нибудь понятный мтб, чем непонятное односкоростное чудо на узких колесиках. Но если все же не повезет, то и потеря будет не такой существенной. Конечно в общем случае нормальный гибрид будет удобнее для среднестатистического велосипедиста, но цена у него будет сильно выше.
Классический фикс обычно собирается на стальной раме. Недорогие варианты используют Hi-Ten сталь, более дорогие используют хромомолибденовые или более редкие сплавы производства Рейнолдс или Коламбус. Бывают и алюминиевые рамы и карбоновые. Но все это уже из разряда более дорогих велосипедов, которые люди обычно покупают осознанно и им уже не нужны советы неизвестных людей из интернета.
На сегодня все, остальные шоссейники в следующей серии.